Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июля 2017 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.
судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Журко А.Н.,
рассматривает в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8041/2017) Управления федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.05.2017 по делу N А75-4238/2017 (судья Чешкова О.Г.), принятое по заявлению Департамента по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к Управлению федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о признании недействительным предупреждения от 10.03.2017 N 2,
при участии в деле в качестве заинтересованного лица, - акционерного общества "Газпром газораспределение Север",
при участии в судебном заседании представителей:
- от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
- от Департамента по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - Дорохин А.В. (личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации, по доверенности N 13-Д-330 от 09.12.2016 сроком действия 3 года);
- от акционерного общества "Газпром газораспределение Север" - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
установил:
Департамент по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Управлению федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России, антимонопольный орган, заинтересованное лицо) о признании недействительным предупреждения от 10.03.2017 N 2.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено акционерное общество "Газпром газораспределение Север" (далее - АО "Газпром газораспределение Север", третье лицо).
Определением суда от 29.03.2017 действие предупреждения Ханты-Мансийского УФАС России от 10.03.2017 N 2 приостановлено до рассмотрения настоящего дела по существу и вступления в законную силу решения по настоящему делу.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.05.2017 по делу N А75-4238/2017 заявленные требования удовлетворены: признано незаконным предупреждение Ханты-Мансийского УФАС России от 10.03.2017 N 2 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Не согласившись с принятым решением суда, Ханты-Мансийское УФАС России обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда первой инстанции отменить.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на нарушение судом норм процессуального права, выразившееся в том, что судом не было дано право сторонам высказать мнение по вопросу завершения предварительного судебного заседания и готовности дела к судебному разбирательству, а также не дано право сторонам заявлять ходатайства.
Податель жалобы полагает, что арбитражный суд был обязан приостановить производство по делу, поскольку в рамках настоящего дела антимонопольным органом обжаловалось определение от 29.03.2017 о приостановлении действия оспариваемого предупреждения.
Кроме того, по мнению антимонопольного органа, арбитражным судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, а именно: Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции, Федеральный закон N 135-ФЗ). Так, антимонопольный орган указывает, что одновременное предоставление земельных участков и объектов недвижимости, в отношении которых в установленном законом порядке Департаментом получено согласие на предоставление государственной преференции, недопустимо, поскольку тем самым нарушаются положения пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, а также - требования земельного законодательства.
Оспаривая доводы подателя жалобы, Департамент и АО "Газпром газораспределение Север" представили отзывы на апелляционную жалобу, в которых просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ханты-Мансийское УФАС России и АО "Газпром газораспределение Север", надлежащим образом извещенные в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в суд не обеспечили.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие поименованных лиц.
Представитель Департамента с доводами апелляционной жалобы не согласился, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы на нее, заслушав явившегося представителя заявителя, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
03.08.2016 Департамент обратился в Ханты-Мансийское УФАС России с заявлением о даче согласия на предоставление АО "Газпром газораспределение Север" государственной преференции в целях обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях путем передачи по договору аренды имущества согласно приложению к настоящему заявлению, для организации газоснабжения населения города Советский и Советского района, сроком на 5 лет (л. д. 32).
В перечне объектов, прилагаемом к заявлению, были указаны сети и иные сооружения газоснабжения, а также земельные участки под сети газоснабжения (л. д. 34-39).
По результатам рассмотрения заявления антимонопольным органом принято решение от 08.09.2016 N 05-10/ИП-4882 о даче согласия на предоставление государственной преференции с введением ограничений на предоставление государственной преференции по сроку - 11 месяцев, а также по кругу лиц и цели.
Одновременно с этим решением отказано в согласовании преференции в части передачи земельных участков со ссылкой на часть 2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой порядок заключения договоров без проведения торгов, установленный в части 1 указанной статьи, не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Распоряжением от 29.09.2016 N 13-Р-2200 Департамент предоставил государственную преференцию акционерному обществу "Газпром газораспределение Север" на заключение договора аренды имущества для организации газоснабжения населения г. Советский и Советского района, согласно прилагаемому перечню (л. д. 45-51).
22.12.2016 между Департаментом (арендодатель) и АО "Газпром газораспределение Север" (арендатор) заключен договор N 116010445 аренды имущества (л. д. 52-62), в соответствии с которым арендодатель передает, а арендатор принимает за плату во временное владение и пользование недвижимое имущество. Имущество входит в состав государственной казны Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (пункт 1.1 договора). Перечень имущества и его характеристики указаны в Приложении 1 к договору (пункт 1.2 договора).
