Судебные решения, арбитраж
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 26 сентября 2017 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
без участия представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани и МКУ "Комитет потребительского рынка Исполнительного комитета муниципального образования города Казани"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 июля 2017 года по делу N А65-3809/2017 (судья Иванов О.И.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Василенко Светланы Анатольевны (ОГРНИП 304165933400022, ИНН 165900261333), г. Казань,
к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани, г. Казань,
к МКУ "Комитет потребительского рынка Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", г. Казань,
при участии третьего лица: МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", г. Казань,
о признании ненормативного правового акта недействительным,
Индивидуальный предприниматель Василенко Светлана Анатольевна (далее - заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани (далее - ответчик-1, Исполком) и МКУ "Комитет потребительского рынка Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - ответчик-2, комитет) о признании недействительным (незаконным) отказа МКУ "Комитет потребительского рынка Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" в заключении с индивидуальным предпринимателем Василенко Светланой Анатольевной договора на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке площадью 20 кв. м по пр. Х. Ямашева, возле дома N 82, для целей не связанных со строительством, а именно: для размещения объекта мелкорозничной сети по продаже цветов, без права возведения капитальных сооружений (объектов недвижимости), без предоставления земельного участка и установления сервитутов, сроком на 5 (пять) лет; а также об обязании Исполнительного комитета муниципального образования города Казани принять решение о заключении с индивидуальным предпринимателем Василенко Светланой Анатольевной договора на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке площадью 20 кв. м по пр. Х. Ямашева, возле дома N 82, для целей не связанных со строительством, а именно: для размещения объекта мелкорозничной сети по продаже цветов, без права возведения капитальных сооружений (объектов недвижимости), без предоставления земельного участка и установления сервитутов, сроком на 5 (пять) лет.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию привлечено МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 июля 2017 года заявление удовлетворено, признан недействительным отказ от 10.01.2017 N 1/КПР МКУ "Комитет потребительского рынка Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" в заключении с индивидуальным предпринимателем Василенко Светланой Анатольевной договора на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке площадью 20 кв. м по пр. Х. Ямашева, возле дома N 82, для целей не связанных со строительством, а именно: для размещения объекта мелкорозничной сети по продаже цветов, без права возведения капитальных сооружений (объектов недвижимости), без предоставления земельного участка и установления сервитутов, сроком на 5 (пять) лет. Исполнительному комитету муниципального образования города Казани, не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня вступления в законную силу судебного акта по данному делу, вменено в обязанность осуществить действия, направленные на заключение с индивидуальным предпринимателем Василенко Светланой Анатольевной договора на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке площадью 20 кв. м по пр. Х. Ямашева, возле дома N 82, для целей не связанных со строительством.
В апелляционной жалобе Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани и МКУ "Комитет потребительского рынка Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" просят суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 июля 2017 года по делу N А65-3809/2017 и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований индивидуального предпринимателя Василенко С.А. отказать в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы заинтересованные лица указали на необоснованное принятие судом первой инстанции во внимание судебной практики по делу N А65-1701/2016, прекращение действия постановления Исполнительного комитета города Казани от 05.08.2011 N 4382 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Казани на 2011-2015 годы", а также на прекращение действия договора аренды земельного участка заявителя с 2015 года.
В материалы дела поступил отзыв заявителя на апелляционную жалобу заинтересованных лиц, в котором ИП Василенко С.А. просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 июля 2017 года по делу N А65-3809/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.
В судебное заседание апелляционного суда лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, на основании постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани N 6482 от 16.07.2010 и договора аренды земельного участка N 15859 от 19.07.2010 Комитетом земельных и имущественных отношений индивидуальному предпринимателю Василенко С.А. был предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 16:50:110805:197 площадью 20 кв. м по адресу: г. Казань, Ново-Савиновский район, пр. Ямашева, возле дома N 82 (далее - земельный участок), для целей не связанных со строительством, а именно: для размещения объектов мелкорозничной сети по продаже цветов, без права возведения капитальных сооружений (объектов недвижимости); договор аренды заключен сроком на 5 лет до 15.07.2015, дата возврата земельного участка - 15.07.2015.
