Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.11.2017 N 10АП-16352/2017 ПО ДЕЛУ N А41-29986/17

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 ноября 2017 г. по делу N А41-29986/17


Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 ноября 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.,
судей Боровиковой С.В., Диаковской Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания Дорохиным Д.С.,
при участии в заседании:
- от заявителя, ООО "Магистраль": Китаева А.Н. - ген. директор согласно протоколу N 1 от 19.10.15;
- от заинтересованных лиц, Министерства строительного комплекса МО: Локтева Е.А. по доверенности от 26.12.16 N 129;
- Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области: Семионичев А.С. по доверенности от 28.03.17 N 31Исх-25241/110-28; Чернова М.Н. по доверенности от 17.11.17 N 31Исх-102250/11-28;
- от 3-их лиц, Комитета лесного хозяйства Московской области: Разумак М.А. по доверенности от 22.12.16 N 27ДОВ-388,
- ФКУ "Федеральное управление дорог "Центральная Россия": Мелешкина О.В. по доверенности от 20.09.17 N 16-9/134;
- ТУ Росимущества в Московской области: Гуляева К.О. по доверенности от 21.08.17 N 435-Д;
- Администрация Сергиево-Посадского муниципального района Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Комитета лесного хозяйства Московской области и Министерства строительного комплекса Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 07 сентября 2017 года по делу N А41-29986/17, принятое судьей Уваровым А.О., по заявлению ООО "Магистраль" к Министерству строительного комплекса МО, Главному управлению архитектуры и градостроительства Московской области, о признании недействительным в части градостроительного плана земельного участка N RU50512306-MSK005043,
3-и лица: Комитет лесного хозяйства Московской области ТУ Росимущества в Московской области, ФКУ "Федеральное управление дорог "Центральная Россия", Администрация Сергиево-Посадского муниципального района Московской области,

установил:

ООО "Магистраль" (далее - "общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным утвержденного распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области (далее - "Министерство") N Г28/3429 от 13.10.2016 г., градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 50:05:0000000:186 N RU50512306-MSK005043 в части отнесения по линии границ по точкам 5*, 6*, 7*, 8*, 9*, 10*, 11*, 12*, а также по линии границ по точкам 13*, 14*, 15*, 16*, 17*, 18*, 19*, 20*, 21* указанного земельного участка к землям лесного фонда и обязании подготовить, утвердить и выдать ООО "Магистраль" градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 50:05:0000000:186, с указанием на то, что весь земельный участок отнесен к категории земель Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, установить место допустимого размещения зданий, строений, сооружений на земельном участке соответственно категории и виду его разрешенного использования.
Решением Арбитражного суда Московской области признано недействительным утвержденный распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области N Г28/3429 от 13.10.2016 г., градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 50:05:0000000:186 N RU50512306-MSK005043 в части отнесения по линии границ по точкам 5*, 6*, 7*, 8*, 9*, 10*, 11*, 12*, а также по линии границ по точкам 13*, 14*, 15*, 16*, 17*, 18*, 19*, 20*, 21* к землям лесного фонда.
Суд обязал Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области в срок не позднее 10 дней с даты вступления в законную силу решения суда подготовить, утвердить и выдать ООО "Магистраль" градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 50:05:0000000:186, с указанием на то, что весь земельный участок отнесен к категории земель Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, установить место допустимого размещения зданий, строений, сооружений на земельном участке соответственно категории и виду его разрешенного использования.
Не согласившись с решением суда, Комитет лесного хозяйства Московской области и Министерство строительного комплекса Московской области обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, а также нарушены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представители заявителей апелляционных жалоб поддержали доводы апелляционных жалоб, просили решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель истца возражал против доводов заявителей апелляционных жалоб, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие 3-го лица - Администрация Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд считает, что имеются основания для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно заявлению, ранее учтенный земельный участок с кадастровым номером 50:05:0000000:186, площадь 956 711 кв. м, категория земель: Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: Под объекты автомобильного транспорта, поставлен на кадастровый учет 07.05.2007 г., отнесен в силу закона к федеральной собственности, право собственности Российской Федерации зарегистрировано в ЕГРН 17.07.2014 г., что подтверждается выпиской из ЕГРН.
