Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.09.2017 N 17АП-11333/2017-ГК ПО ДЕЛУ N А60-21480/2017

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 сентября 2017 г. N 17АП-11333/2017-ГК

Дело N А60-21480/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 сентября 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова В.В.,
судей Жуковой Т.М., Поляковой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Муравьевой Е.С.,
при участии:
от заявителя - Сафонов Д.Н., представитель по доверенности, паспорт,
от иных участвующих в деле лиц - не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 АПК РФ, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 23 июня 2017 года,
принятое судьей Ваниным П.Б.
по делу N А60-21480/2017
по заявлению индивидуального предпринимателя Шамсутдиновой Софии Минхазиевны (ОГРНИП 315665800060705, ИНН 667205030606)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (ОГРН 1096670022107, ИНН 6670262066)
третьи лица: Министерство обороны Российской Федерации в лице Департамента имущественных отношений (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261), Федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1086671005838, ИНН 6671257260), Федеральное государственное унитарное предприятие "Строительное Управление Уральского военного округа Министерства обороны Российской Федерации" (ОГРН 1026605424240, ИНН 6662021620)
о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка,

установил:

Индивидуальный предприниматель Шамсутдинова София Минхазиевна (заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (заинтересованное лицо, Теруправление Росимущества) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка, изложенного в письме от 30.03.2017 N АР-3248/09, возложении на Теруправление Росимущества обязанности принять решение об образовании и последующем предоставлении земельного участка площадью 2 542 кв. м, необходимого для эксплуатации принадлежащего предпринимателю Шамсутдиновой С.М. объекта недвижимости, путем его выделения из земельного участка с кадастровым номером 66:41:0612057:613, в собственность индивидуальному предпринимателю Шамсутдиновой С.М. в соответствии с приложенной схемой расположения земельного участка. Заявленные требования обоснованы ссылками на статьи 35, 39.3, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ), статью 552 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).
На основании статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны Российской Федерации в лице Департамента имущественных отношений, Федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Федеральное государственное унитарное предприятие "Строительное Управление Уральского военного округа Министерства обороны Российской Федерации".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 23 июня 2017 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Решение суда обжаловано заинтересованным лицом в апелляционном порядке. В качестве доводов апелляционной жалобы заинтересованное лицо указывает на то, что исходный земельный участок с кадастровым номером 66:41:0612057:613 был предоставлен в пользование предприятию Министерства обороны РФ, в связи с чем, ответчик не обладает полномочиями по распоряжению этим земельным участком, надлежащим ответчиком по делу является Министерство обороны РФ в лице Департамента имущественных отношений. Ответчик указывает, что часть земельного участка, занятая объектом заявителя, до ее образования в установленном порядке не является самостоятельным объектом права, на исходном земельном участке расположены объекты, принадлежащие иным лицам, их согласие на раздел земельного участка не представлено. Что границы испрашиваемого земельного участка не установлены и надлежащим образом не оформлены, и соответственно суд не имел возможности определить, находится ли что-то на земельном участке, испрашиваемом заявителем. Ответчик считает, что несоответствие оспариваемого решения закону или иным нормативным правовым актам не доказано. Просит отменить решение суда первой инстанции, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заявитель против доводов апелляционной жалобы возражает, просит оставить решение суда без изменения. Заявитель ссылается на то, что с приобретением объекта недвижимости приобрел права на часть земельного участка, занятую этим объектом. Ответчик является лицом, уполномоченным на предоставление земельного участка, наличие иных объектов недвижимости на испрашиваемом земельном участке не доказано.
Третье лицо Министерство обороны РФ в отзыве против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, указывает, что спорный участок фактически выбыл из владения подведомственной организации, лицом, уполномоченным на предоставление этого участка, является Теруправление Росимущества.
ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывает, что решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 июня 2017 года
Остальные третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства заинтересованное лицо, третьи лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, что в силу частей 3 и 5 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (ранее и далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, заявитель является собственником объекта недвижимости - нежилого здания арматурного цеха площадью 1 604,5 кв. м с кадастровым номером 66:41:0612903:92, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Испытателей (бывш. пос. Кольцово), д. 20 - что подтверждается выпиской из ЕГРН от 17.03.2017 N 99/2017/12038127.
Указанный объект приобретен заявителем по договору N 6/16 от 11.01.2016, заключенному с ФГУП "Строительное Управление Уральского военного округа Министерства обороны Российской Федерации".
20.03.2017 предприниматель обратился в Теруправление Росимущества с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, необходимого для эксплуатации объекта недвижимости, путем выделения его из земельного участка с кадастровым номером 66:41:0612057:613 в соответствии с приложенными документами.
Письмом от 30.03.2017 N АР-3248/09 Теруправление отказало в рассмотрении заявления предпринимателя о предоставлении земельного участка в собственность ввиду отсутствия полномочий, поскольку земельный участок, из которого образуется испрашиваемый земельный участок, предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГУП "Строительное Управление Уральского военного округа Министерства обороны Российской Федерации" - предприятию Министерства обороны РФ; предложило обратиться с соответствующим заявлением в Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации или в ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Полагая данный отказ незаконным и нарушающим его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 2 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно закрепленному в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ принципу единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу пункта 1 статьи 552 ГК РФ по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости, покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования.
