Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.05.2017 ПО ДЕЛУ N А66-17340/2015

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 мая 2017 г. по делу N А66-17340/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 3 мая 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 10 мая 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Зайцевой А.Я. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровской Т.Н.,
при участии от администрации города Твери Ивановой Е.А. по доверенности от 23.09.2015 N 260, Аваева Д.В. по доверенности от 26.12.2015 N 307, от государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области Козлова С.Л. по доверенности от 20.08.2015 N 09-09/5217,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Тверской области апелляционную жалобу государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 23 января 2017 года по делу N А66-17340/2015 (судья Балакин Ю.П.),
установил:

государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области (место нахождения: 170100, г. Тверь, ул. Вагжанова, д. 9, копр. 1; ОГРН 1026900566880, ИНН 6903005441; далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к администрации города Твери (место нахождения: 170100, г. Тверь, ул. Советская, д. 11; ОГРН 1066950062717, ИНН 6901000920; далее - Администрация) о признании недействительным решения от 09.10.2015 N 01/7493-и об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент архитектуры и строительства администрации города Твери (место нахождения: 170100, г. Тверь, ул. Советская, д. 11; ОГРН 1056900236040, ИНН 6901093788; далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 3 июня 2016 года по делу N А66-17340/2015, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 августа 2016 года, в удовлетворении требований Фонда отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 ноября 2016 года решение суда и постановление апелляционного суда по настоящему делу отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением суда от 23 января 2017 года требования Фонда удовлетворены, решение Администрации от 09.10.2015 N 01/7493-и признано недействительным, на Администрацию возложена обязанность по рассмотрению по существу заявления Фонда от 02.09.2015 N 06-09/5525 о предварительном согласовании предоставления вновь образованного земельного участка.
Фонд не согласился с решением суда в части возложения на Администрацию обязанности рассмотреть по существу заявление Фонда от 02.09.2015 N 06-09/5525 о предварительном согласовании предоставления вновь образованного земельного участка. Просит решение суда в указанной части отменить и обязать Администрацию принять решение о предварительном согласовании предоставления вновь образованного земельного участка.
В обоснование апелляционной жалобы ссылается на то, что суд первой инстанции при повторном рассмотрении заявления Фонда так и не установил, возможно ли принятие Администрацией решения, соответствующего требованиям пунктов 9 - 12 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Отзывы на жалобу от ответчика и третьего лица не поступили.
Представитель Фонда в заседании апелляционного суда поддержал доводы жалобы, просил решение суда в обжалуемой части отменить.
Представители Администрации в судебном заседании доводы Фонда не признали, считают решение суда законным и обоснованным.
Департамент надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направил, в связи с этим разбирательство по делу произведено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Согласно части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку доводы жалобы сводятся к оспариванию решения суда только в части возложения на Администрацию обязанности рассмотрения по существу заявления Фонда от 02.09.2015 N 06-09/5525, возражений относительно проверки судебного акта в обжалуемой части не поступило, суд апелляционной инстанции пересматривает судебный акт в пределах доводов апелляционной жалобы.
Заслушав объяснения представителей Администрации и Фонда, исследовав доказательства по делу, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, распоряжением Комитета по управлению имуществом Тверской области (далее - Комитет) от 28.06.2011 N 1087а Фонду под проектирование административного здания в безвозмездное срочное пользование предоставлен земельный участок с кадастровым номером 69:40:0200005:546, площадью 2217 кв. м, расположенный по адресу: г. Тверь, ул. Вагжанова, д. 25, а также часть площадью 189 кв. м земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200005:547, общей площадью 1838 кв. м, из земель общего пользования, граничащего с земельным участком с кадастровым номером 69:40:0200005:546.
Комитетом и Фондом 28.06.2011 заключены договоры безвозмездного срочного пользования земельными участками N 10-з/11, 11-з/11.
Указанными договорами установлен срок использования земельных участков - с 28.06.2011 по 28.05.2012.
В связи с отсутствием возражений сторон договоры безвозмездного срочного пользования земельными участками после истечения срока действия считаются возобновленными на тех же условиях на неопределенный срок.
Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Твери 20.05.2004 выдано архитектурно-планировочное задание на разработку проекта административного здания Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области. В 2005 году проект разработан и согласован главным архитектором города Твери.
Главным архитектором города Твери 30.03.2005 Фонду выданы замечания к эскизному проекту.
Согласно выписке из протокола от 25.03.2011 N 6 заседания архитектурно-градостроительного совета рассмотрение проекта отклонено, так как размещение административного здания не входит в список разрешенных видов использования земельных участков для зоны Р-1 - зоны открытых пространств.
Решением Тверской городской Думы от 29.01.2014 N 15 во Временные правила землепользования и застройки города Твери, утвержденные решением Тверской городской Думы от 02.07.2003 N 71 (далее - Временные правила землепользования и застройки), внесены изменения, земельные участки с кадастровыми номерами 69:40:0200005:546 и 69:40:0200005:547, относящиеся к зоне открытых пространств (Р-1), переведены в центральную общественно-деловую зону (К-1).
Письмом от 14.11.2014 N 01/6429-и Администрация сообщила Фонду, что в связи с введением региональных нормативов градостроительного проектирования, утвержденных постановлением администрации Тверской области от 14.06.2011 N 283-па (далее - Региональные нормативы), размер земельного участка под административное здание с учетом планируемого количества работников должен минимально составлять 5000 кв. м с учетом организации парковочных мест для автомобилей. Кроме того, указанным письмом Фонд уведомлен о необходимости получения согласия на проведение строительства от Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тверской области в связи с расположением земельного участка, предоставленного под проектирование, в непосредственной близости от территории СИЗО-1.
В ответ на обращение Фонда по вопросу предоставления дополнительно части земельных участков площадью 670 кв. м и 2300 кв. м из земельных участков с кадастровыми номерами 69:40:0200005:18 и 69:40:0200005:548 для размещения открытых парковок легковых автомобилей Администрация письмом от 27.04.2015 N 01/2644-и сообщила о невозможности предоставления частей земельных участков в связи с несоответствием целей предполагаемого их использования разрешенным видам использования соответствующей территориальной зоны и несоблюдением норм Региональных нормативов в виде отсутствия необходимого расстояния между парковкой и детской площадкой.
Фонд 02.09.2015 обратился в Администрацию с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 770 кв. м из земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200005:548, расположенного по адресу: г. Тверь, ул. Вагжанова, д. 25, для дальнейшего предоставления в постоянное бессрочное пользование в соответствии со статьей 39.10 ЗК РФ для размещения трансформаторной подстанции, противопожарных резервуаров для воды, части пандуса и открытой парковки для легковых автомобилей.
В письме от 09.10.2015 N 01/7493-и Администрация сообщила Фонду о невозможности предварительного согласования предоставления земельного участка.
Ссылаясь на неправомерность отказа, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции требования Фонда удовлетворил, признал решение Администрации от 09.10.2015 N 01/7493-и недействительным, возложил на нее обязанность рассмотреть по существу заявление Фонда от 02.09.2015 N 06-09/5525 о предварительном согласовании предоставления вновь образованного земельного участка.
Апелляционная инстанция находит выводы суда, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, правомерными.
В соответствии с нормами статей 198, 200, а также 201 АПК РФ основанием для принятия судом решения о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными действий (бездействия), решений государственных органов, органов местного самоуправления является одновременно несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 39.10, подпункту 2 пункта 2 статьи 39.9 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены по договору в безвозмездное пользование в том числе государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным) на срок до одного года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Пунктом 7 статьи 39.15 ЗК РФ предусмотрено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
В соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что отказ Администрации в предварительном согласовании предоставления части земельного участка мотивирован ссылкой на подпункт 3 пункта 8 статьи 39.15 и подпункт 14 статьи 39.16 ЗК РФ. При этом Администрация указала, что согласно кадастровому паспорту земельного участка границы испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200005:548 пересекают границы земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200005:33 и, следовательно, подлежат уточнению.
Подпунктом 3 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ предусмотрено, что земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктом 14 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Вместе с тем согласно кадастровой выписке от 30.10.2015 N 02-69/15-1-437362 о спорном участке (графа "Особые отметки") предыдущим кадастровым номером участка является номер 69:40:0200005:33, сведений о пересечении границ с другими земельными участками данная выписка не содержит.
