Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 02.11.2017 N Ф09-6157/17 ПО ДЕЛУ N А60-9244/2017

Требование: О признании незаконным неутверждения схем расположения земельных участков.

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Отказано в утверждении схем участков под опорами линий электропередачи при переоформлении владельцем права постоянного пользования участком на право аренды нескольких участков.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 ноября 2017 г. N Ф09-6157/17

Дело N А60-9244/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 ноября 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Беляевой Н.Г.,
судей Тороповой М.В., Купреенкова В.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее - Территориальное управление Росимущества, заинтересованное лицо) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 01.06.2017 по делу N А60-9244/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2017 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняла участие представитель открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (далее - общество "МРСК Урала", заявитель) - Стрелкова Д.В. (доверенность от 01.01.2017 N 116/2017).

Общество "МРСК Урала" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Территориальному управлению Росимущества, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) о признании незаконным бездействия, выразившегося в неутверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых при разделе земельного участка с кадастровым номером 66:25:0000000:44, с сохранением в измененных границах, указанных в заявлениях общества "МРСК Урала"; об обязании Территориального управления Росимущества, Росимущества утвердить схемы расположения указанных земельных участков на кадастровом плане территории (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Производственный центр кадастра недвижимости".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 01.06.2017 (судья Абдрахманова Е.Ю.) заявленные требования удовлетворены, суд признал незаконным бездействие Территориального управления Росимущества, выразившееся в неутверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых при разделе земельного участка с кадастровым номером 66:25:0000000:44, с сохранением в измененных границах, указанных в заявлениях общества "МРСК Урала" от 08.09.2016 (вх. N 16260, 16261, 16263, 16264, 16265, 16266, 16267, 16268, 16269). Суд обязал Территориальное управление Росимущества устранить допущенные нарушения прав заявителя путем утверждения схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых при разделе земельного участка с кадастровым номером 66:25:0000000:44, с сохранением в измененных границах, указанных в заявлениях общества "МРСК Урала". В удовлетворении требований к Росимуществу отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2017 (судьи Полякова М.А. Дюкин В.Ю., Семенов В.В.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Территориальное управление Росимущества, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит обжалуемое решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, в части признания незаконным бездействия Территориального управления Росимущества и обязания устранить допущенные нарушения прав общества "МРСК Урала", отменить, в удовлетворении требований заявителя отказать в полном объеме. Заявитель кассационной жалобы настаивает на отсутствии незаконного бездействия, указывая на Положение о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, утвержденное приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374, и отсутствие полномочий по распоряжению земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации и превышающими площадь в 10 гектаров. Заявитель кассационной жалобы считает, что в пределах своих полномочий выполнило все необходимые действия по рассмотрению заявления общества "МРСК Урала". Территориальное управление Росимущества полагает, что заявителем не доказано несоответствие бездействия заинтересованного лица нормативным актам, а также нарушение прав общества в сфере предпринимательской деятельности.
В отзыве на кассационную жалобу общество "МРСК Урала" просит оставить обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Росимущества - без удовлетворения, считая доводы, изложенные в ней, несостоятельными.

В соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции в обжалуемой части исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Как установлено судами и следует из материалов дела, обществу "МРСК Урала" на праве собственности принадлежат электросетевые комплексы подстанций, в том числе подстанции "Бобровка", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 66 АГ 336787 от 21.07.2008, подстанции "Верхняя - Сысерть", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 66 АГ 336776 от 21.07.2008, подстанции "Волна" (свидетельство о государственной регистрации права 66 АГ 336802 от 22.07.2008), подстанции "Кадниковская" (свидетельство о государственной регистрации права 66 АГ 336788 от 21.07.2008).
Указанные объекты - электросетевые комплексы подстанций "Бобровка", "Верхняя - Сысерть", "Волна", "Кадниковская", расположены на земельном участке с кадастровым номером 66:25:0000000:44, площадью 12,37 га, который является единым землепользованием; категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Земельный участок с кадастровым номером 66:25:0000000:44 принадлежит Российской Федерации, право собственности Российской Федерации на данный земельный участок зарегистрировано, что следует из кадастровой выписки от 23.01.2009 N 6625/201/09-339.
