Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 сентября 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Землянниковой В.В., Кузьмичева С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Саниной А.С.,
при участии в судебном заседании представителя комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Бартеневой Т.Н., действующей на основании доверенности от 02.08.2017 N 0110/7296, представителя индивидуального предпринимателя Сеноженского Константина Александровича Чайки А.П., действующего на основании доверенности от 26.07.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Сеноженского Константина Александровича
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 15 мая 2017 года по делу N А57-26757/2016 (судья Викленко Т.И.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Сеноженского Константина Александровича (Саратовская область, г. Энгельс),
заинтересованные лица: комитет по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района (413100, Саратовская область, г. Энгельс, ул. Театральная, д. 1а, ОГРН 1026401995729, ИНН 6449031750), администрация Энгельсского муниципального района (413100, Саратовская область, г. Энгельс, пл. Ленина, д. 30, ОГРН 1026401988183, ИНН 6449013567)
о признании недействительными ненормативных актов,
установил:
В Арбитражный суд Саратовской области обратился индивидуальный предприниматель Сеноженский Константин Александрович (далее - ИП Сеноженский К.А., предприниматель, заявитель) с заявлением о признании недействительным постановления администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области (далее - администрация, орган местного самоуправления) от 05.08.2016 N 3060 "Об отмене постановления администрации Энгельсского муниципального района от 21.07.2015 N 3683 "Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в отношении земельного участка с местоположением: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Демократическая, д. 1а", о признании недействительным распоряжения председателя комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области (далее - комитет по земельным ресурсам администрации) от 11.08.2016 N 310-р об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с местоположением: Российская Федерация, Саратовская область, Энгельсский муниципальный район Саратовской области, муниципальное образование город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области, город Энгельс, ул. Демократическая, дом 1а, обязании устранить допущенное нарушение прав.
Решением суда первой инстанции от 15 мая 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ИП Сеноженский К.А. не согласился с принятым судебным актом и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Администрация, комитет по земельным ресурсам администрации в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представили возражения и отзыв на апелляционную жалобу, в которых просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Администрация явку представителя в судебное заседание не обеспечила, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя данного лица, участвующего в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва и возражений, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 21.07.2015 администрацией на основании заявления Сеноженского К.А. принято постановление N 3683, которым утверждена схема расположения земельного участка площадью 78 кв. м из земель населенных пунктов с местоположением: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Демократическая, д. 1а, в границах территориальной зоны жилой застройки второго типа (Ж-2) для использования в целях: "реконструкция входа в нежилое здание (под магазины продовольственные и промтоварные)".
30,09,2015 данный земельный участок поставлен на кадастровый учет, что подтверждается кадастровой выпиской от 25.03.2016 N 99/2016/2810362, участку присвоен кадастровый номер 64:50:010512:191, при этом указано разрешенное использование "магазины".
11.01.2016 Сеноженский К.А. обратился в администрацию Энгельсского муниципального района с заявлением о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка площадью 78 кв. м с разрешенным использованием "под магазин", расположенного по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Демократическая, д. 1а.
Распоряжением председателя комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района от 09.03.2016 N 83-р ИП Сеноженскому К.А. отказано в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 29 декабря 2016 года по делу N А57-15176/2016, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 марта 2017 года, постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 20 июля 2017 года, отказано в удовлетворении заявления ИП Сеноженского К.А. о признании недействительным распоряжения комитета по земельным ресурсам администрации от 09.03.2016 N 83-р.
16.06.2016 ИП Сеноженский К.А. повторно обратился в администрацию с заявлением о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка площадью 78 кв. м с кадастровым номером 64:50:010512:191, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Демократическая, д. 1а, цель использования - магазины.
05.08.2016 администрацией принято постановление N 3060 "Об отмене постановления администрации Энгельсского муниципального района от 21.07.2015 N 3683 "Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории".
10.08.2016 земельный участок с кадастровым номером 64:50:010512:191 снят с кадастрового учета.
11.08.2016 председателем комитета по земельным ресурсам принято распоряжение N 310-p, которым предпринимателю отказано в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка площадью 78 кв. м из земель населенных пунктов с кадастровым номером 64:50:010512:191.