На основании соглашения N 10 от 23.07.2016 г, заключенного между ФКУ "Федеральное управление дорог "Центральная Россия" и ООО "Магистраль", часть земельного участка с кадастровым номером 50:05:0000000:186 площадью 4 000 кв. м передана обществу на праве ограниченного пользования (сервитута) для строительства объектов дорожного сервиса на срок 49 лет.
Государственная регистрация указанного соглашения в ЕГРН произведена 15.07.2016 г.
С целью реализации условий соглашения N 10 от 23.07.2016 г. в части строительства объектов дорожного сервиса, общество обратилось в Министерство с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка для проектирования строений.
Распоряжением Министерства N Г28/3429 от 13.10.2016 г. утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 50:05:0000000:186 N RU50512306-MSK005043.
30 октября 2016 года указанный градостроительный план был выдан обществу.
Согласно выданному градостроительному плану, часть земельного участка по линии границ по точкам 5*, 6*, 7*, 8*, 9*, 10*, 11*, 12*, а также по линии границ по точкам 13*, 14*, 15*, 16*, 17*, 18*, 19*, 20*, 21* относится к категории земель лесного фонда, а оставшаяся часть - к категории земель: Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Не согласившись с утвержденным распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области N Г28/3429 от 13.10.2016 г., градостроительным планом земельного участка, заявитель обратился с настоящим требованием.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции, пришел к выводу, что Министерством не представлено доказательств об относимости поставленного на учет земельного участка с кадастровым номером 50:05:0000000:186, полностью или в части в установленном законом порядке к землям лесного фонда.
Суд первой инстанции указал, что представленные на бумажном носителе сведения из РГИС Московской области, сами по себе не являются правоустанавливающими документами, содержащими сведения об описании границ земель лесного фонда, т.е. не являются надлежащим доказательством по делу.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции, так как они не соответствуют фактическим обстоятельствам и опровергается материалами дела.
Так, в материалы дела Комитетом представлена справка о пересечении земельного участка с кадастровым номером 50:05:0000000:186 и оцифрованные сведения о местоположения границ лесных кварталов 40 и 47 Краснозаводского участкового лесничества ГКУ МО "Мособллес", согласно которой указанный земельный участок частично расположен на землях лесного Фонда кварталов 40 и 47 Краснозаводского участкового лесничества.
Определение наличия наложений земельных участков на земли лесного фонда Комитетом лесного хозяйства Московской области (далее - Комитет) осуществлено при помощи региональной географической информационной системы для обеспечения деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Московской области (далее - РГИС МО), созданной на основании Постановления Правительства Московской области от 23.10.2012 N 1335/38 "О создании государственной информационной системы Московской области "Региональная географическая информационная система Московской области".
Государственная информационная система Московской области "Региональная геоинформационная система Московской области" (далее - РГИС Московской области) создана на основании Постановления Правительства МО от 23.10.2012 N 1335/38 (ред. от 29.08.2013) "О создании государственной информационной системы Московской области "Региональная геоинформационная система Московской области" (вместе с "Положением о государственной информационной системе Московской области "Региональная геоинформационная система Московской области", "Перечнем статистической и иной документированной информации, необходимой для создания государственной информационной системы Московской области "Региональная геоинформационная система Московской области", "Перечнем органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, государственных унитарных предприятий Московской области и государственных учреждений Московской области, обязанных предоставлять информацию, необходимую для создания и эксплуатации государственной информационной системы Московской области "Региональная геоинформационная система Московской области").
Пунктом 2 данного постановления Правительства МО утверждены:
- Положение о государственной информационной системе Московской области "Региональная геоинформационная система Московской области".
- Перечень статистической и иной документированной информации, необходимой для создания государственной информационной системы Московской области "Региональная геоинформационная система Московской области".
- Перечень органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, государственных унитарных предприятий Московской области и государственных учреждений Московской области, обязанных предоставлять необходимую информацию для создания и эксплуатации государственной информационной системы Московской области "Региональная геоинформационная система Московской области".
Согласно п. 2 Положения о государственной информационной системе Московской области "Региональная геоинформационная система Московской области" РГИС Московской области представляет собой государственную информационную систему Московской области, в состав которой входят сведения об объектах недвижимости, объектах землеустройства, элементах планировочной структуры и улично-дорожной сети территорий населенных пунктов Московской области, картографическая, статистическая и иная документированная информация.
