Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 31.10.2017 ПО ДЕЛУ N 33А-9731/2017

Требование: Об обязании органа исполнительной власти субъекта РФ организовать очистку от порубочных остатков лесных участков.

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Прокуратурой была проведена проверка исполнения органами исполнительной власти законодательства РФ при выявлении и привлечении к ответственности лиц, виновных в возникновении природных пожаров. В ходе проверки лесных участков было установлено, что лесные участки захламлены порубочными остатками в результате незаконных рубок прошлых лет, произведенных неустановленными лицами. Договоры аренды лесных участков не заключались, захламление произошло в результате деятельности "черных лесорубов", обязанность по организации очистки указанных лесных участков возлагается на ответчика.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 31 октября 2017 г. по делу N 33а-9731/2017


Судья Исакова Н.Н.

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе председательствующего судьи Папуши А.С.
судей Гусаровой Л.В. и Харина Р.И.
при секретаре К.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Баяндаевского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству лесного комплекса Иркутской области о возложении обязанности организовать очистку от порубочных остатков лесных участков
по апелляционной жалобе министерства лесного комплекса Иркутской области
на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 10 июля 2017 года,

установила:

Прокурор Баяндаевского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением к Министерству лесного комплекса Иркутской области, в котором, с учетом уточнений, просил обязать Министерство лесного комплекса Иркутской области организовать очистку от порубочных остатков лесных участков, расположенных: в квартале 21, выделе 15, Хоготской дачи, Хоготского участкового лесничества; в квартале 18, выделе 18, Баяндаевской дачи, Баяндаевского участкового лесничества; в квартале 17, выделе 26, Баяндаевской дачи, Баяндаевского участкового лесничества; в квартале 66, выделе 10, Хоготской дачи, Хоготского участкового лесничества; в квартале 33, выделе 10, Баяндаевской дачи, Баяндаевского участкового лесничества.
В обоснование административного искового заявления прокурор указал, что Прокуратурой Баяндаевского района по заданию прокуратуры области проведена проверка исполнения законодательства органами исполнительной власти при выявлении и привлечении к ответственности лиц, виновных в возникновении природных пожаров, и взыскании причиненного ими вреда. В ходе проверки лесных участков, расположенных в квартале 21, выделе 15, Хоготской дачи, Хоготского участкового лесничества; в квартале 18. выделе 18, Баяндаевской дачи, Баяндаевского участкового лесничества; в квартале 17, выделе 26, Баяндаевской дачи, Баяндаевского участкового лесничества; в квартале 66, выделе К), Хоготской дачи, Хоготского участкового лесничества; в квартале 33, выделе 10, Баяндаевской дачи, Баяндаевского участкового лесничества установлено, что указанные лесные участки захламлены порубочными остатками в результате незаконных рубок прошлых лет, произведенные неустановленными лицами. Согласно объяснению начальника территориального отдела Министерства лесного комплекса Иркутской области но Баяндаевскому лесничеству Т. договоры аренды вышеуказанных лесных участков, а также купли-продажи лесных насаждений с кем-либо не заключались, захламление произошло в результате деятельности "черных лесорубов". В соответствие с. Положением о Министерстве лесного комплекса Иркутской области, утв. постановлением Правительства Иркутской области от 31 марта 2016 года N 178-гш задачами министерства являются управление в сфере лесного хозяйства, а также управление в сфере лесопромышленного комплекса. Организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях является одной из функций Министерства в сфере лесного хозяйства (п. 7 п. 7 Положения). Учитывая, что договоры аренды вышеуказанных лесных участков, а также купли-продажи лесных насаждений, произрастающих на них, с кем-либо не заключались, захламление произошло в результате деятельности "черных лесорубов", обязанность по организации очистки указанных лесных участков в соответствие с Положением о Министерстве лесного комплекса Иркутской области возлагается на Министерство лесного комплекса Иркутской области. Последними до настоящего времени не организована такая очистка, что создает угрозу лесным насаждениям.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 10 июля 2017 года административные исковые требования прокурора Баяндаевского района удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика министерства лесного комплекса К.А. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение.
