Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 ноября 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сулименко О.А., судей Гуденица Т.Г., Ефимовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Карнауховой В.В.,
при участии:
от заявителя: от Администрации Елизаветинского сельского поселения: Орлова И.С. - глава администрации, распоряжение от 14.10.2016 N 11, решение
- от 14.10.2016 N 4, паспорт; от Собрания депутатов Елизаветинского сельского поселения: Сисюкин Е.Е. - представитель по доверенности от 06.09.2017 N 54, ордер от 12.09 2017;
- от заинтересованного лица: Бойко О.А. - представитель по доверенности
от 14.08.2017 N 34-1842, паспорт; Хомич В.А. - представитель по доверенности
- от 23.05.2017 N 34-1088, удостоверение;
- от третьих лиц: представители не явились, извещены надлежащим образом;
- от Прокуратуры Ростовской области: Борсук Н.Н., удостоверение ТО N 225129,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации Елизаветинского сельского поселения, Собрания депутатов Елизаветинского сельского поселения
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.07.2017 по делу N А53-11760/2017, принятое судьей Чернышевой И.В.,
по заявлению Собрания депутатов Елизаветинского сельского поселения, Администрации Елизаветинского сельского поселения
к заинтересованному лицу Министерству сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области
при участии третьих лиц: Администрации Азовского района Ростовской области, Правительства Ростовской области, Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области,
с участием Прокуратуры Ростовской области
о признании незаконными решения и признании согласованным генерального плана,
Собрание депутатов Елизаветинского сельского поселения обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) и решения (заключения) Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области (далее - министерство) от 06.12.2012 N 11.4.2.1-23/1911, о признании согласованным Генерального плана муниципального образования "Елизаветинское сельское поселение Азовского района Ростовской области" Министерством сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области.
Заявленные требования мотивированы тем, что о том, что письмо Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области от 06.12.2012 N 11.4.2.1-23/1911 является заключением, которое поименовано в сводном заключении о согласовании генерального плана Елизаветинского сельского поселения, собрание депутатов узнало в предварительном заседании Ростовского областного суда от 21.02.2017 по делу N 3а-343/2017. Представленный на согласование в Правительство проект генерального плана содержал обоснование возможности и целесообразности включения земельных участков с кадастровыми номерами 61:01:0600002:509 и 61:01:0600002:510 в границы населенного пункта х. Дугино. Заключение министерства противоречит закону, поскольку, с одной стороны, не содержит положений о несогласии с проектом генерального плана, с другой стороны - министерство не признает, что указанным письмом генеральный план был согласован в полном объеме. На момент направления генерального плана на согласование он содержал картографические сведения о черте (границах) населенного пункта х. Дугино с учетом земельных участков с кадастровыми номерами 61:01:0600002:509, 61:01:0600002:510, 61:01:0600002:511, 61:01:0600002:637 и 61:01:0600002:638, и х. Обуховка с учетом находящегося в его составе земельного участка с кадастровым номером 61:01:0600002:639. Поскольку возражений от министерства не поступило, генеральный план следует признать согласованным.
С аналогичным заявлением в суд обратилась Администрация Елизаветинского сельского поселения, заявив также ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве соистца. Ходатайство удовлетворено определением суда от 01.06.2017.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, определением от 01.06.2017 привлечены Администрация Азовского района Ростовской области, Правительство Ростовской области, Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области.
В порядке части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о вступлении в дело суд уведомила прокуратура Ростовской области.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 21.07.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано следующим. Судом установлено, что спорные 6 земельных участков, которые были включены в состав х. Дугино Елизаветинского сельского поселения оспариваемым Прокурором Ростовской области решения Собрания депутатов Елизаветинского сельского поселения от 21.12.2012 N 16, утвердившим генеральный план, относятся к землям сельскохозяйственного назначения и не могут входить в состав земель населенных пунктов. При этом, два земельных участка с кадастровыми номерами 61:01:0600002:509, 61:01:0600002:510 входят в состав земель охраняемой природной территории, буферной зоны природного парка "Донской". Исходя из изложенного, суд признал законным согласование Министерством сельского хозяйства включения 509 га земель сельхозназначений в состав Елизаветинского сельского поселения и нерассмотрение вопроса о включении в состав земель еще 6 земельных участков. Текстовая часть градостроительного плана не соответствовала его графической части (карте), которая и была утверждена оспоренным прокурором решением Собранием депутатов.