В соответствии с п. 8 Положения о государственной информационной системе Московской области "Региональная геоинформационная система Московской области" Полномочия оператора РГИС Московской области:
- - проводит анализ геоинформационных систем и картографических ресурсов;
- - устанавливает технические условия представления сведений, содержащихся в РГИС Московской области, а также их объем;
- - обеспечивает функционирование РГИС Московской области, распространение и предоставление информации, размещаемой в РГИС Московской области, и ее защиту, определяет порядок доступа к РГИС Московской области;
- - устанавливает дополнительные сведения, включаемые в РГИС Московской области;
- - определяет иные особенности модернизации и эксплуатации РГИС Московской области.
Согласно п. 23 Перечня статистической и иной документированной информации, необходимой для создания государственной информационной системы Московской области "Региональная геоинформационная система Московской области РГИС МО содержит материалы лесоустройства.
В соответствии с п. 17 Перечня органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, государственных унитарных предприятий Московской области и государственных учреждений Московской области, обязанных предоставлять необходимую информацию для создания и эксплуатации государственной информационной системы Московской области "Региональная геоинформационная система Московской области" Комитет лесного хозяйства Московской области входит в данный перечень организаций.
Следовательно, информация, полученная из РГИС МО является достоверной информацией о границах участка государственного лесного фонда и допустимым доказательством по делу.
Кроме того, в материалы дела представлены, выписки из Государственного лесного реестра и таксационного описания на кварталы 40 и 47 Краснозаводского участкового лесничества Сергиево-Посадского филиала ГКУ МО "Мособллес", которые, являются основой сведений, предоставляемых РГИС в отношении земель лесного фонда.
Согласно статьи 7 Земельного кодекса РФ земли делятся на категории по их целевому назначению, в частности на земли населенных пунктов и земли лесного фонда. Статья 101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относит лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Пункт 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ относит земельные участки из состава земель лесного фонда к ограниченным в обороте, что означает, что такие участки не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (абзац 2 пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ).
В соответствии со статьей 3 Земельного кодекса РФ и статьей 3 Лесного кодекса РФ для имущественных отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними законодателем установлен приоритет за лесным законодательством и специальными федеральными законами по использованию конкретных природных ресурсов.
Статья 8 Лесного кодекса РФ, пункт 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" устанавливает, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности и отчуждению не подлежат.
Согласно статье 7 Лесного кодекса РФ лесным участком признается земельный участок, границы которого определены в соответствии с правилами лесоустройства, проектированием лесных участков и ведением их кадастрового учета. Статья 67 Лесного кодекса РФ говорит о том, что лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также иных землях в соответствии с правилами проведения лесоустройства, устанавливаемыми "Лесоустроительной инструкцией", утвержденной Приказом Рослесхоза N 516 от 12.12.2011 года.
Статьи 68 - 70.1 Лесного кодекса РФ, пункты 3 - 4 Лесоустроительной инструкции устанавливают следующее. Объектом лесоустройства является лесничество (лесопарк), его часть (участковое лесничество), лесной участок. Лесоустройство включает в себя проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади. Местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов.
Одновременно с этим, в соответствии с частью 6 пункта 1 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц, если земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными. Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости, (п. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации"). Геодезические и картографические работы проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 года N 209-ФЗ "О геодезии и картографии".
Исходя из вышеизложенного следует, что границы земель лесного фонда согласованы и право собственности на них принадлежит Российской Федерации.
Перевод земель из одной категории в другую имеет законодательно закрепленную процедуру и производится Правительством Российской Федерации в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, согласно пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 04.12.2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Процедур перевода данных участков из одной категории в другую Правительством РФ не производилось. Следовательно, земли государственного лесного фонда, на котором частично расположен спорный участок не были в установленном порядке выведены из земель, собственником которых является Российская Федерация.
В соответствии с п. 3 ст. 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
Таким образом, наличие выданного и заверенного уполномоченными органами государственной власти плана лесного участка свидетельствует об учете участка в государственном лесном реестре (является основанием для учета участка в лесном реестре).
Отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
В том числе согласно п. п. 1 - 2 ст. 91 Лесного кодекса РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках. В государственном лесном реестре содержится документированная информация:
- о составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса;
- о лесничествах, лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах;
- о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах;
- об особо защитных участках лесов, о зонах с особыми условиями использования территорий;
- о лесных участках;
- о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов;
- об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, в том числе о лесном семеноводстве;
- о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам.
