Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.05.2017 N 19АП-2716/2017 ПО ДЕЛУ N А35-5581/2016

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 мая 2017 г. по делу N А35-5581/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 мая 2017 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Донцова П.В.,
судей Семенюта Е.А., Протасова А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бауман Л.В.,
при участии:
от Управления Росреестра по Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от Земельного комитета города Курска: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от Комитета по управлению имуществом Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от ПАО "Ростелеком": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 10.03.2017 по делу N А35-5581/2016 (судья Морозова М.Н.), принятое по заявлению Земельного комитета города Курска (ОГРН 1084632006876, ИНН 4632095477, город Курск) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области (ОГРН 1044637042614, ИНН 4632048452, город Курск) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе регистрации права собственности, обязании зарегистрировать право собственности,
третьи лица: Комитет по управлению имуществом Курской области, публичное акционерное общество междугородной и международной электрической связи "Ростелеком",

установил:

Земельный комитет города Курска (далее - Комитет или заявитель) обратился в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области (далее - Управление Росреестра по Курской области или заинтересованное лицо), в котором просил:
1) признать незаконными действия, выразившиеся в отказе 29.04.2016 в регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 46:29:102294:1 площадью 1 090 м2, расположенный по адресу: город Курск, переулок Радищева, 4 (далее - спорный земельный участок);
2) обязать Управление Росреестра по Курской области зарегистрировать право собственности за муниципальным образованием "Город Курск" на спорный земельный участок.
Дело рассматривалось с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитета по управлению имуществом Курской области, публичного акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (далее - ПАО "Ростелеком").
Решением Арбитражного суда Курской области от 10.03.2017 по делу N А35-5581/2016 требования заявителя удовлетворены в полном объеме.
Действия Управления Росреестра по Курской области, выразившиеся в отказе 29.04.2016 в регистрации права собственности на спорный земельный участок, признаны незаконными.
На Управление Росреестра по Курской области возложена обязанность зарегистрировать право собственности за муниципальным образованием "Город Курск" на спорный земельный участок.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Росреестра по Курской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
Податель жалобы ссылается на то, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеются сведения о зарегистрированных правах ПАО "Ростелеком" на помещения, расположенные по адресу: город Курск, переулок Радищева, дом 4.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились.
Учитывая, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.
Суд апелляционной инстанции, изучив апелляционную жалобу и материалы дела, приходит к следующему.
16.03.2016 Комитет обратился в Управление Росреестра по Курской области с заявлением о регистрации права собственности за муниципальным образованием "Город Курск" на земельный участок с кадастровым номером 46:29:102294:1 площадью 1 090 м2, расположенный по адресу: город Курск, переулок Радищева, 4.
Сообщением от 29.04.2016 N 46/001/002/2016-1331 Комитету было отказано в государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок.
Не согласившись с названным отказом, полагая, что он противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Земельного комитета города Курска в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последний обратился в арбитражный суд за судебной защитой.
Арбитражный суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу, что основания для отказа в регистрации права собственности на спорный земельный участок отсутствуют. Муниципальному образованию "Город Курск" на праве собственности принадлежат объекты недвижимости, расположенные на спорном земельном участке, данные о них содержатся в ЕГРП. Право собственности муниципального образования "Город Курск" на спорный земельный участок возникло в связи с разграничением государственной собственности на землю.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, вместе с тем приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пунктам 1 и 6 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.
Порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с ГК РФ Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации).
В соответствии со статьей 2 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной настоящим Законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП).
В силу абзаца 1 пункта 1 статьи 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Основаниями для осуществления действий по государственной регистрации прав на недвижимое имущество являются юридические факты и документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 17 Закона о регистрации.
Согласно абзацу 11 пункта 1, абзацу 1 пункта 2 статьи 17 Закона о регистрации правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Законом оснований для отказа в государственной регистрации прав.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 18 Закона о регистрации предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Основания отказа в государственной регистрации прав являются исчерпывающими и перечислены в статье 20 Закона о регистрации.
Из материалов дела следует, что в соответствии с распоряжением главы администрации города Курска от 03.04.1995 N 306-р весь комплекс зданий, строений и сооружений домовладения N 4 в переулке Радищева, в том числе реконструированные и вновь возведенные, считаются объектом муниципальной собственности.
На основании распоряжения главы администрации города Курска от 03.04.1995 N 306-р в собственности муниципального образования "Город Курск" находится помещение II в здании литер А1, назначение: нежилое, общей площадью 469,2 м2, этаж 1, 2, по адресу: город Курск, переулок Радищева, 4, условный номер 46-46-01/118/2011-039, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 08.08.2011.
На основании распоряжения главы администрации города Курска от 03.04.1995 N 306-р в собственности муниципального образования "Город Курск" находится помещение I в здании литер А1, назначение: нежилое, общей площадью 52,9 м2, этаж: подвал, по адресу: город Курск, переулок Радищева, 4, условный номер 46-46-01/118/2011-040, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 08.08.2011.
16.03.2016 представителем Земельного комитета города Курска Шириной А.А., действующей на основании доверенности от 14.01.2015, в Управление Росреестра по Курской области подано заявление о регистрации права собственности за муниципальным образованием "Город Курск" на земельный участок площадью 1 090 м2, с кадастровым номером 46:29:102294:1, расположенный по адресу: город Курск, переулок Радищева, 4. Вместе с заявлением была представлена копия нотариально удостоверенной доверенности от 14.01.2015, иных документов заявителем приложено не было.