Приводит доводы, изложенные в возражениях на административное исковое заявление и свое толкование норм права регулирующих спорные правоотношения.
Обращает внимание, что организация очистки лесных участков представляет собой включение мероприятий по очистке лесных участков в государственное задание для его выполнения государственными учреждениями, подведомственными министерству лесного комплекса Иркутской области. Защита бюджетных проектировок на 2017 год окончена, расходы на мероприятия по очистке лесных участков не предусмотрены.
В возражениях на апелляционную жалобу и.о. прокурора Баяндаевского района Михайлова Г.В., критикует доводы жалобы, решение суда просит оставить без изменения.
В судебном заседании прокурор Попов А.Б., возражал по доводам апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Заслушав доклад судьи Харина Р.И., проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрев административное дело в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия.
Охрана лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. ст. 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч. 2 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации).
- В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений, в том числе: 4) организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях;
- В соответствии с п. 1 Положения о министерстве лесного комплекса (утв. постановлением Правительства Иркутской области от 31.03.2016 N 178-пп) Министерство лесного комплекса Иркутской области (далее - министерство) является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного комплекса на территории Иркутской области.
В соответствии с п. 7 Положения министерство в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет функции в сфере лесного хозяйства, в том числе: 7) организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.
В соответствии с ч. 1 ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. ст. 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, прокуратурой Баяндаевского района по заданию прокуратуры области проведена проверка исполнения законодательства органами исполнительной власти при выявлении и привлечении к ответственности лиц, виновных в возникновении природных пожаров, и взыскании причиненного ими вреда, которой установлено следующее.
В ходе проверки лесных участков, расположенных в квартале 21, выделе 15, Хоготской дачи, Хоготского участкового лесничества; в квартале 18. выделе 18, Баяндаевской дачи, Баяндаевского участкового лесничества; в квартале 17, выделе 26, Баяндаевской дачи, Баяндаевского участкового лесничества; в квартале 66, выделе К), Хоготской дачи, Хоготского участкового лесничества; в квартале 33, выделе 10, Баяндаевской дачи, Баяндаевского участкового лесничества установлено, что указанные лесные участки захламлены порубочными остатками в результате незаконных рубок прошлых лет, произведенные неустановленными лицами.
Согласно объяснению начальника территориального отдела Министерства лесного комплекса Иркутской области по Баяндаевскому лесничеству Т. от 25.05.2017 г. договоры аренды вышеуказанных лесных участков, а также купли-продажи лесных насаждений с кем-либо не заключались, захламление произошло в результате деятельности "черных лесорубов".
Несоблюдение Министерством лесного комплекса Иркутской области лесного, санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о пожарной безопасности и охране окружающей среды нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, нарушает права на защиту окружающей среды от негативного воздействия, а также может повлечь более тяжкие последствия.
Кроме того, несоблюдение указанных требований ведет к нарушению федерального законодательства, а соответственно и интересов Российской Федерации.
Так прокурором суду представлены доказательства о наличии на лесных участках в квартале 21, выделе 15, Хоготской дачи, Хоготского участкового лесничества; в квартале 18, выделе 18, Баяндаевской дачи, Баяндаевского участкового лесничества; в квартале 17, выделе 26, Баяндаевской дачи, Баяндаевского участкового лесничества; в квартале 66, выделе 10, Хоготской дачи, Хоготского участкового лесничества; в квартале 33, выделе 10, Баяндаевской дачи, Баяндаевского участкового лесничества захламлений леса в виде порубочных остатков, а именно: постановление о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 260 УК РФ и принятия его к производству от 24.02.2017 г. о наличии порубочных остатков на лесном участке в квартале 33, выделе 10 Баяндаевской дачи, Баяндаевского участкового лесничества; постановление 18753 о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 260 УК РФ и принятия