Согласно Приложению 1 к договору аренды, в аренду переданы как объекты газоснабжения (сети, газораспределительные пункты), предоставление государственной преференции по которым с согласовано решением от 08.09.2016 N 05-10/ИП-4882 Ханты-Мансийского УФАС России, так и земельные участки под объектами недвижимости и для строительства сетей газоснабжения.
23.01.2017 Департамент направил в адрес Ханты-Мансийское УФАС России копию договора аренды имущества от 22.12.2016 с АО "Газпром газораспределение Север" во исполнение части 2 статьи 20 Закона о защите конкуренции.
10.03.2017 Ханты-Мансийским УФАС России в отношении Департамента вынесено Предупреждение N 2 (исх. N 05/ИП-1467) о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Управление констатировало не соблюдение Департаментом при заключении договора аренды имущества от 22.12.2016 N 116010445 требований части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ и ограничений Ханты-Мансийское УФАС России, установленных в решении о даче согласия на предоставление государственной преференции от 08.09.2016 исх. N 05-10/ИП-4882.
Указав в Предупреждении N 2 от 10.03.2017 на то, что передача земельных участков в пользование гражданам и юридическим лицам осуществляется в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации, Управление предупредило Департамент о необходимости в срок до 31.03.2017 прекратить действия (бездействие), нарушающие пункт 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в передаче в аренду АО "Газпром газораспределение Север" по договору аренды от 22.12.2016 N 116010445 земельных участков с кадастровыми номерами 86:09:0000000:88; 86:09:0101033:3449; 86:09:0101005:2337; 86:09:0101003:2808; 86:09:0101007:748; 86:09:0000000:86; 86:09:0101003:2791; 86:09:0000000:9910; 86:09:0101012:2373; 86:09:0101005:2367; 86:09:0000000:135; 86:09:0000000:0121; 86:09:0000000:112; 86:09:0401001:370; 86:09:0401001:475; 86:09:0501002:191; 86:09:0501002:2288; 86:09:0000000:4917; 86:09:0000000:1869; 86:09:0000000:1870; 86:09:0000000:1873; 86:09:0701001:3116, а именно: Возвратить имущество в государственную казну Ханты-Мансийского автономного округа - Югры путем исключения из приложения к N 1 к договору аренды имущества от 22.12.2016 N 116010445 вышеуказанных земельных участков.
О выполнении настоящего предупреждения предписано сообщить в антимонопольный орган в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением документов, подтверждающих возврат имущества.
Не согласившись с указанным Предупреждением, полагая, что оно не соответствует требованиям закона и нарушает права и интересы Департамента в сфере экономической деятельности, касающиеся передачи имущества в аренду, Департамент обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
05.05.2017 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного правового акта недействительным, решения и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности антимонопольный орган в случае выявления признаков нарушения статьи 15 названного Закона выдает органу местного самоуправления предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.
Предупреждение должно содержать: выводы о наличии оснований для его выдачи; нормы антимонопольного законодательства, которые нарушены действиями (бездействием) лица, которому выдается предупреждение; перечень действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, устранение причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, устранение последствий такого нарушения, а также разумный срок их выполнения (часть 4 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).
В силу правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 15.04.2014 N 18403/13, Президиума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 3 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного 16.03.2016, судебный контроль при обжаловании предупреждения как при проверке его соответствия закону, так и при оценке нарушения им прав и законных интересов должен быть ограничен особенностями вынесения такого акта, целями, достигаемыми этим актом, соразмерностью предписанных мер и их исполнимостью.
Поскольку предупреждение выносится при обнаружении лишь признаков правонарушения, а не его факта (часть 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции), то судебной проверке подлежит факт наличия таких признаков по поступившим в антимонопольный орган информации и документам как основаниям вынесения предупреждения.
Такими признаками в рассматриваемом деле являются принятие органом местного самоуправления акта, осуществление действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции при входе хозяйствующих субъектов на рынок услуг газоснабжения.
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:
1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество, в том числе в порядке, установленном главой 5 указанного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот.
Предоставление государственной или муниципальной преференции подлежит контролю в рамках главы 5 Закона о защите конкуренции.
В статье 19 Закона о защите конкуренции перечислены цели, для достижения которых могут быть предоставлены указанные преференции, а также условия их предоставления.
Порядок получения государственных или муниципальных преференций определен в статье 20 Закона о защите конкуренции.
В силу части 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, подают в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции и прилагают перечисленные в данной норме документы.