При правовой экспертизе документов Управлением Росреестра по Курской области были выявлены обстоятельства, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации, а именно право собственности на здания, строения, сооружения, расположенные по адресу: город Курск, переулок Радищева, 4, за муниципальным образованием "Город Курск" не зарегистрировано.
Управлением Росреестра по Курской области были направлены запросы в уполномоченные органы.
Согласно информации, представленной ТУ Росимущества в Курской области, в реестре федерального имущества не содержится сведений о спорном земельном участке, а также об объектах капитального строительства, расположенных на нем.
Согласно информации, представленной Комитетом по управлению имуществом Курской области, в реестре государственного имущества Курской области не содержится сведений о зданиях, строениях, сооружениях, расположенных на спорном земельном участке.
Согласно информации, представленной Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Курска, в реестре муниципального имущества города Курска не содержится сведений о спорном земельном участке. В реестре муниципального имущества города Курска имеются записи о нежилом помещении I подвала в здании литер А1, общей площадью 52,9 м2 и нежилом помещении II 1-го, 2-го этажа в здании литер А1, общей площадью 469,2 м2, расположенных по адресу: город Курск, переулок. Радищева, 4.
Сообщением от 29.04.2016 N 46/001/002/2016-1331 Комитету было отказано в государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок по следующим основаниям:
- - в предоставленном на государственную регистрацию заявлении отсутствуют основания возникновения права собственности муниципального образования "Город Курск";
- - документ, подтверждающий, что на спорном земельном участке расположены здания, строения, сооружения находящиеся в собственности муниципального образования "Город Курск" в Управление Росреестра по Курской области не представлен;
- - в ЕГРП на день отказа открыты разделы, содержащие сведения о государственной регистрации права собственности муниципального образования "Город Курск" на нежилые помещения, расположенные по адресу: город Курск, улица Радищева, 4;
- - имеются сведения о зарегистрированных за иными лицами правах на здания и помещения, расположенные по адресу: город Курск, переулок Радищева, 4.
Установив все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которые были оценены в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу, что оспариваемый отказ Управления Росреестра по Курской области не соответствует закону.
Законодателем предусмотрены особенности в отношении оснований возникновения прав собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельные участки при разграничении государственной собственности на землю.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404, которым утвержден Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, представление правоустанавливающих документов на объекты недвижимого имущества и кадастрового плана земельного участка, подтверждающего нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке, в случае если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в ЕГРП.
Свидетельствами о государственной регистрации прав подтверждается, что муниципальному образованию "Город Курск" на праве собственности принадлежат:
1) помещение II в здании литер А1, назначение: нежилое, общей площадью 469,2 м2, этаж 1, 2, по адресу: город Курск, переулок Радищева, 4, условный номер 46-46-01/118/2011-039;
2) помещение I в здании литер А1, назначение: нежилое, общей площадью 52,9 м2, этаж: подвал, по адресу: город Курск, переулок Радищева, 4, условный номер 46-46-01/118/2011-040.
Следовательно, указанные данные содержатся в ЕГРП, а доводы Управления Росреестра по Курской области об отсутствии у муниципального образования "Город Курск" документа, подтверждающего, что на спорном земельном участке, расположены здания, строения, сооружения, принадлежащие на праве собственности муниципального образования "Город Курск", являются несостоятельными.
Также материалами дела подтверждается, что 18.11.2015 между Комитетом по управлению имуществом Курской области и ПАО "Ростелеком" был заключен договор N 01-30/1065305-15ю аренды спорного земельного участка для радиовещания сроком с 16.10.2015 по 15.10.2064. Указанный договор зарегистрирован Управлением Росреестра по Курской области 08.12.2015. На спорном земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности ПАО "Ростелеком".
Однако названный факт не имеет правового значения для дела, поскольку земельный участок, находящийся под объектом недвижимости по адресу: город Курск, переулок Радищева, 4, помещения (общей площадью 522,1 м2) которого находятся в собственности муниципального образования "Город Курск" является земельным участком, государственная собственность на который не разграничена.
В рассматриваемом случае основанием для государственной регистрации права собственности муниципального образования "Город Курск" на спорный земельный участок является статья 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", так как право собственности муниципального образования "Город Курск" возникло в связи с разграничением государственной собственности на землю. Положения статьи 39.20 ЗК РФ, связанные с приобретением прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в данном деле неприменимы.
Кроме того в соответствии с разъяснениями, данными в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2009 N 11276/09, поскольку право собственности на земельный участок не было зарегистрировано ни за одним из собственников объектов недвижимости, расположенных на данном земельном участке, отказ в государственной регистрации права собственности на землю создает неопределенность в правах на нее, а также делает невозможным последующее приобретение права собственности на участок другими заинтересованными лицами в порядке, установленном ЗК РФ.
Таким образом, основания для отказа в регистрации права собственности на спорный земельный участок отсутствуют, в связи с чем требования Комитета подлежали удовлетворению в полном объеме.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции. Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют позицию Управления Росреестра по Тамбовской области при рассмотрении дела судом первой инстанции, нашли свое отражение в решении суда первой инстанции. Они были подробно исследованы и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная юридическая оценка.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, непосредственно исследовал представленные доказательства, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая, что в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины, вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не разрешается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Курской области от 10.03.2017 по делу N А35-5581/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
П.В.ДОНЦОВ

Судьи
Е.А.СЕМЕНЮТА
А.И.ПРОТАСОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)