Указанный земельный участок предоставлен обществу с ограниченной ответственностью "Свердловэнерго" на праве постоянного (бессрочного) пользования (свидетельство от 07.06.1994 N 4918), которое впоследствии перешло к обществу "МРСК Урала" в 2008 году в порядке универсального правопреемства на основании п. 2 ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, при реорганизации общества "Свердловэнерго" в форме присоединения к обществу "МРСК Урала".
В целях соблюдения требований п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды общество "МРСК Урала" организовало проведение кадастровых работ по образованию и формированию земельных участков из земельного участка с кадастровым номером 66:25:0000000:44, с последующей постановкой на государственный кадастровый учет вновь образованных земельных участков и заключением договоров аренды на образованные земельные участки.
В результате проведенных кадастровых работ были подготовлены схемы расположения земельных участков, образованных из земельного участка с кадастровым номером 66:25:0000000:44 на кадастровом плане территории.
Общество "МРСК Урала" обратилось в Территориальное управление Росимущества с заявлениями от 08.09.2016 вх. NN 16260, 16261, 16262, 16263, 16264, 16265, 16266, 16267, 16268, 16269 об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории под опорами линий электропередач, принадлежащих обществу "МРСК Урала", формируемых из земельного участка, расположенного по адресу: Свердловская область, р-н Сысертский на кадастровом плане территории, площадью 12,37 га, с кадастровым номером 66:25:000000:44, путем раздела с сохранением исходного участка в измененных границах площадью 4 кв. м, 1 кв. м, 5 кв. м, 12 кв. м, 8 кв. м, 3 кв. м, 221 кв. м, 63 кв. м, 1 кв. м, 4 кв. м.
К указанным заявлениям были приложены следующие документы: схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории на бумажном и электронном носителях в формате xml; свидетельства о государственной регистрации права на электросетевые объекты; свидетельство о постоянном (бессрочном) пользовании земельным участком; выписка из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении общества "МРСК Урала"; доверенность представителя общества "МРСК Урала".
Территориальное управление Росимущества письмом от 06.10.2016 N АР-11482/07 сообщило, что обращения общества "МРСК Урала" направлены в Росимущество.
В письме от 31.10.2016 N ПП-10/45163 Росимущество указало на отсутствие оснований для утверждения схем расположения земельных участков площадью 4 кв. м, 1 кв. м, 5 кв. м, 12 кв. м, 8 кв. м, 3 кв. м, 221 кв. м, 63 кв. м, 1 кв. м, 4 кв. м, образуемых из земельного участка с кадастровым номером 66:25:000000:44.
Территориальное управление Росимущества направило в адрес общества "МРСК Урала" ответ от 05.12.2016 N АР-13940/07 со ссылкой на письмо от 31.10.2016 N ПП-10/45163.
Общество "МРСК Урала", полагая, что бездействие Территориального управления Росимущества и Росимущества по утверждению схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории является незаконным, нарушающим права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования в части признания бездействия Территориального управления Росимущества незаконным, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
Исходя из ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При исследовании обстоятельств настоящего спора судами установлено, что общество "МРСК Урала" обратилось в Территориальное управление Росимущества с заявлениями об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории под опорами линий электропередач, формируемых из земельного участка с кадастровым номером 66:25:000000:44, путем раздела с сохранением исходного земельного участка в измененных границах площадью 4 кв. м, 1 кв. м, 5 кв. м, 12 кв. м, 8 кв. м, 3 кв. м, 221 кв. м, 63 кв. м, 1 кв. м, 4 кв. м.
В соответствии со ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Согласно п. 7 ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются:
1) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить;
2) копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
В силу п. 1 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (п. 2 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
В п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, а именно:
- несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
- полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
- разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
- несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
- расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Из материалов дела усматривается, что отказ Территориального управления Росимущества (со ссылкой на письмо Росимущества от 31.10.2016 N ПП-10/45163) в утверждении схемы расположения земельного участка мотивирован несоответствием схемы, требованиям, установленным приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762, представлением нескольких схем образования земельных участков из одного земельного участка, несоблюдением требований п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации к образуемым земельным участкам, а также необходимостью обращения с требованием об установлении сервитута.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 27.11.2014 N 762 утверждены требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе (далее - Требования к подготовке схемы расположения земельного участка).
Согласно п. 6 Требований к подготовке схемы расположения земельных участков в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории указываются:
- условный номер каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка (в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков);
- проектная площадь каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;
- список координат характерных точек границы каждого образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости;
- изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения.