По сведениям кадастрового паспорта от 19.05.2010 N 02-69/10-2-72358 и кадастровой выписки от 30.10.2015 N 02-69/15-1-437433 земельный участок с кадастровым номером 69:40:0200005:546 образован наряду с земельными участками с кадастровыми номерами 69:40:0200005:547 и 69:40:0200005:548 в результате раздела участка с кадастровым номером 69:40:0200005:33, подлежащего снятию с кадастрового учета.
Согласно пункту 1 статьи 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 данной статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Следовательно, граница земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200005:548, образованного и поставленного на кадастровый учет 06.07.2007, не может пересекать границу земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200005:33.
Помимо этого основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка послужило его отнесение в соответствии с Временными правила землепользования и застройки к территориальной рекреационной зоне Р-1 (зоне открытых пространств), к основным и вспомогательным видам разрешенного использования которой не относится размещение трансформаторной подстанции или парковок.
Вместе с тем согласно заявлению от 02.09.2015 N 06-09/5525 Фонд просил предварительно согласовать предоставление части (770 кв. м) земельного участка из земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200005:548, то есть земельного участка, который предстоит образовать, а не земельного участка, поставленного на кадастровый учет, границы которого подлежат уточнению.
В силу пункта 10 статьи 39.15 ЗК РФ решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать, должно содержать указание на необходимость изменения вида разрешенного использования такого земельного участка и его перевода из одной категории в другую в качестве условия предоставления такого земельного участка в случае, если указанная в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка цель его использования не соответствует видам разрешенного использования земельных участков, установленным для соответствующей территориальной зоны, или не соответствует разрешенному использованию земельного участка, из которого предстоит образовать земельный участок, указанный в заявлении о предварительном согласовании его предоставления.
Таким образом, как правильно отметил суд первой инстанции, в силу требований подпункта 2 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ в предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать, не может быть отказано на основании подпункта 14 статьи 39.16 ЗК РФ.
Поскольку правомерность отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка по приведенным в решении от 09.10.2015 N 01/7493-и мотивам не доказана, суд обоснованно признал оспариваемое решение Администрации недействительным.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании решений органов местного самоуправления должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением от 23 января 2017 года суд возложил на Администрацию обязанность рассмотреть по существу заявление Фонда от 02.09.2015 N 06-09/5525 о предварительном согласовании предоставления вновь образованного земельного участка.
Фонд в жалобе ссылается на то, что возложенная на Администрацию обязанность по рассмотрению заявления не является способом устранения допущенных нарушений его прав. В качестве такового Фонд указывает на необходимость возложения на Администрацию обязанности по принятию решения о предварительном согласовании предоставления вновь образованного земельного участка.
Однако в рассматриваемом случае судебная коллегия отмечает, что при обращении в суд первой инстанции с настоящим заявлением Фонд не предъявлял требований, касающихся конкретного способа устранения допущенных Администрацией нарушений прав и интересов Фонда. При новом рассмотрении дела уточнения требований относительно способа устранения допущенных ответчиком нарушений от Фонда также не поступало.
При этом в соответствии с положениями части 7 статьи 268 АПК РФ и разъяснениями, содержащимися в абзаце шестом пункта 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.
Вместе с тем суд первой инстанции, принимая во внимание указания суда кассационной инстанции, а также учитывая, что ответчик не устанавливал, возможность принятия им решения, соответствующего требованиям пунктов 8 (ч. 1, 2) - 12 статьи 39.15 ЗК РФ, в отношении земельного участка, который предстоит образовать, в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя правомерно возложил на Администрацию обязанность рассмотреть по существу заявление Фонда.
В свете изложенного апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения решения суда. Выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права при рассмотрении спора судом не допущено.
Таким образом, апелляционная жалоба Фонда удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Тверской области от 3 июня 2016 года по делу N А66-17340/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.В.ЧЕРЕДИНА
Судьи
А.Я.ЗАЙЦЕВА
А.Н.ШАДРИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)