По истечении договора аренды предприниматель обратился в Комитет потребительского рынка Исполнительного комитета г. Казани с заявлением, согласно которому просил заключить с ним договор на размещение нестационарного торгового объекта на указанном земельном участке, для целей не связанных со строительством, а именно для размещения объектов мелкорозничной сети по продаже цветов, без права возведения капитальных сооружений (объектов недвижимости), сроком на 5 (пять) лет.
Письмом от 10.01.2017 N 1/КПР (т. 1 л.д. 32-33) Комитет сообщил предпринимателю о том, что размещение нестационарных торговых объектов на территории г. Казани осуществляется в соответствии со Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Казани на 2011-2015, утвержденной постановлением Исполкома муниципального образования г. Казани от 05.08.2011 N 4382. В настоящий момент Исполкомом сформирован новый проект Схемы размещения нестационарных торговых объектов. Участок по пр.Яшамева вблизи дома N 82 включен в проект Схемы размещения нестационарных торговых объектов. На сегодняшний день Кабинетом Министров РТ принято постановление от 13.08.2016 года N 553 "Об утверждении Порядка размещения нестационарных торговых объектов на землях на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена". Указанным Порядком предусмотрено заключение договоров на размещение нестационарного торгового объекта без проведения торгов с предпринимателями, надлежащим образом исполнившими свои обязательства по заключенному договору аренды земельного участка, действовавшему на 01.03.2015 года и предусматривавшему размещение нестационарного торгового объекта. В настоящее время Исполкомом разрабатывается муниципальный порядок размещения нестационарных торговых объектов на муниципальных земельных участках, а также формируется схема размещения нестационарных торговых объектов. В связи с чем, вопрос относительно заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта будет рассмотрен после принятия соответствующих нормативно-правовых актов.
Заявитель, полагая, что данным письмом комитет отказал в заключении договора и что данный отказ является незаконным, обратился в арбитражный суд. В обоснование требований заявитель указал на отсутствие оснований для отказа в заключении договора.
При принятии судебного акта, арбитражный суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), действующей с 01.03.2015, использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в следующих случаях:
1) проведения инженерных изысканий;
2) капитального или текущего ремонта линейного объекта;
3) строительства временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирования строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения;
4) осуществления геологического изучения недр;
5) осуществления деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда;
6) размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об основах регулирования торговой деятельности в РФ).
Из содержания преамбулы постановления Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани N 6482 от 16.07.2010, на основании которого земельный участок был предоставлен предпринимателю в аренду, следует, что постановление принято в соответствии со статьями 22, 34 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании Положения о порядке предоставления находящихся на территории г. Казани земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденного решением Казанской городской Думы от 23.08.2006 N 49-11 (далее - Положение).
Во исполнение указанного Положения постановлением Руководителя Исполкома муниципального образования г. Казани от 05.08.2011 N 4382 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Казани на 2011-2015 годы" (далее - Постановление об утверждении схемы размещения) была утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Казани.
В пункте 489 реестровый номер 2060 Постановления об утверждении схемы размещения от 05.08.2011 N 4382 указан адрес нестационарного торгового объекта: пр. Х. Ямашева, вблизи дома N 82, профиль по факту "ЦВЕТЫ", фактическая площадь 20,0 кв. м, то есть земельный участок, на котором и размещен нестационарный торговый объект заявителя.
В городе Казани порядок реализации гражданами и юридическим лицами прав на предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, в частности, для целей по предоставлению земельных участков для размещения объектов мелкорозничной сети, осуществлялась в соответствии с порядком предоставления земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов был утвержден Решением Казанской городской Думы от 23.08.2006 N 49-11, а затем Решением Казанской городской Думы от 27.12.2012 N 10-19.
Решением Казанской городской Думы от 18.12.2015 N 22-3 "О внесении изменения в Положение о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством", раздел II Положения о порядке предоставления земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов признан утратившим силу.
Соответственно, с 18.12.2015 в городе Казани нормативно-правовое регулирование предоставления земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов и использования таких земельных участков перестало существовать. Ответчики не отрицают отсутствие на момент обращения с заявлением на территории муниципального образования г. Казани нормативно-правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, что также следует из имеющегося в материалах дела отзыва ответчиков на заявление предпринимателя.
