Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Истец указал, что является собственником жилого дома, расположенного на земельном участке, который предоставлен в аренду, участок обладает всеми свойствами и качествами, необходимыми для его целевого использования. Истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении участка в собственность, однако получил отказ ввиду того, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах красных линий.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Хамидуллиной Э.М.,
судей Якуповой Н.Н., Абдрахмановой Э.Я.,
при секретаре Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата,
Заслушав доклад судьи Хамидуллиной Э.М., судебная коллегия
установила:
К. обратился в суд с иском к Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным решения органа местного самоуправления на выкуп земельного участка и обязании заключить договор купли-продажи.
Иск мотивирован тем, что К. с дата является собственником жилого дома адрес, расположенного на земельном участке с кадастровым номером N .... Указанный жилой дом приобретен К. на основании договора купли-продажи от дата у ФИО1, которому Постановлением главы Администрации городского округа г. Уфа N ... от дата земельный участок, расположенный по адресу: адрес был предоставлен в аренду на 5 лет для завершения строительства и обслуживания индивидуального жилого дома. дата Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан заключило с К. договор аренды указанного земельного участка, сроком до дата, для завершения строительства и обслуживания индивидуального жилого дома, расположенного по данному адресу. В п. 2.1 договора указано, что участок обладает всеми свойствами и качествами, необходимыми для его целевого использования. Согласно свидетельству о государственной регистрации права, выданному Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ дата, в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации N ..., где указано, что К. имеет собственность - жилой дом, общей площадью ... кв. м инв. N ..., лит ...., адрес: адрес, кадастровый N ... на основании договора купли-продажи от дата. К. обратился в Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа г. Уфа с заявлением о предоставлении указанного выше земельного участка в собственность, однако получил отказ ввиду того, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах красных линий.
К. просил суд признать за ним право на выкуп земельного участка площадью ... кв. м, расположенного по адресу: адрес, кадастровый N ..., предназначенный для индивидуального жилищного строительства; обязать Управление по земельным и имущественным отношениям Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан заключить с К. договор купли-продажи указанного земельного участка с установлением платы в размере 3% от кадастровой стоимости, указанной в кадастровом паспорте на земельный участок, равной 40 582 рубля 04 копейки.
Решением Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата постановлено:
исковые требования К. к Администрации городского округа г. Уфа РБ, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа РБ о признании незаконным решения органа местного самоуправления на выкуп земельного участка и обязании заключить договор купли-продажи, удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан в лице Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан заключить с К. договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N .... общей площадью... кв. м,, расположенного по адресу: адрес. с установлением платы в размере 3% от кадастровой стоимости, указанной в кадастровом паспорте земельного участка. равной 40582 рубля 04 копейки.
В апелляционной жалобе Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан ставит вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказ в удовлетворении исковых требований К. В обоснование жалобы указано, что в отношении спорного земельного участка установлены красные линии, что препятствует его предоставлению в собственность истца. Кроме того, на момент подачи иска в суд договор аренды, заключенный с истцом, не прекратил свое действие. Истцом не представлено доказательств обращения к ответчику с требованием о расторжении договора аренды спорного земельного участка.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, по следующим основаниям.
В силу подп. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, осуществляется без проведения торгов (п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предусмотрены ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 40 настоящего Кодекса права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на использование земельных участков могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд.
Ограничения права собственности и иных вещных прав на земельные участки в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с п. 4 ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством РФ.
Согласно Положению о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства от 22 июля 2008 года N 561, решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта РФ или муниципальных нужд субъекта РФ или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления. Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель. Решение о резервировании земель, принятое органами государственной власти, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации субъекта РФ, на территории которого расположены резервируемые земельные участки.
Решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков. Решение о резервировании земель вступает в силу не ранее его опубликования.
Как следует из материалов дела, К. является собственником жилого дома, общей площадью ... кв. м, инв. N ..., лит ...., расположенного по адресу: адрес, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от дата.
Основанием к государственной регистрации права собственности является договор купли-продажи от дата N ..., дата регистрации дата. N ... (л.д. 21).
Указанный жилой дом расположен на земельном участке, общей площадью ... кв. м, с кадастровым номером N ....
Данный земельный участок предоставлен по договору аренды земельного участка N ... от дата К. на основании письменного обращения арендатора, сроком с дата до дата. Земельный участок предоставлен для завершения строительства и обслуживания индивидуального жилого дома, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, прилагаемом к договору, общей площадью ... кв. м.
Пунктами 2.1, 2.2 договора аренды установлено, что участок обладает всеми свойствами и качествами, необходимыми для его целевого использования. Границы, зоны и другие сведения и характеристики участка, ограничения использования, обременения участка, установленные до заключения договора, указаны в кадастровом паспорте участка и сохраняются вплоть до их прекращения в порядке, установленном действующим законодательством (л.д. 11 - 14).