Собрание депутатов Елизаветинского сельского поселения и администрация Елизаветинского сельского поселения обжаловали решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просили решение отменить, заявленные требования удовлетворить полностью. В обоснование апелляционных жалоб указано следующее. Суд не выяснил имеющие значение для дела обстоятельства, вследствие чего не применил части 7, 8, 9 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации. К участию в деле необоснованно привлечен прокурор. Представленный в Правительство Ростовской области проект генерального плана содержал все необходимые текстуальные (координаты) и картографические сведения, в том числе и о том, что земельные участки с кадастровыми номерами 61:01:0600002:509, 61:01:0600002:510, 61:01:0600002:511, 61:01:0600002:637, 61:01:0600002:638 и 61:01:0600002:639 находятся в черте (границах) населенного пункта х. Дугино. Сводным заключением генеральный план утвержден. Нормативная возможность перевода земельных участков в категорию земель населенных пунктов в связи с изменением границ имеется. Вывод суда о том, что текстовая часть генерального плана не соответствует картографической сделан без исследования материалов дела. Представленный минстроем Ростовской области фрагмент обоснования изменений границ населенных пунктов не является ни графической, ни текстуальной частью проекта генерального плана, является приложением к генеральному плану и не является допустимым доказательством. Суд не дал оценку представленным заявителями доказательствам. Судом допущены процессуальные нарушения: не соблюдено право на заблаговременное ознакомление с отзывами участвующих в деле лиц, не удовлетворено ходатайство об отложении судебного заседания.
В отзыве на апелляционные жалобы министерство просит оставить решение без изменения. Указывает, что прокурор обоснованно допущен к участию в деле. Полагает решение законным и обоснованным.
В судебном заседании представители администрации и собрания депутатов настаивали на доводах апелляционных жалоб. Заявлено ходатайство о привлечении к участию в деле Министерства природы и экологии Ростовской области.
Рассмотрев указанное ходатайство, судебная коллегия не признает его подлежащим удовлетворению, поскольку не усматривает, что принятый судебный акт повлияет на права и обязанности Министерства природы и экологии Ростовской области по отношению к сторонам спора.
Представители Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области и прокуратуры просили оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в рамках заключенного 07.04.2008 Администрацией Елизаветинского сельского поселения муниципального контракта N 50, Администрация Азовского района Ростовской области приняла на себя обязательства по разработке и изготовлению генерального плана развития названного сельского поселения.
Корректировка генерального плана развития была проведена по предложениям и замечаниям, высказанных на публичных слушаниях 15.11.2011.
11.12.2012 прошло согласование генерального плана развития Елизаветинского сельского поселения с получением Сводного заключения, утвержденного Заместителем губернатора Ростовской области.
Согласно пункту 6 заключения генеральный план развития одобрен с выдачей соответствующих заключений отраслевыми министерствами: Министерством сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области от 06.12.2012, Министерством культуры от 21.03.2012, Комитетом по охране окружающей среды от 23.10.2012, Министерством транспорта от 21.03.2012.
Сводное заключение от 11.12.2012 N 6541 было направлено в Администрацию Елизаветинского сельского поселения с последующим его рассмотрением Собранием депутатов указанного сельского поселения.
Решение об утверждении генерального плана развития было одобрено, принято решение от 21.12.2012 N 16 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования "Елизаветинское сельское поселение Азовского района Ростовской области".
В 2017 году Прокурор Ростовской области обратился в Ростовской областной суд с заявлением о признании недействующим со дня вступления в законную силу решения суда решения Собрания депутатов Елизаветинского сельского поселения Азовского района ростовской области от 21.12.2016 N 16 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования "Елизаветинское сельское поселение Азовского района Ростовской области".
Прокурором в иске указано, что измененный проект генерального плана (в отношении территории х.Дугино, х.Обуховка) после внесения корректировки на публичных слушаниях не рассматривался, но был утвержден Собранием депутатов.
Повторное обращение о согласовании и проект генерального плана направлены в октябре 2012 года, при этом карты границ х.Дугино были изменены посредством расширения границ населенного пункта из земли буферной зоны участка "Дельта Дона" природного парка "Донской".