На дату обращения заявителя к ответчикам действовал Земельный кодекс Российской Федерации в редакции Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также положения пункта 6 части 1 статьи 39.33, части 1 статьи 39.36 ЗК РФ и Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Частью 2 статьи 6 Закона об основах регулирования торговой деятельности в РФ установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности осуществляют полномочия, в частности, в соответствии с настоящим Федеральным законом разработку и принятие законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности.
В силу части 1 статьи 10 Закона об основах регулирования торговой деятельности в РФ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Данная схема в силу части 3 статьи 10 Закона об основах регулирования торговой деятельности разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 6 статьи 10 Закона об основах регулирования торговой деятельности в РФ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 15.11.2012 N 8305 "О приостановлении действия Постановления Исполнительного комитета г. Казани от 05.08.2011 N 4382 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Казани на 2011-2015 годы" действие Постановления Исполнительного комитета г. Казани от 05.08.2011 N 4382 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Казани на 2011-2015 годы" было приостановлено.
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 10.12.2014 N 7039 "О признании утратившим силу Постановления Исполнительного комитета г. Казани от 15.11.2012 N 8305", действие Постановления Исполнительного комитета г. Казани от 05.08.2011 N 4382 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Казани на 2011-2015 годы" возобновлено.
В апелляционном определении Верховного суда Республики Татарстан от 28 февраля 2017 г. по делу N 33а-3306/2017 указано, что в настоящее время отсутствует действующая схема размещения нестационарных торговых объектов; данное обстоятельство не подтверждает законность оспариваемого отказа.
Суд первой инстанции при принятии оспариваемого решения исходил из того, что непринятие на муниципальном уровне нормативных правовых актов, регулирующих определенные федеральными законами правоотношения, не может лишать лицо реализации его прав, предусмотренных действующим законодательством (Аналогичная правовая позиция отражена в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 09.12.2016 по делу N А65-1701/2016).
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 29 января 2015 года N 225-О указал, что "Осуществление местной администрацией отнесенных уставом муниципального образования к ее ведению полномочий по решению вопросов местного значения должно обеспечивать реализацию интересов местного сообщества при решении вопросов местного значения, развитие муниципального образования, в том числе расширение сферы услуг, и не может носить произвольный характер", что "положение части 6 статьи 10 Закона об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ, предусматривающее, что утверждение (изменение) схемы размещения торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых начаты до утверждения указанной схемы, направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг".
Согласно пункту 3.1.23 решения Казанской городской Думы от 03.08.2015 N 19-44 к полномочиям Комитета потребительского рынка Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани относится заключение от имени муниципального образования г. Казани договоров на размещение нестационарных объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в том числе сезонных, на территории г. Казани и ведение учета поступления платы за право размещения.
Испрашиваемый под размещение объекта мелкорозничной сети по продаже цветов земельный участок был предоставлен заявителю в аренду на основании постановления Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани N 6482 от 16.07.2010, то есть до утверждения Схемы размещения постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 05 августа 2011 года и соответственно до утверждения новой Схемы размещения нестационарных торговых объектов в г. Казани на последующие годы, которая, как указал ответчик, проходит процедуру согласования. Указанный земельный участок был предусмотрен ранее действовавшей Схемой размещения нестационарных торговых объектов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами, действующими во время разрешения спора и рассмотрения дела.
В силу пункта 6 статьи 13 АПК РФ в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).
Отсутствие установленного законом или иным нормативным правовым актом порядка и основания использования земельного участка без предоставления для размещения нестационарного торгового объекта не может лишать заявителя на судебную защиту в случае, если защита его прав не может быть осуществлена специальными исками или иным способом.
Из указанного следует, что правовая неопределенность заявителя в вопросе о том, вправе ли он осуществлять торговую деятельность в нестационарном торговом объекте по конкретному адресу, несмотря на фактическое использование им после истечения срока действия договора аренды земельного участка, без предоставления, требует своего разрешения.
Потребность заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта обусловлена необходимостью легализации использования предпринимателем земельного участка в целях ограждения от возникновения негативных последствий в результате контроля и надзора соответствующих органов за использованием земельного участка.
