Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 20.06.2017 N Ф05-7171/2017 ПО ДЕЛУ N А40-180964/16

Требование: О признании недействительным предписания об устранении нарушения земельного законодательства.

Разделы:
Охрана земель; Экономика и управление земельными участками
Обстоятельства: При проведении проверки установлено, что фактически земельный участок используется обществом не только в соответствии с целевым назначением, но и для размещения офисов, бизнес-центра и туристического агентства.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июня 2017 г. по делу N А40-180964/16


Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июня 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Григорьевой И.Ю., Дербенева А.А.,
при участии в заседании:
- от заявителя: Германская Ю.А., доверенность от 30.08.2016;
- от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;
- рассмотрев 13 июня 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу
заявителя - ОАО "Счетмаш-Инфо"
на решение от 01 декабря 2016 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Махлаевой Т.И.,
на постановление от 27 февраля 2017 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Бекетовой И.В., Захаровым С.Л., Каменецким Д.В.,
по делу N А40-180964/16
по заявлению ОАО "Счетмаш-Инфо"
о признании недействительным предписания
к Управлению Росреестра по Москве,

установил:

ОАО "Счетмаш-Инфо" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве (далее - Управление) о признании недействительным предписания Управления от 30.05.2016 N 447 об устранении нарушения земельного законодательства.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 01 декабря 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 февраля 2017 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ОАО "Счетмаш-Инфо" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заинтересованное лицо, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не направило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, на основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора города Москвы по использованию и охране земель от 04.04.2016 N 200/ГЗН проведена проверка соблюдения земельного законодательства Российской Федерации в отношении ОАО "Счетмаш-Инфо" на земельном участке, расположенном по адресу: г. Москва, Варшавское шоссе, вл. 42.
В ходе проведения проверки сотрудниками Управления установлено, что земельный участок с кадастровым N 77:05:0003007:64, площадью 35.398 кв. м предоставлен ОАО "Счетмаш-Инфо" в соответствии с распоряжением префекта ЮАО г. Москвы от 30.06.1997 N 557-р МКЗс, оформлен договором аренды земельного участка от 11.09.1997 N М-05-009810 и дополнительными соглашениями от 02.02.2000, от 14.01.2002, от 29.11.2002 и от 21.07.2003 (запись о государственной регистрации от 15.10.2003 N 77-01/05-550/2003-722) сроком на 49 лет.
На земельном участке с кадастровым N 77:05:0003007:64 расположен комплекс зданий, строений, сооружений, который принадлежит на праве собственности ОАО "Счетмаш-Инфо".
На указанный земельный участок установлен вид разрешенного использования - для эксплуатации существующих административно-производственных зданий и сооружений, что подтверждается сведениями Государственного кадастра недвижимости.
При проведении проверки установлено, что фактически земельный участок с кадастровым N 77:05:0003007:64 используется обществом не только в соответствии с целевым назначением, но и для размещения офисов, бизнес-центра и туристического агентства.
Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 30.05.2016.
В связи с указанными обстоятельствами ОАО "Счетмаш-Инфо" выдано предписание от 30.05.2016 N 447, в соответствии с которым обществу предписано устранить допущенное нарушение земельного законодательства, а именно привести использование земельного участка с кадастровым N 77:05:0003007:64 в соответствии с фактически установленным назначением в срок до 28.10.2016.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения ОАО "Счетмаш-Инфо" с настоящим заявлением в Арбитражный суд города Москвы.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что срок на обжалование ненормативного акта, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявителем не пропущен.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закон у или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия - незаконным) являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Суды первой и апелляционной инстанций исследовав и оценив представленные доказательства, пришли к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, исходя из следующего.
Оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом в соответствии с пунктами 2, 3 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 N 1 (далее - Положение).
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Основным принципом земельного законодательства, установленным пунктом 8 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории (пункт 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Правовой режим земель согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" (далее - Закон N 48), все земли в городе Москве относятся к категории земель населенных пунктов.
Земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 2 Земельного кодекса Российской Федерации).
К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации, относится установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", статьей 3 Закона N 48 к полномочиям Правительства Москвы в области землепользования в городе Москве относится установление видов разрешенного использования земельных участков до введения в действие правил землепользования и застройки в городе Москве.
В целях обеспечения градостроительной деятельности и оформления земельных отношений до принятия правил землепользования и застройки в городе Москве в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25.05.2011 N 228-ПП утвержден Перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в городе Москве.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Приказ N 39).
Во исполнение статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков (далее - Приказ N 540).
На основании пункта 11 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Пунктом 4.2.7 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденного постановлением Правительства города Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП, Департамент принимает (изменяет, отменяет) правовые акты, решения об установлении вида разрешенного использования земельного участка или об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования до утверждения правил землепользования и застройки города Москвы.
Из материалов дела следует, что в адрес Департамента городского имущества города Москвы направлено определение об истребовании сведений по вопросу предоставления информации о соответствии установленного вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым N 77:05:0003007:64 с фактическим использованием данного земельного участка для размещения офисов, бизнес-центра и туристического агентства.