Текстовая часть материалов по обоснованию генерального плана в обоих случаях обращений за согласованием не содержала сведений о включении в х.Дугино каких-либо земельных участков.
Таким образом, по утверждению прокурора, текстовая часть проекта (положение о территориальном планировании) не соответствовала его графической части в виде карт в части включения в состав населенных пунктов 6 земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами на время принятия нормативного правового акта - 61:01:0600002:509, 61:01:0600002:510, 61:01:0600002:511, 61:01:0600002:637, 61:01:0600002:638, 61:01:0600002:639 без принятия решения о переводе в другую категорию (два первых из них расположены в буферной зоне участка "Дельта Дона").
В результате допущенных нарушений порядка принятия нормативного правового акта в границы населенного пункта х.Дугино, х.Обуховка включены земельные участки в количестве 6 из категории земель сельскохозяйственного назначения. Незаконное расширение границ населенного пункта х.Дугино привело к возможности использования буферной зоны участка "Дельта Дона" природного парка "Донской" в целях жилищного строительства, что противоречит интересам национального достояния, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Решением Областного суда Ростовской области от 29.03.2017 иск прокурора удовлетворен, решение вступило в законную силу.
Полагая, что сведения, полученные в ходе рассмотрения указанного дела, а именно: письмо Заместителя министра сельского хозяйства, адресованное заместителю Министра строительства, архитектуры и территориального развития, в соответствии с которым согласовывается включение 509 га земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов в проекте генерального плана Елизаветинского сельского поселения Азовского района, нарушает права муниципального образования и собрания депутатов, Собрание депутатов Елизаветинского сельского поселения и администрация обратились в арбитражный суд с настоящими заявлениями в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная коллегия полагает отказ в удовлетворении заявленных требований правомерным, руководствуясь следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 7, пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение генерального плана городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты. При этом согласно части 4 статьи 7 названного закона муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному выше федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации утверждение или изменение генерального плана городского округа, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
При этом частью 8 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 ГрК РФ обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Особенности согласования проекта генерального плана поселения предусмотрены статьей 25 ГрК РФ.
В силу пунктов 2, 3 части 2 статьи 25 ГрК РФ проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение, в случаях, если предусматривается в соответствии с указанным проектом включение в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или исключение из границ этих населенных пунктов земельных участков, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения; а также, если на территориях поселения находятся особо охраняемые природные территории регионального значения.
Вступившим в законную силу судебным актом - решением Ростовского областного суда от 29.03.2017 установлено нарушение процедуры принятия генерального плана Елизаветинского сельского поселения.
Областной суд констатировал отсутствие прямого решения о согласии с определенным проектом генерального плана.
Как установил суд первой инстанции, на основании заключенного муниципального контракта в 2008 году, Администрацией Азовского района бы подготовлен градостроительный план Елизаветинского сельского поселения, который проходил согласования уполномоченными органами в период февраль - декабрь 2012 года.
В своем заключении от 21.03.2012 Министерство сельского хозяйства не согласилось с переводом 689 га земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения к земли населенных пунктов и указало на необходимость устранения замечаний.
При повторном обращении откорретированный проект генерального плана поступил в Правительство 03.10.2012.
В измененном проекте в состав земель в состав населенных пунктов предлагалось включить уже 509 га земель сельскохозяйственного назначения с указанием перечня земельных участков, входящих в состав сельского поселения, и в этом перечне отсутствовали земельные участки из границ природного парка "Донской".
По результатам рассмотрения обращения, указанные 509 га земельных участков вошли в состав сельского поселения.
Из буквального прочтения оспариваемого письма Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области от 06.12.2012 N 11.4.2.1-23/1911 (т. 1 л.д. 20-22) иное не следует.
Заявители просят суд применить части 7, 8, 9 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации и считать проект генерального плана согласованным министерством.
Доводы заявителей апелляционная коллегия отклоняет. Министерством прямо согласован перечень земельных участков для включения в состав Елизаветинского сельского поселения, поэтому отсутствуют основания считать, что замечания к проекту от министерства не поступали, в связи с чем проект следует считать согласованным в порядке части 8 статьи 25 ГрК РФ. Доводы апелляционной жалобы в указанной части не основаны на нормах материального права.
