Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 сентября 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иевлева П.А.,
судей Диаковской Н.В., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Колесниковой Е.А.,
при участии в заседании представителей:
от заявителя по делу - СНТ "Обухово" - не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица по делу - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - Даньшин А.В. (по доверенности от 08.08.2017),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 06.07.2017 по делу N А41-29908/17, принятое судьей Ю.А. Фаньян, по заявлению СНТ "Обухово" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании решения незаконным,
установил:
СНТ "Обухово" (далее - заявитель, товарищество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - заинтересованное лицо, регистрирующий орган) об отказе в государственной регистрации права собственности от 17.02.2017 за N 50/016/006/2016-3460 на объект недвижимого имущества - сооружение газохимического комплекса, протяженностью 3093 м с кадастровым номером 50:16:0202023:530, расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, г. Черноголовка, СНТ "Обухово" и обязании Управление зарегистрировать право собственности СНТ "Обухово" на указанный объект недвижимости.
Решением Арбитражного суда Московской области от 06.07.2017 заявленные требования удовлетворены.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, который в своем выступлении поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Судебное заседание проведено в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителя СНТ "Обухово", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что СНТ "Обухово" является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:16:0202023:3, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, площадью 30145 кв. м по адресу: Московская область, Ногинский район, г. Черноголовка, СНТ "Обухово", предоставленного для коллективного садоводства на основании Постановления Главы городского округа Черноголовка Московской области N 362 от 20.11.2007 г. "О предоставлении в собственность земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, на территории СНТ "Обухово", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26.02.2008 г., 50-НВ N 046528, запись регистрации 50-50-60/001/2008-370.
В марте 2014 года на общем собрании СНТ "Обухово" (протокол N 30 от 16.03.2014 г.) было принято решение о газификации Товарищества.
31.01.2014 г. за исх. N 233-5/61 в филиале Ногинскмежрайгаз ГУП МО Мособлгаз были получены технические условия для присоединения к газопроводу высокого давления Р = 0,6 Мпа, Ду = 300 мм, с прокладкой распределительного газопровода.
24.03.2016 года решением приемочной комиссии принято решение о том, что строительно-монтажные работы по строительству подземного распределительного газопровода, протяженностью 3093,0 м и строительство МРП-1000 выполнены в соответствии с проектом и требованиями СНиП 42-01-2002, ТСН, что подтверждается подписанным членами приемочной комиссии актом законченного строительством объекта.
21.06.2016 года объект недвижимого имущества: сооружение газохимического комплекса - был поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 50:16:0202023:530, протяженностью 3093 м, в том числе и МРП-1000, в границах земельного участка с кадастровым номером 50:160202023:3 (земли общего пользования СНТ "Обухово"), согласно кадастровой выписке.
За получением свидетельства о государственной регистрации права собственности на газопровод СНТ "Обухово" обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по МО.
Для проведения регистрации права собственности на сооружение газохимического комплекса, протяженностью 3093 м, с кадастровым номером 50:16:0202023:530, расположенный по адресу: Московская область, Ногинский район, г. Черноголовка, СНТ "Обухово" были представлены следующие документы: заявление о государственной регистрации права от 30.12.2016 г. N 50-50/016-50/016/006/2016-3460; устав от 09.12.2001 г.; технические условия для присоединения N 233-5/61 от 31.01.2014 г. письмо от 05.04.2016 N 02-13/642; акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 24.03.2016 г.; акт приемки газорегуляторного пункта в эксплуатацию от 24.03.2016 г.; выписка из ЕГРЮЛ от 29.11.2016 г.; выписка из протокола N 32 от 20.03.2016 г.; кадастровый план земельного участка от 02.11.2007 г. N 16.1/07-10859; кадастровая выписка N МО-16/ЗВ-2079294 от 01.08.2016 г.; договор N 238/14 СМР от 11.12.2014 г.; акт о приемки выполненных работ N 1 от 24.03.2016 г.; справка N 7 от 20.12.2016 г.; письмо N 02-13/2277 от 23.08.2016 г.; справка о стоимости выполненных работ и затрат N I от 24.03.2016 г.; платежное поручение N 92 от 22.12.2016 г.