Следовательно, отказ Комитета потребительского рынка Исполнительного комитета муниципального образования города Казани в заключении с заявителем договора на размещение нестационарного торгового объекта противоречит нормам статей 39.33, 39.36 ЗК РФ, Закона о государственном регулировании торговой деятельности в РФ и нарушает права и законные интересы заявителя в предпринимательской деятельности.
Исходя из вышеизложенных обстоятельств в совокупности с приведенными нормами права федерального законодательства о порядке использования земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов без предоставления, суд первой инстанции пришел к выводу, что заявленное требование предпринимателя о признании отказа Комитета потребительского рынка Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани в заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта незаконным подлежит удовлетворению. В данном случае права и законные интересы заявителя подлежат восстановлению путем обязания Исполнительного комитета муниципального образования города Казани осуществить действия, направленные на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке.
Исследовав доказательства, арбитражный суд первой инстанции установил наличие оснований для удовлетворения заявления предпринимателя.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения жалобы также исходя из следующего.
Доводы апелляционной жалобы заинтересованных лиц о необоснованном принятии судом первой инстанции во внимание судебной практики по делу N А65-1701/2016, прекращении действия постановления Исполнительного комитета города Казани от 05.08.2011 N 4382 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Казани на 2011-2015 годы", а также о прекращении действия договора аренды земельного участка заявителя с 2015 года, не свидетельствуют о незаконности либо необоснованности принятого судом первой инстанции судебного акта, поскольку заинтересованными лицами не доказано, что у заявителя отсутствует право на размещение нестационарного торгового объекта на указанном земельном участке.
Истечение срока действия договора аренды указанного земельного участка не может являться основанием для прекращения деятельности нестационарного торгового объекта (постановление Арбитражного суда Поволжского округа N А65-1701/2016 от 09.12.2016).
Также апелляционный суд особо отмечает, что постановление Исполкома г. Казани от 05.08.2011 N 4382 (утвердившее Схему размещения нестационарных торговых объектов и объектов общественного питания на территории г. Казани на 2011-2015 года в которой в пункте 489 реестровый номер 2060 значился торговый объект заявителя) признано утратившим силу лишь с принятием постановления Исполкома г. Казани от 30.05.2017 года N 2030 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов и объектов общественного питания на территории г. Казани".
В Схеме размещения нестационарных торговых объектов и объектов общественного питания на территории г. Казани, утвержденной постановлением Исполкома г. Казани от 30.05.2017 года N 2030 в пункте 500 реестровый номер НС-122 указан адрес нестационарного торгового объекта: пр. Х. Ямашева, вблизи дома N 82, профиль по факту "ЦВЕТЫ", фактическая площадь до 20,0 кв. м, то есть земельный участок, на котором и размещен нестационарный торговый объект заявителя.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 13 августа 2016 года N 553 "Об утверждении Порядка размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена" утвержден Порядок размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена (далее - Порядок).
Постановлением Исполкома г. Казани от 22 мая 2017 г. N 1908 утверждено Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов и объектов общественного питания на территории города Казани согласно приложению N 1 к настоящему Постановлению (далее - Положение).
Размещение спорного нестационарного торгового объекта на территории г. Казани осуществляется в месте, определенной Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Казани, что согласуется с п. 2.1 Порядка размещения нестационарных торговых объектов, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 13.08.2016 года N 553 и п. 3.1 указанного Положения.
Учитывая вышеизложенное и положения п. 2.2 Порядка, утвержденного постановлением от 13.08.2016 года N 553, п. 4.2 названного Положения заявитель имеет право на размещение спорного нестационарного торгового объекта на территории г. Казани без проведения торгов.
