Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.05.2017 N 15АП-5230/2017 ПО ДЕЛУ N А32-17903/2016

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 мая 2017 г. N 15АП-5230/2017

Дело N А32-17903/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 мая 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.,
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Шемшиленко А.А.
при участии:
- от общества: представитель Мишаченко П.И. по доверенности от 14.01.2017, паспорт;
- от заинтересованных лиц: представитель не явился, извещен;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования город Краснодар,
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 09.02.2017 по делу N А32-17903/2016,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СБП",
к Администрации муниципального образования город Краснодар, Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар,
об оспаривании действий,
принятое судьей Данько М.М.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "СБП" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Администрации муниципального образования город Краснодар (далее - администрация) и Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар (далее - департамент) со следующим требованиями: признать незаконным отказ департамента архитектуры и градостроительства администрации МО г. Краснодар от 01 марта 2016 г. N 29/2380-1 в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях образования путем объединения земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0116034:33, 23:43:0116034:34; 23:43:0116034:36 по адресу: ул. Средняя, 82/А, ул. Средняя, 82/Б, ул. Средняя, 82/Г в Прикубанском внутригородском округе городе Краснодара; обязать департамент архитектуры и градостроительства администрации МО г. Краснодар утвердить схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в целях образования путем объединения земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0116034:33, 23:43:0116034:34; 23:43:0116034:36 по адресу: ул. Средняя, 82/А, ул. Средняя, 82/Б, ул. Средняя, 82/Г в Прикубанском внутригородском округе городе Краснодара.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.02.2017 заявленные требования удовлетворены. Решение мотивировано тем, что отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявления общества об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация подала в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что в границах одного из испрашиваемых земельных участков частично расположена территория общего пользования, в связи ч чем объедините участков невозможно.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Заинтересованные лица своих представителей в судебное заседание не направили, о месте, дате и времени его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем, на основании части 3 статьи 156 АПК РФ судебное заседание проводится без их участия.
Представитель общества в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, администрацией с обществом в порядке предварительного согласования места размещения объектов заключены договоры N 4300016030 от 10.12.2010, N 4300016927 от 10.12.2010, N 4300016928 от 10.12.2010 аренды земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0116034:33, 23:43:0116034:34, 23:43:0116034:36 по адресу: ул. Средняя, 82/Л, ул. Средняя, 82/Б, ул. Средняя, 82/Г в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара. Договоры зарегистрированы в установленном законом порядке. То есть заявитель для всех заинтересованных лиц является арендатором указанных земельных участков.
Общество обратилось в департамент с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях образования путем объединения арендованных им земельных участков в один земельный участок.
Письмом от 01.03.2016 департамент в оказании услуги отказал, мотивировав отказ тем, что в границах земельного участка с кадастровым номером 23:43:0116034:34 частично расположена территория общего пользования (переулок Цветной).
Полагая указанный отказ департамента незаконным, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
В силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ и ч. 2 ст. 201 АПК РФ основанием для признания незаконными решений, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности либо создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на принявшие акт, решение или совершившие действия (бездействие) орган или лицо (статья 65 и часть 5 статьи 200 Кодекса).
Согласно части 1 статьи 16 Закона о государственном кадастре недвижимости государственный кадастровый учет осуществляется, в частности, в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости.
Образование земельных участков, согласно пункту 4 статьи 11.2 Земельного кодекса допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
В государственный кадастр недвижимости вносятся условный номер земельного участка, образованного в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, и реквизиты решения об утверждении такой схемы (пункт 31 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ). Схема является источником сведений о площади образуемого земельного участка при приостановлении осуществления кадастрового учета (пункт 8 части 2 статьи 26 Закона N 221-ФЗ). Истечение срока действия утвержденной схемы расположения земельного участка является основанием принятия органом кадастрового учета решения об отказе в осуществлении кадастрового учета такого участка (пункт 9 части 2 статьи 27 Закона N 221-ФЗ). В случае образования земельного участка в соответствии с утвержденными схемой его расположения на кадастровом плане территории, данная схема является обязательным приложением к межевому плану (часть 6.1 статьи 38 Закона 221-ФЗ).
