Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Прокурор сослался на то, что администрация не вправе распоряжаться участком, относящимся к землям лесного фонда.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Литовкина М.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе
председательствующего Суханкина А.Н.
судей Ольковой А.А.
Некрасовой А.С.
при секретаре Д. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Верхней Пышмы, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации городского округа Среднеуральск о признании постановления недействительным, прекращении права, возвращении участка в собственность Российской Федерации по апелляционной жалобе администрации городского округа Среднеуральск на решение Верхнепышминского городского суда от 14.08.2015.
Заслушав доклад судьи Ольковой А.А., объяснения представителя администрации городского округа Среднеуральск Ч., возражения помощника прокурора г. Верхней Пышмы Б., прокурора отдела по обеспечению участия прокурора в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Дорофеевой И.П., представителя третьего лица ГКУ Свердловской области "Березовское лесничество" - Н., представителя третьего лица Департамента лесного хозяйства Свердловской области У., пояснения специалиста - начальника отдела архитектуры и градостроительства администрации городского округа Среднеуральск судебная ФИО1, судебная коллегия
установила:
прокурор г. Верхней Пышмы, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации городского округа Среднеуральск о признании недействительным постановления администрации от <...> N "Об утверждении акта выбора и обследования земельного участка для размещения пожарного депо и предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование данного участка ГКПТУ Свердловской области "Отряд противопожарной службы Свердловской области N 20", прекращении зарегистрированного права постоянного (бессрочного) пользования ГКПТУ Свердловской области "ОПС Свердловской области N 20" на земельный участок с кадастровым номером 66:62:0201001:635, возвращении данного участка в собственность Российской Федерации.
В обоснование иска указано, что администрация не вправе была распоряжаться спорным участком, поскольку согласно материалам лесоустройства он относится к землям лесного фонда и находится <...>. Указанный участок является собственностью Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о праве собственности от <...>.
Также прокурор указал, что <...> является особо охраняемой природной территорией областного значения "Озеро Исетское с окружающими лесами". Администрация не наделена правом разрешать вопрос о переводе участка из одной категории земель в другую.
Администрация городского округа Среднеуральск иск не признала. Указала, что спорный участок согласно генеральному плану и сведениям государственного кадастра недвижимости с 90-х годов является территорией городского округа Среднеуральск и относится к землям населенного пункта, а не к землям лесного фонда, в связи с чем администрация была вправе им распорядиться.
Ответчик ГКПТУ Свердловской области "ОПС Свердловской области N 20" иск не признало. Поддержало возражения администрации городского округа Среднеуральск.
Третье лицо ГКУ Свердловской области "Березовское лесничество" полагало иск подлежащим удовлетворению. Представитель пояснил, что согласно материалам лесоустройства 2000 г. и 2003 г. данный участок относится к землям лесного фонда. Это также подтверждается лесохозяйственным регламентом Березовского лесничества, лесным планом Свердловской области, свидетельством о праве собственности Российской Федерации, данными натурного обследования и данными лесного реестра. Администрации городского округа Среднеуральск спорный участок в распоряжение не передавался.
Третье лицо Департамент общественной безопасности Свердловской области в отзыве пояснило, что выбором земельного участка занималась исключительно администрация. Строительство пожарной части на 2 выезда в <...> запланировано в рамках федеральной целевой программы за счет субсидий из федерального бюджета. В настоящее время ввиду отсутствия финансирования освоение участка не начато.
Третье лицо Департамент лесного хозяйства Свердловской области в отзыве указал, что сведения государственного кадастра недвижимости не могут являться достаточным доказательством отнесения земель к определенной категории, поскольку могут быть изменены на основании заявления заинтересованного лица, в том числе администрации. Категория земель должна определяться на основании всех сведений, в том числе материалов лесоустройства, государственного лесного реестра, лесохозяйственного регламента. По результатам проверки было выявлено наложение земельного участка с кадастровым номером N на земли лесного фонда <...>. Данный лесной участок из состава земель лесного фонда в установленном порядке не исключался.
Третьи лица Управление Росреестра по Свердловской области, Администрация городского округа Верхняя Пышма, в судебное заседание своих представителей не направили.