Полагая, что постановление от 05.08.2016 N 3060, распоряжение от 11.08.2016 N 310-р являются незаконными, нарушают права и законные интересы предпринимателя, ИП Сеноженский К.А. обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, основывался на том, что предпринимателем при обращении с заявлением о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка изменена цель использования земельного участка, заявленная им при утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, поэтому предоставление спорного земельного участка не представляется возможным, кроме того, по этой же причине администрацией правомерно отменено постановление от 21.07.2015 об утверждении схемы расположения земельного участка.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
Согласно пункту 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона могут осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица.
Обстоятельства, при наличии которых земельный участок не может являться предметом аукциона, указаны в пункте 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Отказывая ИП Сеноженскому К.А. в проведении аукциона по продаже права аренды спорного земельного участка, комитет по земельным ресурсам администрации указал, что границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 7 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
Исходя из комплексного анализа положений части 3 статьи 25, части 4 статьи 27, частей 7, 9 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, уточнение местоположения границ земельного участка допускается при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка; в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения.
В силу части 9 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Из представленной в материалы дела кадастровой выписки о земельном участке с кадастровым номером 64:50:010512:191 усматривается, что данный земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет 30.09.2015, снят с кадастрового учета 10.08.2016 г.
Таким образом, на момент принятия оспариваемого распоряжения земельный участок в Государственном кадастре недвижимости отсутствовал, не мог быть предметом аукциона.
Суд апелляционной инстанции также отмечает, что в соответствии с пунктом 5 части 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок не может являться предметом аукциона, если его разрешенное использование не соответствует целям использования земельного участка, указанным в заявлении о проведении аукциона.
Из материалов дела следует и не опровергнуто лицами, участвующими в деле, что постановлением администрации от 21.07.2015 N 3683 утверждена схема расположения испрашиваемого предпринимателем земельного участка в границах территориальной зоны жилой застройки второго типа (Ж-2) для использования в целях "реконструкция входа в нежилое здание (под магазины продовольственные и промтоварные)".
Между тем, земельный участок поставлен на кадастровый учет 30.09.2015 с иным разрешенным использованием - "магазин".
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 64:50:010512:191 ("реконструкция входа в нежилое здание (под магазины продовольственные и промтоварные)") не соответствует целям, для которых он испрашивается заявителем ("магазин").
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований заявителя в данной части.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ предусмотрено, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
Таким образом, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт.
Реализация органами местного самоуправления названного полномочия не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов и осуществляться произвольно. Орган местного самоуправления должен доказать, что отмененный им ненормативный правовой акт не соответствовал нормам действующего законодательства, а отменяющий акт должен соответствовать закону и не нарушать законных прав и интересов заинтересованных лиц, произвольно ограничивая их субъективные права.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.07.2004 N 1424/04.
В соответствии с пунктов 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (пункт 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Из постановления администрации от 05.08.2016 N 3060 "Об отмене постановления администрации Энгельсского муниципального района от 21.07.2015 N 3683 "Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в отношении земельного участка с местоположением: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Демократическая, д. 1а" следует, что основанием для отмены ранее принятого муниципального правового акта являлось несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории (подпункт 4 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из отзыва администрации следует, что в рассматриваемом случае цель использования земельного участка, указанная ИП Сеноженским К.А. в заявлении о проведении аукциона (магазин), не соответствует проекту планировки, согласно которому испрашиваемый земельный участок расположен в зоне застройки проектируемыми многоэтажными домами от 5 до 10 этажей, что следует из письма Управления обеспечения градостроительной деятельности администрации от 27.07.2016 N 2546/04-02-07, выкопировки из проекта планировки территории г. Энгельса в границах: ул. Лесозаводская-ул. Ленина-берег реки Волга-ул. Водная (т. 1, л.д. 93-100, 106).
По мнению органа местного самоуправления, схема расположения земельного участка площадью 78 кв. м с кадастровым номером 64:50:010512:191 не соответствует проекту планировки территории, в связи с чем постановление администрации об утверждении данной схемы подлежало отмене органом местного самоуправления, его вынесшим, в порядке самоконтроля. В суде апелляционной инстанции представитель администрации пояснил, что выше указанное несоответствие выражается в том, что при постановке спорного земельного участка на кадастровый учет заявителем была изменена цель использования земельного участка и в последующем заявитель обратился за приобретением права аренды на указанный земельный участок, указав цель его использования, не соответствующую постановлению администрации Энгельсского муниципального района от 21.07.2015 N 3683.
Суд первой инстанции признал данные доводы администрации обоснованными.
Суд апелляционной инстанции признает выводы суда первой инстанции в данной части ошибочными.