С позиции изложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции полагает правомерными выводы суда первой инстанции об отсутствии у ответчика оснований для отказа заявителю в заключении договора на размещение спорного нестационарного торгового объекта и о наличии оснований для обязания ответчика осуществить действия, направленные на заключение с ИП Василенко С.А. договора на размещение спорного нестационарного торгового объекта.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 июля 2017 года по делу N А65-3809/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.09.2017 N 11АП-12071/2017 ПО ДЕЛУ N А65-3809/2017
Разделы:Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 сентября 2017 г. по делу N А65-3809/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 26 сентября 2017 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
без участия представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани и МКУ "Комитет потребительского рынка Исполнительного комитета муниципального образования города Казани"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 июля 2017 года по делу N А65-3809/2017 (судья Иванов О.И.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Василенко Светланы Анатольевны (ОГРНИП 304165933400022, ИНН 165900261333), г. Казань,
к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани, г. Казань,
к МКУ "Комитет потребительского рынка Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", г. Казань,
при участии третьего лица: МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", г. Казань,
о признании ненормативного правового акта недействительным,
установил:
Индивидуальный предприниматель Василенко Светлана Анатольевна (далее - заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани (далее - ответчик-1, Исполком) и МКУ "Комитет потребительского рынка Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - ответчик-2, комитет) о признании недействительным (незаконным) отказа МКУ "Комитет потребительского рынка Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" в заключении с индивидуальным предпринимателем Василенко Светланой Анатольевной договора на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке площадью 20 кв. м по пр. Х. Ямашева, возле дома N 82, для целей не связанных со строительством, а именно: для размещения объекта мелкорозничной сети по продаже цветов, без права возведения капитальных сооружений (объектов недвижимости), без предоставления земельного участка и установления сервитутов, сроком на 5 (пять) лет; а также об обязании Исполнительного комитета муниципального образования города Казани принять решение о заключении с индивидуальным предпринимателем Василенко Светланой Анатольевной договора на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке площадью 20 кв. м по пр. Х. Ямашева, возле дома N 82, для целей не связанных со строительством, а именно: для размещения объекта мелкорозничной сети по продаже цветов, без права возведения капитальных сооружений (объектов недвижимости), без предоставления земельного участка и установления сервитутов, сроком на 5 (пять) лет.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию привлечено МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 июля 2017 года заявление удовлетворено, признан недействительным отказ от 10.01.2017 N 1/КПР МКУ "Комитет потребительского рынка Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" в заключении с индивидуальным предпринимателем Василенко Светланой Анатольевной договора на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке площадью 20 кв. м по пр. Х. Ямашева, возле дома N 82, для целей не связанных со строительством, а именно: для размещения объекта мелкорозничной сети по продаже цветов, без права возведения капитальных сооружений (объектов недвижимости), без предоставления земельного участка и установления сервитутов, сроком на 5 (пять) лет. Исполнительному комитету муниципального образования города Казани, не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня вступления в законную силу судебного акта по данному делу, вменено в обязанность осуществить действия, направленные на заключение с индивидуальным предпринимателем Василенко Светланой Анатольевной договора на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке площадью 20 кв. м по пр. Х. Ямашева, возле дома N 82, для целей не связанных со строительством.
В апелляционной жалобе Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани и МКУ "Комитет потребительского рынка Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" просят суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 июля 2017 года по делу N А65-3809/2017 и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований индивидуального предпринимателя Василенко С.А. отказать в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы заинтересованные лица указали на необоснованное принятие судом первой инстанции во внимание судебной практики по делу N А65-1701/2016, прекращение действия постановления Исполнительного комитета города Казани от 05.08.2011 N 4382 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Казани на 2011-2015 годы", а также на прекращение действия договора аренды земельного участка заявителя с 2015 года.
В материалы дела поступил отзыв заявителя на апелляционную жалобу заинтересованных лиц, в котором ИП Василенко С.А. просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 июля 2017 года по делу N А65-3809/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.
В судебное заседание апелляционного суда лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, на основании постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани N 6482 от 16.07.2010 и договора аренды земельного участка N 15859 от 19.07.2010 Комитетом земельных и имущественных отношений индивидуальному предпринимателю Василенко С.А. был предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 16:50:110805:197 площадью 20 кв. м по адресу: г. Казань, Ново-Савиновский район, пр. Ямашева, возле дома N 82 (далее - земельный участок), для целей не связанных со строительством, а именно: для размещения объектов мелкорозничной сети по продаже цветов, без права возведения капитальных сооружений (объектов недвижимости); договор аренды заключен сроком на 5 лет до 15.07.2015, дата возврата земельного участка - 15.07.2015.