В п. 7 Требований к подготовке схемы расположения земельных участков предусмотрено, что в случае подготовки схемы расположения земельного участка с использованием официального сайта графическая информация приводится на картографической основе государственного кадастра недвижимости. В случае отсутствия картографической основы в содержании раздела КПТ.2.1 "План (чертеж, схема) земельных участков, зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, расположенных в кадастровом квартале" кадастрового плана территории при подготовке схемы расположения земельного участка с использованием иных технологических и программных средств для отображения графической информации дополнительно в качестве картографической основы могут применяться не содержащие сведения ограниченного доступа картографические материалы, в том числе включенные в картографо-геодезические фонды, в масштабе, обеспечивающем читаемость графической информации, и в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости, с учетом указанных в пункте 4 Требований материалов и сведений. При подготовке схемы расположения земельного участка на бумажном носителе при отсутствии картографической основы в разделе КПТ.2.1 графическая информация дополняется схематичным отображением границ территорий общего пользования, красных линий, а также местоположения объектов естественного или искусственного происхождения, облегчающих ориентирование на местности (реки, овраги, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи, иные сооружения, здания, объекты незавершенного строительства).
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 25.08.2014 N 504 утверждены формы кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка, кадастровых выписок о земельном участке, о здании, сооружении, объекте незавершенного строительства и кадастрового плана территории, согласно которому в разделе КПТ2.1 отображаются план (чертеж, схема) земельных участков на основании сведений о координатах границ земельных участков, содержащихся в ГКН, зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на основании сведений о координатах контуров указанных объектов недвижимости на земельных участках, а также границы единиц кадастрового деления. Объекты недвижимости на плане идентифицируются номером объекта недвижимости в кадастровом квартале, либо кадастровым номером объекта недвижимости, либо обозначением объекта недвижимости и порядковым номером в соответствии с записью о соответствующем объекте недвижимости в строке 3 КПТ.1.1 "Общие сведения о земельных участках в кадастровом квартале".
Из материалов дела усматривается, что поскольку при подготовке схемы расположения земельного участка на бумажном носителе при отсутствии картографической основы в разделе КПТ.2.1 графическая информация дополняется схематичным отображением местоположения объектов естественного или искусственного происхождения, облегчающих ориентирование на местности (реки, овраги, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи, иные сооружения, здания, объекты незавершенного строительства), при проведении кадастровых работ схема расположения земельного участка дополнена схематическим отображением опоры линии электропередачи в виде выноски.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам, предусмотренным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что в представленных заявителем схемах расположения земельных участков на кадастровом плане территории указаны условные номера образуемых земельных участков, площадь земельных участков, список координат характерных точек границ образуемых земельных участков, графическое изображение образуемых земельных участков, а также нанесены кадастровые номера объекта недвижимости, под которым испрашивается земельный участок, суды первой и апелляционной инстанций установили, что представленные заявителем схемы соответствуют Требованиям к составлению схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762, а также требованиям Приказа Минэкономразвития России от 25.08.2014 N 504, в связи с чем при отсутствии иных опровергающих доказательств, пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для неутверждения схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории по причине их несоответствия вышеуказанным нормативным требованиям.
Как следует из материалов дела, одним из оснований для отказа в утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории являлось несоблюдение требований п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации к образуемым земельным участкам.
Из положений пунктов 4, 6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
При рассмотрении спора судами установлено, что линии электропередач, входящие в состав электросетевых комплексов - подстанции "Бобровка", подстанции "Верхняя - Сысерть", подстанции "Волна", подстанции "Кадниковская", построены и введены в эксплуатацию в периоды с 1958 по 1997 гг., земельный участок с кадастровым номером 66:25:0000000:44 предоставлен заявителю в 1994 году как правообладателю объектов недвижимости под размещение объектов энергоснабжения - до введения требований к образованию земельных участков.
Кроме того, судами принято во внимание, что линии электропередачи, входящие в состав электросетевых комплексов, имеют сложное протяженное размещение; формирование границ и площади отводимого участка регламентировалось действующим нормативным актом - утвержденными Минтопэнерго Российской Федерации нормами отвода земель для электрических сетей напряжением 0,38 - 750 кВ от 20.05.1994 N 14278тм-т1, которые определялись по предусмотренным в них формулам.