Апелляционной коллегией установлено, что схема расположения земельного участка площадью 78 кв. м, утвержденная постановлением от 21.07.2015 N 3683, предусматривающая использование спорного земельного участка для реконструкции входа в нежилое здание (под магазины продовольственные и промтоварные), соответствовала утвержденному проекту планировки соответствующей территории.
Доказательств наличия на момент утверждения данной схемы оснований для отказа в ее утверждении, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, материалы дела не содержат. На фактические обстоятельства, свидетельствующие о наличии таких оснований, не указано ни в обжалуемом постановлении, ни в решении суда первой инстанции.
Действия заявителя, совершенные после принятия органом местного самоуправления постановления от 21.07.2015 N 3683, а именно изменение цели использования земельного участка при его постановке на кадастровый учет и обращение с заявлением о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с разрешенным использованием "магазины" на законность указанного правового акта не влияют.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что у администрации отсутствовали предусмотренные статьей 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ основания для принятия постановления от 05.08.2016 N 3060 "Об отмене постановления администрации Энгельсского муниципального района от 21.07.2015 N 3683 "Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в отношении земельного участка с местоположением: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Демократическая, д. 1а".
Решение суда первой инстанции в данной части не может быть признано законным и подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об удовлетворении требований ИП Сеноженского К.А. в данной части.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 15 мая 2017 года по делу N А57-26757/2016 отменить в части отказа в признании недействительным постановления администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от 05.08.2016 N 3060 "Об отмене постановления администрации Энгельсского муниципального района от 21.07.2015 N 3683 "Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в отношении земельного участка с местоположением: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Демократическая, д. 1а".
Принять в данной части новый судебный акт, которым признать недействительным постановление администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от 05.08.2016 N 3060 "Об отмене постановления администрации Энгельсского муниципального района от 21.07.2015 N 3683 "Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в отношении земельного участка с местоположением: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Демократическая, д. 1а".
В остальной части решение Арбитражного суда Саратовской области от 15 мая 2017 года по делу N А57-26757/2016 оставить без изменения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.09.2017 N 12АП-7549/2017 ПО ДЕЛУ N А57-26757/2016
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 сентября 2017 г. по делу N А57-26757/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 сентября 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Землянниковой В.В., Кузьмичева С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Саниной А.С.,
при участии в судебном заседании представителя комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Бартеневой Т.Н., действующей на основании доверенности от 02.08.2017 N 0110/7296, представителя индивидуального предпринимателя Сеноженского Константина Александровича Чайки А.П., действующего на основании доверенности от 26.07.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Сеноженского Константина Александровича
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 15 мая 2017 года по делу N А57-26757/2016 (судья Викленко Т.И.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Сеноженского Константина Александровича (Саратовская область, г. Энгельс),
заинтересованные лица: комитет по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района (413100, Саратовская область, г. Энгельс, ул. Театральная, д. 1а, ОГРН 1026401995729, ИНН 6449031750), администрация Энгельсского муниципального района (413100, Саратовская область, г. Энгельс, пл. Ленина, д. 30, ОГРН 1026401988183, ИНН 6449013567)
о признании недействительными ненормативных актов,
установил:
В Арбитражный суд Саратовской области обратился индивидуальный предприниматель Сеноженский Константин Александрович (далее - ИП Сеноженский К.А., предприниматель, заявитель) с заявлением о признании недействительным постановления администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области (далее - администрация, орган местного самоуправления) от 05.08.2016 N 3060 "Об отмене постановления администрации Энгельсского муниципального района от 21.07.2015 N 3683 "Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в отношении земельного участка с местоположением: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Демократическая, д. 1а", о признании недействительным распоряжения председателя комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области (далее - комитет по земельным ресурсам администрации) от 11.08.2016 N 310-р об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с местоположением: Российская Федерация, Саратовская область, Энгельсский муниципальный район Саратовской области, муниципальное образование город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области, город Энгельс, ул. Демократическая, дом 1а, обязании устранить допущенное нарушение прав.
Решением суда первой инстанции от 15 мая 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ИП Сеноженский К.А. не согласился с принятым судебным актом и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Администрация, комитет по земельным ресурсам администрации в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представили возражения и отзыв на апелляционную жалобу, в которых просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Администрация явку представителя в судебное заседание не обеспечила, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя данного лица, участвующего в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва и возражений, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 21.07.2015 администрацией на основании заявления Сеноженского К.А. принято постановление N 3683, которым утверждена схема расположения земельного участка площадью 78 кв. м из земель населенных пунктов с местоположением: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Демократическая, д. 1а, в границах территориальной зоны жилой застройки второго типа (Ж-2) для использования в целях: "реконструкция входа в нежилое здание (под магазины продовольственные и промтоварные)".