Решением суда от 14.08.2015 иск удовлетворен частично. Суд признал недействительным постановление администрации от <...> N "Об утверждении акта выбора и обследования земельного участка для размещения пожарного депо и предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование данного участка ГКПТУ Свердловской области "ОПС Свердловской области N 20", прекратил зарегистрированное право постоянного (бессрочного) пользования ГКПТУ Свердловской области "ОПС Свердловской области N 20" на земельный участок с кадастровым номером N. В остальной части иска отказано.
Не согласившись с указанным решением, администрация городского округа Среднеуральск обратилась с апелляционной жалобой, в которой указала на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Настаивает на том, что спорный участок относится к территории городского округа Среднеуральск и, следовательно, относиться к землям лесного фонда не может.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации городского округа Среднеуральск доводы жалобы поддержала. Дополнительно пояснила, что спорный участок на момент предоставления и в настоящее время относится к территориальной зоне Р-1.1, строительство в которой не предусмотрено. Однако полагала, что вид разрешенного использования участка в силу п. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации имеет правовое значение не на стадии предоставления участка, а на стадии выдачи разрешения на строительство. До такой выдачи администрация может изменить территориальную зону в установленном законом порядке, приведя ее в соответствие с той целью, для которой участок был предоставлен.
Допрошенный в качестве специалиста руководитель отдела архитектуры и градостроительства городского округа Среднеуральск ФИО1 подтвердил, что спорный участок относится к территориальной зоне Р-1.1. Не смог объяснить, по какой причине в градостроительном плане земельного участка указана иная территориальная зона.
Помощник прокурора г. Верхняя Пышма Б. и прокурор отдела по обеспечению участия прокурора в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Дорофеева И.П., представители Департамента лесного хозяйства Свердловской области и ГКУ Свердловской области "Березовское лесничество" против удовлетворения жалобы возражали.
Представитель Департамента лесного хозяйства пояснил, что согласно свидетельству о регистрации права собственности от <...> все земли <...> включены в состав лесного участка, находящегося в собственности Российской Федерации.
Иные лица, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и проверив в полном объеме обжалуемое решение на основании п. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Предметом спора является земельный участок площадью 4576 кв. м, имеющий согласно сведениям государственного кадастра недвижимости кадастровый N, категорию земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - пожарное депо (по классификатору - для размещения иных объектов общественно-делового назначения, обеспечивающих жизнь граждан).
Указанный участок был сформирован на основании постановления администрации городского округа Среднеуральск от <...> об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и постановления администрации от <...> N "Об утверждении акта выбора и обследования земельного участка для размещения пожарного депо и предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование данного участка ГКПТУ Свердловской области "ОПС Свердловской области N 20".
На основании постановления от <...> N на указанный участок <...> было зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования ГКПТУ Свердловской области "ОПС Свердловской области N 20".
При удовлетворении иска суд, основываясь на материалах лесоустройства 2003 г. и свидетельстве о государственной регистрации от <...> права собственности Российской Федерации на лесной участок <...> пришел к выводу, что спорный участок относится к землям лесного фонда и является собственностью Российской Федерации, а потому администрация городского округа Среднеуральск не вправе им распоряжаться.
Между тем объективных доказательств для такого вывода материалами дела не представлено.
Свидетельство о регистрации права собственности Российской Федерации от <...>, на которое сослался суд в подтверждение своих выводов, выдано в отношении земель лесного фонда, в то время как участок к таковым не относится.
Спорный участок, согласно представленному генеральному плану городского округа Североуральск и выкопировкам из него, приобщенным судом апелляционной инстанции к материалам дела, расположен на территории городского округа Среднеуральск в границах д. <...>.
Границы городской черты г. Среднеуральска были утверждены постановлением Главы администрации г. Верхняя Пышма от <...> N. Границы городского округа Среднеуральск, куда вошла территория <...>, были установлены Законом Свердловской области от <...> N и Законом Свердловской области от <...> N "О границах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской <...>".
Генеральный план городского округа Среднеуральск утвержден решением Думы городского округа Среднеуральск от <...> N.
