Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 27.11.2015 ПО ДЕЛУ N А60-43222/2015

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 27 ноября 2015 г. по делу N А60-43222/2015


Резолютивная часть решения объявлена 26 ноября 2015 года
Полный текст решения изготовлен 27 ноября 2015 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Е.Ю. Абдрахманова при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания И.Ю. Лупповой, рассмотрел в судебном заседании дело N А60-43222/2015 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ" (ИНН 6674147900, ОГРН 1046605227107)
к ДЕПАРТАМЕНТУ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ (ИНН 6670324273, ОГРН 1106670035834)
о признании незаконным Приказа Департамента лесного хозяйства Свердловской области N 1257 от 07.08.2015 г.,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: К.С. Попыванов - представитель по доверенности от 03.03.2014 г. N б/н, предъявлено удостоверение;
- от заинтересованного лица: ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя;
- Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.

Общество с ограниченной ответственностью "ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к ДЕПАРТАМЕНТУ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ о признании незаконным Приказа Департамента лесного хозяйства Свердловской области N 1257 от 07.08.2015 г. о предоставлении в аренду лесного участка ООО "ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ" для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.
В предварительное судебное заседание от заинтересованного лица поступил отзыв на заявление, в котором заинтересованное лицо не согласно с заявлением по доводам, указанным в отзыве.
Заявитель представил возражения на отзыв.
В настоящее судебное заседание заявитель представил письменные пояснения.
Заинтересованное лицо представило ходатайство, в котором поддерживает доводы, изложенные в отзыве полном объеме.
Каких-либо дополнительных документов и возражений сторонами не представлено, в связи с чем суд рассматривает дело по имеющимся в нем документам.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя заявителя, суд
установил:

Вступившим в законную силу судебным актом по делу N А60-34386/2014 установлено, что ООО "Технологии управления" является собственником временной административно-хозяйственной постройки для охраны вспомогательного использования, расположенной на лесном участке по адресу: Свердловская область, Невьянский район, Заозерное лесничество, 108 квартал, выдел 2, кадастровый номер 66:15:000000042/008 (п. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Указанным судебным актом суд обязал Департамент лесного хозяйства Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Технологии управления" путем принятия решения о предоставлении в аренду испрашиваемого лесного участка.
Во исполнение указанного решения ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ издал приказ N 1257 от 07.08.2015 г. о предоставлении в аренду лесного участка ООО "ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ" для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.
Полагая, что принятый заинтересованным лицом приказ является незаконным, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Департамент лесного хозяйства Свердловской области в удовлетворении заявленных требований просит отказать, доводы изложил в письменном отзыве.
Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав пояснения представителей сторон, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению исходя из следующего.
Исследовав материалы дела, оценив фактические обстоятельства в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, заслушав пояснения участвовавших в судебном заседании представителей, арбитражный суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению на основании следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону и нарушения данным ненормативным правовым актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявитель ссылается на то, что в приказе Департамента лесного хозяйства Свердловской области отсутствуют указания о сроках подготовки и заключения договора аренды.
Приказом Рослесхоза от 26.07.2011 г. N 319 утвержден порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности.
В соответствии с п. 24 указанного приказа решение о предоставлении лесного участка в аренду должно содержать сведения:
- о заявителе (наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество гражданина, в том числе гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем);
- о местоположении и площади лесного участка;
- о цели (целях) и сроке использования лесов, расположенных на лесном участке, предоставляемом в аренду;
- о сроке подготовки и заключения договора аренды.
Перечисленные в Приказе Рослесхоза от 26.07.2011 г. N 319 требования к содержанию решения о предоставлении участка в аренду являются обязательными к исполнению, соответственно отсутствие таких сведений свидетельствует о несоответствии требованиям установленным законодательством.
Поскольку приказ Департамента лесного хозяйства Свердловской области N 1257 от 07.08.2015 г. сведений о сроке подготовки и заключения договора аренды, суд приходит к выводу, что оспариваемый акт не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя.
Кроме того, заявитель полагает, что указанным приказом на ООО "ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ" неправомерно возложены дополнительные обязанности по формированию лесного участка, подготовке проектной документации.
Заинтересованное лицо, ссылаясь на п. 5, п. 6 порядка проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда", указывает на то, что для осуществления государственного учета лесного участка именно заявителю необходимо представить проектную документацию.
Однако доводы заинтересованного лица являются несостоятельными в связи со следующим.
В силу ч. 2 ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. 67, 69, 92 Лесного кодекса Российской Федерации.
При предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственный кадастровый учет, осуществляется их государственный учет (п. 2 ст. 4.1 Федерального закона N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации").
Согласно п. 3 ст. 4.1 названного Закона государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими ч. 1 ст. 69 данного Кодекса.
Статьей 4.2 Федерального закона N 201-ФЗ установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. В соответствии со ст. 4.4 Федерального закона N 201-ФЗ в случае, если до 01.01.2015 государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков.
Согласно положениям п. 3 и п. 4 ч. 1 ст. 68 ЛК РФ лесоустройство включает в себя проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков.
Порядок проведения лесоустройства определяется Приказом Рослесхоза от 12.12.2011 N 516 "Об утверждении Лесоустроительной инструкции", согласно пункту 5 которой проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, проектирование лесных участков, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации и статьей 10 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
В соответствии с указанной Лесоустроительной инструкцией, а также ст. 68 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
В силу части 1 статьи 69 ЛК РФ при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Пунктом 6 части 1 статьи 83 ЛК РФ предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 68 этого Кодекса.
Приказом Рослесхоза от 13.04.2012 N 139 утвержден "Порядок проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда".
Согласно п. 2 Порядка государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда проводится органами государственной власти, осуществляющими ведение государственного лесного реестра в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации
В соответствии с п. 4 Порядка государственный учет проводится в случаях предоставления гражданам и юридическим лицам лесных участков в пределах земель лесного фонда, за исключением случаев предоставления лесных участков для осуществления рекреационной деятельности.
Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что государственный учет проводится по инициативе органов государственной власти, уполномоченных на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование.
В соответствии с пунктом 6 Порядка для осуществления государственного учета лицами, указанными в пункте 5 настоящего Порядка, предоставляется проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков, подготовленная в соответствии со статьей 69 Лесного кодекса Российской Федерации, включающая следующие сведения:
- - наименование субъекта Российской Федерации, муниципального образования, лесничества, лесопарка, участкового лесничества, номера лесных кварталов, лесотаксационных выделов;