По истечении договора аренды предприниматель обратился в Комитет потребительского рынка Исполнительного комитета г. Казани с заявлением, согласно которому просил заключить с ним договор на размещение нестационарного торгового объекта на указанном земельном участке, для целей не связанных со строительством, а именно для размещения объектов мелкорозничной сети по продаже цветов, без права возведения капитальных сооружений (объектов недвижимости), сроком на 5 (пять) лет.
Письмом от 10.01.2017 N 1/КПР (т. 1 л.д. 32-33) Комитет сообщил предпринимателю о том, что размещение нестационарных торговых объектов на территории г. Казани осуществляется в соответствии со Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Казани на 2011-2015, утвержденной постановлением Исполкома муниципального образования г. Казани от 05.08.2011 N 4382. В настоящий момент Исполкомом сформирован новый проект Схемы размещения нестационарных торговых объектов. Участок по пр.Яшамева вблизи дома N 82 включен в проект Схемы размещения нестационарных торговых объектов. На сегодняшний день Кабинетом Министров РТ принято постановление от 13.08.2016 года N 553 "Об утверждении Порядка размещения нестационарных торговых объектов на землях на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена". Указанным Порядком предусмотрено заключение договоров на размещение нестационарного торгового объекта без проведения торгов с предпринимателями, надлежащим образом исполнившими свои обязательства по заключенному договору аренды земельного участка, действовавшему на 01.03.2015 года и предусматривавшему размещение нестационарного торгового объекта. В настоящее время Исполкомом разрабатывается муниципальный порядок размещения нестационарных торговых объектов на муниципальных земельных участках, а также формируется схема размещения нестационарных торговых объектов. В связи с чем, вопрос относительно заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта будет рассмотрен после принятия соответствующих нормативно-правовых актов.
Заявитель, полагая, что данным письмом комитет отказал в заключении договора и что данный отказ является незаконным, обратился в арбитражный суд. В обоснование требований заявитель указал на отсутствие оснований для отказа в заключении договора.
При принятии судебного акта, арбитражный суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), действующей с 01.03.2015, использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в следующих случаях:
1) проведения инженерных изысканий;
2) капитального или текущего ремонта линейного объекта;
3) строительства временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирования строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения;
4) осуществления геологического изучения недр;
5) осуществления деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда;
6) размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об основах регулирования торговой деятельности в РФ).
Из содержания преамбулы постановления Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани N 6482 от 16.07.2010, на основании которого земельный участок был предоставлен предпринимателю в аренду, следует, что постановление принято в соответствии со статьями 22, 34 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании Положения о порядке предоставления находящихся на территории г. Казани земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденного решением Казанской городской Думы от 23.08.2006 N 49-11 (далее - Положение).
Во исполнение указанного Положения постановлением Руководителя Исполкома муниципального образования г. Казани от 05.08.2011 N 4382 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Казани на 2011-2015 годы" (далее - Постановление об утверждении схемы размещения) была утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Казани.
В пункте 489 реестровый номер 2060 Постановления об утверждении схемы размещения от 05.08.2011 N 4382 указан адрес нестационарного торгового объекта: пр. Х. Ямашева, вблизи дома N 82, профиль по факту "ЦВЕТЫ", фактическая площадь 20,0 кв. м, то есть земельный участок, на котором и размещен нестационарный торговый объект заявителя.
В городе Казани порядок реализации гражданами и юридическим лицами прав на предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, в частности, для целей по предоставлению земельных участков для размещения объектов мелкорозничной сети, осуществлялась в соответствии с порядком предоставления земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов был утвержден Решением Казанской городской Думы от 23.08.2006 N 49-11, а затем Решением Казанской городской Думы от 27.12.2012 N 10-19.
Решением Казанской городской Думы от 18.12.2015 N 22-3 "О внесении изменения в Положение о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством", раздел II Положения о порядке предоставления земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов признан утратившим силу.
Соответственно, с 18.12.2015 в городе Казани нормативно-правовое регулирование предоставления земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов и использования таких земельных участков перестало существовать. Ответчики не отрицают отсутствие на момент обращения с заявлением на территории муниципального образования г. Казани нормативно-правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, что также следует из имеющегося в материалах дела отзыва ответчиков на заявление предпринимателя.