Исходя из положений ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка генерального плана осуществляется в отношении только той территории, которая включена в границы городского округа.
Не опровергнуто, что данный план составлен в отношении земель, вошедших в территорию городского округа на основании ранее принятых и не оспоренных актов. Границы д. <...> также не оспорены, в том числе в той части, в какой Департамент лесного хозяйства Свердловской области считает их не соответствующими материалам лесоустройства.
Таким образом, поскольку спорный участок находится в черте населенного пункта, он относится к землям населенного пункта и не может одновременно относиться к землям лесного фонда, так как это противоречит положениям п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации о принадлежности каждого участка только к одной категории земель.
Исходя из этого судебная коллегия приходит к выводу о недоказанности в настоящем деле отнесения спорного участка к землям лесного фонда.
Вместе с тем, проверяя законность действий администрации в полном объеме, коллегия оснований для отмены правильного по существу решения не усматривает.
Как видно из представленного генплана, а также утвержденных на его основе карты градостроительного зонирования и градостроительных регламентов (части II и III Правил землепользования и застройки городского округа Среднеуральск, утвержденных решением Думы городского округа Среднеуральск от <...> N), спорный участок находится в территориальной зоне Р-1.1 "Зона городских лесов и лесопарков", видами разрешенного использования которой являются: открытые спортивные площадки, площадки отдыха, временные сооружения для обслуживания отдыхающих, лыжные базы.
Согласно ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Согласно ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации в градостроительном плане конкретного земельного участка информация о видах его разрешенного использования должна соответствовать градостроительному регламенту.
Аналогичные положения содержатся в ст. 3 Правил землепользования и застройки городского округа Среднеуральск, согласно которым для каждого земельного участка, расположенного в границах городского округа Среднеуральск, разрешенным считается такое использование, которое соответствует градостроительным регламентам. Виды использования, отсутствующие в градостроительных регламентах, являются запрещенными для соответствующей территориальной зоны и не могут быть разрешены, в том числе и по процедурам специальных согласований, за исключением случая, когда такие виды использования признаются аналогичными видам разрешенного использования, указанным в составе градостроительного регламента, по последствиям их применения для характеристик городской среды. Заключение об указанной аналогии и выдача разрешения на применение соответствующего вида использования "по аналогии" осуществляется отделом архитектуры и градостроительства городского округа Среднеуральск в установленном порядке.
Исходя из этого предоставление спорного участка с момента принятия в городском округе Среднеуральск Правил землепользования и застройки возможно только для тех целей, которые предусмотрены градостроительным зонированием.
Вопреки указанным правилам спорный участок предоставлен для строительства пожарного депо, что не предусмотрено для территориальной зоны Р-1.1. Соответственно, формирование и последующее предоставление администрацией такого участка осуществлено в нарушение действующего законодательства, исходя из чего требования прокурора о признании акта администрации недействительным и прекращении права, фактически направленные на оспаривание зарегистрированного права и признание его отсутствующим, обоснованно удовлетворены судом.
Ссылки представителя администрации на нормы п. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации о том, что участки, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, коллегией отклоняются.
Указанная норма регламентирует порядок использования участков, вид разрешенного использования которых определен до установления территориальных зон в рамках Правил землепользования и застройки. На это же, в частности, указывают положения Правил землепользования и застройки городского округа Среднеуральск (ст. ст. 6, 7 Главы "Права использования недвижимости, возникшие до введения в действие правил").
Толкование норм п. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, как разрешающее предоставление земельных участков без учета градостроительного зонирования, противоречит приведенным ранее положениям Земельного и Градостроительного кодексов Российской Федерации.
Руководствуясь п. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верхнепышминского городского суда от 14.08.2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа Среднеуральск - без удовлетворения.