Антимонопольный орган принимает решение об отказе в предоставлении государственной или муниципальной преференции, если государственная или муниципальная преференция не соответствует целям, указанным в части 1 статьи 19 настоящего Федерального закона, или если ее предоставление может привести к устранению или недопущению конкуренции (пункт 3 части 3 статьи 20 Закона о защите конкуренции).
Частью 2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции установлено, что порядок заключения договоров, определенный частью 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции, не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
В рассматриваемом случае основанием для отказа антимонопольного органа в согласовании государственной преференции в части земельных участков послужило отсутствие правового основания для дачи такой преференции, поскольку предоставление земельных участков осуществляется в соответствии и в порядке, предусмотренном нормами Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом вывод о несоответствии целям, указанным в части 1 статьи 19 Федерального закона N 135-ФЗ, либо об устранении или недопущении конкуренции в результате предоставления обществу земельных участков, в решении антимонопольного органа от 08.09.2016 N 05-10/ИП-4882 отсутствует.
По утверждению антимонопольного органа, отказ в предоставлении преференции по передаче в аренду земельных участков обществу обоснован отсутствием правовых оснований для получения такого согласия.
Из оспариваемого предупреждения от 10.03.2017 N 05/ИП-1467 следует, что передача земельных участков должна осуществляться в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, предоставление их путем преференции не требуется.
При этом об ограничении или исключении Департаментом конкуренции и о нарушениях конкурентных процедур, установленных Земельным кодексом Российской Федерации, при предоставлении земельных участков АО "Газпром газораспределение Север", в Предупреждении антимонопольного органа не указано.
Между тем, согласно положениям статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
В силу статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Постановлением Губернатора ХМАО - Югры от 06.06.2010 N 102 утверждено Положение о Департаменте, в соответствии с которым Департамент является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики автономного округа и нормативному правовому регулированию, управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сферах управления государственным имуществом, земельных и кадастровых отношений.
К полномочиям Департамента, в частности, относится совершение сделок, в том числе принятие решений, по передаче (предоставлению) имущества в аренду, безвозмездное пользование, постоянное (бессрочное) пользование, залог, доверительное управление, простое товарищество, по перераспределению земель и (или) земельных участков, а также совершение иных сделок по распоряжению имуществом, в том числе заключение соглашений об установлении сервитутов (пункт 8.6 Положения).
Пунктом 5 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации определен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 652 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды здания или сооружения арендатору одновременно с передачей прав владения и пользования такой недвижимостью передаются права на земельный участок, который занят такой недвижимостью и необходим для ее использования.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено, что при аренде объектов недвижимости к арендатору переходят права не только на часть земельного участка, занятую непосредственно объектом недвижимости, но и на часть участка, необходимую для использования объекта.
Департамент является уполномоченным органом по принятию решений о предоставлении земельных участков в аренду, принял такое решение распоряжением от 29.09.2016 N 13-р-2200.
Учитывая указанное, суд первой инстанции правильно заключил, что земельные участки предоставляются в аренду в порядке земельного законодательства, а не в порядке предоставления преференции, то есть для передачи земельных участков в аренду АО "Газпром газораспределение Север" под объекты недвижимого имущества (сети газоснабжения и иные сооружения) согласие антимонопольного органа на предоставление преференции не требовалось.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется бесконкурентным способом (без проведения торгов) для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения.
Как и в суде первой инстанции антимонопольный орган указывает на то, что земельные участки под объекты недвижимого имущества, передача в аренду которых произведена посредством получения в Ханты-Мансийском УФАС России согласия на предоставление государственной преференции, не могли быть переданы в аренду по тому же договору, что и это имущество. По его мнению, следовало оформить отдельный договор аренды земельных участков.
Суд первой инстанции обоснованно указал на ошибочность данного утверждения заинтересованного лица как противоречащего нормам Закона о защите конкуренции и положениям статьи 652 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Так, Департамент получил согласие на предоставление государственной преференции АО "Газпром газораспределение Север" в целях обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 1 части 1 статьи 19 Федерального закона N 135-ФЗ) путем передачи по договору аренды имущества, для организации газоснабжения населения города Советский и Советского района, принял соответствующее Распоряжение о предоставлении государственной преференции от 29.09.2016 N 13-р-2200 на заключение договора аренды на имущество, и пользуясь своими полномочиями, с учетом предоставленной государственной преференции, заключил договор аренды имущества, в том числе предоставив в аренду одновременно земельные участки под объекты недвижимости.