20.01.2017 г. за исх. N 50/016/006/2016-3460 было вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации сооружения газохимического комплекса с кадастровым номером 50:16:0202023:530 по причине отсутствия: проекта рекультивации земель садоводческого некоммерческого товарищества; документа, разрешающего строительство сооружения газохимического комплекса.
17.02.2017 года за исх. N 50/016/006/2016-3460 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области вынесло сообщение об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости с КН 50:16:0202023:530, по причине не устранения обстоятельств, препятствующих проведению государственной регистрации, а именно: отсутствие проекта рекультивации земель, документов на земельный участок для размещения (строительства, реконструкции) объектов капитального строительства и регистрируемый газохимический комплекс имеет признаки самовольного строения.
При принятии решения об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу п. 1 ст. 78 Земельного кодекса земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
Норма ст. 42 Земельного кодекса содержит императивное требование, согласно которому собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно пункту 8 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон о переводе земель) перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, приведенных в данной статье, в том числе связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.
Суд первой инстанции правомерно указал, что из приведенных нормативных положений следует, что земельный участок сельскохозяйственного назначения может быть использован для добычи полезных ископаемых лишь после перевода данного участка из указанной категории. До этого момента его правовой режим использования в силу статей 42, 78 Земельного кодекса Российской Федерации ограничен его целевым назначением.
Кроме того, согласно п. 2 ст. 39.8 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного для проведения работ, связанных с пользованием недрами, должен предусматривать проведение работ по рекультивации такого земельного участка.
Отсутствие утвержденного проекта рекультивации, как указано выше, является одним из оснований отказа в переводе земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию. Проверка обстоятельств наличия такого проекта и соответствия его законодательным требованиям не входит в компетенцию органов государственной регистрации прав.
Согласно абз. 10 ст. 1 Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О садоводческих огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", имущество общего пользования это имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное).
По смыслу ч. 2 ст. 78 ЗК РФ, проект рекультивации земель сельскохозяйственного назначения изготавливается и утверждается, в случае предоставления земель сельскохозяйственного назначения на период строительства.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что из представленных на государственную регистрацию документов следует, что земельный участок на период строительства газохимического комплекса СНТ "Обухово" не предоставлялся, поскольку является землями общего пользования СНТ "Обухово" и находится в частной коллективной собственности СНТ "Обухово".
Согласно ст. 25.3 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 03.07.2016), действовавшей на момент подачи заявления о регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый объект недвижимого имущества являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
При этом, представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Учитывая, что право собственности на земли общего пользования ранее зарегистрировано, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требование Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о предоставлении проекта рекультивации земель является незаконным.
Исходя из ст. ст. 1, 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации газопровод относится к линейным объектам и является объектом капитального строительства вспомогательного использования.
Согласно п. 3 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявленное к государственной регистрации сооружение газохимического комплекса, протяженностью 3093 м, в том числе и МРП-1000, с кадастровым номером 50:16:0202023:530. является объектом вспомогательного использования и предназначен для обеспечения, снабжения газом садовые дома, расположенные в СНТ "Обухово" по адресу: Московская область, Ногинский район, г. Черноголовка.
П. 4 ч. 1 ст. 2 Закона Московской области от 10.10.2014 года N 124/2014-ОЗ "Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Московской области" в редакции, действовавшей в период строительства газопровода, установлено, что получение разрешения на строительство не требуется в случаях строительства и (или) реконструкции объектов сети газораспределения и (или) газопотребления с давлением до 0,6 МПа включительно, в том числе газопроводов-вводов, и сооружений на них (в ныне действующей редакции данным Законом предусмотрено, что получение разрешения на строительство не требуется в случаях строительства и (или) реконструкции объектов сети газораспределения и (или) газопотребления с давлением до 1,2 МПа включительно).