Председательствующий
А.Н.СУХАНКИН
Судьи
А.А.ОЛЬКОВА
А.С.НЕКРАСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 24.12.2015 ПО ДЕЛУ N 33-17651/2015
Требование: О признании недействительным постановления администрации городского округа об утверждении акта выбора земельного участка для размещения пожарного депо, прекращении зарегистрированного права постоянного (бессрочного) пользования учреждения на указанный участок, возвращении данного участка в собственность РФ.Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Прокурор сослался на то, что администрация не вправе распоряжаться участком, относящимся к землям лесного фонда.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 декабря 2015 г. по делу N 33-17651/2015
Судья Литовкина М.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе
председательствующего Суханкина А.Н.
судей Ольковой А.А.
Некрасовой А.С.
при секретаре Д. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Верхней Пышмы, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации городского округа Среднеуральск о признании постановления недействительным, прекращении права, возвращении участка в собственность Российской Федерации по апелляционной жалобе администрации городского округа Среднеуральск на решение Верхнепышминского городского суда от 14.08.2015.
Заслушав доклад судьи Ольковой А.А., объяснения представителя администрации городского округа Среднеуральск Ч., возражения помощника прокурора г. Верхней Пышмы Б., прокурора отдела по обеспечению участия прокурора в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Дорофеевой И.П., представителя третьего лица ГКУ Свердловской области "Березовское лесничество" - Н., представителя третьего лица Департамента лесного хозяйства Свердловской области У., пояснения специалиста - начальника отдела архитектуры и градостроительства администрации городского округа Среднеуральск судебная ФИО1, судебная коллегия
установила:
прокурор г. Верхней Пышмы, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации городского округа Среднеуральск о признании недействительным постановления администрации от <...> N "Об утверждении акта выбора и обследования земельного участка для размещения пожарного депо и предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование данного участка ГКПТУ Свердловской области "Отряд противопожарной службы Свердловской области N 20", прекращении зарегистрированного права постоянного (бессрочного) пользования ГКПТУ Свердловской области "ОПС Свердловской области N 20" на земельный участок с кадастровым номером 66:62:0201001:635, возвращении данного участка в собственность Российской Федерации.
В обоснование иска указано, что администрация не вправе была распоряжаться спорным участком, поскольку согласно материалам лесоустройства он относится к землям лесного фонда и находится <...>. Указанный участок является собственностью Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о праве собственности от <...>.
Также прокурор указал, что <...> является особо охраняемой природной территорией областного значения "Озеро Исетское с окружающими лесами". Администрация не наделена правом разрешать вопрос о переводе участка из одной категории земель в другую.
Администрация городского округа Среднеуральск иск не признала. Указала, что спорный участок согласно генеральному плану и сведениям государственного кадастра недвижимости с 90-х годов является территорией городского округа Среднеуральск и относится к землям населенного пункта, а не к землям лесного фонда, в связи с чем администрация была вправе им распорядиться.
Ответчик ГКПТУ Свердловской области "ОПС Свердловской области N 20" иск не признало. Поддержало возражения администрации городского округа Среднеуральск.
Третье лицо ГКУ Свердловской области "Березовское лесничество" полагало иск подлежащим удовлетворению. Представитель пояснил, что согласно материалам лесоустройства 2000 г. и 2003 г. данный участок относится к землям лесного фонда. Это также подтверждается лесохозяйственным регламентом Березовского лесничества, лесным планом Свердловской области, свидетельством о праве собственности Российской Федерации, данными натурного обследования и данными лесного реестра. Администрации городского округа Среднеуральск спорный участок в распоряжение не передавался.
Третье лицо Департамент общественной безопасности Свердловской области в отзыве пояснило, что выбором земельного участка занималась исключительно администрация. Строительство пожарной части на 2 выезда в <...> запланировано в рамках федеральной целевой программы за счет субсидий из федерального бюджета. В настоящее время ввиду отсутствия финансирования освоение участка не начато.
Третье лицо Департамент лесного хозяйства Свердловской области в отзыве указал, что сведения государственного кадастра недвижимости не могут являться достаточным доказательством отнесения земель к определенной категории, поскольку могут быть изменены на основании заявления заинтересованного лица, в том числе администрации. Категория земель должна определяться на основании всех сведений, в том числе материалов лесоустройства, государственного лесного реестра, лесохозяйственного регламента. По результатам проверки было выявлено наложение земельного участка с кадастровым номером N на земли лесного фонда <...>. Данный лесной участок из состава земель лесного фонда в установленном порядке не исключался.