Кроме того, указанному письму дана оценка во вступившем в законную силу судебном акте.
Спор о признании недействующим генерального плана уже рассмотрен в суде общей юрисдикции и разрешен не в пользу заявителей, соответственно, обращение в суд с настоящим заявлением, по существу направлено на пересмотр выводов решения Ростовского областного суда от 29.03.2017 в иной процессуальной форме.
Кроме того, Ростовский областной суд в решении от 29.03.2017 указал, что наличие сводного заключения не препятствует прокурору оспаривать законность процедуры принятия решения об утверждении генерального плана, а суду - проверить соблюдение органом местного самоуправления всех предусмотренных законом требований.
В порядке части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в дело вступил прокурор (т. 1 л.д. 74).
Принимая во внимание, что Собрание депутатов Елизаветинского сельского поселения и Администрация Елизаветинского сельского поселения оспаривают действия и решение министерства от 06.12.2012 N 11.4.2.1-23/1911 в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и по данной категории дел прокурор вправе вступить в дело в силу части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности, апелляционная инстанция процессуальных нарушение со стороны суда первой инстанции вопреки доводам жалобы не усматривает.
Заявители также указывают на необоснованный отказ в отложении судебного заседания. Между тем, по смыслу статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отложение судебного разбирательства является правом, а не обязанностью суда. Ходатайство подлежит удовлетворению лишь при условии, что причины отложения заявителем обоснованы и признаны судом уважительными. Однако заявителями не подтверждено наличие уважительных причин, которые могли бы служить основанием для отложения судебного разбирательства в суде первой инстанции, не обосновано, какие именно возражения и документы они были лишены возможности представить.
На основании изложенного обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, вынесенным с учетом норм действующего законодательства. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.07.2017 по делу N А53-11760/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области в течение двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.11.2017 N 15АП-13995/2017 ПО ДЕЛУ N А53-11760/2017
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 ноября 2017 г. N 15АП-13995/2017, 15АП-14555/2017
Дело N А53-11760/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 ноября 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сулименко О.А., судей Гуденица Т.Г., Ефимовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Карнауховой В.В.,
при участии:
от заявителя: от Администрации Елизаветинского сельского поселения: Орлова И.С. - глава администрации, распоряжение от 14.10.2016 N 11, решение
- от 14.10.2016 N 4, паспорт; от Собрания депутатов Елизаветинского сельского поселения: Сисюкин Е.Е. - представитель по доверенности от 06.09.2017 N 54, ордер от 12.09 2017;
- от заинтересованного лица: Бойко О.А. - представитель по доверенности
от 14.08.2017 N 34-1842, паспорт; Хомич В.А. - представитель по доверенности
- от 23.05.2017 N 34-1088, удостоверение;
- от третьих лиц: представители не явились, извещены надлежащим образом;
- от Прокуратуры Ростовской области: Борсук Н.Н., удостоверение ТО N 225129,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации Елизаветинского сельского поселения, Собрания депутатов Елизаветинского сельского поселения
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.07.2017 по делу N А53-11760/2017, принятое судьей Чернышевой И.В.,
по заявлению Собрания депутатов Елизаветинского сельского поселения, Администрации Елизаветинского сельского поселения
к заинтересованному лицу Министерству сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области
при участии третьих лиц: Администрации Азовского района Ростовской области, Правительства Ростовской области, Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области,
с участием Прокуратуры Ростовской области
о признании незаконными решения и признании согласованным генерального плана,
установил:
Собрание депутатов Елизаветинского сельского поселения обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) и решения (заключения) Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области (далее - министерство) от 06.12.2012 N 11.4.2.1-23/1911, о признании согласованным Генерального плана муниципального образования "Елизаветинское сельское поселение Азовского района Ростовской области" Министерством сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области.