По верному замечанию АО "Газпром газораспределение Север", означенный договор аренды, предметом которого является использование Обществом имущества для организации газоснабжения населения города Советский и Советского района, заключен в отношении следующих объектов недвижимости: сети газоснабжения, газораспределительные пункты, земельные участки, на которых расположены сети газоснабжения и газораспределительные пункты.
При этом обязательства третьего лица по указанному договору аренды (поддерживание имущества в исправном состоянии, в том числе с обеспечением противопожарного состояния, осуществление за свой счет капитального и текущего ремонта имущества (газопроводы), осуществление комплекса организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению обеспечивающих газоснабжение через технические устройства) невозможно исполнить без использования земельных участков, на которых расположены вышеуказанные объекты.
Следовательно, включение в один договор объектов, которые могут быть сданы только посредством получения согласия на предоставление преференции, и иного недвижимого имущества, на заключение договора по которому получение такого согласия не требуется в силу закона, не нарушило норм Закона о защите конкуренции.
Как верно отмечено судом первой инстанции, у антимонопольного органа отсутствовали основания для выдачи заявителю предупреждения с требованием о возврате земельных участков в казну Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и исключении из договора аренды земельных участков с кадастровыми номерами 86:09:0000000:88; 86:09:0101033:3449; 86:09:0101005:2337; 86:09:0101003:2808; 86:09:0101007:748; 86:09:0000000:86; 86:09:0101003:2791; 86:09:0000000:9910; 86:09:0101012:2373; 86:09:0101005:2367; 86:09:0000000:135; 86:09:0000000:0121; 86:09:0000000:112; 86:09:0401001:370; 86:09:0401001:475; 86:09:0501002:191; 86:09:0501002:2288; 86:09:0000000:4917; 86:09:0000000:1869; 86:09:0000000:1870; 86:09:0000000:1873; 86:09:0701001:3116.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование Департамента и признал незаконным предупреждение Ханты-Мансийского УФАС России от 10.03.2017 N 2 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Доводы апелляционной жалобы относительно нарушения судом первой инстанции норм процессуального права суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку ссылаясь на нарушения норм процессуального права, антимонопольный орган не приводит доводов, согласно которым такие нарушения повлияли или могли повлиять на результат рассмотрения дела. В частности, антимонопольный орган не обосновало каким образом отложение судебного разбирательства могло повлиять на результат рассмотрения дела.
При этом, как правильно отметил департамент, довод об отсутствии возможности заявить ходатайство не соответствует действительности, поскольку в ходе судебного заседания судом разрешено ходатайство заявителя о приобщении к материалам дела копий свидетельств о государственной регистрации прав на земельное участки.
Также суд апелляционной инстанции признает несостоятельным довод антимонопольного органа о том, что арбитражный суд был обязан приостановить производство по делу, поскольку в рамках настоящего дела антимонопольным органом обжаловалось определение от 29.03.2017 о приостановлении действия оспариваемого предупреждения.
Однако, как отмечено в пункте 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 83 "О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" под приостановлением действия ненормативного правового акта, решения в части 3 статьи 199 Кодекса понимается не признание акта, решения недействующим в результате обеспечительной меры суда, а запрет исполнения тех мероприятий, которые предусматриваются данным актом, решением. Если действия, предусмотренные ненормативным правовым актом, решением уже исполнены либо их исполнение началось (внесены изменения в публичный реестр, списаны средства со счета и т.п.), судам необходимо выяснять, насколько испрашиваемая обеспечительная мера фактически исполнима и эффективна.
Поскольку само по себе приостановление действия оспариваемого предупреждения не преследует цель признания его незаконным, постольку отсутствует какая-либо зависимость рассмотрения спора по существу от результата рассмотрения апелляционной жалобы антимонопольного органа.
Таким образом, как принятие арбитражным судом обеспечительных мер, так и их возможная отмена или сохранение никаким образом не оказывают влияния на рассмотрение спора по существу заявленных требований.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для приостановления производства по делу, установленные пунктом 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Не является основанием к отмене судебного решения и приведенная в жалобе ссылка на судебную практику, поскольку касается иных обстоятельств и не свидетельствует о неправильном применении судом по настоящему делу норм материального права.
Кроме того, российское законодательство не предусматривает применение состоявшихся по аналогичным делам решений судов в качестве источника права.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривается, поскольку Управление, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины освобождено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 (270), 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.05.2017 по делу N А75-4238/2017- оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение месяца со дня изготовления постановления в полном объеме.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.07.2017 N 08АП-8041/2017 ПО ДЕЛУ N А75-4238/2017
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 июля 2017 г. N 08АП-8041/2017
Дело N А75-4238/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июля 2017 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.
судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Журко А.Н.,
рассматривает в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8041/2017) Управления федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.05.2017 по делу N А75-4238/2017 (судья Чешкова О.Г.), принятое по заявлению Департамента по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к Управлению федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о признании недействительным предупреждения от 10.03.2017 N 2,
при участии в деле в качестве заинтересованного лица, - акционерного общества "Газпром газораспределение Север",
при участии в судебном заседании представителей:
- от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
- от Департамента по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - Дорохин А.В. (личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации, по доверенности N 13-Д-330 от 09.12.2016 сроком действия 3 года);
- от акционерного общества "Газпром газораспределение Север" - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
установил:
Департамент по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Управлению федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России, антимонопольный орган, заинтересованное лицо) о признании недействительным предупреждения от 10.03.2017 N 2.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено акционерное общество "Газпром газораспределение Север" (далее - АО "Газпром газораспределение Север", третье лицо).
Определением суда от 29.03.2017 действие предупреждения Ханты-Мансийского УФАС России от 10.03.2017 N 2 приостановлено до рассмотрения настоящего дела по существу и вступления в законную силу решения по настоящему делу.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.05.2017 по делу N А75-4238/2017 заявленные требования удовлетворены: признано незаконным предупреждение Ханты-Мансийского УФАС России от 10.03.2017 N 2 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Не согласившись с принятым решением суда, Ханты-Мансийское УФАС России обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда первой инстанции отменить.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на нарушение судом норм процессуального права, выразившееся в том, что судом не было дано право сторонам высказать мнение по вопросу завершения предварительного судебного заседания и готовности дела к судебному разбирательству, а также не дано право сторонам заявлять ходатайства.
Податель жалобы полагает, что арбитражный суд был обязан приостановить производство по делу, поскольку в рамках настоящего дела антимонопольным органом обжаловалось определение от 29.03.2017 о приостановлении действия оспариваемого предупреждения.
Кроме того, по мнению антимонопольного органа, арбитражным судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, а именно: Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции, Федеральный закон N 135-ФЗ). Так, антимонопольный орган указывает, что одновременное предоставление земельных участков и объектов недвижимости, в отношении которых в установленном законом порядке Департаментом получено согласие на предоставление государственной преференции, недопустимо, поскольку тем самым нарушаются положения пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, а также - требования земельного законодательства.
Оспаривая доводы подателя жалобы, Департамент и АО "Газпром газораспределение Север" представили отзывы на апелляционную жалобу, в которых просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ханты-Мансийское УФАС России и АО "Газпром газораспределение Север", надлежащим образом извещенные в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в суд не обеспечили.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие поименованных лиц.
Представитель Департамента с доводами апелляционной жалобы не согласился, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы на нее, заслушав явившегося представителя заявителя, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
03.08.2016 Департамент обратился в Ханты-Мансийское УФАС России с заявлением о даче согласия на предоставление АО "Газпром газораспределение Север" государственной преференции в целях обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях путем передачи по договору аренды имущества согласно приложению к настоящему заявлению, для организации газоснабжения населения города Советский и Советского района, сроком на 5 лет (л. д. 32).
В перечне объектов, прилагаемом к заявлению, были указаны сети и иные сооружения газоснабжения, а также земельные участки под сети газоснабжения (л. д. 34-39).
По результатам рассмотрения заявления антимонопольным органом принято решение от 08.09.2016 N 05-10/ИП-4882 о даче согласия на предоставление государственной преференции с введением ограничений на предоставление государственной преференции по сроку - 11 месяцев, а также по кругу лиц и цели.
Одновременно с этим решением отказано в согласовании преференции в части передачи земельных участков со ссылкой на часть 2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой порядок заключения договоров без проведения торгов, установленный в части 1 указанной статьи, не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Распоряжением от 29.09.2016 N 13-Р-2200 Департамент предоставил государственную преференцию акционерному обществу "Газпром газораспределение Север" на заключение договора аренды имущества для организации газоснабжения населения г. Советский и Советского района, согласно прилагаемому перечню (л. д. 45-51).
22.12.2016 между Департаментом (арендодатель) и АО "Газпром газораспределение Север" (арендатор) заключен договор N 116010445 аренды имущества (л. д. 52-62), в соответствии с которым арендодатель передает, а арендатор принимает за плату во временное владение и пользование недвижимое имущество. Имущество входит в состав государственной казны Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (пункт 1.1 договора). Перечень имущества и его характеристики указаны в Приложении 1 к договору (пункт 1.2 договора).
