Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 28.11.2017 N Ф07-11982/2017 ПО ДЕЛУ N А26-3128/2017

Требование: О признании незаконным отказа Министерства по природопользованию и экологии субъекта РФ в установлении сервитута в отношении земельного участка для прокладки инженерных коммуникаций.

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Оспариваемый отказ мотивирован тем, что федеральным законодательством установлен запрет на строительство линейных объектов недвижимости в лесопарковой зоне.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 ноября 2017 г. по делу N А26-3128/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 ноября 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Преснецовой Т.Г., судей Захаровой М.В., Сергеевой И.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Нова-Инвест" Сорокина К.Г. (доверенность от 19.04.2017) и Горенякина А.И. (доверенность от 19.04.2017), от Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия Клюквиной Ю.Н. (доверенность от 19.05.2017 N 43-д), рассмотрев 22.11.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нова-Инвест" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.06.2017 (судья Подкопаев А.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2017 (судьи Желтянников В.И., Аносова Н.В., Тимухина И.А.) по делу N А26-3128/2017,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Нова-Инвест", место нахождения: 185026, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Энтузиастов, д. 15, оф. 4, ОГРН 1121001005212, ИНН 1001258205 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным выраженного в письме от 11.04.2017 N 2.3-22/3546 Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия, место нахождения: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2/24, ОГРН 1071001000828, ИНН 1001016090 (далее - Министерство), отказа в установлении сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером 10:01:0000000:16702, расположенного по адресу: Республика Карелия, Прионежский р-н, Прионежское лесничество, Пригородное участковое лесничество, в границах лесных кварталов 116 и 117, и об обязании Министерства заключить соглашение об установлении сервитута в отношении указанного земельного участка для обеспечения прокладки на его территории инженерных коммуникаций, предназначенных для эксплуатации многоквартирных жилых домов, строящихся на земельном участке с кадастровым номером 10:01:0160102:102.
Решением суда первой инстанции от 22.06.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2017 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы полагает, что суды не дали правовую оценку тому, что федеральным законодательством не установлен запрет на строительство линейных объектов недвижимости в лесопарковой зоне; отказ Министерства от заключения соглашения об установлении сервитута не соответствует положениям статьи 39.26 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ); для обеспечения гражданского строительства Министерство должно решить вопрос об изменении категории земель, на которых находится спорный участок, необходимый для использования его под размещение линейных объектов.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство просит отказать в ее удовлетворении и оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Министерства возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между администрацией Петрозаводского городского округа (арендодателем; далее - Администрация) и Обществом (арендатором) заключен договор от 27.10.2015 N 81002 аренды земельного участка площадью 24 910 кв. м с кадастровым номером 10:01:0160102:102, расположенного по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, в районе пересечения Карельского и Комсомольского проспектов.
Участок предоставлен сроком на 10 лет для строительства многоэтажных жилых домов и передан арендатору по акту приема-передачи, являющемуся приложением N 2 к договору аренды. Договор зарегистрирован в установленном порядке 10.11.2015.
Общество является застройщиком микрорайона N 2 жилого района "Кукковка III" в границах арендованного им земельного участка. Застройка жилого микрорайона "Кукковка III" производилась в соответствии с Генеральным планом города Петрозаводска, утвержденного решением Петрозаводского городского Совета от 11.07.2008 N XXVI/XX-361 "О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска" (далее - Решение от 11.07.2008 N XXVI/XX-361).
По инициативе Общества для обеспечения прокладки инженерных коммуникаций для строящихся на участке Общества жилых домов (линейных объектов, обеспечивающих электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение и водоотведение в виде бытовой и дождевой канализации) был сформирован земельный участок с кадастровым номером 10:01:0000000:16702.
Для осуществления строительства многоквартирных жилых домов на предоставленном в аренду участке Администрация выдала Обществу разрешения на строительство от 28.06.2016 N 10-RU10301000-168-2016, от 09.12.2016 N 10-RU10301000-330-2016, от 09.12.2016 N RU10301000-331-2016, от 09.12.2016 N RU10301000-332-2016, от 09.12.2016 N RU10301000-333-2016, от 09.12.2016 N RU10301000-334-2016, от 09.12.2016 N RU10301000-335-2016.
Определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 27.07.2016 N 75-КГ16-5 Генеральный план города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, утвержденный Решением от 11.07.2008 N XXVI/XX-361, признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу в части включения в границы населенного пункта лесных участков в кварталах 118, 120, 137, 138, 262, 263 Петрозаводского участкового лесничества, 1, 3, 4, 9, 24-26, 32-36, 49, 50, 109-111, 113-120, 123-131, 134, 138-141, 149, 150 Пригородного участкового лесничества, 201-203 Орзегского участкового лесничества, 22, 222 Лососинского участкового лесничества, 67-70, 78-80 Заозерского участкового лесничества Прионежского центрального лесничества Прионежского района Республики Карелия.
После вступления в законную силу определения Верховного Суда Российской Федерации от 27.07.2016 N 75-КГ16-5 земельный участок с кадастровым номером 10:01:0000000:16702, расположенный в кварталах 116 и 117 Пригородного участкового лесничества, в соответствии с государственным лесным реестром был отнесен к категории земель - земли лесного фонда, защитные леса, категория защищенности - лесопарковые зоны.
Общество обращалось в Министерство с заявлениями от 13.03.2017 и 22.03.2017 об установлении сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером 10:01:0000000:16702, ссылаясь на необходимость прокладки инженерных коммуникаций, обеспечивающих электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение и водоотведение в виде бытовой и дождевой канализации и необходимых для эксплуатации строящихся жилых домов в границах земельного участка с кадастровым номером 10:01:0160102:102.