На дату обращения заявителя к ответчикам действовал Земельный кодекс Российской Федерации в редакции Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также положения пункта 6 части 1 статьи 39.33, части 1 статьи 39.36 ЗК РФ и Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Частью 2 статьи 6 Закона об основах регулирования торговой деятельности в РФ установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности осуществляют полномочия, в частности, в соответствии с настоящим Федеральным законом разработку и принятие законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности.
В силу части 1 статьи 10 Закона об основах регулирования торговой деятельности в РФ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Данная схема в силу части 3 статьи 10 Закона об основах регулирования торговой деятельности разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 6 статьи 10 Закона об основах регулирования торговой деятельности в РФ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 15.11.2012 N 8305 "О приостановлении действия Постановления Исполнительного комитета г. Казани от 05.08.2011 N 4382 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Казани на 2011-2015 годы" действие Постановления Исполнительного комитета г. Казани от 05.08.2011 N 4382 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Казани на 2011-2015 годы" было приостановлено.
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 10.12.2014 N 7039 "О признании утратившим силу Постановления Исполнительного комитета г. Казани от 15.11.2012 N 8305", действие Постановления Исполнительного комитета г. Казани от 05.08.2011 N 4382 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Казани на 2011-2015 годы" возобновлено.
В апелляционном определении Верховного суда Республики Татарстан от 28 февраля 2017 г. по делу N 33а-3306/2017 указано, что в настоящее время отсутствует действующая схема размещения нестационарных торговых объектов; данное обстоятельство не подтверждает законность оспариваемого отказа.
Суд первой инстанции при принятии оспариваемого решения исходил из того, что непринятие на муниципальном уровне нормативных правовых актов, регулирующих определенные федеральными законами правоотношения, не может лишать лицо реализации его прав, предусмотренных действующим законодательством (Аналогичная правовая позиция отражена в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 09.12.2016 по делу N А65-1701/2016).
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 29 января 2015 года N 225-О указал, что "Осуществление местной администрацией отнесенных уставом муниципального образования к ее ведению полномочий по решению вопросов местного значения должно обеспечивать реализацию интересов местного сообщества при решении вопросов местного значения, развитие муниципального образования, в том числе расширение сферы услуг, и не может носить произвольный характер", что "положение части 6 статьи 10 Закона об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ, предусматривающее, что утверждение (изменение) схемы размещения торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых начаты до утверждения указанной схемы, направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг".
Согласно пункту 3.1.23 решения Казанской городской Думы от 03.08.2015 N 19-44 к полномочиям Комитета потребительского рынка Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани относится заключение от имени муниципального образования г. Казани договоров на размещение нестационарных объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в том числе сезонных, на территории г. Казани и ведение учета поступления платы за право размещения.
Испрашиваемый под размещение объекта мелкорозничной сети по продаже цветов земельный участок был предоставлен заявителю в аренду на основании постановления Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани N 6482 от 16.07.2010, то есть до утверждения Схемы размещения постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 05 августа 2011 года и соответственно до утверждения новой Схемы размещения нестационарных торговых объектов в г. Казани на последующие годы, которая, как указал ответчик, проходит процедуру согласования. Указанный земельный участок был предусмотрен ранее действовавшей Схемой размещения нестационарных торговых объектов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами, действующими во время разрешения спора и рассмотрения дела.
В силу пункта 6 статьи 13 АПК РФ в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).
Отсутствие установленного законом или иным нормативным правовым актом порядка и основания использования земельного участка без предоставления для размещения нестационарного торгового объекта не может лишать заявителя на судебную защиту в случае, если защита его прав не может быть осуществлена специальными исками или иным способом.
Из указанного следует, что правовая неопределенность заявителя в вопросе о том, вправе ли он осуществлять торговую деятельность в нестационарном торговом объекте по конкретному адресу, несмотря на фактическое использование им после истечения срока действия договора аренды земельного участка, без предоставления, требует своего разрешения.
Потребность заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта обусловлена необходимостью легализации использования предпринимателем земельного участка в целях ограждения от возникновения негативных последствий в результате контроля и надзора соответствующих органов за использованием земельного участка.