При таких обстоятельствах, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что строительство газопровода с давлением до 0,6 МПа на территории Московской области осуществляется без выдачи разрешения на строительство и по окончании строительства данного объекта разрешение на ввод данного объекта в эксплуатацию не требуется.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно указал, что заявленный к государственной регистрации объект недвижимого имущества - сооружение газохимического комплекса с кадастровым номером 50:16:0202023:530 является линейным объектом, разрешения на строительство которого не требуется, равно как не требуется и выдачи акта ввода в эксплуатацию и осуществление государственного строительного надзора, в связи с чем, признаки самовольного строения - отсутствуют.
Согласно статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции.
Согласно статье 2 Федерального закона о регистрации государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона о регистрации государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее осуществления (правоустанавливающих документов), которые должны пройти правовую экспертизу (статья 13 Федерального закона о регистрации) с целью установления отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
В соответствии с абзацами 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, и если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Законом для государственной регистрации прав.
Согласно пункту 1 статьи 25 Федерального закона о регистрации право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, пришел к правильному выводу, что поскольку заявителем были представлены все предусмотренные законодательством документы, необходимые для внесения объекта в государственный кадастр недвижимости, а также в связи с отсутствием у ответчика оснований для отказа во внесении сведений, решение ответчика об отказе является неправомерным и подлежащим отмене.
Пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ установлено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов общества суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области зарегистрировать право собственности СНТ "Обухово" на объект недвижимого имущества - сооружение газохимического комплекса, протяженностью 3093 м с кадастровым номером 50:16:0202023:530, расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, г. Черноголовка, СНТ "Обухово".
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку положения Федерального закона о регистрации не предусматривают предоставления таких документов как проект рекультивации территории.
Также в материалы дела не представлены доказательства, что право собственности товарищества на земельный участок (л.д. 30) оспорено в установленном законом порядке.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы заинтересованного лица при рассмотрении дела судом первой инстанции, который дал им правомерную оценку, и с которой суд апелляционной инстанции соглашается.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 06.07.2017 по делу N А41-29908/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.09.2017 N 10АП-12642/2017 ПО ДЕЛУ N А41-29908/17
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 сентября 2017 г. по делу N А41-29908/17
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 сентября 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иевлева П.А.,
судей Диаковской Н.В., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Колесниковой Е.А.,
при участии в заседании представителей:
от заявителя по делу - СНТ "Обухово" - не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица по делу - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - Даньшин А.В. (по доверенности от 08.08.2017),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 06.07.2017 по делу N А41-29908/17, принятое судьей Ю.А. Фаньян, по заявлению СНТ "Обухово" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании решения незаконным,
установил:
СНТ "Обухово" (далее - заявитель, товарищество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - заинтересованное лицо, регистрирующий орган) об отказе в государственной регистрации права собственности от 17.02.2017 за N 50/016/006/2016-3460 на объект недвижимого имущества - сооружение газохимического комплекса, протяженностью 3093 м с кадастровым номером 50:16:0202023:530, расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, г. Черноголовка, СНТ "Обухово" и обязании Управление зарегистрировать право собственности СНТ "Обухово" на указанный объект недвижимости.
Решением Арбитражного суда Московской области от 06.07.2017 заявленные требования удовлетворены.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, который в своем выступлении поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Судебное заседание проведено в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителя СНТ "Обухово", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что СНТ "Обухово" является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:16:0202023:3, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, площадью 30145 кв. м по адресу: Московская область, Ногинский район, г. Черноголовка, СНТ "Обухово", предоставленного для коллективного садоводства на основании Постановления Главы городского округа Черноголовка Московской области N 362 от 20.11.2007 г. "О предоставлении в собственность земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, на территории СНТ "Обухово", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26.02.2008 г., 50-НВ N 046528, запись регистрации 50-50-60/001/2008-370.
В марте 2014 года на общем собрании СНТ "Обухово" (протокол N 30 от 16.03.2014 г.) было принято решение о газификации Товарищества.
31.01.2014 г. за исх. N 233-5/61 в филиале Ногинскмежрайгаз ГУП МО Мособлгаз были получены технические условия для присоединения к газопроводу высокого давления Р = 0,6 Мпа, Ду = 300 мм, с прокладкой распределительного газопровода.