Министерство в письме от 11.04.2017 N 2.3-22/3546 сообщило Обществу об отказе в установлении сервитута в отношении испрашиваемого земельного участка и сослалось на установленный распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 N 849-р "Об утверждении Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов" (далее - Распоряжение N 849-р), запрет на создание и эксплуатацию объектов, указанных заявителем, в защитных лесах, расположенных в лесопарковых зонах.
Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, считая указанный отказ Министерства незаконным и нарушающим его права и интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав представленные в материалы дела доказательства и руководствуясь статьями 8, 39.26 ЗК РФ, статьей 274 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 21, 105 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), Распоряжением N 849-р, статьями 1, 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), установили, что спорный земельный участок относится к участкам лесопарковой зоны защитных лесов и его использование, планируемое Обществом, не соответствует требованиям действующего законодательства. В связи с этим суды признали оспариваемый отказ Министерства законным и отказали в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция, исследовав материалы дела и изучив доводы, приведенные в кассационной жалобе, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов в связи со следующим.
По смыслу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) во взаимосвязи с нормами статьи 201 Кодекса основаниями для признания незаконными решений (действий, бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются несоответствие оспариваемых решений (действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 ЗК РФ сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.
Правила и порядок предоставления и установления сервитута содержатся в статьях 274 - 276 ГК РФ.
Пунктом 1 статьи 274 ГК РФ определено, что собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях - и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Исходя из положений статьи 39.23 ЗК РФ соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в случаях, установленных гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
В силу части 4 статьи 12 ЛК РФ защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Согласно прямому указанию, содержащемуся в пункте "в.1" части 2 статьи 102 ЛК РФ, к защитным лесам относятся лесопарковые зоны.
Как предусмотрено в части 7 статьи 105 ЛК РФ, функциональные зоны в лесопарковых зонах, площадь и границы лесопарковых зон, зеленых зон определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1007 утверждено Положение об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон (далее - Положение). Данное постановление вступило в действие 29.12.2009.
В соответствии с частью 5 статьи 102 ЛК РФ в защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.
Из приведенных правовых норм следует, что лесопарковые зоны являются самостоятельным видом лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, они изымаются из хозяйственного использования и имеют ограниченный режим природопользования.
Так, в пункте 5 части 3 статьи 105 ЛК РФ установлен перечень видов деятельности, осуществление которых в лесопарковых зонах запрещается. К их числу отнесено и размещение в указанных зонах объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений.
В соответствии с частью 7 статьи 21 ЛК РФ перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, утверждается Правительством Российской Федерации для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов.
Распоряжением N 849-р утвержден Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов (далее - Перечень).
Создание объектов, перечисленных в подпункте "б" пункта 4 указанного Перечня (в том числе водопровода, канализации), в лесопарковых зонах запрещено.
Таким образом, возведение объектов инженерной инфраструктуры, указанных в заявлении Общества об установлении сервитута, в испрашиваемом месте прямо запрещено действующим законодательством.
Правовой режим и запрет, указанный в пункте 5 части 3 статьи 105 ЛК РФ и в подпункте "б" пункта 4 Перечня, действуют и при предоставлении лесных участков, относящихся к защитным лесам (лесопарковым зонам), на основании права ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 4 статьи 39.26 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в установлении сервитута в случае, если установление сервитута приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или к существенным затруднениям в использовании земельного участка.
Поскольку участок с кадастровым номером 10:01:0000000:16702 расположен в лесопарковой зоне защитных лесов, в которых запрещается как осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями, так и размещение объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для защиты лесов, и, следовательно, разрешенное законодательством использование данного земельного участка не соответствует испрашиваемой цели (строительство объектов инженерной инфраструктуры - электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение и водоотведение, бытовая и дождевая канализация для обеспечения эксплуатации многоквартирных жилых домов) и противоречит установленному в пункте 2 статьи 7 ЗК РФ принципу использования земель и лесному законодательству, в том числе установленному Перечнем и Распоряжением N 849-р, суды пришли к обоснованному выводу, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 4 статьи 39.26 ЗК РФ Министерство приняло правомерное решение об отказе Обществу в установлении сервитута.
Доводы кассационной жалобы полностью повторяют доводы апелляционной жалобы, сводятся к переоценке ранее исследованных судами доказательств и не свидетельствуют о неверном применении судами положений статьи 274 ГК РФ, статьи 39.26 ЗК РФ, а также Распоряжения N 849-р. Приведенные Обществом доводы не обосновывают наличие у Министерства обязанности по заключению с ним соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером 10:01:0000000:16702 для заявленных целей использования.
До изменения границ города Петрозаводска и согласования проекта генерального плана в установленном законом порядке к спорному участку должны применяться нормы лесного законодательства.
В данном случае суды правильно применили положения Перечня, который принят в целях реализации положений Лесного кодекса Российской Федерации, поскольку в части 7 статьи 21 ЛК РФ прямо установлено, что перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, подлежит утверждению Правительством Российской Федерации для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов. Установленное статьей 21 ЛК РФ и Перечнем ограничение гражданских прав не противоречит положениям статьи 1 ГК РФ.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых решения и постановления, кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.06.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2017 по делу N А26-3128/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нова-Инвест" - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.Г.ПРЕСНЕЦОВА

Судьи
М.В.ЗАХАРОВА
И.В.СЕРГЕЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)