Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 22.08.2017 N Ф09-4816/17 ПО ДЕЛУ N А60-63181/2016

Требование: О признании незаконным отказа в разделе земельного участка, об обязании уполномоченного органа подготовить распоряжение о разделе участка.

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обстоятельства: Отказ обоснован тем, что в Земельный кодекс РФ внесены существенные изменения, предусматривающие иной порядок раздела земельного участка, необходимо представить дополнительные документы.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 августа 2017 г. N Ф09-4816/17

Дело N А60-63181/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 августа 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И.А.,
судей Платоновой Е.А., Тороповой М.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области на решение Арбитражного суда Свердловской области от 06.04.2017 по делу N А60-63181/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2017 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (далее - общество "МРСК Урала") обратилось в Арбитражный суд Уральского округа с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Свердловской области (далее - управление) о признании незаконным отказа в разделе земельного участка с кадастровым номером 66:49:0502018:10 площадью 3476,9 кв. м с образованием земельных участков с кадастровыми номерами 66:49:0502018:120 площадью 3335 кв. м и 66:49:0502018:10 площадью 146 кв. м, изложенного в письме от 06.10.2016 N АР-11505/07, обязании управления подготовить распоряжение о разделе земельного участка с кадастровым номером 66:49:0502018:10 площадью 3476,9 кв. м с образованием земельных участков с кадастровыми номерами 66:49:0502018:120 площадью 3335 кв. м и 66:49:0502018:10 площадью 146 кв. м.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Ладкин М.М.
Решением суда первой инстанции от 06.04.2017 (судья Трухин В.С.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 31.05.2017 (судьи Макаров Т.В., Жукова Т.М., Зеленина Т.Л.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение судами норм материального права. Заявитель отмечает, что при вынесении решения суды не учли, что, поскольку общество "МРСК Урала" обратилось в уполномоченный орган с заявлением о разделе земельного участка после 01.03.2015 - даты вступления в законную силу Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в рассматриваемом случае следует применять положения п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции названного Федерального закона, устанавливающие порядок образования земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с утвержденной схемой расположения земельных участков на кадастровом плане территории. При этом заявитель полагает, что представленная обществом "МРСК Урала" схема расположения земельного участка, утвержденная постановлением главы Кировградского округа от 18.09.2013 N 1361, не имеет статуса действующего документа, поскольку не отвечает требованиям п. 13, 15 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации. С учетом изложенного заявитель полагает, что на момент обращения общества "МРСК "Урала" в управление схема расположения земельного участка не представлена.
Таким образом, заявитель полагает, что обществом "МРСК Урала" не доказано несоответствие оспариваемого отказа действующему законодательству, в связи с чем выводы суда о незаконности решения управления являются необоснованными.
Общество "МРСК Урала" представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.

Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействий) органов, осуществляемых публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого решения и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение или действие (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое решение или действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании п. 1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 3 Вводного закона юридические лица, за исключением указанных в п. 2 ст. 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того - переоформить на право безвозмездного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами, установленными главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных "Перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок", утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что обществу "МРСК Урала" на праве собственности принадлежали объекты недвижимости: административно-производственное здание, литер А, здание гаража Литер ББ1, здание гаража, литер В, радиомачта АО-40 литер V, площадь 38,8 кв. м, расположенные по адресу: Свердловская область, г. Кировград, ул. Шуралинская, 73 (свидетельства о регистрации права от 24.07.2008 N 66 АГ 101754, от 25.07.2008 N 66 АГ 101761, от 24.07.2008 N 66 АГ 101753).
В целях размещения указанных объектов постановлением главы муниципального образования "город Кировград" от 28.12.1998 N 944 обществу был предоставлен земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждено свидетельством о праве от 30.12.1998 N 1793.
Земельному участку площадью 3476,9 кв. м, на котором размещены указанные выше объекты и который ранее был предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования открытому акционерному обществу "Свердловэнерго" (правопредшественник заявителя), присвоен кадастровый номер 66:49:0502018:10.
С 2006 г. право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано за Российской Федерацией, что подтверждено данными из кадастрового паспорта земельного участка.
Между обществом "МРСК Урала" и Ладкиным Михаилом Михайловичем 16.01.2012 заключен договор купли-продажи N 16/2012/СЭ, в соответствии с которым общество "МРСК Урала" передало в собственность Ладкина М.М. административно-производственное здание, литер А, здание гаража Литер ББ1, здание гаража, литер В, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 66:49:0502018:10.
В собственности общества "МРСК Урала" остался объект: радиомачта АО, литер V, расположенная также на земельном участке с кадастровым номером 66:49:0502018:10.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Свердловской области письмом от 22.03.2013 N АР-3070/09 дало согласие на размежевание земельного участка с кадастровым номером 66:49:0502018:10, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Кировград, ул. Шуралинская, 73 площадью 3476,9 кв. м для образования двух земельных участков под объектами недвижимости, принадлежащими обществу "МРСК Урала" и Ладкину М.М.
Постановлением Администрации Кировградского городского округа от 18.09.2013 N 1361 утверждена схема расположения земельных участков: под объектами, принадлежащими Ладкину М.М., образован земельный участок площадью 3335,0 кв. м, под объектами общества "МРСК Урала" - площадью 146 кв. м.
Данные о земельном участке под объектами, принадлежащими Ладкину М.М., площадью 3335,0 кв. м внесены в Государственный кадастр недвижимости в 2013 г. с присвоением кадастрового номера 66:49:0502018:120.
Земельный участок под объектами, принадлежащими обществу "МРСК Урала", площадью 146 кв. м сохранился в измененных границах (кадастровый номер 66:49:0502018:10).
Указанный земельный участок находится на кадастровом учете с 2005 г.
В целях переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком 66:49:0502018:10 площадью 146 кв. м на право аренды общество "МРСК Урала" письмом от 13.09.2016 N ИМ/89/4651 обратилось в управление с заявлением о разделе земельного участка 66:49:0502018:10 на основании ранее принятого управлением решения.
Письмом от 06.10.2016 АР-11505/07 управление сообщило о том, что вопрос об образовании земельных участков путем раздела земельного участка 66:49:0502018:10 может быть решен после направления заявителем документов, предусмотренных ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, со ссылкой на то, что с 01.03.2015 вступили в силу существенные изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, предусматривающие иной порядок раздела земельного участка.
При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела суды выявили, что в силу положений п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ на общество "МРСК Урала" возложена обязанность по переоформлению принадлежащего ему права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 66:49:0502018:10 площадью 3476,9 кв. м, поскольку обладателем этого права заявитель быть не может.
Судами установлено, что общество "МРСК Урала" провело необходимые кадастровые работы с целью формирования из земельного участка с кадастровым номером 66:49:0502018:10 площадью 3476,9 кв. м вновь образуемых земельных участков, что подтверждено кадастровыми паспортами образованных земельных участков с кадастровыми номерами: 66:49:0502018:120 площадью 3335,0 кв. м, 66:49:0502018:10 площадью 146,0 кв. м, направило кадастровые паспорта вместе с иными документами управлению для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования участком, образования новых земельных участков и предоставления этих участков в аренду, то есть для переоформления права.
Однако в письме от 06.10.2016 N АР-11505/07 управление, не оспаривая необходимость переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды, сослалось на новые требования земельного законодательства и затребовало от общества "МРСК Урала" дополнительные документы.
Вместе с тем, выявив, что процесс переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком был начат еще в 2013 г., то есть до вступления в силу с 01.03.2015 изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, предусматривающих необходимость раздела земельного участка, находящегося в федеральной собственности, на основании схемы расположения образуемого земельного участка на кадастровом плане территории, заявителем в полном объеме проведены кадастровые работы в отношении земельных участков, образуемых из земельного участка с кадастровым номером 66:49:0502018:10, суды обоснованно признали, что предоставление запрошенной управлением схемы расположения образуемых земельных участков на кадастровом плане территории как основание для переоформления права постоянного (бессрочного) пользования территории не требуется.
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что обязанность по предоставлению управлению запрошенных дополнительных документов у общества "МРСК Урала" отсутствует.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали незаконным отказ управления, изложенный в письме от 06.10.2016 N АР-11505/07, и удовлетворили заявленные обществом "МРСК Урала" требования.
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанцией установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводы управления, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 06.04.2017 по делу N А60-63181/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
И.А.ТАТАРИНОВА

Судьи
Е.А.ПЛАТОНОВА
М.В.ТОРОПОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)