Из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N ... от дата следует, что земельный участок по адресу: адрес, площадью ... кв. м отнесен к землям населенных пунктов, для индивидуального жилищного строительства.
Какие-либо ограничения на данный земельный участок не зарегистрированы, отметки о наличии решения об изъятии объекта для государственных и муниципальных нужд отсутствуют (л.д. 23).
Истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность, однако письмом от дата за N ... Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан сообщило истцу, что земельный участок с кадастровым номером N ... частично расположен в границах красных линий. Согласно решению Совета городского округа город Уфа РБ N ... (ред. от дата) "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа РБ для муниципальных нужд", испрашиваемый земельный участок входит в перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель и в соответствии с пп. 13 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ отнесен к землям, ограниченным в обороте. Предоставление данного земельного участка в собственность не представляется возможным (л.д. 26).
Разрешая спор, суд исходил из того, что спорный земельный участок из оборота не изъят, ограниченным в обороте не является, какие-либо законные основания для отказа в передаче испрашиваемого земельного участка в собственность истцу отсутствуют, в связи с чем, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований К.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда.
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации возможно установление ограничений прав на землю в виде условий начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В силу п. 1 ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под территориальным планированием понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Довод апелляционной жалобы о том, что Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от дата N ... испрашиваемый истцом земельный участок с кадастровым номером N ... включен в число зарезервированных в целях размещения объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур для муниципальных нужд, не является основание для отмены решения суда, вопреки ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком суду и судебной коллегии не представлено доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, исключающих возможность предоставления спорного земельного участка в собственность истца за плату.
С момента принятия решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан о резервировании земельных участков меры по действительному освоению земельного участка с кадастровым номером N ... с учетом муниципальных нужд не приняты.
Наличие договора аренды земельного участка, заключенного между истцом и ответчиком, срок действия которого не истек, не является препятствием для выкупа земельного участка в силу п. 2.2 ст. 3 Закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которому собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для отказа К. в предоставлении испрашиваемого им земельного участка в собственность за плату.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены верно на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
определила:
решение Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан без удовлетворения.
Справка: судья Шарипкулова А.Ф.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 11.07.2017 ПО ДЕЛУ N 33-13551/2017
Требование: О признании незаконным решения на выкуп земельного участка и обязании заключить договор купли-продажи.Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Истец указал, что является собственником жилого дома, расположенного на земельном участке, который предоставлен в аренду, участок обладает всеми свойствами и качествами, необходимыми для его целевого использования. Истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении участка в собственность, однако получил отказ ввиду того, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах красных линий.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 июля 2017 г. по делу N 33-13551/2017
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Хамидуллиной Э.М.,
судей Якуповой Н.Н., Абдрахмановой Э.Я.,
при секретаре Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата,
Заслушав доклад судьи Хамидуллиной Э.М., судебная коллегия
установила:
К. обратился в суд с иском к Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным решения органа местного самоуправления на выкуп земельного участка и обязании заключить договор купли-продажи.
Иск мотивирован тем, что К. с дата является собственником жилого дома адрес, расположенного на земельном участке с кадастровым номером N .... Указанный жилой дом приобретен К. на основании договора купли-продажи от дата у ФИО1, которому Постановлением главы Администрации городского округа г. Уфа N ... от дата земельный участок, расположенный по адресу: адрес был предоставлен в аренду на 5 лет для завершения строительства и обслуживания индивидуального жилого дома. дата Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан заключило с К. договор аренды указанного земельного участка, сроком до дата, для завершения строительства и обслуживания индивидуального жилого дома, расположенного по данному адресу. В п. 2.1 договора указано, что участок обладает всеми свойствами и качествами, необходимыми для его целевого использования. Согласно свидетельству о государственной регистрации права, выданному Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ дата, в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации N ..., где указано, что К. имеет собственность - жилой дом, общей площадью ... кв. м инв. N ..., лит ...., адрес: адрес, кадастровый N ... на основании договора купли-продажи от дата. К. обратился в Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа г. Уфа с заявлением о предоставлении указанного выше земельного участка в собственность, однако получил отказ ввиду того, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах красных линий.
К. просил суд признать за ним право на выкуп земельного участка площадью ... кв. м, расположенного по адресу: адрес, кадастровый N ..., предназначенный для индивидуального жилищного строительства; обязать Управление по земельным и имущественным отношениям Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан заключить с К. договор купли-продажи указанного земельного участка с установлением платы в размере 3% от кадастровой стоимости, указанной в кадастровом паспорте на земельный участок, равной 40 582 рубля 04 копейки.
Решением Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата постановлено:
исковые требования К. к Администрации городского округа г. Уфа РБ, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа РБ о признании незаконным решения органа местного самоуправления на выкуп земельного участка и обязании заключить договор купли-продажи, удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан в лице Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан заключить с К. договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N .... общей площадью... кв. м,, расположенного по адресу: адрес. с установлением платы в размере 3% от кадастровой стоимости, указанной в кадастровом паспорте земельного участка. равной 40582 рубля 04 копейки.
