Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.06.2017 N 15АП-7787/2017 ПО ДЕЛУ N А32-45999/2016

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июня 2017 г. N 15АП-7787/2017

Дело N А32-45999/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 23 июня 2017 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Костенко М.А.,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: представитель не явился, извещен;
- от заинтересованного лица: представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компания "Форум" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.03.2017 по делу N А32-45999/2016 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Компания "Форум",
заинтересованные лица: Департамент имущественных отношений Администрации города Сочи; администрация города Сочи,
принятое в составе судьи Савина Р.Ю.,
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Компания "Форум" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением, в котором просило:
- - признать незаконными действия Департамента имущественных отношений Администрации города Сочи (далее - департамент) по возврату заявления ООО "Компания "Форум" о предоставлении муниципальной услуги "Заключение нового договора аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности" в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0302029:1052, площадью 1517 кв. м, расположенного по адресу: Хостинский район, ул. Лесная (далее - спорный земельный участок), по основанию, изложенному в письме от 24.10.2016;
- - возложить на Администрацию города Сочи (далее - администрация) обязанность в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении спорного земельного участка в аренду заявителю;
- - возложить на Департамент имущественных отношений Администрации города Сочи обязанность подготовить и направить заявителю в десятидневный срок с момента принятия решения о предоставлении указанного земельного участка в аренду, проект договора аренды этого земельного участка с предложением о его заключении.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.03.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с ограниченной ответственностью "Компания "Форум" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что сторонами факт отсутствия на спорном земельном участке объектов незавершенного строительства, принадлежащих обществу, не оспаривается. В материалы дела представлены доказательства совершения обществом действий, направленных на освоение земельного участка и невозможность достижения соответствующего правового результата впоследствии недобросовестного поведения арендодателя земельного участка. Часть испрашиваемого земельного участка самовольно застроена незаконными объектами торговли, которые существовали на участке в момент передачи участка заявителю на праве аренды. Арендодатель не обеспечил выполнение взятого на себя обязательства по предоставлению обществу участка, свободного от прав третьих лиц, и обязательства - не предоставлять третьим сторонам права на использование участка. Вследствие данного нарушения, допущенного арендодателем, общество не смогло своевременно освоить предоставленный земельный участок - осуществить строительство на нем. В срок действия договора аренды с 19.08.2014 до 16.01.2017 заявитель был лишен возможности полноценно провести изыскательские работы.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, вступившим 24.08.2009 в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22.06.2009 по делу N А32-8366/2009 признано незаконным бездействие администрации города Сочи, выразившееся в нерассмотрении заявления общества от 25.04.2007 о предварительном согласовании места размещения объекта. Суд обязал администрацию принять решение об утверждении обществу акта выбора земельного участка, произвести информирование населения о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства торгового центра, а также принять решение о предоставлении обществу спорного земельного участка на праве аренды.
Во исполнение решения суда постановлением администрации города Сочи от 30.06.2010 N 797 "О предварительном согласовании места размещения торгового центра по ул. Лесной в микрорайоне "Бытха" Хостинского района города Сочи" утверждены материалы предварительного согласования места размещения объекта на земельном участке площадью 1528 кв. м по ул. Лесная в Хостинском районе города Сочи.
В газете "Новости-Сочи" от 07.07.2010 N 97 (1371) было опубликовано сообщение о предстоящем предоставлении земельного участка для размещения торгового центра по улице Лесная в Хостинском районе города Сочи.
29.08.2011 главой администрации Хостинского района с учетом постановления главы города Сочи от 27.05.2009 N 179 "О делегировании отдельных полномочий администрации города Сочи" было вынесено распоряжение N 720-р "О предоставлении ООО "Компания "Форум" земельного участка для строительства торгового центра по улице Лесная в Хостинском районе города Сочи", был предоставлен участок кадастровый номер 23:49:0302029:61 площадью 1528 кв. м сроком на три года.
07.10.2011 администрацией города Сочи принято постановление N 2012 "О предоставлении Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта в аренду земельного участка для строительства олимпийского объекта федерального значения "Распределительная городская электрическая сеть (проектные и изыскательские работы, реконструкция и строительство)".
Согласно данному постановлению земельный участок с кадастровым номером 23:49:0302029:61, площадью 1528 кв. м, был разделен на два земельных участка с кадастровыми номерами 23:49:0302029:1052 (1517 кв. м) и 23:49:0302029:1053 (12 кв. м), последний участок был предоставлен Государственной корпорации.
16.01.2014 главой администрации Хостинского района издано распоряжение N 12-р о внесении изменений в распоряжение главы администрации Хостинского района от 29.08.2011 N 720-р "О предоставлении ООО "Компания "Форум" земельного участка для строительства торгового центра по улице Лесная в Хостинском районе города Сочи", согласно которому по всему тексту распоряжения был заменен кадастровый номер на 23:49:0302029:1052 и площадь с 1528 кв. м на 1517 кв. м.