24.03.2016 года решением приемочной комиссии принято решение о том, что строительно-монтажные работы по строительству подземного распределительного газопровода, протяженностью 3093,0 м и строительство МРП-1000 выполнены в соответствии с проектом и требованиями СНиП 42-01-2002, ТСН, что подтверждается подписанным членами приемочной комиссии актом законченного строительством объекта.
21.06.2016 года объект недвижимого имущества: сооружение газохимического комплекса - был поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 50:16:0202023:530, протяженностью 3093 м, в том числе и МРП-1000, в границах земельного участка с кадастровым номером 50:160202023:3 (земли общего пользования СНТ "Обухово"), согласно кадастровой выписке.
За получением свидетельства о государственной регистрации права собственности на газопровод СНТ "Обухово" обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по МО.
Для проведения регистрации права собственности на сооружение газохимического комплекса, протяженностью 3093 м, с кадастровым номером 50:16:0202023:530, расположенный по адресу: Московская область, Ногинский район, г. Черноголовка, СНТ "Обухово" были представлены следующие документы: заявление о государственной регистрации права от 30.12.2016 г. N 50-50/016-50/016/006/2016-3460; устав от 09.12.2001 г.; технические условия для присоединения N 233-5/61 от 31.01.2014 г. письмо от 05.04.2016 N 02-13/642; акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 24.03.2016 г.; акт приемки газорегуляторного пункта в эксплуатацию от 24.03.2016 г.; выписка из ЕГРЮЛ от 29.11.2016 г.; выписка из протокола N 32 от 20.03.2016 г.; кадастровый план земельного участка от 02.11.2007 г. N 16.1/07-10859; кадастровая выписка N МО-16/ЗВ-2079294 от 01.08.2016 г.; договор N 238/14 СМР от 11.12.2014 г.; акт о приемки выполненных работ N 1 от 24.03.2016 г.; справка N 7 от 20.12.2016 г.; письмо N 02-13/2277 от 23.08.2016 г.; справка о стоимости выполненных работ и затрат N I от 24.03.2016 г.; платежное поручение N 92 от 22.12.2016 г.
20.01.2017 г. за исх. N 50/016/006/2016-3460 было вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации сооружения газохимического комплекса с кадастровым номером 50:16:0202023:530 по причине отсутствия: проекта рекультивации земель садоводческого некоммерческого товарищества; документа, разрешающего строительство сооружения газохимического комплекса.
17.02.2017 года за исх. N 50/016/006/2016-3460 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области вынесло сообщение об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости с КН 50:16:0202023:530, по причине не устранения обстоятельств, препятствующих проведению государственной регистрации, а именно: отсутствие проекта рекультивации земель, документов на земельный участок для размещения (строительства, реконструкции) объектов капитального строительства и регистрируемый газохимический комплекс имеет признаки самовольного строения.
При принятии решения об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу п. 1 ст. 78 Земельного кодекса земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
Норма ст. 42 Земельного кодекса содержит императивное требование, согласно которому собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно пункту 8 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон о переводе земель) перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, приведенных в данной статье, в том числе связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.
Суд первой инстанции правомерно указал, что из приведенных нормативных положений следует, что земельный участок сельскохозяйственного назначения может быть использован для добычи полезных ископаемых лишь после перевода данного участка из указанной категории. До этого момента его правовой режим использования в силу статей 42, 78 Земельного кодекса Российской Федерации ограничен его целевым назначением.
Кроме того, согласно п. 2 ст. 39.8 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного для проведения работ, связанных с пользованием недрами, должен предусматривать проведение работ по рекультивации такого земельного участка.
Отсутствие утвержденного проекта рекультивации, как указано выше, является одним из оснований отказа в переводе земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию. Проверка обстоятельств наличия такого проекта и соответствия его законодательным требованиям не входит в компетенцию органов государственной регистрации прав.
Согласно абз. 10 ст. 1 Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О садоводческих огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", имущество общего пользования это имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное).
