Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 09.11.2017 N Ф08-5773/2017 ПО ДЕЛУ N А63-9872/2016

Требование: О признании незаконным отказа в формировании земельного участка под гостевую автостоянку, обязании сформировать участок для предоставления его по итогам аукциона.

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что участок относится к землям общего пользования и предназначен для организации пешеходных связей, устройства инженерных сетей и озеленения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 ноября 2017 г. по делу N А63-9872/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 ноября 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Епифанова В.Е., судей Мазуровой Н.С. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании заявителя - индивидуального предпринимателя Шамхалова Фермана Керимовича (ИНН 263505283832, ОГРНИП 304263507000302), в отсутствие органов, осуществляющих публичные полномочия: комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя (ИНН 2636014845, ОГРН 1022601934486), администрации города Ставрополя (ИНН 2636019748, ОГРН 1022601931901), извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Шамхалова Фермана Керимовича на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.11.2016 (судья Орловский Э.И.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2017 (судьи Сомов Е.Г., Бейтуганов З.А., Макарова Н.В.) по делу N А63-9872/2016, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Шамхалов Ф.К. (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд к комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя (далее - комитет) с заявлением о признании незаконным отказа от 05.07.2016 в формировании земельного участка в районе жилого дома N 58/1 по ул. 50 лет ВЛКСМ г. Ставрополя под гостевую автостоянку и возложении на комитет обязанности сформировать земельный участок для его предоставления по итогам аукциона.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация города Ставрополя (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 21.11.2016, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2017, в удовлетворении требований отказано.
Судебные инстанции установили, что предпринимателю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 26:12:011605:93, площадью 159 кв. м, расположенный в районе жилого дома 58/1 в 2 квартале 525, улица 50 лет ВЛКСМ г. Ставрополя. Участок относится землям населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования - под объектами торговли и общественного питания (регистрационная запись в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) от 28.04.2010 N 26-26-01/033/2010-718). На данном земельном участке расположено нежилое здание - кафе-магазин, литера А, площадью 154 кв. м, принадлежащее на праве собственности предпринимателю (регистрационная запись в ЕГРН от 05.05.2004 N 26-01/12-10/2004-1146). По заказу предпринимателя изготовлена схема расположения земельного участка площадью 302 кв. м, расположенного в районе жилого дома N 58/1 по ул. 50 Лет ВЛКСМ в г. Ставрополе, размещенного вокруг участка с кадастровым номером 26:12:011605:93. Уведомлением от 27.02.2015 N 06/1-05/1-1/814 предпринимателю отказано в предоставлении муниципальной услуги по утверждению указанной схемы. На обращение предпринимателя от 08.06.2016 о предоставлении с торгов земельного участка площадью 302 кв. м в районе жилого дома N 58/1 по улице 50 Лет ВЛКСМ под гостевую автостоянку комитет направил уведомление от 05.07.2016 N 08/15-4851 о невозможности формирования указанного участка. Отказ мотивирован тем, что участок относится к землям общего пользования и предназначен для организации пешеходных связей, устройства инженерных сетей и озеленения. При разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций руководствовались положениями статей 11.3, 11.10 и 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс). Испрашиваемый заявителем земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1 "Зона многоэтажной жилой застройки (4-9 этажей)" (письмо комитета градостроительства от 28.06.2016 N 06/1-02/2-2/3201). Проект межевания территории по месту нахождения данного участка не разработан. Подготовку схемы расположения земельного участка в целях его образования для проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка до утверждения проекта межевания территории заявитель обеспечивать не вправе. Кроме того, земельный участок относится к землям общего пользования и предназначен для организации пешеходных связей, устройства инженерных сетей и озеленения, на земельном участке имеются электрические кабели, кабели связи и зеленые насаждения, подъезд к автостоянке за объектом капитального строительства отсутствует. С учетом приведенных правовых норм и установленных обстоятельств, судебные инстанции пришли к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным оспариваемого отказа уполномоченного органа.
Предприниматель обжаловал решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Заявитель в жалобе просит указанные акты отменить, требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм материального права, а также несоответствие сделанных ими выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Указанные комитетом недостатки схемы расположения земельного участка не соответствуют требованиям к данному документу, предусмотренным Земельным кодексом. Схема имеет указание на площадь земельного участка, на запрашиваемый вид использования, в ней также указано на отсутствие зеленых насаждений, что соответствует действительности, в схеме также указано на отсутствие обременений в отношении формируемого объекта. Оснований для сомнений в достоверности указанных в схеме сведений у комитета не имелось. В действиях комитета, не соответствующих закону, усматривается нарушение права предпринимателя на доступ к получению земельного участка. Городской территорией общего пользования на ул. 50 лет ВЛКСМ города Ставрополя надлежит считать обустроенную и приспособленную для движения транспортных средств проезжую часть и предназначенные для движения пешеходов тротуары. Вся остальная часть ул. 50 лет ВЛКСМ, в соответствии с картой градостроительного зонирования города Ставрополя, относится к территориальной зоне Ж-1. Испрашиваемый предпринимателем земельный участок был благоустроен им путем посадки зеленых насаждений, оборудования тротуара и использовалась в качестве летней площадки для оказания услуги питания еще с 2004 года. Более того месторасположение данного участка, прилегающее к принадлежащему предпринимателю нежилому зданию и земельному участку, и его конфигурация свидетельствуют о том, что его невозможно использовать не в связи с эксплуатацией принадлежащего заявителю на праве собственности здания кафе-магазина.
