Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.10.2017 N 18АП-12435/2017 ПО ДЕЛУ N А07-17309/2017

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 октября 2017 г. N 18АП-12435/2017

Дело N А07-17309/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 октября 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пирской О.Н.,
судей Карпачевой М.И., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Микушиной А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.08.2017 по делу N А07-17309/2017 (судья Харисов А.Ф.).

Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан (далее - Министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан (далее - Администрация, заинтересованное лицо) о признании постановления "Об утверждении проекта границ земельного участка и установлении категории земель" N 90-п от 31.01.2014 недействительным.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.08.2017 (резолютивная часть объявлена 21.08.2017) в удовлетворении заявленных требований отказано (т.д. 2 л.д. 70-75).
Не согласившись с принятым решением, Министерство (далее также - податель жалобы, апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
В тексте апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что принятие решения о переводе земельного участка лесного фонда в земли иных категорий является исключительной компетенцией Правительства Российской Федерации. Доказательств того, что Правительством Российской Федерации было принято решение о переводе участка, находящегося в кварталах 4, 14, 19 Бетеринского участкового лесничества Бурзянского лесничества, в категорию земель "земли населенных пунктов" не имеется. Доказательств, свидетельствующих о надлежащем соблюдении процедуры перевода земель из одной категории в другую, Администрацией в материалы дела не представлено.
Кроме того, по мнению Министерства, суд первой инстанции неверно применил нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Министерство не оспаривает каких либо прав третьих лиц, заявление подано исключительно в рамках главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения сведений о месте и времени судебного разбирательства на официальном сайте http://kad.arbitr.ru/ в сети "Интернет".
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением Администрации от 31.01.2014 N 90-п "Об утверждении проекта границ земельного участка и установлении категории земель" был утвержден проект границ земельного участка, площадью 1 073 696 кв. м, имеющего расположение - Республика Башкортостан, Бурзянский район, СП Старосубхангуловский сельсовет, примерно в 150 м на восток от с. Старосубхангулово, установлена категория земель - "Земли населенных пунктов" и вид разрешенного использования - "под объекты общего пользования" (т.д. 1 л.д. 65).
21.02.2017 Министерством в адрес Администрации было направлено письмо N 08/903 о предоставлении информации правового основания постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 02:18:100501:40, о предоставлении данного участка или его части в пользование (т.д. 1 л.д. 64).
05.04.2017 Администрация в адрес заявителя направила ответ на запрос, в котором пояснила, что земельный участок с кадастровым номером 02:18:100501:40 поставлен на кадастровый учет на основании постановления Администрации от 31.01.2014 N 90-п, приложена копия указанного постановления (т.д. 1 л.д. 61-63).
Указывая на нарушение своих прав как уполномоченного органа Российской Федерации и как собственника земель лесного фонда, Министерство обратилось в суд с заявлением о признании недействительным постановления "Об утверждении проекта границ земельного участка и установлении категории земель" N 90-п от 31.01.2014.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном ст. 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации прав является обеспечение восстановления нарушенного права.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
Принимая во внимание содержание заявленных Министерством требований, их рассмотрение влечет за собой рассмотрение вопроса о признании незаконным постановления Администрации "Об утверждении проекта границ земельного участка и установлении категории земель" N 90-п от 31.01.2014.
В то же время, как установлено судом первой инстанции, после постановки земельного участка с кадастровым номером 02:18:100501:40 на кадастровый учет принято постановление администрации МР Бурзянский район РБ "О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование Администрации сельского поселения Старосубхангуловский сельсовет" от 05.09.2014 г. N 985-п.
На основании этого постановления проведена государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования Администрации сельского поселения Старосубхангуловский сельсовет МР Бурзянский район РБ под N 02-04-68/012/2014-620 от 27.10.2014 г.
В связи с предоставлением земельного участка для индивидуального жилищного строительства для граждан право постоянного (бессрочного) пользования прекращено.
На настоящий момент часть земельного участка кадастровым номером 02:18:100501:40 разделена на множество земельных участков с разрешенным видом использования "индивидуальное жилищное строительство" и представлена физическим лицам в аренду для индивидуального жилищного строительства. Все договора аренды земельных участков, представленные физическим лицам, зарегистрированы в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (том 1 л.д. 102-149, том 2 л.д. 1-64).
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Оспариваемое в настоящем случае постановление Администрации "Об утверждении проекта границ земельного участка и установлении категории земель" N 90-п от 31.01.2014 издано с целью осуществления конкретных организационных мероприятий и содержит подлежащие исполнению указания для определенных обязанных лиц, в связи с чем является ненормативным правовым актом.
Вместе с тем, оспаривая указанное решение по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявитель по существу оспаривает зарегистрированное право постоянного (бессрочного) пользования Администрации и права аренды на спорный земельный участок физических лиц.
Возникший гражданско-правовой спор является спором о праве, который должен быть разрешен в порядке искового производства с использованием установленных законодательством способов защиты (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Поскольку возникший спор о праве может быть разрешен только в порядке искового производства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об избрании Министерством ненадлежащего способа защиты нарушенных прав, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой инстанций установлены, исследованы, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов не имеется.
Принятое по делу решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на подателя жалобы. Их взыскание в доход федерального бюджета не производится, поскольку податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.08.2017 по делу N А07-17309/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
О.Н.ПИРСКАЯ

Судьи
М.И.КАРПАЧЕВА
Л.В.ПИВОВАРОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)