его к производству от 27.12.2016 г. о наличии порубочных остатков на лесном участке в квартале 18, выделе 18 Баяндаевской дачи, Баяндаевского участкового лесничества; постановление о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 260 УК РФ и принятия его к производству от 20.04.2017 г. о наличии порубочных остатков на лесном участке в квартале 2, выделе 14 технического участка N 9 Баяндаевского участкового лесничества; постановление 86855 о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 260 УК РФ и принятия его к производству от 11.01.2017 г. о наличии порубочных остатков на лесном участке в квартале 17, выделе 26 Баяндаевской дачи, Баяндаевского участкового лесничества; постановление 86866 о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 260 УК РФ и принятия его к производству от 02.02.2017 г. о наличии порубочных остатков на лесном участке в квартале 66, выделе 10 Хоготской дачи, Хоготского участкового лесничества, а также актами проверки мест незаконной рубки лесных насаждений от 28.04.2017 г., от 27.04.2017 г., от 02.05.2017 г.
Доказательств того, что участки лесного фонда, расположенные в указанных кварталах Баяндаевского и Хоготского участковых лесничеств находятся в аренде у иных лиц, в ходе судебного разбирательства не представлено. Лица, виновные в вырубке леса, которая привела к его захламлению, не установлены.
При этом последующее установление виновных лиц не исключает возможности предъявления к ним требований о возмещении расходов, понесенных на очистку леса от порубочных остатков, в связи с чем, не состоятельны доводы административного ответчика о необходимости возложения обязанности по очистке лесных участков на виновных лиц и лишь при их не установлении на административного ответчика.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, не могут являться основанием для отказа прокурору в заявленных требованиях доводы административного ответчика о том, что финансирование на очистку лесных участков в 2017 году расписано на очистку иных лесных участков, поскольку закон не предусматривает таких оснований для освобождения административного ответчика от обязанности по очистке леса как отсутствие финансирования.
Как верно отметил суд первой инстанции отсутствие или нехватка денежных средств не освобождает административного ответчика, как исполнительный орган государственной власти Иркутской области, в чьи задачи входит управление в сфере лесного хозяйства, в установленном порядке осуществлять организацию охраны лесов, в частности, путем организации проведения очистки от захламления участков леса, пройденных незаконной рубкой.
Суд первой инстанции при принятии решения обоснованно исходил из того, что министерство в соответствии с возложенными на него задачами в сфере лесного хозяйства осуществляет функции по организации охраны лесов, в том числе путем принятия мер пожарной безопасности, финансируется за счет средств областного бюджета, в том числе за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета и зачисляемых в установленном порядке на счет областного бюджета.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в силу возложенных полномочий в обязанности административного ответчика входит организация использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, включая мероприятия по организации осуществления мер пожарной безопасности, к которым относится очистка от порубочных остатков, что на осуществление таких мероприятий предоставляются субвенции из федерального бюджета.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, нарушений процессуального характера допущено не было.
Иные доводы апелляционной жалобы судебная коллегия находит необоснованными так как, они повторяют позицию апеллянта в суде первой инстанции и фактически направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, являвшихся предметом судебного исследования и получивших в соответствии с требованиями процессуального закона надлежащую правовую оценку в оспариваемом судебном постановлении, с которой коллегия согласна, а также свидетельствуют об ошибочном толковании указанных в жалобе норм материального права, применительно к обстоятельствам дела.
На основании изложенного выше, руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда

определила:

решение Кировского районного суда г. Иркутска от 10 июля 2017 года, по административному исковому заявлению прокурора Баяндаевского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству лесного комплекса Иркутской области о возложении обязанности организовать очистку от порубочных остатков лесных участков - оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
А.С.ПАПУША

Судьи
Л.В.ГУСАРОВА
Р.И.ХАРИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)