Заявленные требования мотивированы тем, что о том, что письмо Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области от 06.12.2012 N 11.4.2.1-23/1911 является заключением, которое поименовано в сводном заключении о согласовании генерального плана Елизаветинского сельского поселения, собрание депутатов узнало в предварительном заседании Ростовского областного суда от 21.02.2017 по делу N 3а-343/2017. Представленный на согласование в Правительство проект генерального плана содержал обоснование возможности и целесообразности включения земельных участков с кадастровыми номерами 61:01:0600002:509 и 61:01:0600002:510 в границы населенного пункта х. Дугино. Заключение министерства противоречит закону, поскольку, с одной стороны, не содержит положений о несогласии с проектом генерального плана, с другой стороны - министерство не признает, что указанным письмом генеральный план был согласован в полном объеме. На момент направления генерального плана на согласование он содержал картографические сведения о черте (границах) населенного пункта х. Дугино с учетом земельных участков с кадастровыми номерами 61:01:0600002:509, 61:01:0600002:510, 61:01:0600002:511, 61:01:0600002:637 и 61:01:0600002:638, и х. Обуховка с учетом находящегося в его составе земельного участка с кадастровым номером 61:01:0600002:639. Поскольку возражений от министерства не поступило, генеральный план следует признать согласованным.
С аналогичным заявлением в суд обратилась Администрация Елизаветинского сельского поселения, заявив также ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве соистца. Ходатайство удовлетворено определением суда от 01.06.2017.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, определением от 01.06.2017 привлечены Администрация Азовского района Ростовской области, Правительство Ростовской области, Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области.
В порядке части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о вступлении в дело суд уведомила прокуратура Ростовской области.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 21.07.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано следующим. Судом установлено, что спорные 6 земельных участков, которые были включены в состав х. Дугино Елизаветинского сельского поселения оспариваемым Прокурором Ростовской области решения Собрания депутатов Елизаветинского сельского поселения от 21.12.2012 N 16, утвердившим генеральный план, относятся к землям сельскохозяйственного назначения и не могут входить в состав земель населенных пунктов. При этом, два земельных участка с кадастровыми номерами 61:01:0600002:509, 61:01:0600002:510 входят в состав земель охраняемой природной территории, буферной зоны природного парка "Донской". Исходя из изложенного, суд признал законным согласование Министерством сельского хозяйства включения 509 га земель сельхозназначений в состав Елизаветинского сельского поселения и нерассмотрение вопроса о включении в состав земель еще 6 земельных участков. Текстовая часть градостроительного плана не соответствовала его графической части (карте), которая и была утверждена оспоренным прокурором решением Собранием депутатов.
Собрание депутатов Елизаветинского сельского поселения и администрация Елизаветинского сельского поселения обжаловали решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просили решение отменить, заявленные требования удовлетворить полностью. В обоснование апелляционных жалоб указано следующее. Суд не выяснил имеющие значение для дела обстоятельства, вследствие чего не применил части 7, 8, 9 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации. К участию в деле необоснованно привлечен прокурор. Представленный в Правительство Ростовской области проект генерального плана содержал все необходимые текстуальные (координаты) и картографические сведения, в том числе и о том, что земельные участки с кадастровыми номерами 61:01:0600002:509, 61:01:0600002:510, 61:01:0600002:511, 61:01:0600002:637, 61:01:0600002:638 и 61:01:0600002:639 находятся в черте (границах) населенного пункта х. Дугино. Сводным заключением генеральный план утвержден. Нормативная возможность перевода земельных участков в категорию земель населенных пунктов в связи с изменением границ имеется. Вывод суда о том, что текстовая часть генерального плана не соответствует картографической сделан без исследования материалов дела. Представленный минстроем Ростовской области фрагмент обоснования изменений границ населенных пунктов не является ни графической, ни текстуальной частью проекта генерального плана, является приложением к генеральному плану и не является допустимым доказательством. Суд не дал оценку представленным заявителями доказательствам. Судом допущены процессуальные нарушения: не соблюдено право на заблаговременное ознакомление с отзывами участвующих в деле лиц, не удовлетворено ходатайство об отложении судебного заседания.
В отзыве на апелляционные жалобы министерство просит оставить решение без изменения. Указывает, что прокурор обоснованно допущен к участию в деле. Полагает решение законным и обоснованным.
В судебном заседании представители администрации и собрания депутатов настаивали на доводах апелляционных жалоб. Заявлено ходатайство о привлечении к участию в деле Министерства природы и экологии Ростовской области.