В соответствии с п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения отнесены к категории линейных объектов и формирование земельных участков под такими объектами возможно только в виде образования многоконтурных земельных участков в соответствии с нормами отвода земельных участков под электросетевыми объектами, установленными "Правилами определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2003 N 486.
На основании письма Минэкономразвития Российской Федерации от 22.12.2009 N 22409-ИМ/Д23 "Особенности подготовки документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета многоконтурных земельных участков, осуществления такого учета и предоставления сведений государственного кадастра недвижимости о многоконтурных земельных участках" под многоконтурным земельным участком понимается объект недвижимости (земельный участок), граница которого представляет собой несколько замкнутых контуров. В связи с этим отдельные контуры границы земельного участка не являются отдельными земельными участками, входящими в состав многоконтурного земельного участка, либо его частями, а выступают в качестве единого объекта.
Руководствуясь вышеизложенными нормативными актами и установив, что испрашиваемые земельные участки удовлетворяют требованиям к их конфигурации, расположению и площади, установленными на момент отвода, не приводят к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию недостаткам, суды первой и апелляционной инстанций сделали верный вывод об отсутствии нарушений требований п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем признали необоснованным отказ в утверждении схем расположения земельных участков по указанному основанию.
При рассмотрении такого основания для отказа заинтересованного лица как предоставление нескольких схем образования земельных участков из одного земельного участка, суды верно указали на отсутствие соответствующего основания, влекущего отказ в утверждении схемы расположения земельного участка, с учетом того, что образуемые земельные участки расположены под линейными объектами, территориально размещенными в разных кадастровых кварталах, что исключает возможность формирования единой схемы, а также исходя из положений п. 11. Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 27.11.2014 N 762, согласно которым, если схемой расположения земельного участка предусматривается образование двух и более земельных участков, сведения о каждом образуемом земельном участке, за исключением графической информации, приводятся в схеме расположения последовательно; графическая информация приводится в отношении всех образуемых земельных участков.
Судами также обоснованно указано, что указание заинтересованным лицом на необходимость оформления сервитута не является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка по смыслу п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающего исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, а также противоречит положениям ст. 274 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что основания для неутверждения предложенных заявителем схем расположения земельного участка отсутствовали, а также учитывая, что бездействие Территориального управления Росимущества по неутверждению схем нарушает права заявителя и препятствует в оформлении его прав на земельные участки, необходимые для эксплуатации принадлежащих ему объектов, суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали незаконным бездействие Территориального управления Росимущества, обязав заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав заявителя путем утверждения схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых при разделе земельного участка с кадастровым номером 66:25:0000000:44, с сохранением в измененных границах, указанных в заявлениях общества "МРСК Урала".
Поскольку выводы судов в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия Росимущества не обжаловались, законность судебных актов в данной части судом кассационной инстанции не проверялась (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Довод заявителя кассационной жалобы об отсутствии бездействия Территориального управления Росимущества по рассмотрению заявления общества "МРСК Урала", в связи с отсутствием полномочий, рассмотрен и обоснованно отклонен судом апелляционной инстанции.
Принимая во внимание, что в силу Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Территориальное управление Росимущества, являясь территориальным органом Росимущества, наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, расположенным на территории Свердловской области, а также учитывая, что обращение с заявлениями об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории направлено непосредственно в адрес Территориального управления Росимущества, суды пришли к выводу о том, что именно указанному заинтересованному лицу надлежало совершить действия по рассмотрению заявления.
С учетом изложенного, по результатам оценки письма Территориального управления Росимущества от 05.12.2016 N АР-13940/07, следует признать обоснованными выводы судов о том, что перенаправление письма Росимущества от 31.10.2016 N ПП-10/45163 в адрес заявителя не является выполнением действий, направленных на рассмотрение заявления и предоставление соответствующей государственной услуги в соответствии с требованиями земельного законодательства в отношении подобных заявлений.
Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, по существу направлены на переоценку доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами по правилам, предусмотренным ст. 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана надлежащая правовая оценка согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 13031/12, а также в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570, от 16.02.2017 N 307-ЭС16-8149.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражный суд Свердловской области от 01.06.2017 по делу N А60-9244/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Н.Г.БЕЛЯЕВА

Судьи
М.В.ТОРОПОВА
В.А.КУПРЕЕНКОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)