- - площадь лесного участка (в том числе лесных земель, из них земель, покрытых лесной растительностью и не покрытых лесной растительностью, и нелесных земель);
- - вид разрешенного использования лесов в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка;
- - таксационное описание лесного участка (описание лесных насаждений, в том числе их состава, класса возраста, бонитета, полноты, общего запаса древесины);
- - целевое назначение лесов (категории защитных лесов);
- - картографические материалы с нанесением границ участковых лесничеств, лесных кварталов, лесотаксационных выделов, видов целевого назначения лесов, категорий защитных лесов, номеров лесных кварталов, границ лесного участка с указанием румбов и длины граничных линий, номеров лесотаксационных выделов и площади в масштабе планшета М 1:10000, либо плана лесных насаждений М 1:25000, либо карты-схемы лесничества или лесопарка М 1:100000.
Таким образом, приведенные нормы законодательства императивно обязывают Департамент провести мероприятия по лесоустройству, в том числе подготовить проектную документацию лесного участка.
В связи с этим суд приходит к выводу о том, что именно Департамент неверно толкует положения пунктов 5 и 6 указанного Порядка, поскольку законодатель изложил п. 6 Порядка таким образом, чтобы четко указать на субъект, которые должен предоставлять проектную документацию: "...лицами, указанными в пункте 5 настоящего Порядка", к которым в силу вышеназванных норм Лесного кодекса РФ относится Департамент лесного хозяйства Свердловской области.
При этом, в силу положений ст. 70 ЛК РФ выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству осуществляются в соответствии с гражданским законодательством, если иное не установлено настоящим Кодексом. Органы государственной власти или органы местного самоуправления осуществляют закупки работ, услуг по лесоустройству в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Ссылка заинтересованного лица на положения ст. 70.1 Лесного кодекса признается судом не применимой к рассматриваемому спору.
С 01.10.2015 вступили в силу изменения в Лесной кодекс РФ. Федеральным законом от 29.06.2015 N 206-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений" пункт 3 части 1 статьи 68, статья 69 ЛК РФ признаны утратившими силу; Кодекс дополнен статьей 70.1 "Проектирование лесных участков", из п. 6 которой следует, что при предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду (в случае заключения договора аренды лесного участка в соответствии с частью 3 статьи 74 настоящего Кодекса), безвозмездное пользование выполнение работ по подготовке проектной документации лесных участков может быть обеспечено заинтересованным лицом.
Согласно п. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом, между тем статьей 6 Федерального закона от 29.06.2015 N 206-ФЗ установлено, что он вступает в силу с 1 октября 2015 года.
Кроме того, из названной статьи усматривается, что она декларирует право, а не обязанность заинтересованных лиц подготовить проектную документацию.
В связи с чем вышеназванный довод заинтересованного лица Департамента лесного хозяйства Свердловской области судом не может быть принят во внимание.
Ссылка заинтересованного лица на то, что фактически из формулировка о необходимости подготовки проектной документации на испрашиваемой лесной участок совместно с заявителем не означает, что на него возложена обязанность по финансированию указанных мероприятий и не возлагает на него дополнительных обязанностей, судом отклоняется, поскольку буквальное толкование п. 2 оспариваемого Приказа не позволяет сделать однозначный вывод о наличии такой обязанности и у заявителя.
На основании изложенного, суд к выводу о том, что заинтересованное лицо уклоняется от возложенных на него обязательств, требуя предоставления документов, выполнения заявителем дополнительных мероприятий, обязанность по предоставлению и выполнению которых действующим законодательством не предусмотрена.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что заинтересованным лицом допущено незаконное возложение дополнительных обязанностей на заявителя, нарушающее его права и законные интересы.
При таких обстоятельствах, принимая их в совокупности, суд считает, что заявленные общества с ограниченной ответственностью "Технологии управления" требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Вместе с тем суд полагает, что указанный заявителем способ устранения нарушенных прав не соответствует заявленному требованию о признании ненормативного правового акта незаконным.
Поскольку решением по делу N А60-34386/2014 заинтересованное лицо уже обязано устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Технологии управления" путем принятия решения о предоставлении в аренду испрашиваемого лесного участка и во исполнение названного судебного акта заинтересованным лицом вынесен оспариваемый приказ, повторное обязание заинтересованного лица вынести приказ о предоставлении в аренду лесного участка недопустимо.
Указание на то, чтобы заинтересованное лицо приняло Приказ о предоставлении заявителю в аренду лесного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства с учетом изложенного выше и того, что все принимаемые ненормативные правовые акты предполагаются соответствующими действующему законодательству, также невозможно.
С учетом изложенного суд обязывает Департамент лесного хозяйства Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Технологии управления".
Согласно ст. 101, 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопросы о понесенных сторонами судебных расходах, к которым относится государственная пошлина, разрешаются судом в судебном акте. В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы заявителя по госпошлине подлежат возмещению за счет заинтересованного лица.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 171, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:

1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать недействительным Приказ Департамента лесного хозяйства Свердловской области N 1257 от 07.08.2015 г. о предоставлении в аренду лесного участка ООО "ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ" для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.
3. Обязать ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ".
4. Взыскать с ДЕПАРТАМЕНТА ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ (ИНН 6670324273, ОГРН 1106670035834) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ" (ИНН 6674147900, ОГРН 1046605227107) 3000 (три тысячи) руб. в возмещение расходов по госпошлине по иску.
5. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
Е.Ю.АБДРАХМАНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)