Рассмотрев указанное ходатайство, судебная коллегия не признает его подлежащим удовлетворению, поскольку не усматривает, что принятый судебный акт повлияет на права и обязанности Министерства природы и экологии Ростовской области по отношению к сторонам спора.
Представители Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области и прокуратуры просили оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в рамках заключенного 07.04.2008 Администрацией Елизаветинского сельского поселения муниципального контракта N 50, Администрация Азовского района Ростовской области приняла на себя обязательства по разработке и изготовлению генерального плана развития названного сельского поселения.
Корректировка генерального плана развития была проведена по предложениям и замечаниям, высказанных на публичных слушаниях 15.11.2011.
11.12.2012 прошло согласование генерального плана развития Елизаветинского сельского поселения с получением Сводного заключения, утвержденного Заместителем губернатора Ростовской области.
Согласно пункту 6 заключения генеральный план развития одобрен с выдачей соответствующих заключений отраслевыми министерствами: Министерством сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области от 06.12.2012, Министерством культуры от 21.03.2012, Комитетом по охране окружающей среды от 23.10.2012, Министерством транспорта от 21.03.2012.
Сводное заключение от 11.12.2012 N 6541 было направлено в Администрацию Елизаветинского сельского поселения с последующим его рассмотрением Собранием депутатов указанного сельского поселения.
Решение об утверждении генерального плана развития было одобрено, принято решение от 21.12.2012 N 16 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования "Елизаветинское сельское поселение Азовского района Ростовской области".
В 2017 году Прокурор Ростовской области обратился в Ростовской областной суд с заявлением о признании недействующим со дня вступления в законную силу решения суда решения Собрания депутатов Елизаветинского сельского поселения Азовского района ростовской области от 21.12.2016 N 16 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования "Елизаветинское сельское поселение Азовского района Ростовской области".
Прокурором в иске указано, что измененный проект генерального плана (в отношении территории х.Дугино, х.Обуховка) после внесения корректировки на публичных слушаниях не рассматривался, но был утвержден Собранием депутатов.
Повторное обращение о согласовании и проект генерального плана направлены в октябре 2012 года, при этом карты границ х.Дугино были изменены посредством расширения границ населенного пункта из земли буферной зоны участка "Дельта Дона" природного парка "Донской".
Текстовая часть материалов по обоснованию генерального плана в обоих случаях обращений за согласованием не содержала сведений о включении в х.Дугино каких-либо земельных участков.
Таким образом, по утверждению прокурора, текстовая часть проекта (положение о территориальном планировании) не соответствовала его графической части в виде карт в части включения в состав населенных пунктов 6 земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами на время принятия нормативного правового акта - 61:01:0600002:509, 61:01:0600002:510, 61:01:0600002:511, 61:01:0600002:637, 61:01:0600002:638, 61:01:0600002:639 без принятия решения о переводе в другую категорию (два первых из них расположены в буферной зоне участка "Дельта Дона").
В результате допущенных нарушений порядка принятия нормативного правового акта в границы населенного пункта х.Дугино, х.Обуховка включены земельные участки в количестве 6 из категории земель сельскохозяйственного назначения. Незаконное расширение границ населенного пункта х.Дугино привело к возможности использования буферной зоны участка "Дельта Дона" природного парка "Донской" в целях жилищного строительства, что противоречит интересам национального достояния, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Решением Областного суда Ростовской области от 29.03.2017 иск прокурора удовлетворен, решение вступило в законную силу.
Полагая, что сведения, полученные в ходе рассмотрения указанного дела, а именно: письмо Заместителя министра сельского хозяйства, адресованное заместителю Министра строительства, архитектуры и территориального развития, в соответствии с которым согласовывается включение 509 га земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов в проекте генерального плана Елизаветинского сельского поселения Азовского района, нарушает права муниципального образования и собрания депутатов, Собрание депутатов Елизаветинского сельского поселения и администрация обратились в арбитражный суд с настоящими заявлениями в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная коллегия полагает отказ в удовлетворении заявленных требований правомерным, руководствуясь следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 7, пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение генерального плана городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты. При этом согласно части 4 статьи 7 названного закона муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному выше федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации утверждение или изменение генерального плана городского округа, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
При этом частью 8 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 ГрК РФ обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Особенности согласования проекта генерального плана поселения предусмотрены статьей 25 ГрК РФ.