Третьи лица Управление Росреестра по Свердловской области, Администрация городского округа Верхняя Пышма, в судебное заседание своих представителей не направили.
Решением суда от 14.08.2015 иск удовлетворен частично. Суд признал недействительным постановление администрации от <...> N "Об утверждении акта выбора и обследования земельного участка для размещения пожарного депо и предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование данного участка ГКПТУ Свердловской области "ОПС Свердловской области N 20", прекратил зарегистрированное право постоянного (бессрочного) пользования ГКПТУ Свердловской области "ОПС Свердловской области N 20" на земельный участок с кадастровым номером N. В остальной части иска отказано.
Не согласившись с указанным решением, администрация городского округа Среднеуральск обратилась с апелляционной жалобой, в которой указала на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Настаивает на том, что спорный участок относится к территории городского округа Среднеуральск и, следовательно, относиться к землям лесного фонда не может.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации городского округа Среднеуральск доводы жалобы поддержала. Дополнительно пояснила, что спорный участок на момент предоставления и в настоящее время относится к территориальной зоне Р-1.1, строительство в которой не предусмотрено. Однако полагала, что вид разрешенного использования участка в силу п. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации имеет правовое значение не на стадии предоставления участка, а на стадии выдачи разрешения на строительство. До такой выдачи администрация может изменить территориальную зону в установленном законом порядке, приведя ее в соответствие с той целью, для которой участок был предоставлен.
Допрошенный в качестве специалиста руководитель отдела архитектуры и градостроительства городского округа Среднеуральск ФИО1 подтвердил, что спорный участок относится к территориальной зоне Р-1.1. Не смог объяснить, по какой причине в градостроительном плане земельного участка указана иная территориальная зона.
Помощник прокурора г. Верхняя Пышма Б. и прокурор отдела по обеспечению участия прокурора в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Дорофеева И.П., представители Департамента лесного хозяйства Свердловской области и ГКУ Свердловской области "Березовское лесничество" против удовлетворения жалобы возражали.
Представитель Департамента лесного хозяйства пояснил, что согласно свидетельству о регистрации права собственности от <...> все земли <...> включены в состав лесного участка, находящегося в собственности Российской Федерации.
Иные лица, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и проверив в полном объеме обжалуемое решение на основании п. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Предметом спора является земельный участок площадью 4576 кв. м, имеющий согласно сведениям государственного кадастра недвижимости кадастровый N, категорию земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - пожарное депо (по классификатору - для размещения иных объектов общественно-делового назначения, обеспечивающих жизнь граждан).
Указанный участок был сформирован на основании постановления администрации городского округа Среднеуральск от <...> об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и постановления администрации от <...> N "Об утверждении акта выбора и обследования земельного участка для размещения пожарного депо и предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование данного участка ГКПТУ Свердловской области "ОПС Свердловской области N 20".
На основании постановления от <...> N на указанный участок <...> было зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования ГКПТУ Свердловской области "ОПС Свердловской области N 20".
При удовлетворении иска суд, основываясь на материалах лесоустройства 2003 г. и свидетельстве о государственной регистрации от <...> права собственности Российской Федерации на лесной участок <...> пришел к выводу, что спорный участок относится к землям лесного фонда и является собственностью Российской Федерации, а потому администрация городского округа Среднеуральск не вправе им распоряжаться.
Между тем объективных доказательств для такого вывода материалами дела не представлено.
Свидетельство о регистрации права собственности Российской Федерации от <...>, на которое сослался суд в подтверждение своих выводов, выдано в отношении земель лесного фонда, в то время как участок к таковым не относится.
Спорный участок, согласно представленному генеральному плану городского округа Североуральск и выкопировкам из него, приобщенным судом апелляционной инстанции к материалам дела, расположен на территории городского округа Среднеуральск в границах д. <...>.
Границы городской черты г. Среднеуральска были утверждены постановлением Главы администрации г. Верхняя Пышма от <...> N. Границы городского округа Среднеуральск, куда вошла территория <...>, были установлены Законом Свердловской области от <...> N и Законом Свердловской области от <...> N "О границах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской <...>".