30,09,2015 данный земельный участок поставлен на кадастровый учет, что подтверждается кадастровой выпиской от 25.03.2016 N 99/2016/2810362, участку присвоен кадастровый номер 64:50:010512:191, при этом указано разрешенное использование "магазины".
11.01.2016 Сеноженский К.А. обратился в администрацию Энгельсского муниципального района с заявлением о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка площадью 78 кв. м с разрешенным использованием "под магазин", расположенного по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Демократическая, д. 1а.
Распоряжением председателя комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района от 09.03.2016 N 83-р ИП Сеноженскому К.А. отказано в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 29 декабря 2016 года по делу N А57-15176/2016, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 марта 2017 года, постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 20 июля 2017 года, отказано в удовлетворении заявления ИП Сеноженского К.А. о признании недействительным распоряжения комитета по земельным ресурсам администрации от 09.03.2016 N 83-р.
16.06.2016 ИП Сеноженский К.А. повторно обратился в администрацию с заявлением о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка площадью 78 кв. м с кадастровым номером 64:50:010512:191, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Демократическая, д. 1а, цель использования - магазины.
05.08.2016 администрацией принято постановление N 3060 "Об отмене постановления администрации Энгельсского муниципального района от 21.07.2015 N 3683 "Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории".
10.08.2016 земельный участок с кадастровым номером 64:50:010512:191 снят с кадастрового учета.
11.08.2016 председателем комитета по земельным ресурсам принято распоряжение N 310-p, которым предпринимателю отказано в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка площадью 78 кв. м из земель населенных пунктов с кадастровым номером 64:50:010512:191.
Полагая, что постановление от 05.08.2016 N 3060, распоряжение от 11.08.2016 N 310-р являются незаконными, нарушают права и законные интересы предпринимателя, ИП Сеноженский К.А. обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, основывался на том, что предпринимателем при обращении с заявлением о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка изменена цель использования земельного участка, заявленная им при утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, поэтому предоставление спорного земельного участка не представляется возможным, кроме того, по этой же причине администрацией правомерно отменено постановление от 21.07.2015 об утверждении схемы расположения земельного участка.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
Согласно пункту 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона могут осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица.
Обстоятельства, при наличии которых земельный участок не может являться предметом аукциона, указаны в пункте 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Отказывая ИП Сеноженскому К.А. в проведении аукциона по продаже права аренды спорного земельного участка, комитет по земельным ресурсам администрации указал, что границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 7 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
Исходя из комплексного анализа положений части 3 статьи 25, части 4 статьи 27, частей 7, 9 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, уточнение местоположения границ земельного участка допускается при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка; в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения.
В силу части 9 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Из представленной в материалы дела кадастровой выписки о земельном участке с кадастровым номером 64:50:010512:191 усматривается, что данный земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет 30.09.2015, снят с кадастрового учета 10.08.2016 г.
Таким образом, на момент принятия оспариваемого распоряжения земельный участок в Государственном кадастре недвижимости отсутствовал, не мог быть предметом аукциона.
Суд апелляционной инстанции также отмечает, что в соответствии с пунктом 5 части 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок не может являться предметом аукциона, если его разрешенное использование не соответствует целям использования земельного участка, указанным в заявлении о проведении аукциона.
Из материалов дела следует и не опровергнуто лицами, участвующими в деле, что постановлением администрации от 21.07.2015 N 3683 утверждена схема расположения испрашиваемого предпринимателем земельного участка в границах территориальной зоны жилой застройки второго типа (Ж-2) для использования в целях "реконструкция входа в нежилое здание (под магазины продовольственные и промтоварные)".
Между тем, земельный участок поставлен на кадастровый учет 30.09.2015 с иным разрешенным использованием - "магазин".
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 64:50:010512:191 ("реконструкция входа в нежилое здание (под магазины продовольственные и промтоварные)") не соответствует целям, для которых он испрашивается заявителем ("магазин").
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований заявителя в данной части.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ предусмотрено, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
Таким образом, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт.