Согласно Приложению 1 к договору аренды, в аренду переданы как объекты газоснабжения (сети, газораспределительные пункты), предоставление государственной преференции по которым с согласовано решением от 08.09.2016 N 05-10/ИП-4882 Ханты-Мансийского УФАС России, так и земельные участки под объектами недвижимости и для строительства сетей газоснабжения.
23.01.2017 Департамент направил в адрес Ханты-Мансийское УФАС России копию договора аренды имущества от 22.12.2016 с АО "Газпром газораспределение Север" во исполнение части 2 статьи 20 Закона о защите конкуренции.
10.03.2017 Ханты-Мансийским УФАС России в отношении Департамента вынесено Предупреждение N 2 (исх. N 05/ИП-1467) о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Управление констатировало не соблюдение Департаментом при заключении договора аренды имущества от 22.12.2016 N 116010445 требований части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ и ограничений Ханты-Мансийское УФАС России, установленных в решении о даче согласия на предоставление государственной преференции от 08.09.2016 исх. N 05-10/ИП-4882.
Указав в Предупреждении N 2 от 10.03.2017 на то, что передача земельных участков в пользование гражданам и юридическим лицам осуществляется в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации, Управление предупредило Департамент о необходимости в срок до 31.03.2017 прекратить действия (бездействие), нарушающие пункт 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в передаче в аренду АО "Газпром газораспределение Север" по договору аренды от 22.12.2016 N 116010445 земельных участков с кадастровыми номерами 86:09:0000000:88; 86:09:0101033:3449; 86:09:0101005:2337; 86:09:0101003:2808; 86:09:0101007:748; 86:09:0000000:86; 86:09:0101003:2791; 86:09:0000000:9910; 86:09:0101012:2373; 86:09:0101005:2367; 86:09:0000000:135; 86:09:0000000:0121; 86:09:0000000:112; 86:09:0401001:370; 86:09:0401001:475; 86:09:0501002:191; 86:09:0501002:2288; 86:09:0000000:4917; 86:09:0000000:1869; 86:09:0000000:1870; 86:09:0000000:1873; 86:09:0701001:3116, а именно: Возвратить имущество в государственную казну Ханты-Мансийского автономного округа - Югры путем исключения из приложения к N 1 к договору аренды имущества от 22.12.2016 N 116010445 вышеуказанных земельных участков.
О выполнении настоящего предупреждения предписано сообщить в антимонопольный орган в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением документов, подтверждающих возврат имущества.
Не согласившись с указанным Предупреждением, полагая, что оно не соответствует требованиям закона и нарушает права и интересы Департамента в сфере экономической деятельности, касающиеся передачи имущества в аренду, Департамент обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
05.05.2017 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного правового акта недействительным, решения и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности антимонопольный орган в случае выявления признаков нарушения статьи 15 названного Закона выдает органу местного самоуправления предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.
Предупреждение должно содержать: выводы о наличии оснований для его выдачи; нормы антимонопольного законодательства, которые нарушены действиями (бездействием) лица, которому выдается предупреждение; перечень действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, устранение причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, устранение последствий такого нарушения, а также разумный срок их выполнения (часть 4 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).
В силу правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 15.04.2014 N 18403/13, Президиума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 3 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного 16.03.2016, судебный контроль при обжаловании предупреждения как при проверке его соответствия закону, так и при оценке нарушения им прав и законных интересов должен быть ограничен особенностями вынесения такого акта, целями, достигаемыми этим актом, соразмерностью предписанных мер и их исполнимостью.
Поскольку предупреждение выносится при обнаружении лишь признаков правонарушения, а не его факта (часть 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции), то судебной проверке подлежит факт наличия таких признаков по поступившим в антимонопольный орган информации и документам как основаниям вынесения предупреждения.
Такими признаками в рассматриваемом деле являются принятие органом местного самоуправления акта, осуществление действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции при входе хозяйствующих субъектов на рынок услуг газоснабжения.
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:
1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество, в том числе в порядке, установленном главой 5 указанного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот.
Предоставление государственной или муниципальной преференции подлежит контролю в рамках главы 5 Закона о защите конкуренции.
В статье 19 Закона о защите конкуренции перечислены цели, для достижения которых могут быть предоставлены указанные преференции, а также условия их предоставления.
Порядок получения государственных или муниципальных преференций определен в статье 20 Закона о защите конкуренции.
В силу части 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, подают в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции и прилагают перечисленные в данной норме документы.