Договор аренды спорного земельного участка был заключен 19.08.2014 со сроком действия до 16.01.2017 для строительства торгового центра.
Заявитель указывает, что после сбора всех необходимых документов общество получило градостроительный план земельного участка. Уже после заключения договора было установлено, что часть вышеуказанного земельного участка самовольно застроена объектами торговли "Алла", "Гранж", которые препятствовали использованию земельного участка для планировки и строительства торгового центра.
Заявитель обращался в различные инстанции для защиты своих прав. Только в феврале 2016 года, то есть менее чем за год до окончания срока договора аренды на земельный участок, Администрация города Сочи обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с исками о сносе объектов торговли к ИП Яковлевой З.В. (дело N А32-4401/2016), к ИП Пуделко С.А. (дело N А32-3774/2016), ООО "Гранж" (дело N А32-4403/2016)
Решениями судов исковые требования удовлетворены, однако объекты продолжают оставаться на своих местах. Заявитель 19.10.2016 обратился в департамент о предоставлении участка в аренду на новый срок.
Письмом от 24.10.2016 департамент возвратил заявителю заявление и приложенные к нему материалы ввиду несоблюдения обществом установленного порядка обращения.
Возврат департаментом заявления со ссылкой на его ненадлежащее заполнение в связи с отсутствием в нем указания на основание предоставления земельного участка заявитель общество полагает формальным, направленным на воспрепятствование арендатору в возможности реализации предоставленных ему действующим договором и законом прав.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в Арбитражный суд Краснодарского края с соответствующим заявлением.
Так, принимая решение по настоящему делу, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемое решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемое решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании решений и действий (бездействия) незаконными.
Статьей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов.
Согласно подпункту 10 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов заключается договор аренды в случае предоставления земельных участков, на которых расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.
Согласно пункту 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 5 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 настоящего пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.
В соответствии с частью 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Согласно пункту 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов в том числе в том случае, если с заявлением о предоставлении участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретения земельного участка без проведения торгов.
Как верно установлено судом и подтверждено заявителем (представлен акт осмотра участка от 15.03.2017), испрашиваемый участок свободен от построек, принадлежащих заявителю.
Таким образом, отсутствие на спорном земельном участке объекта незавершенного строительства, принадлежащего заявителю, исключает возможность его предоставления обществу в аренду.
При этом не принимается довод общества о том, что земельный участок был обременен, поскольку материалы дела не содержат какие-либо доказательства, свидетельствующие о том, что обществом были приняты своевременные и действенные меры по освобождению участка от прав третьих лиц. Обществом даже не были приняты меры по принудительному исполнению вступившего в силу судебного акта. Материалы дела не содержат доказательства того, что администрация каким-либо образом препятствовала обществу в использовании земельного участка.
При таких обстоятельствах, оснований для предоставления обществу в аренду земельного участка на новый срок без проведения торгов у администрации не имелось.
Более того, порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
В соответствии с частью 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются:
1) фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер испрашиваемого земельного участка;
4) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований;
5) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав;
6) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
7) цель использования земельного участка;
8) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) этим проектом;
9) реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения;
10) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
Согласно части 2 - 3 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4-6 пункта 2 статьи 39.15 названного Кодекса. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.
На момент обращения общества с заявлением о предоставлении земельного участка также действовал утвержденный постановлением Администрации г. Сочи от 27.02.2015 N 575 Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Заключение нового договора аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности" (далее - Регламент).
Согласно пункту 22 Регламента в заявлении указываются:
1) фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер испрашиваемого земельного участка;
4) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 названного Кодекса оснований;
5) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
К документам, являющимся основанием для предоставления муниципальной услуги, пункт 23 Регламента отнес также документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов.
В соответствии с пунктом 32 Регламента департамент или администрация района возвращает заявление заявителю, если:
- - заявление не соответствует положениям пункта 22 Административного регламента;
- - заявление о предоставлении земельного участка подано в орган, к компетенции которого не относится принятие решения о заключении нового договора аренды в соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации;
- - к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с подпунктами пунктом 23 Административного регламента, за исключением документов, предоставляемых в порядке межведомственного взаимодействия.
Как верно отмечено судом первой инстанции, в направленном в администрацию заявлении от 17.10.2016 не указано основание предоставления земельного участка в аренду, при этом заявитель испрашивал участок не в аренду, а просил его предоставить в собственность бесплатно (т. 1, л.д. 78).
Документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, общество к заявлению не приложило.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что указанное заявление не соответствовало названным требованиям законодательства.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции также приходит к выводу о законности оспариваемого обществом отказа департамента в предоставлении земельного участка и не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Кроме того, общество не лишено права на участие в торгах по предоставлению в аренду спорного земельного участка.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом первой инстанции верно распределены судебные расходы по уплате государственной пошлины.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.03.2017 по делу N А32-45999/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий
Г.А.СУРМАЛЯН
Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
М.В.СОЛОВЬЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)