Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛГОГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 26.07.2017 ПО ДЕЛУ N 33-11842/2017

Требование: Об установлении факта владения на праве собственности, признании права собственности на земельный участок.

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что постановлением органа местного самоуправления были переданы в собственность граждан садовые участки согласно спискам, его фамилия в данных списках не была указана, хотя он является членом садоводческого товарищества, владеет и пользуется садовым участком, уплачивает целевые и членские взносы.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 июля 2017 г. по делу N 33-11842/2017


Судья Бескоровайнова Н.Г.

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Малышевой И.А.
судей Бабайцевой Е.А., Лисовского А.М.
при секретаре И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению К. к садоводческому некоммерческому товариществу "Дружба", администрации Куйбышевского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области об установлении факта владения на праве собственности, признании права собственности на земельный участок
по апелляционной жалобе Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области на решение Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 30 марта 2017 года, которым исковые требования К. удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Малышевой И.А., судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
установила:

К. обратился в суд с иском к СНТ "Дружба", администрации Куйбышевского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области об установлении факта владения на праве собственности, признании права собственности на земельный участок.
В обоснование заявленных требований указал, что Постановлением Администрации Среднеахтубинского района Волгоградской области N 128 от 20 мая 1993 года "О передаче садовых участков собственность" было передано в собственность граждан 371 садовый участок в СТ "Дружба" согласно спискам, являющимся неотъемлимой частью данного постановления. Его фамилия в данных списках не была указана, в то время как с 08 мая 1990 года он является членом садоводческого товарищества "Дружба", владеет и пользуется садовым участком <адрес>, оплачивает целевые и членские взносы.
Полагает, что его фамилия ошибочно не указана в списках на приватизацию дачного участка, в связи с чем он лишен возможности надлежащим образом оформить свои права на принадлежащее имущество.
В связи с изложенными обстоятельствами, просил суд установить факт владения на праве собственности земельным участком <адрес>; признать за ним право собственности на данное недвижимое имущество.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения, просит его отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, указывая на то, что отсутствие у СНТ "Дружба" оснований для возникновения права собственности на земельный участок, исключает возможность признания права собственности на такой участок. Кроме того, для предоставления земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность некоммерческих организаций бесплатно, необходимо отсутствие ограничения оборота такого участка, тогда как спорный дачный участок, входит в границы природного парка "Волго-Ахтубинская пойма", земли которого ограничены в обороте и не предоставляются в частную собственность.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с законом и фактическими обстоятельствами.
Согласно статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Между тем таких нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
На основании пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, в частности Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
Согласно преамбуле Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" под особо охраняемыми природными территориями понимаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" выделяет категории особо охраняемых природных территорий, к которым относятся государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники; национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады.
В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" природные парки являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения, в границах которых выделяются зоны, имеющие экологическое, культурное или рекреационное назначение, и соответственно этому устанавливаются запреты и ограничения экономической и иной деятельности.
Создание природных парков осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6 статьи 2 настоящего Федерального закона (статья 19 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях").
Из приведенных правовых норм в их взаимосвязи следует, что природные парки, имея особое природоохранное значение, наделяются статусом особо охраняемой территории и изымаются полностью или частично из хозяйственного использования решениями органов государственной власти субъекта Российской Федерации, то есть ограничены в обороте с момента принятия уполномоченным органом субъекта Российской Федерации решения о его создании.
Пунктом 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Судебной коллегией установлено, что границы государственного учреждения "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма" утверждены постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 26 апреля 2002 года N 339.
Испрашиваемый истцом земельный участок находится в границах природного парка "Волго-Ахтубинская пойма", однако на основании Указа Президента РФ от 27 октября 1993 года N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" и постановления администрации Среднеахтубинского района N 251 от 17 мая 1995 года он в составе иных садоводческих участков был передан в коллективно-совместную собственность СНТ "Дружба", о чем 29 августа 1995 года садоводческому товариществу было выдано свидетельство о праве собственности на землю.
Постановлением администрации Среднеахтубинского района Волгоградской области от 20 мая 1993 года N 128 садовые участки СНТ "Дружба" переданы в собственность граждан бесплатно.
Согласно заключению правления садоводческого некоммерческого товарищества "Дружба" от 05 февраля 2017 года, земельный участок, площадью 520 кв. м, расположенный по <адрес>, входит в состав территории товарищества и предоставлен К. в соответствии с протоколом N 2 от 08 мая 1990 года.
Из чертежа границ земель, находящихся в собственности СНТ "Дружба", также усматривается, что предоставленный К. дачный участок N <...> находится в пределах границ садоводческого товарищества.