В соответствии с полученной информацией (письмо от 29.08.2016 исх. N ДГИ-1-69326/16-1), земельный участок с кадастровым N 77:05:0003007:64 предоставлен заявителю для эксплуатации существующих административно-производственных зданий и сооружений.
В соответствии с пунктом 3.2 Постановления Правительства Москвы от 28.04.2009 N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве", для определения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение государственного кадастра недвижимости, кадастровой стоимости земельного участка разрешенное использование данного участка указывается в соответствии с классификацией, на основании градостроительного плана, а при его отсутствии - на основании фактического использования такого земельного участка.
Фактическое использование земельного участка определяется на основании установленных при технической инвентаризации сведений о функциональном назначении зданий и сооружений, расположенных на таком земельном участке.
По информационным данными БТИ назначение здания, расположенного в границах земельного участка с кадастровым N 77:05:0003007:64 - "административный корпус, лабораторный корпус, производственный корпус, склад, гараж, столовая", что соответствует виду разрешенного использования земельного участка с кадастровым N 77:05:0003007:64, установленному в соответствии с целью предоставления по договору аренды земельного участка - "для эксплуатации существующих административно-производственных зданий и сооружений".
Согласно Приказу N 540, рассматриваемому земельному участку в соответствии с его фактическим использованием соответствует следующий вид разрешенного использования земельного участка - "деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7)); склады (6.9) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9)); производственная деятельность (6.0) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9)); обслуживание автотранспорта (4.9) (земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок (1.2.3))".
Размещение на земельном участке с кадастровым N 77:05:0003007:64 офисов, бизнес-центра, туристического агентства существующим видом разрешенного использования не предусмотрено.
В соответствии с информацией, предоставленной Департаментом городского имущества города Москвы, предоставленный обществу земельный участок с кадастровым N 77:05:0003007:64 не предусматривает его эксплуатацию для размещения офисов, бизнес-центра и туристического агентства.
Таким образом, как правильно указали суды, системное толкование установленного вида разрешенного использования земельного участка и предоставленной Департаментом городского имущества города Москвы информации позволило сделать вывод о том, что размещение на земельном участке с кадастровым N 77:05:0003007:64 офисов, бизнес-центра и туристического агентства существующим видом разрешенного использования не предусмотрено, такое использование земельного участка не соответствует его установленному виду.
Пунктом 5 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, в связи с чем, осуществление на земельном участке с кадастровым N 77:05:0003007:64 деятельности, связанной с размещением офисов, бизнес-центра и туристического агентства в силу принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, влечет изменение вида разрешенного использования земельного участка, в зависимости от которого изменяется процентная ставка по выплате арендных платежей (земельного налога), основанная на оценке рыночной стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в соответствии с Приказами N 39 и N 540.
При таких данных осуществление на земельном участке с кадастровым N 77:05:0003007:64 деятельности, связанной с размещением офисов, бизнес-центра и туристического агентства не соответствует установленному виду разрешенного использования данного земельного участка и связано с необходимостью принятия мер - обращения ОАО "Счетмаш-Инфо" в уполномоченный функциональный орган исполнительной власти города Москвы, принимающего (изменяющего, отменяющего) правовые акты, решения об установлении вида разрешенного использования земельного участка или об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования до утверждения правил землепользования и застройки города Москвы, в установленном законом порядке и внесения необходимых изменений в установленный вид разрешенного использования земельного участка независимо от размера площадей, занимаемых с целью осуществления данного вида деятельности.
Основным принципом земельного законодательства, установленным пунктом 7 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Необходимость осуществления оплаты за использование земельного участка подтверждается также положениями статей 42, 65 Земельного кодекса Российской Федерации.
Размер платы за используемый земельный участок в соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 20 Закона N 48, Приказом N 39 определяется исходя из кадастровой стоимости земельного участка с учетом вида разрешенного использования земельного участка, осуществляемой на нем хозяйственной деятельности.
Согласно Государственному кадастру недвижимости удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N 77:05:0003007:64 составляет 10.709,38 руб. за квадратный метр.
В соответствии с информацией, представленной Департаментом городского имущества города Москвы (письмо от 29.08.2016 исх. N ДГИ-1-69326/16-1), арендная плата по договору аренды земельного участка с кадастровым N 77:05:0003007:64 рассчитана, исходя из вида разрешенного использования: 1.2.9 - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, определенного в соответствии с Приказом N 39.
Между тем, как было указано выше, земельный участок с кадастровым N 77:05:0003007:64 используется обществом для размещения офисов, бизнес-центра и туристического агентства, что не соответствует установленному виду разрешенного использования.
Вопреки доводам заявителя, суды установили, что факт нарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от 03.06.2016 N 426, актом проверки соблюдения земельного законодательства от 30.05.2016 N 751 с приложением фототаблицы.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Как следует из материалов дела и установлено судами, заявителем не представлено доказательств недостоверности либо неправомерности оспариваемого предписания Управления.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких данных суды первой и апелляционной инстанций, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, а также доводы участвующих в деле лиц, пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Кроме того, суды отметили отсутствие нарушений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 01 декабря 2016 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 февраля 2017 года по делу N А40-180964/16 оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "Счетмаш-Инфо" - без удовлетворения.
Председательствующий судья
В.В.КУЗНЕЦОВ

Судьи
И.Ю.ГРИГОРЬЕВА
А.А.ДЕРБЕНЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)