Отзывы на кассационную жалобу в суд округа не поступили.
В судебном заседании предприниматель поддержал доводы кассационной жалобы, которую просил удовлетворить.
Комитет и администрация, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в окружной суд не обеспечили.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав предпринимателя, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, предпринимателю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 26:12:011605:93, площадью 159 кв. м, расположенный в районе жилого дома 58/1 в 2 квартале 525, улица 50 лет ВЛКСМ г. Ставрополя. Участок из земель населенных пунктов имеет вид разрешенного использования - под объектами торговли и общественного питания.
На данном земельном участке расположено нежилое здание - кафе-магазин, литера А, площадью 154 кв. м, также принадлежащее на праве собственности предпринимателю (регистрационная запись в ЕГРН от 05.05.2004 N 26-01/12-10/2004-1146).
По заказу предпринимателя была подготовлена схема расположения земельного участка площадью 302 кв. м, расположенного в районе жилого дома N 58/1 по ул. 50 Лет ВЛКСМ в г. Ставрополе, размещенного вокруг участка с кадастровым номером 26:12:011605:93.
Уведомлением от 27.02.2015 N 06/1-05/1-1/814 предпринимателю отказано в предоставлении муниципальной услуги по утверждению указанной схемы.
На обращение предпринимателя от 08.06.2016 о предоставлении с торгов земельного участка площадью 302 кв. м в районе жилого дома N 58/1 по улице 50 Лет ВЛКСМ под гостевую автостоянку комитет направил заявителю уведомление от 05.07.2016 N 08/15-4851 о невозможности формирования земельного участка. Отказ мотивирован тем, что участок относится к землям общего пользования и предназначен для организации пешеходных связей, устройства инженерных сетей и озеленения.
Ссылаясь на то, что отказ комитета в формировании земельного участка (в неутверждении схемы его расположения на кадастровом плане территории) является незаконным и нарушает его права (интересы), предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Исходя из части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частей 2 и 3 статьи 201 Кодекса для признания незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11.3 Земельного кодекса образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 11.3 Земельного кодекса.
Исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами (подпункт 4 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса).
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1 статьи 11.10 Земельного кодекса).
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (пункт 4 статьи 11.10.Земельного кодекса).
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов (пункт 5 статьи 11.10 Земельного кодекса).
Проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В этом случае образование земельного участка и подготовка аукциона осуществляются в порядке, предусматривающем, в первую очередь - подготовку заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка. При этом подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка лицами схемы расположения земельного участка не допускается в случае образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных, в том числе в границах населенных пунктов (пункт 4 статьи 39.11 Земельного кодекса).
В силу приведенных норм образовать земельный участок в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, а также в границах населенного пункта для последующего предоставления на аукционе по инициативе заинтересованных в приобретении такого участка лиц возможно только при наличии утвержденного проекта межевания соответствующей территории.
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции установили, что в отношении территории, в границах которой заявителем испрашивается земельный участок (подготовлена схема расположения участка в целях его образования), проект межевания территории не утверждался. Кроме того, формируемый по инициативе предпринимателя земельный участок в районе нежилого здания N 58/1 по ул. 50 лет ВЛКСМ (под гостевую автостоянку) расположен в территориальной зоне Ж-1 "Зона многоэтажной жилой застройки (4-9 этажей)". Участок относится к землям общего пользования и предназначен для организации пешеходных связей, устройства инженерных сетей и озеленения, на земельном участке имеются электрические кабели, кабели связи и зеленые насаждения, подъезд к автостоянке за объектом капитального строительства отсутствует.
С учетом приведенных норм и установленных обстоятельств, судебные инстанции признали, что у уполномоченных муниципального органа отсутствовали правовые основания для образования земельного участка, испрашиваемого предпринимателем (утверждения схемы расположения такого участка в целях его образования), поэтому отказали в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
Довод кассационной жалобы предпринимателя о наличии правовых оснований для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для последующего его предоставления, ошибочен. Применительно к рассматриваемому случаю образование земельного участка, находящегося в публичной собственности, допускается только в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Нормы материального права при рассмотрении дела применены судебными инстанциями правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену решения и (или) апелляционного постановления в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены. С учетом изложенного, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
При подаче кассационной жалобы предприниматель уплатил в федеральный бюджет 1500 рублей государственной пошлины (чек-ордер от 18.05.2017). Исходя из подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснений, изложенных в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", уплате подлежит пошлина в размере 150 рублей. Поэтому излишне уплаченная при подаче кассационной жалобы пошлина подлежит возврату заявителю на основании пункта 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.11.2016 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2017 по делу N А63-9872/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Шамхалову Ферману Керимовичу (ИНН 263505283832, ОГРНИП 304263507000302) из федерального бюджета 1350 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по чеку-ордеру от 18.05.2017.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.Е.ЕПИФАНОВ
Судьи
Н.С.МАЗУРОВА
И.В.СИДОРОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)