Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ПРИМОРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 16.10.2017 N 44ГА-158/2017

Требование: О признании незаконным решения органа местного самоуправления.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ему было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПРЕЗИДИУМ ПРИМОРСКОГО КРАЕВОГО СУДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 октября 2017 г. N 44га-158


Докладчик Кудрина Я.Г.

Президиум Приморского краевого суда в составе:
Председательствующего Попова И.А.,
членов президиума Бусарова С.А., Дорохова А.П., Кучинской Е.В., Нужденко Т.П.,
Украинской Т.И., Хребтовой Н.Л.,
при секретаре В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Садоводческого, огороднического, дачного некоммерческого товарищества "Ласточка" к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка
по кассационной жалобе Садоводческого, огороднического, дачного некоммерческого товарищества "Ласточка" в лице председателя С. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 8 июня 2017 г.
Заслушав доклад судьи Шевцовой Т.С., выслушав объяснения представителя Садоводческого, огороднического, дачного некоммерческого товарищества "Ласточка" "Ласточка С., представителя Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края Г., президиум
установил:

Садоводческое, огородническое, дачное некоммерческое товарищество "Ласточка" (далее - СОДНТ "Ласточка) обратилось в суд с требованием к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - Департамент) о признании незаконным изложенного в письме от 15 марта 2016 г. N 20/6938 решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в безвозмездное пользование сроком на 5 лет для ведения огородничества площадью 20000 кв. м, по адресу: <адрес>, в районе <адрес> возложении обязанности принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Решением Артемовского городского суда Приморского края от 14 февраля 2017 г. заявленные требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 8 июня 2017 г. решение суда первой инстанции отменено и принято новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе СОДНТ "Ласточка" ставится вопрос об отмене апелляционного определения.
По результатам изучения кассационной жалобы СОДНТ "Ласточка" судьей Приморского краевого суда Шевцовой Т.С. 1 сентября 2017 г. дело было истребовано в Приморский краевой суд и определением от 28 сентября 2017 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - президиума Приморского краевого суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и определения о передаче дела на рассмотрение в судебном заседании суда кассационной инстанции, президиум находит жалобу подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьей 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При рассмотрении дела такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права допущены судом апелляционной инстанции.
Отношения по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулированы главой V.1. Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с положениям которой предоставление таких земельных участков осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции (статья 39.2), в том числе на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления (статья 39.1 ЗК РФ).
В соответствии с частью 6 статьи 2 Закона Приморского края от 18.11.2014 N 497-КЗ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона Приморского края от 28.12.2016 N 63-КЗ) и Положением о Департаменте, утвержденным постановлением администрации Приморского края от 05.12.2012 N 374-па, Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края осуществляет полномочия органов местного самоуправления, в том числе Артемовского городского округа, по управлению и распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Без проведения торгов осуществляется предоставление земельных участков в безвозмездное пользование некоммерческим организациям, созданным гражданами, для ведения огородничества на срок не более пяти лет (подпункт 11 пункт 2 статьи 39.10, статья 39.14 ЗК РФ).
Судом установлено, что СОДНТ "Ласточка" 21 июля 2015 г. обратилось в Департамент с заявлением о предварительном согласовании предоставления в безвозмездное пользование сроком на 5 лет земельного участка площадью 20000 кв. м, по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, для ведения огородничества. К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка административный истец приложил, в том числе схему расположения земельного участка (л.д. 11 - 12). Впоследствии административный истец направил административному ответчику письмо о выявленной ошибке в схеме расположения земельного участка, приложив схему расположения земельного участка, изготовленную в соответствии с требованиями приказа Минэкономразвития РФ от 27.11.2014 N 762 (л.д. 13 - 14). Письмом от 15 марта 2016 г. N 20/6938 Департамент отказал в предварительном согласовании предоставления земельного участка, указав, что в соответствии с правилами землепользования и застройки на территории Артемовского городского округа испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне СХ-3 (зона сельскохозяйственных угодий и объектов сельскохозяйственного назначения). Земельный участок расположен на землях населенных пунктов. Цель предоставления земельного участка "для ведения огородничества" соответствует градостроительному регламенту территориальной зоны СХ-3. Вместе с тем для садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих товариществ правилами землепользования и застройки на территории Артемовского городского округа установлена территориальная зона коллективных садов и огородов СХ-1 (л.