Таким образом, материалами дела объективно подтверждается, что спорный земельный участок на момент передачи его в собственность СНТ "Дружба", а затем и принятия местной администрацией решения о передачи земель садоводческого товарищества бесплатно в собственность граждан не имел статуса особо охраняемой территории, не был изъят и ограничен в обороте в связи с чем оснований полагать, что он не может быть передан в частную собственность не имеется.
Пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании следующих документов:
1) акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
2) акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
3) выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
4) иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок.
То есть для передачи земельного участка члену садоводческого товарищества в собственность необходимо установление следующих имеющих существенное правовое значение обстоятельств: испрашиваемый гражданином участок должен входить в состав территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения; гражданин, испрашивающий земельный участок в собственность бесплатно, должен являться членом данного некоммерческого объединения (партнерства) и пользоваться этим участком на законных основаниях; земельный участок предоставлен гражданину до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченным органом в пределах компетенции и в установленном законом порядке.
Все эти обстоятельства нашли свое подтверждение в суде первой инстанции, а именно, что спорный земельный участок входит в границы земель СНТ "Дружба", К. является членом садоводческого товарищества и пользователем садоводческого участка с 1990 года, решение о передаче в собственность граждан бесплатно садовых участков СНТ принято уполномоченным органом - администрацией Среднеахтубинского района Волгоградской области.
Перечисленное наряду с приведенными нормами закона свидетельствуют о наличии в рассматриваемом случае оснований для передачи в собственность К. дачного земельного участка N <...> в СНТ "Дружба".
Доводы апелляционной жалобы Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области о том, что у СНТ "Дружба" не могло возникнуть право коллективной собственности в связи с изданием Указа Президента РФ от 24.12.1993 N 2287 "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации", не влекут отмену судебного решения по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 5 Закон РСФСР от 23.11.1990 N 374-1 "О земельной реформе" колхозам, другим кооперативным сельскохозяйственным предприятиям, акционерным обществам, в том числе созданным на базе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий, а также гражданам для ведения коллективного садоводства и огородничества земельные участки могут передаваться в коллективную (совместную или долевую) собственность.
Согласно статье 66 Земельного кодекса РСФСР (утв. ВС РСФСР 25.04.1991 N 1103-1) земельные участки для коллективного садоводства, огородничества и животноводства предоставляются местными Советами народных депутатов в пределах их компетенции и состоят из земель общего пользования, находящихся в пользовании садоводческих и животноводческих товариществ, и из земель, находящихся в собственности или в пожизненном наследуемом владении членов указанных товариществ.
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2287 "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации" устанавливалось, что полномочия Советов народных депутатов, предусмотренные статьями 14, 28, 29, 33 - 35, 55, 58, 64, 66, 68, 74, 80 и 94 Земельного кодекса РСФСР, осуществляются соответствующими местными администрациями.
На момент издания администрацией Среднеахтубинского района Волгоградской области постановления N 251 от 17 мая 1995 года о передаче в собственность СНТ "Дружба" земель <адрес>, Земельный кодекс РСФСР, утв. Верховным Советом РСФСР 25.04.1991 г. N 1103-1, продолжал действовать, который как и Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2287 относит передачу в собственность земель для ведения садоводства к компетенции местной администрации, в рассматриваемом случае администрации Среднеахтубинского района Волгоградской области.
Кроме этого, пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", предусматривал, что граждане и юридические лица могут образовывать совместную или общую долевую собственность путем добровольного объединения принадлежащих им земельных участков, земельных долей (паев).
Согласно пункту 3 Указа Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года N 1767 каждому собственнику земельного участка выдается свидетельство о праве собственности на землю, которое является документом, удостоверяющим право собственности на земельный участок и служит основанием при совершении сделок и при осуществлении иных действий по владению, пользованию и распоряжению земельным участком в соответствии с действующим законодательством.
При первичном предоставлении земельного участка свидетельство выдается соответствующим комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по решению местной администрации
Из приведенных обстоятельств и норм права, действующих на момент принятия администрацией Среднеахтубинского района Волгоградской области постановления N 251 от 17 мая 1995 года, следует, что решение о передаче в собственность СНТ "Дружба" земель принято уполномоченным органом, в установленном законом порядке не обжаловалось и не признано незаконным, земельные участки у садоводческого товарищества не истребовались, в подтверждение права собственности СНТ на переданные земли выдано свидетельство серия N <...>, регистрационная запись N <...> от 29 августа 1995 года, которое в силу действующего правового регулирования является надлежащим правоустанавливающим документом.
Таким образом, изложенные Комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области в апелляционной жалобе положения нормативных актов, не свидетельствуют о том, что у СНТ "Дружба" не возникло право собственности на переданные местной администрацией земли для ведения садоводства, и тем более не указывают на неправомерность принятого администрацией Среднеахтубинского района Волгоградской области постановления от 20 мая 1993 года N 128, которым земли СНТ "Дружба" переданы в собственность граждан бесплатно и которое породило у К. право на приобретение введенного ему в 1990 году садового участка в собственность.
Иных доводов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется, нарушений, влекущих безусловную отмену судебного постановления, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:

решение Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 30 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)