В апелляционной жалобе Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан ставит вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказ в удовлетворении исковых требований К. В обоснование жалобы указано, что в отношении спорного земельного участка установлены красные линии, что препятствует его предоставлению в собственность истца. Кроме того, на момент подачи иска в суд договор аренды, заключенный с истцом, не прекратил свое действие. Истцом не представлено доказательств обращения к ответчику с требованием о расторжении договора аренды спорного земельного участка.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, по следующим основаниям.
В силу подп. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, осуществляется без проведения торгов (п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предусмотрены ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 40 настоящего Кодекса права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на использование земельных участков могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд.
Ограничения права собственности и иных вещных прав на земельные участки в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с п. 4 ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством РФ.
Согласно Положению о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства от 22 июля 2008 года N 561, решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта РФ или муниципальных нужд субъекта РФ или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления. Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель. Решение о резервировании земель, принятое органами государственной власти, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации субъекта РФ, на территории которого расположены резервируемые земельные участки.
Решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков. Решение о резервировании земель вступает в силу не ранее его опубликования.
Как следует из материалов дела, К. является собственником жилого дома, общей площадью ... кв. м, инв. N ..., лит ...., расположенного по адресу: адрес, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от дата.
Основанием к государственной регистрации права собственности является договор купли-продажи от дата N ..., дата регистрации дата. N ... (л.д. 21).
Указанный жилой дом расположен на земельном участке, общей площадью ... кв. м, с кадастровым номером N ....
Данный земельный участок предоставлен по договору аренды земельного участка N ... от дата К. на основании письменного обращения арендатора, сроком с дата до дата. Земельный участок предоставлен для завершения строительства и обслуживания индивидуального жилого дома, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, прилагаемом к договору, общей площадью ... кв. м.
Пунктами 2.1, 2.2 договора аренды установлено, что участок обладает всеми свойствами и качествами, необходимыми для его целевого использования. Границы, зоны и другие сведения и характеристики участка, ограничения использования, обременения участка, установленные до заключения договора, указаны в кадастровом паспорте участка и сохраняются вплоть до их прекращения в порядке, установленном действующим законодательством (л.д. 11 - 14).
Из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N ... от дата следует, что земельный участок по адресу: адрес, площадью ... кв. м отнесен к землям населенных пунктов, для индивидуального жилищного строительства.
Какие-либо ограничения на данный земельный участок не зарегистрированы, отметки о наличии решения об изъятии объекта для государственных и муниципальных нужд отсутствуют (л.д. 23).
Истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность, однако письмом от дата за N ... Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан сообщило истцу, что земельный участок с кадастровым номером N ... частично расположен в границах красных линий. Согласно решению Совета городского округа город Уфа РБ N ... (ред. от дата) "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа РБ для муниципальных нужд", испрашиваемый земельный участок входит в перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель и в соответствии с пп. 13 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ отнесен к землям, ограниченным в обороте. Предоставление данного земельного участка в собственность не представляется возможным (л.д. 26).
Разрешая спор, суд исходил из того, что спорный земельный участок из оборота не изъят, ограниченным в обороте не является, какие-либо законные основания для отказа в передаче испрашиваемого земельного участка в собственность истцу отсутствуют, в связи с чем, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований К.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда.
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации возможно установление ограничений прав на землю в виде условий начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В силу п. 1 ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под территориальным планированием понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Довод апелляционной жалобы о том, что Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от дата N ... испрашиваемый истцом земельный участок с кадастровым номером N ... включен в число зарезервированных в целях размещения объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур для муниципальных нужд, не является основание для отмены решения суда, вопреки ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком суду и судебной коллегии не представлено доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, исключающих возможность предоставления спорного земельного участка в собственность истца за плату.
С момента принятия решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан о резервировании земельных участков меры по действительному освоению земельного участка с кадастровым номером N ... с учетом муниципальных нужд не приняты.
Наличие договора аренды земельного участка, заключенного между истцом и ответчиком, срок действия которого не истек, не является препятствием для выкупа земельного участка в силу п. 2.2 ст. 3 Закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которому собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для отказа К. в предоставлении испрашиваемого им земельного участка в собственность за плату.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены верно на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
определила:
решение Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан без удовлетворения.
Председательствующий
Э.М.ХАМИДУЛЛИНА
Судьи
Н.Н.ЯКУПОВА
Э.Я.АБДРАХМАНОВА
Э.М.ХАМИДУЛЛИНА
Судьи
Н.Н.ЯКУПОВА
Э.Я.АБДРАХМАНОВА
Справка: судья Шарипкулова А.Ф.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)