Спорный лесной участок учтен в государственной лесном реестре, что подтверждается прилагаемой Выпиской из государственного лесного реестра.
Следовательно, спорный лесной участок учтен в соответствии с действующим лесным законодательством.
Доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, являются копии лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, выписки из государственного лесного реестра, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.
Выводами суда первой инстанции о том, что данные о государственном кадастровом учете лесных участков в составе земель лесного фонда должны содержаться не только в лесоустроительной документации, но и в государственном кадастре недвижимости являются необоснованными в связи со следующим.
В целях защиты прав и законных интересов Российской Федерации по спорам, связанным с постановкой земель лесного фонда на государственный кадастровый учет, Федеральное агентство лесного хозяйства отметило, что особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены статьями 4.1, 4.2, 4.4 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", а также частью 6 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Таким образом, если спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с указанием иной категории земель, отличной от категории "земли лесного фонда", руководствоваться исключительно данными государственного кадастра недвижимости представляется необоснованным, что обусловлено вышеприведенными нормами федерального законодательства, согласно которым лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 9 сентября 2013 года N ВАС-11792/13).
Согласно частям 2, 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном недвижимом имуществе, а также иных предусмотренных данным Законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально- определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных указанным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно указанным нормам государственный кадастровый учет земельного участка подтверждает лишь факт индивидуализации объекта гражданских прав и не порождает в отношении него прав и обязанностей.
Учитывая изложенное, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, не являются бесспорным доказательством отнесения земель к определенной категории, так как они могут быть изменены по заявлению лиц, обладающих полномочиями в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В случае двойного учета одного земельного участка подтверждением отнесения такого участка к землям лесного фонда в судебном порядке может служить альбом картографических материалов о пересечении земель лесного фонда с землями иных категорий, сформированный в ходе выполнения работ по землеустройству и землепользованию в рамках государственных контрактов по постановке земель лесного фонда на государственный кадастровый учет, а также заключение о картографическом размещении указанного земельного участка относительно земель лесного фонда.
С учетом изложенного, апелляционный суд приходит к выводу, что в материалы дела представлены достаточные доказательства, свидетельствующие о наложении земельного участка на земли государственного лесного фонда, следовательно имеет место наличие спора о праве.
Факты одновременного учета земельного участка по сведениям материалов лесоустройства как земельного участка с категорией земель лесного фонда так и по сведениям государственного кадастрового учета как земельного участка с категорией земли промышленности сами по себе свидетельствуют о наличии спорных правоотношений между правообладателями данных земельных участков.
Согласно п. 56 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
Основываясь на изложенном, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Кроме того, самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований является пропуск срока на обращение в суд в порядке гл. 24 АПК РФ.
Так, утвержденный ГПЗУ, был получен заявителем 30.10.2016, что подтверждается заявлением о признании факта, сделанным представителем общества в суде апелляционной инстанции, приобщенном к протоколу судебного заседания.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Ходатайство о восстановлении пропущенного срока подлежит удовлетворению судом, если его пропуск обусловлен уважительными причинами. Между тем, заявителем не представлено доказательств уважительности причин пропуска срока.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 18.11.2004 N 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм АПК РФ, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, т.е. в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Вопрос соблюдения срока обращения в суд касается существа дела, поэтому подлежит разрешению и в отсутствие заявления ответчика по поводу несоблюдения заявителем при обращении в арбитражный суд этого срока.
Обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии у заявителя возможности подать заявление в арбитражный суд до истечения процессуального срока, не установлено.
Доводы общества о том, что после получения оспариваемого документа общество не сразу установлено нарушение его прав, в связи со сложностью документа, к таким основаниям не относятся.
Таким образом, решение вопроса об обращении в арбитражный суд с заявленным требованием зависело исключительно от волеизъявления заявителя.
При таких обстоятельствах, с учетом даты поступления заявления ООО "Магистраль" в арбитражный суд (14.04.2017) заявителем срок на обращение в суд пропущен, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, решение Арбитражного суда Московской области от 07 сентября 2017 года подлежит отмене, заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 07.09.2017 года по делу N А41-29986/17 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья
Н.В.МАРЧЕНКОВА

Судьи
Н.В.ДИАКОВСКАЯ
С.В.БОРОВИКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)