По смыслу ч. 2 ст. 78 ЗК РФ, проект рекультивации земель сельскохозяйственного назначения изготавливается и утверждается, в случае предоставления земель сельскохозяйственного назначения на период строительства.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что из представленных на государственную регистрацию документов следует, что земельный участок на период строительства газохимического комплекса СНТ "Обухово" не предоставлялся, поскольку является землями общего пользования СНТ "Обухово" и находится в частной коллективной собственности СНТ "Обухово".
Согласно ст. 25.3 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 03.07.2016), действовавшей на момент подачи заявления о регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый объект недвижимого имущества являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
При этом, представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Учитывая, что право собственности на земли общего пользования ранее зарегистрировано, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требование Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о предоставлении проекта рекультивации земель является незаконным.
Исходя из ст. ст. 1, 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации газопровод относится к линейным объектам и является объектом капитального строительства вспомогательного использования.
Согласно п. 3 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявленное к государственной регистрации сооружение газохимического комплекса, протяженностью 3093 м, в том числе и МРП-1000, с кадастровым номером 50:16:0202023:530. является объектом вспомогательного использования и предназначен для обеспечения, снабжения газом садовые дома, расположенные в СНТ "Обухово" по адресу: Московская область, Ногинский район, г. Черноголовка.
П. 4 ч. 1 ст. 2 Закона Московской области от 10.10.2014 года N 124/2014-ОЗ "Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Московской области" в редакции, действовавшей в период строительства газопровода, установлено, что получение разрешения на строительство не требуется в случаях строительства и (или) реконструкции объектов сети газораспределения и (или) газопотребления с давлением до 0,6 МПа включительно, в том числе газопроводов-вводов, и сооружений на них (в ныне действующей редакции данным Законом предусмотрено, что получение разрешения на строительство не требуется в случаях строительства и (или) реконструкции объектов сети газораспределения и (или) газопотребления с давлением до 1,2 МПа включительно).
При таких обстоятельствах, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что строительство газопровода с давлением до 0,6 МПа на территории Московской области осуществляется без выдачи разрешения на строительство и по окончании строительства данного объекта разрешение на ввод данного объекта в эксплуатацию не требуется.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно указал, что заявленный к государственной регистрации объект недвижимого имущества - сооружение газохимического комплекса с кадастровым номером 50:16:0202023:530 является линейным объектом, разрешения на строительство которого не требуется, равно как не требуется и выдачи акта ввода в эксплуатацию и осуществление государственного строительного надзора, в связи с чем, признаки самовольного строения - отсутствуют.
Согласно статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции.
Согласно статье 2 Федерального закона о регистрации государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона о регистрации государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее осуществления (правоустанавливающих документов), которые должны пройти правовую экспертизу (статья 13 Федерального закона о регистрации) с целью установления отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
В соответствии с абзацами 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, и если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Законом для государственной регистрации прав.
Согласно пункту 1 статьи 25 Федерального закона о регистрации право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, пришел к правильному выводу, что поскольку заявителем были представлены все предусмотренные законодательством документы, необходимые для внесения объекта в государственный кадастр недвижимости, а также в связи с отсутствием у ответчика оснований для отказа во внесении сведений, решение ответчика об отказе является неправомерным и подлежащим отмене.
Пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ установлено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов общества суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области зарегистрировать право собственности СНТ "Обухово" на объект недвижимого имущества - сооружение газохимического комплекса, протяженностью 3093 м с кадастровым номером 50:16:0202023:530, расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, г. Черноголовка, СНТ "Обухово".
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку положения Федерального закона о регистрации не предусматривают предоставления таких документов как проект рекультивации территории.
Также в материалы дела не представлены доказательства, что право собственности товарищества на земельный участок (л.д. 30) оспорено в установленном законом порядке.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы заинтересованного лица при рассмотрении дела судом первой инстанции, который дал им правомерную оценку, и с которой суд апелляционной инстанции соглашается.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 06.07.2017 по делу N А41-29908/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
П.А.ИЕВЛЕВ
Судьи
Н.В.ДИАКОВСКАЯ
Н.В.МАРЧЕНКОВА
П.А.ИЕВЛЕВ
Судьи
Н.В.ДИАКОВСКАЯ
Н.В.МАРЧЕНКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)