Указанные нормы действовали на момент обращения общества в департамент и изготовления обжалуемого отказа.
В силу пункта 2 статьи 11.3 Земельного кодекса решения об образовании земельных участков могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков.
Этой же статьей было установлено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Статьей 11.10 Кодекса установлено, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий. Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В оспариваемом отказе департамент не указал норму закона, на основании которой принял соответствующее решение.
В представленной в дело пояснительной записке к схеме расположения земельного участка, выполненной ГУП КК "Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ" в разделе "Наличие ограничений:" указано: "красные линии: ограничений нет (красная линия не установлена в соответствии с действующим законодательством)".
Сведения информационной системы градостроительной деятельности муниципального образования город Краснодар от 27.11.2015 также содержат информацию об отсутствии в районе запрашиваемых земельных участков красных линий.
То есть, из представленных в материалы настоящего дела доказательств не следует, что планируемый к образованию участок находится за существующей красной линией.
Из дела не следует, что общество просит утвердить ему схему расположения объединенного участка с выходом за границы существующих, предполагаемых к объединению участков. При принятии решения суд учитывает, что первоначальные участки сформированы, поставлены на кадастровый учет и переданы для строительства трех объектов недвижимого имущества. Суду не представлены доказательства того, что арендодатель ставил вопрос о расторжении договоров или о признании их недействительными по мотивам наложения какого-либо из них на земли общего пользования, а также инициировал процедуру снятия участков с кадастрового учета по указанным мотивам.
На основании изложенного выше, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что приведенный департаментом в оспариваемом отказе аргумент, о нахождении участка в границах территории общего пользования, не подтвержден документально.
Как верно указал суд первой инстанции, в рамках настоящего дела вопрос о предоставлении планируемого участка обществу, о внесении изменений в существующие договоры аренды в части их предмета не разрешается.
Выдача утвержденной схемы расположения земельного участка не возлагает на стороны спорных правоотношений обязанность по совершению в будущем указанных действий.
Суд пришел к обоснованному выводу о том, что органы местного самоуправления обязаны утвердить схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с учетом зонирования территории, норм отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией, планов благоустройства территории города, нахождения участка в непосредственной близости от зданий (в том числе жилых многоквартирных домов в соответствии с нормами отвода придомовой территории), строений, сооружений, на инженерных коммуникациях, красных линиях, местах общего пользования, и выдать заявителю утвержденную схему.
При таких обстоятельствах отказ департамента от 01.03.2016 N 29/2380-1 правомерно признан судом незаконным. Сходная правовая позиция по сходному вопросу поддержана АС СКО в постановлении от 05.04.16 г. по делу N А63-1744/2015.
Пунктом 13 статьи 11.10. Земельного кодекса установлено, что схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 44 Устава муниципального образования город Краснодар, администрация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Также суд руководствовался положениями Административного регламента, предоставления администрацией муниципального образования город Краснодар муниципальной услуги "Утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане или на кадастровой карте соответствующей территории", утвержденного постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 06.07.2012 N 5634, согласно пункту 12 которого результатом предоставления муниципальной услуги является постановление администрации муниципального образования город Краснодар об утверждении схемы расположения земельного участка.
В качестве устранения допущенного нарушения закона и прав общества, суд обязал администрацию в течение месяца с момента вступления настоящего решения в законную силу утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически повторяют приведенные при рассмотрении в суде первой инстанции и не свидетельствуют о незаконности решения суда, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся лишь к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд исследует доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.02.2017 по делу N А32-17903/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объеме), через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий
Н.Н.СМОТРОВА

Судьи
М.В.СОЛОВЬЕВА
С.С.ФИЛИМОНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)