Генеральный план городского округа Среднеуральск утвержден решением Думы городского округа Среднеуральск от <...> N.
Исходя из положений ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка генерального плана осуществляется в отношении только той территории, которая включена в границы городского округа.
Не опровергнуто, что данный план составлен в отношении земель, вошедших в территорию городского округа на основании ранее принятых и не оспоренных актов. Границы д. <...> также не оспорены, в том числе в той части, в какой Департамент лесного хозяйства Свердловской области считает их не соответствующими материалам лесоустройства.
Таким образом, поскольку спорный участок находится в черте населенного пункта, он относится к землям населенного пункта и не может одновременно относиться к землям лесного фонда, так как это противоречит положениям п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации о принадлежности каждого участка только к одной категории земель.
Исходя из этого судебная коллегия приходит к выводу о недоказанности в настоящем деле отнесения спорного участка к землям лесного фонда.
Вместе с тем, проверяя законность действий администрации в полном объеме, коллегия оснований для отмены правильного по существу решения не усматривает.
Как видно из представленного генплана, а также утвержденных на его основе карты градостроительного зонирования и градостроительных регламентов (части II и III Правил землепользования и застройки городского округа Среднеуральск, утвержденных решением Думы городского округа Среднеуральск от <...> N), спорный участок находится в территориальной зоне Р-1.1 "Зона городских лесов и лесопарков", видами разрешенного использования которой являются: открытые спортивные площадки, площадки отдыха, временные сооружения для обслуживания отдыхающих, лыжные базы.
Согласно ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Согласно ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации в градостроительном плане конкретного земельного участка информация о видах его разрешенного использования должна соответствовать градостроительному регламенту.
Аналогичные положения содержатся в ст. 3 Правил землепользования и застройки городского округа Среднеуральск, согласно которым для каждого земельного участка, расположенного в границах городского округа Среднеуральск, разрешенным считается такое использование, которое соответствует градостроительным регламентам. Виды использования, отсутствующие в градостроительных регламентах, являются запрещенными для соответствующей территориальной зоны и не могут быть разрешены, в том числе и по процедурам специальных согласований, за исключением случая, когда такие виды использования признаются аналогичными видам разрешенного использования, указанным в составе градостроительного регламента, по последствиям их применения для характеристик городской среды. Заключение об указанной аналогии и выдача разрешения на применение соответствующего вида использования "по аналогии" осуществляется отделом архитектуры и градостроительства городского округа Среднеуральск в установленном порядке.
Исходя из этого предоставление спорного участка с момента принятия в городском округе Среднеуральск Правил землепользования и застройки возможно только для тех целей, которые предусмотрены градостроительным зонированием.
Вопреки указанным правилам спорный участок предоставлен для строительства пожарного депо, что не предусмотрено для территориальной зоны Р-1.1. Соответственно, формирование и последующее предоставление администрацией такого участка осуществлено в нарушение действующего законодательства, исходя из чего требования прокурора о признании акта администрации недействительным и прекращении права, фактически направленные на оспаривание зарегистрированного права и признание его отсутствующим, обоснованно удовлетворены судом.
Ссылки представителя администрации на нормы п. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации о том, что участки, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, коллегией отклоняются.
Указанная норма регламентирует порядок использования участков, вид разрешенного использования которых определен до установления территориальных зон в рамках Правил землепользования и застройки. На это же, в частности, указывают положения Правил землепользования и застройки городского округа Среднеуральск (ст. ст. 6, 7 Главы "Права использования недвижимости, возникшие до введения в действие правил").
Толкование норм п. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, как разрешающее предоставление земельных участков без учета градостроительного зонирования, противоречит приведенным ранее положениям Земельного и Градостроительного кодексов Российской Федерации.
Руководствуясь п. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верхнепышминского городского суда от 14.08.2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа Среднеуральск - без удовлетворения.
Председательствующий
А.Н.СУХАНКИН
Судьи
А.А.ОЛЬКОВА
А.С.НЕКРАСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)