В силу пунктов 2, 3 части 2 статьи 25 ГрК РФ проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение, в случаях, если предусматривается в соответствии с указанным проектом включение в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или исключение из границ этих населенных пунктов земельных участков, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения; а также, если на территориях поселения находятся особо охраняемые природные территории регионального значения.
Вступившим в законную силу судебным актом - решением Ростовского областного суда от 29.03.2017 установлено нарушение процедуры принятия генерального плана Елизаветинского сельского поселения.
Областной суд констатировал отсутствие прямого решения о согласии с определенным проектом генерального плана.
Как установил суд первой инстанции, на основании заключенного муниципального контракта в 2008 году, Администрацией Азовского района бы подготовлен градостроительный план Елизаветинского сельского поселения, который проходил согласования уполномоченными органами в период февраль - декабрь 2012 года.
В своем заключении от 21.03.2012 Министерство сельского хозяйства не согласилось с переводом 689 га земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения к земли населенных пунктов и указало на необходимость устранения замечаний.
При повторном обращении откорретированный проект генерального плана поступил в Правительство 03.10.2012.
В измененном проекте в состав земель в состав населенных пунктов предлагалось включить уже 509 га земель сельскохозяйственного назначения с указанием перечня земельных участков, входящих в состав сельского поселения, и в этом перечне отсутствовали земельные участки из границ природного парка "Донской".
По результатам рассмотрения обращения, указанные 509 га земельных участков вошли в состав сельского поселения.
Из буквального прочтения оспариваемого письма Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области от 06.12.2012 N 11.4.2.1-23/1911 (т. 1 л.д. 20-22) иное не следует.
Заявители просят суд применить части 7, 8, 9 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации и считать проект генерального плана согласованным министерством.
Доводы заявителей апелляционная коллегия отклоняет. Министерством прямо согласован перечень земельных участков для включения в состав Елизаветинского сельского поселения, поэтому отсутствуют основания считать, что замечания к проекту от министерства не поступали, в связи с чем проект следует считать согласованным в порядке части 8 статьи 25 ГрК РФ. Доводы апелляционной жалобы в указанной части не основаны на нормах материального права.
Кроме того, указанному письму дана оценка во вступившем в законную силу судебном акте.
Спор о признании недействующим генерального плана уже рассмотрен в суде общей юрисдикции и разрешен не в пользу заявителей, соответственно, обращение в суд с настоящим заявлением, по существу направлено на пересмотр выводов решения Ростовского областного суда от 29.03.2017 в иной процессуальной форме.
Кроме того, Ростовский областной суд в решении от 29.03.2017 указал, что наличие сводного заключения не препятствует прокурору оспаривать законность процедуры принятия решения об утверждении генерального плана, а суду - проверить соблюдение органом местного самоуправления всех предусмотренных законом требований.
В порядке части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в дело вступил прокурор (т. 1 л.д. 74).
Принимая во внимание, что Собрание депутатов Елизаветинского сельского поселения и Администрация Елизаветинского сельского поселения оспаривают действия и решение министерства от 06.12.2012 N 11.4.2.1-23/1911 в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и по данной категории дел прокурор вправе вступить в дело в силу части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности, апелляционная инстанция процессуальных нарушение со стороны суда первой инстанции вопреки доводам жалобы не усматривает.
Заявители также указывают на необоснованный отказ в отложении судебного заседания. Между тем, по смыслу статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отложение судебного разбирательства является правом, а не обязанностью суда. Ходатайство подлежит удовлетворению лишь при условии, что причины отложения заявителем обоснованы и признаны судом уважительными. Однако заявителями не подтверждено наличие уважительных причин, которые могли бы служить основанием для отложения судебного разбирательства в суде первой инстанции, не обосновано, какие именно возражения и документы они были лишены возможности представить.
На основании изложенного обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, вынесенным с учетом норм действующего законодательства. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 21.07.2017 по делу N А53-11760/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
О.А.СУЛИМЕНКО
О.А.СУЛИМЕНКО
Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
О.Ю.ЕФИМОВА
Т.Г.ГУДЕНИЦА
О.Ю.ЕФИМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)