Реализация органами местного самоуправления названного полномочия не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов и осуществляться произвольно. Орган местного самоуправления должен доказать, что отмененный им ненормативный правовой акт не соответствовал нормам действующего законодательства, а отменяющий акт должен соответствовать закону и не нарушать законных прав и интересов заинтересованных лиц, произвольно ограничивая их субъективные права.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.07.2004 N 1424/04.
В соответствии с пунктов 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (пункт 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Из постановления администрации от 05.08.2016 N 3060 "Об отмене постановления администрации Энгельсского муниципального района от 21.07.2015 N 3683 "Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в отношении земельного участка с местоположением: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Демократическая, д. 1а" следует, что основанием для отмены ранее принятого муниципального правового акта являлось несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории (подпункт 4 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из отзыва администрации следует, что в рассматриваемом случае цель использования земельного участка, указанная ИП Сеноженским К.А. в заявлении о проведении аукциона (магазин), не соответствует проекту планировки, согласно которому испрашиваемый земельный участок расположен в зоне застройки проектируемыми многоэтажными домами от 5 до 10 этажей, что следует из письма Управления обеспечения градостроительной деятельности администрации от 27.07.2016 N 2546/04-02-07, выкопировки из проекта планировки территории г. Энгельса в границах: ул. Лесозаводская-ул. Ленина-берег реки Волга-ул. Водная (т. 1, л.д. 93-100, 106).
По мнению органа местного самоуправления, схема расположения земельного участка площадью 78 кв. м с кадастровым номером 64:50:010512:191 не соответствует проекту планировки территории, в связи с чем постановление администрации об утверждении данной схемы подлежало отмене органом местного самоуправления, его вынесшим, в порядке самоконтроля. В суде апелляционной инстанции представитель администрации пояснил, что выше указанное несоответствие выражается в том, что при постановке спорного земельного участка на кадастровый учет заявителем была изменена цель использования земельного участка и в последующем заявитель обратился за приобретением права аренды на указанный земельный участок, указав цель его использования, не соответствующую постановлению администрации Энгельсского муниципального района от 21.07.2015 N 3683.
Суд первой инстанции признал данные доводы администрации обоснованными.
Суд апелляционной инстанции признает выводы суда первой инстанции в данной части ошибочными.
Апелляционной коллегией установлено, что схема расположения земельного участка площадью 78 кв. м, утвержденная постановлением от 21.07.2015 N 3683, предусматривающая использование спорного земельного участка для реконструкции входа в нежилое здание (под магазины продовольственные и промтоварные), соответствовала утвержденному проекту планировки соответствующей территории.
Доказательств наличия на момент утверждения данной схемы оснований для отказа в ее утверждении, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, материалы дела не содержат. На фактические обстоятельства, свидетельствующие о наличии таких оснований, не указано ни в обжалуемом постановлении, ни в решении суда первой инстанции.
Действия заявителя, совершенные после принятия органом местного самоуправления постановления от 21.07.2015 N 3683, а именно изменение цели использования земельного участка при его постановке на кадастровый учет и обращение с заявлением о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с разрешенным использованием "магазины" на законность указанного правового акта не влияют.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что у администрации отсутствовали предусмотренные статьей 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ основания для принятия постановления от 05.08.2016 N 3060 "Об отмене постановления администрации Энгельсского муниципального района от 21.07.2015 N 3683 "Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в отношении земельного участка с местоположением: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Демократическая, д. 1а".
Решение суда первой инстанции в данной части не может быть признано законным и подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об удовлетворении требований ИП Сеноженского К.А. в данной части.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 15 мая 2017 года по делу N А57-26757/2016 отменить в части отказа в признании недействительным постановления администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от 05.08.2016 N 3060 "Об отмене постановления администрации Энгельсского муниципального района от 21.07.2015 N 3683 "Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в отношении земельного участка с местоположением: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Демократическая, д. 1а".
Принять в данной части новый судебный акт, которым признать недействительным постановление администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от 05.08.2016 N 3060 "Об отмене постановления администрации Энгельсского муниципального района от 21.07.2015 N 3683 "Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в отношении земельного участка с местоположением: Саратовская область, г. Энгельс, ул. Демократическая, д. 1а".
В остальной части решение Арбитражного суда Саратовской области от 15 мая 2017 года по делу N А57-26757/2016 оставить без изменения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья
А.В.СМИРНИКОВ
Судьи
В.В.ЗЕМЛЯННИКОВА
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
А.В.СМИРНИКОВ
Судьи
В.В.ЗЕМЛЯННИКОВА
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)