д. 18).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями Земельного и Градостроительного кодекса Российской Федерации, Правилами землепользования и застройки Артемовского городского округа, утвержденными решением Думы Артемовского городского округа от 28.04.2011 N 497, и пришел к выводу о том, что отказ СОДНТ "Ласточка" в предварительном согласовании представления земельного участка не основан на нормах действующего законодательства.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из того, что испрашиваемый СОДНТ "Ласточка" земельный участок расположен в территориальной зоне СХ-3, в которой не предусмотрен такой вид разрешенного использования "размещение строений и сооружений", и его предоставление в заявленных целях будет противоречить Правилам землепользования и застройки Артемовского городского округа.
Кроме того суд апелляционной инстанции указал, что для садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих товариществ правилами землепользования и застройки на территории Артемовского городского округа установлена территориальная зона коллективных садов и огородов СХ-1, в которой предусмотрен такой вид разрешенного использования, как "размещение жилого строения, садового дома, летнего сооружения". В связи с чем пришел к выводу о законности решения Департамента от 15 марта 2016 г. N 20/6938.
Между тем с выводами суда апелляционной инстанции согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с частью 8 статьи 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. В том числе, суд выясняет: соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действии, имевшего место бездействия.
При этом в силу части 1 статьи 307 КАС РФ рассмотрение административного дела в судебном заседании суда апелляционной инстанции осуществляется по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела, суд апелляционной инстанции названные требования процессуального закона не исполнил.
В судебном постановлении приведенные в обоснование законности оспариваемого решения основания не соответствуют основаниям (обстоятельствам), которые положены в основу оспариваемого решения Департамента и отражены в его тексте.
Согласно пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ возведение строений и сооружений в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении осуществляется в соответствии с проектом планировки территории и (или) проектом межевания территории, а также градостроительным регламентом.
Градостроительный регламент представляет собой устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства. Градостроительный регламент утверждается в составе правил землепользования и застройки применительно к каждой территориальной зоне (пункт 9 статьи 1, часть 6 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ).
Таким образом, перечень объектов, которые могут возводиться на огородном земельном участке, ограничен правовым режимов такого участка, определенным статьей 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ (с правом или без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений) и зависит от градостроительного регламента.
В статье 22 Правил землепользования и застройки Артемовского городского округа, утвержденных решением Думы Артемовского городского округа от 28.04.2011 N 497, определен градостроительный регламент и зоны сельскохозяйственного использования. В пункте 3 статьи 22 установлены основные виды разрешенного использования зоны сельскохозяйственных угодий и объектов сельскохозяйственного назначения (СХ-3), предельные размеры земельных участков и параметры застройки.
Ведение огородничества и размещение хозяйственных построек относится к основному виду разрешенного использования земельных участков, предусмотренных для зоны СХ-3.
Следовательно, выводы суда апелляционной инстанции о законности и обоснованности решения Департамента от 15 марта 2016 г. N 20/6938, основанные на иных обстоятельствах, не являвшихся предметом рассмотрения соответствующего органа, не соответствуют приведенным нормам материального права.
Президиум считает необходимым отметить, что правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Правила землепользования и застройки включают в себе порядок их применения и внесения изменений в указанные правила, карту градостроительного зонирования, содержащуюся границы территориальных зон, градостроительный регламент, и не определяют субъектов, которым в соответствии с законодательством предоставляются земли с определенным разрешенным видом использования (части 2, 4 статьи 30 ГрК РФ).
Кроме того, законные основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка, приложенной к заявлению о предварительном согласовании предоставлении земельного участка поименованы в пункте 8 статьи 39.15 и 16 статьи 11.10 ЗК РФ. Данные нормы права содержат исчерпывающий перечень оснований отказа и не содержат требований о необходимости выяснения судом перечня объектов, которые могут возводиться на огородном земельном участке.
В связи с изложенным президиум находит допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального и процессуального права, приведенные выше, существенными, которые не могут быть устранены без отмены судебного постановления и нового рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции.
Руководствуясь ст. 329 КАС РФ, президиум
постановил:

апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 8 июня 2017 г. 2017 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
И.А.ПОПОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)