Антимонопольный орган принимает решение об отказе в предоставлении государственной или муниципальной преференции, если государственная или муниципальная преференция не соответствует целям, указанным в части 1 статьи 19 настоящего Федерального закона, или если ее предоставление может привести к устранению или недопущению конкуренции (пункт 3 части 3 статьи 20 Закона о защите конкуренции).
Частью 2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции установлено, что порядок заключения договоров, определенный частью 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции, не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
В рассматриваемом случае основанием для отказа антимонопольного органа в согласовании государственной преференции в части земельных участков послужило отсутствие правового основания для дачи такой преференции, поскольку предоставление земельных участков осуществляется в соответствии и в порядке, предусмотренном нормами Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом вывод о несоответствии целям, указанным в части 1 статьи 19 Федерального закона N 135-ФЗ, либо об устранении или недопущении конкуренции в результате предоставления обществу земельных участков, в решении антимонопольного органа от 08.09.2016 N 05-10/ИП-4882 отсутствует.
По утверждению антимонопольного органа, отказ в предоставлении преференции по передаче в аренду земельных участков обществу обоснован отсутствием правовых оснований для получения такого согласия.
Из оспариваемого предупреждения от 10.03.2017 N 05/ИП-1467 следует, что передача земельных участков должна осуществляться в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, предоставление их путем преференции не требуется.
При этом об ограничении или исключении Департаментом конкуренции и о нарушениях конкурентных процедур, установленных Земельным кодексом Российской Федерации, при предоставлении земельных участков АО "Газпром газораспределение Север", в Предупреждении антимонопольного органа не указано.
Между тем, согласно положениям статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
В силу статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Постановлением Губернатора ХМАО - Югры от 06.06.2010 N 102 утверждено Положение о Департаменте, в соответствии с которым Департамент является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики автономного округа и нормативному правовому регулированию, управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сферах управления государственным имуществом, земельных и кадастровых отношений.
К полномочиям Департамента, в частности, относится совершение сделок, в том числе принятие решений, по передаче (предоставлению) имущества в аренду, безвозмездное пользование, постоянное (бессрочное) пользование, залог, доверительное управление, простое товарищество, по перераспределению земель и (или) земельных участков, а также совершение иных сделок по распоряжению имуществом, в том числе заключение соглашений об установлении сервитутов (пункт 8.6 Положения).
Пунктом 5 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации определен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 652 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды здания или сооружения арендатору одновременно с передачей прав владения и пользования такой недвижимостью передаются права на земельный участок, который занят такой недвижимостью и необходим для ее использования.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено, что при аренде объектов недвижимости к арендатору переходят права не только на часть земельного участка, занятую непосредственно объектом недвижимости, но и на часть участка, необходимую для использования объекта.
Департамент является уполномоченным органом по принятию решений о предоставлении земельных участков в аренду, принял такое решение распоряжением от 29.09.2016 N 13-р-2200.
Учитывая указанное, суд первой инстанции правильно заключил, что земельные участки предоставляются в аренду в порядке земельного законодательства, а не в порядке предоставления преференции, то есть для передачи земельных участков в аренду АО "Газпром газораспределение Север" под объекты недвижимого имущества (сети газоснабжения и иные сооружения) согласие антимонопольного органа на предоставление преференции не требовалось.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется бесконкурентным способом (без проведения торгов) для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения.
Как и в суде первой инстанции антимонопольный орган указывает на то, что земельные участки под объекты недвижимого имущества, передача в аренду которых произведена посредством получения в Ханты-Мансийском УФАС России согласия на предоставление государственной преференции, не могли быть переданы в аренду по тому же договору, что и это имущество. По его мнению, следовало оформить отдельный договор аренды земельных участков.
Суд первой инстанции обоснованно указал на ошибочность данного утверждения заинтересованного лица как противоречащего нормам Закона о защите конкуренции и положениям статьи 652 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Так, Департамент получил согласие на предоставление государственной преференции АО "Газпром газораспределение Север" в целях обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 1 части 1 статьи 19 Федерального закона N 135-ФЗ) путем передачи по договору аренды имущества, для организации газоснабжения населения города Советский и Советского района, принял соответствующее Распоряжение о предоставлении государственной преференции от 29.09.2016 N 13-р-2200 на заключение договора аренды на имущество, и пользуясь своими полномочиями, с учетом предоставленной государственной преференции, заключил договор аренды имущества, в том числе предоставив в аренду одновременно земельные участки под объекты недвижимости.