В соответствии с пунктом 3 статьи 552 ГК РФ продажа недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, допускается без согласия собственника этого участка, если это не противоречит условиям пользования таким участком, установленным законом или договором. При продаже такой недвижимости покупатель приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях, что и продавец недвижимости.
Как правильно установлено судом первой инстанции, с приобретением объекта недвижимости к заявителю перешло право пользования частью земельного участка с кадастровым номером 66:41:0612057:613 на тех же условиях, что и у продавца недвижимости.
Согласно пункту 1 статьи 39.16 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них осуществляется без проведения торгов (подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ).
Поскольку заявитель является собственником объектов недвижимости, он вправе обратиться в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов.
Довод заинтересованного лица об отсутствии у него полномочий на принятие решения о предоставлении земельного участка, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 66:41:0612057:613, предоставленного в пользование предприятию Министерства обороны РФ, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Право пользования соответствующей частью земельного участка с кадастровым номером 66:41:0612057:613 у ФГУП "Строительное Управление Уральского военного округа Министерства обороны Российской Федерации" прекратилось в силу закона с момента государственной регистрации перехода права собственности на объект недвижимости, расположенный на этом земельном участке.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества (пункт 1); Федеральное агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 4).
В пунктах 4.1, 4.6 Типового положения о Территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374, говорится, что территориальный орган Росимущества наделен полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Учитывая, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет полномочия через свои территориальные органы, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области наделено полномочиями собственника в отношении испрашиваемого земельного участка, относящегося к федеральной собственности.
Ссылка ответчика на обстоятельства, установленные при рассмотрении гражданского дела N 33-9519/2017, не принимается.
В силу части 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Какие-либо обстоятельства, имеющие отношение к заявителю, указанным судебным актом не устанавливались.
Таким образом, у заявителя имеется право на предоставление земельного участка без проведения торгов, и заинтересованное лицо является органом, уполномоченным на распоряжение указанным земельным участком.
В данной части выводы суда первой инстанции являются верными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и применимым нормам права.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться: указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Между тем при разрешении вопроса о восстановлении нарушенных прав арбитражный суд не должен подменять орган, вынесший не соответствующий закону акт, обязывая его совершить определенные действия.
В силу пункта 1 статьи 39.14 ЗК РФ порядок предоставления без проведения торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Полномочиями по распоряжению спорным земельным участком в настоящем случае наделено Теруправление Росимущества, при реализации данных полномочий уполномоченный орган проверяет представленные документы на предмет их полноты и соответствия требованиям законодательства.
Указанный судом первой инстанции способ предполагает безусловную обязанность предоставить в собственность конкретный земельный участок, что не соответствует требованиям арбитражного процессуального законодательства.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что заявление предпринимателя фактически не рассмотрено - отказ мотивирован исключительно ссылкой на отсутствие полномочий по распоряжению земельным участком, решения по рассмотрению заявления предпринимателя в порядке пунктов 3 и 6 статьи 39.14 ЗК РФ не приняты, земельный участок на кадастровый учет в порядке пункта 5 статьи 39.14 ЗК РФ не поставлен.
В частности, в соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. При этом, при образовании земельного участка в испрашиваемых заявителем границах образуется земельный участок между северной границей земельного участка с кадастровым номером 66:41:0612057 и характерными точками 17, 18, 19, представляющий собой узкую земельную полосу.
Учитывая изложенное, ошибочным является указание в судебных актах на обязанность Теруправления устранить допущенное нарушение прав и законных интересов предпринимателя именно путем совершения действий по образованию и последующем предоставлении собственность земельного участка с определенной площадью и определенными границами - в качестве способа восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя необходимо указать на рассмотрение заявления предпринимателя в порядке статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, имеются основания, предусмотренные пунктом 4 части 1 и частью 3 статьи 270 АПК РФ для изменения решения суда первой инстанции.
Безусловные основания для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренные частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлены.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 июня 2017 года по делу N А60-21480/2017 изменить, изложив абзац третий пункта 1 резолютивной части решения в редакции:
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (ОГРН 1096670022107, ИНН 6670262066) рассмотреть заявление индивидуального предпринимателя Шамсутдиновой Софии Минхазиевны (ОГРНИП 315665800060705, ИНН 667205030606) от 20.03.2017 и принять решение по существу в течение месяца с момента вступления в силу настоящего судебного акта.
В остальной части решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 июня 2017 года по делу N А60-21480/2017 оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
В.В.СЕМЕНОВ

Судьи
Т.М.ЖУКОВА
М.А.ПОЛЯКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)