Следовательно, отказ Комитета потребительского рынка Исполнительного комитета муниципального образования города Казани в заключении с заявителем договора на размещение нестационарного торгового объекта противоречит нормам статей 39.33, 39.36 ЗК РФ, Закона о государственном регулировании торговой деятельности в РФ и нарушает права и законные интересы заявителя в предпринимательской деятельности.
Исходя из вышеизложенных обстоятельств в совокупности с приведенными нормами права федерального законодательства о порядке использования земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов без предоставления, суд первой инстанции пришел к выводу, что заявленное требование предпринимателя о признании отказа Комитета потребительского рынка Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани в заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта незаконным подлежит удовлетворению. В данном случае права и законные интересы заявителя подлежат восстановлению путем обязания Исполнительного комитета муниципального образования города Казани осуществить действия, направленные на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке.
Исследовав доказательства, арбитражный суд первой инстанции установил наличие оснований для удовлетворения заявления предпринимателя.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения жалобы также исходя из следующего.
Доводы апелляционной жалобы заинтересованных лиц о необоснованном принятии судом первой инстанции во внимание судебной практики по делу N А65-1701/2016, прекращении действия постановления Исполнительного комитета города Казани от 05.08.2011 N 4382 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Казани на 2011-2015 годы", а также о прекращении действия договора аренды земельного участка заявителя с 2015 года, не свидетельствуют о незаконности либо необоснованности принятого судом первой инстанции судебного акта, поскольку заинтересованными лицами не доказано, что у заявителя отсутствует право на размещение нестационарного торгового объекта на указанном земельном участке.
Истечение срока действия договора аренды указанного земельного участка не может являться основанием для прекращения деятельности нестационарного торгового объекта (постановление Арбитражного суда Поволжского округа N А65-1701/2016 от 09.12.2016).
Также апелляционный суд особо отмечает, что постановление Исполкома г. Казани от 05.08.2011 N 4382 (утвердившее Схему размещения нестационарных торговых объектов и объектов общественного питания на территории г. Казани на 2011-2015 года в которой в пункте 489 реестровый номер 2060 значился торговый объект заявителя) признано утратившим силу лишь с принятием постановления Исполкома г. Казани от 30.05.2017 года N 2030 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов и объектов общественного питания на территории г. Казани".
В Схеме размещения нестационарных торговых объектов и объектов общественного питания на территории г. Казани, утвержденной постановлением Исполкома г. Казани от 30.05.2017 года N 2030 в пункте 500 реестровый номер НС-122 указан адрес нестационарного торгового объекта: пр. Х. Ямашева, вблизи дома N 82, профиль по факту "ЦВЕТЫ", фактическая площадь до 20,0 кв. м, то есть земельный участок, на котором и размещен нестационарный торговый объект заявителя.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 13 августа 2016 года N 553 "Об утверждении Порядка размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена" утвержден Порядок размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена (далее - Порядок).
Постановлением Исполкома г. Казани от 22 мая 2017 г. N 1908 утверждено Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов и объектов общественного питания на территории города Казани согласно приложению N 1 к настоящему Постановлению (далее - Положение).
Размещение спорного нестационарного торгового объекта на территории г. Казани осуществляется в месте, определенной Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Казани, что согласуется с п. 2.1 Порядка размещения нестационарных торговых объектов, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 13.08.2016 года N 553 и п. 3.1 указанного Положения.
Учитывая вышеизложенное и положения п. 2.2 Порядка, утвержденного постановлением от 13.08.2016 года N 553, п. 4.2 названного Положения заявитель имеет право на размещение спорного нестационарного торгового объекта на территории г. Казани без проведения торгов.
С позиции изложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции полагает правомерными выводы суда первой инстанции об отсутствии у ответчика оснований для отказа заявителю в заключении договора на размещение спорного нестационарного торгового объекта и о наличии оснований для обязания ответчика осуществить действия, направленные на заключение с ИП Василенко С.А. договора на размещение спорного нестационарного торгового объекта.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 июля 2017 года по делу N А65-3809/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ПОПОВА
Е.Г.ПОПОВА
Судьи
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
А.А.ЮДКИН
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
А.А.ЮДКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)