По верному замечанию АО "Газпром газораспределение Север", означенный договор аренды, предметом которого является использование Обществом имущества для организации газоснабжения населения города Советский и Советского района, заключен в отношении следующих объектов недвижимости: сети газоснабжения, газораспределительные пункты, земельные участки, на которых расположены сети газоснабжения и газораспределительные пункты.
При этом обязательства третьего лица по указанному договору аренды (поддерживание имущества в исправном состоянии, в том числе с обеспечением противопожарного состояния, осуществление за свой счет капитального и текущего ремонта имущества (газопроводы), осуществление комплекса организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению обеспечивающих газоснабжение через технические устройства) невозможно исполнить без использования земельных участков, на которых расположены вышеуказанные объекты.
Следовательно, включение в один договор объектов, которые могут быть сданы только посредством получения согласия на предоставление преференции, и иного недвижимого имущества, на заключение договора по которому получение такого согласия не требуется в силу закона, не нарушило норм Закона о защите конкуренции.
Как верно отмечено судом первой инстанции, у антимонопольного органа отсутствовали основания для выдачи заявителю предупреждения с требованием о возврате земельных участков в казну Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и исключении из договора аренды земельных участков с кадастровыми номерами 86:09:0000000:88; 86:09:0101033:3449; 86:09:0101005:2337; 86:09:0101003:2808; 86:09:0101007:748; 86:09:0000000:86; 86:09:0101003:2791; 86:09:0000000:9910; 86:09:0101012:2373; 86:09:0101005:2367; 86:09:0000000:135; 86:09:0000000:0121; 86:09:0000000:112; 86:09:0401001:370; 86:09:0401001:475; 86:09:0501002:191; 86:09:0501002:2288; 86:09:0000000:4917; 86:09:0000000:1869; 86:09:0000000:1870; 86:09:0000000:1873; 86:09:0701001:3116.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование Департамента и признал незаконным предупреждение Ханты-Мансийского УФАС России от 10.03.2017 N 2 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Доводы апелляционной жалобы относительно нарушения судом первой инстанции норм процессуального права суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку ссылаясь на нарушения норм процессуального права, антимонопольный орган не приводит доводов, согласно которым такие нарушения повлияли или могли повлиять на результат рассмотрения дела. В частности, антимонопольный орган не обосновало каким образом отложение судебного разбирательства могло повлиять на результат рассмотрения дела.
При этом, как правильно отметил департамент, довод об отсутствии возможности заявить ходатайство не соответствует действительности, поскольку в ходе судебного заседания судом разрешено ходатайство заявителя о приобщении к материалам дела копий свидетельств о государственной регистрации прав на земельное участки.
Также суд апелляционной инстанции признает несостоятельным довод антимонопольного органа о том, что арбитражный суд был обязан приостановить производство по делу, поскольку в рамках настоящего дела антимонопольным органом обжаловалось определение от 29.03.2017 о приостановлении действия оспариваемого предупреждения.
Однако, как отмечено в пункте 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 83 "О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" под приостановлением действия ненормативного правового акта, решения в части 3 статьи 199 Кодекса понимается не признание акта, решения недействующим в результате обеспечительной меры суда, а запрет исполнения тех мероприятий, которые предусматриваются данным актом, решением. Если действия, предусмотренные ненормативным правовым актом, решением уже исполнены либо их исполнение началось (внесены изменения в публичный реестр, списаны средства со счета и т.п.), судам необходимо выяснять, насколько испрашиваемая обеспечительная мера фактически исполнима и эффективна.
Поскольку само по себе приостановление действия оспариваемого предупреждения не преследует цель признания его незаконным, постольку отсутствует какая-либо зависимость рассмотрения спора по существу от результата рассмотрения апелляционной жалобы антимонопольного органа.
Таким образом, как принятие арбитражным судом обеспечительных мер, так и их возможная отмена или сохранение никаким образом не оказывают влияния на рассмотрение спора по существу заявленных требований.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для приостановления производства по делу, установленные пунктом 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Не является основанием к отмене судебного решения и приведенная в жалобе ссылка на судебную практику, поскольку касается иных обстоятельств и не свидетельствует о неправильном применении судом по настоящему делу норм материального права.
Кроме того, российское законодательство не предусматривает применение состоявшихся по аналогичным делам решений судов в качестве источника права.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривается, поскольку Управление, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины освобождено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 (270), 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.05.2017 по делу N А75-4238/2017- оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение месяца со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
О.Ю.РЫЖИКОВ
Судьи
Н.Е.ИВАНОВА
Е.П.КЛИВЕР
О.Ю.РЫЖИКОВ
Судьи
Н.Е.ИВАНОВА
Е.П.КЛИВЕР
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)