Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.09.2016 N 10АП-3487/2016 ПО ДЕЛУ N А41-46033/14

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 сентября 2016 г. по делу N А41-46033/14


Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 сентября 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иевлева П.А.,
судей Марченковой Н.В., Шевченко Е.Е.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Гамолиной Ю.А.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - ОАО "Тучковский" - Минаев С.И. (по доверенности от 03.12.2015),
от заинтересованного лица по делу - Администрации Рузского муниципального района Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица по делу - ФГБУ "ФКП федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица по делу - Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица по делу - Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица по делу - Панкратова Дмитрия Ивановича - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица по делу - Сальникова Юрия Викторовича - Ишкова Е.В. (по доверенности от 18.08.2016),
от третьего лица по делу - Правительства Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица по делу - Министерства имущественных отношений Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица по делу - ООО "Вашъ Землеустроитель" - Садчиков С.Д. (по доверенности от 04.02.2016),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Тучковский" на решение Арбитражного суда Московской области от 29 января 2016 года по делу N А41-46033/14, принятое судьей Бирюковым Р.Ш., по заявлению открытого акционерного общества "Тучковский" к администрации Рузского муниципального района Московской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области об оспаривании ненормативных правовых актов, признании незаконными действий, установлении границ контура земельного участка, третье лицо: Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области, Панкратов Дмитрий Иванович, Сальников Юрий Викторович, Правительство Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, общество с ограниченной ответственностью "Вашъ Землеустроитель",

установил:

открытое акционерное общество "Тучковский" (далее - ОАО "Тучковский", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Рузского муниципального района Московской области (далее - Администрация Рузского района), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, в котором заявитель просит суд:
- - признать недействительным постановление Администрации Рузского муниципального района Московской области об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории, расположенного вблизи д. Молодиково с/п Колюбакинское Рузского муниципального района Московской области земельного участка площадью 30 000 кв. м из земель промышленности, энергетики. Транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с установленным видом разрешенного использования: под промышленные объекты с разворотными площадками, которому в последующем присвоен кадастровый номер 50:19:0050629:51;
- - признать недействительным постановление Администрации Рузского муниципального района Московской области об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории, расположенного вблизи д. Морево с/п Колюбакинское Рузского муниципального района Московской области земельного участка площадью 207 520 кв. м из земель промышленности, энергетики. Транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с установленным видом разрешенного использования: под промышленные объекты с разворотными площадками, которому в последующем присвоен кадастровый номер 50:19:0050629:52;
- - признать незаконными действия ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области по постановке на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 50:19:0050629:51 и 50:19:0050629:52 с обязанием ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области произвести действия по снятию с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 50:19:0050629:51 и 50:19:0050629:52;
- - установить контуры N 50:19:0000000:19:ЗУ1 площадью 200 205 кв. м многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:09 в координатах, согласно проведенному межеванию:







































Решением Арбитражного суда Московской области от 29.01.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ОАО "Тучковский" обратилось с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм права. Представитель ОАО "Тучковский" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ООО "Вашъ Землеустроитель" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель Сальникова Юрия Викторовича возражал против доводов апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в представленном отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 124, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей администрации Рузского муниципального района Московской области, ФГБУ "ФКП федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области, Панкратова Дмитрия Ивановича, Правительства Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru).
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии с протоколом N 1 учредительного собрания акционеров АОЗТ "Тучковское" от 27.12.1991 года был утвержден Устав АОЗТ "Тучковское", из которого следовало, что АОЗТ "Тучковское" является предприятием, созданным на основе добровольного соглашения его учредителей, ранее работавших в арендном предприятии "Тучковское", объединивших своих земельные и имущественные паи посредством выпуска акций (Т. 1 л.д. 47).
При этом в соответствии с материалами дела АОЗТ "Тучковское" было реорганизовано на базе Коллективного сельскохозяйственного кооператива "Тучковское" (созданного на основании приказа Министерства сельского хозяйства и продовольствия от 15.11.1991 года), реорганизованного в свою очередь из Совхоза "Тучковский".
В соответствии с постановлением Главы администрации Рузского муниципального района Московской области от 26.06.1992 года N 579/11 было зарегистрировано акционерное общество закрытого типа "Тучковское", предметом деятельности которого является производство высококачественной продукции на основе рационального использования закрепленной земли и других ресурсов акционерного общества. Из преамбулы постановления следует, что данное общество было создано в результате реорганизации совхоза (Т. 1 л.д. 55).
Постановлением Главы администрации Рузского муниципального района Московской области от 25.12.1992 года N 1418/29 "О дифференцировании средней районной доли и передаче земель в коллективно-долевую собственность сельскохозяйственным предприятиям Рузского района" в коллективно-долевую собственность акционерного общества закрытого типа "Тучковское" передан земельный участок общей площадью 3056 га, а также в бессрочное (постоянное) пользование земельный участок общей площадью 1233 га (Т. 1 л.д. 52 - 54).
На основании данного постановления АОЗТ "Тучковское" было выдано Свидетельство о праве собственности на землю, в соответствии с которым в собственность общества передавалось 3056 га, а в постоянное (бессрочное) пользование 1233 га (Т. 1 л.д. 48 49).
При этом никакого картографического материала, устанавливающего местоположение границ данных земельных участков и их описание, ни к постановлению, ни к свидетельству о праве собственности не прилагалось.
Из материалов дела следует, что в дальнейшем АОЗТ "Тучковское" было преобразовано в СПК "Совхоз Тучковский".
В январе 2004 года СПК "Совхоз Тучковский", принимая во внимание постановления Главы Администрации Рузского района от 20.10.1994 года N 1747 и постановлением Главы Рузского района от 05.01.1998 года N 01, в соответствии с которыми из постоянного (бессрочного) пользования у АО "Тучковское" были изъяты земельные участки общей площадью 360 000 кв. м (Т. 5 л.д. 349 - 350), осуществило постановку на государственный кадастровый учет земельного участка, предоставленного ему на праве постоянного (бессрочного) пользования, с учетом уточненной площади - 11 970 000 кв. м.
Сведения о земельном участке общей площадью 11 970 000 кв. м, как о ранее учтенном земельном участке, были внесены в государственный кадастр недвижимости, земельному участку был присвоен кадастровый номер 50:19:0000000:0009, что подтверждается копией кадастрового дела (Т. 6 л.д. 3 - 27).
При этом границы земельного участка не были установлены, площадь земельного участка носила ориентировочный характер и подлежала уточнению при межевании (пункт 16 кадастрового плана земельного участка (Т. 6 л.д. 17 - 18), пункт 16 кадастровой выписки (Т. 6 л.д. 25).
В соответствии с решением внеочередного общего собрания членов Сельскохозяйственного производственного кооператива "Совхоз Тучковский" от 06.07.2004 года (протокол от 06.07.2004 года) СПК "Тучковский" был преобразован в ОАО "Тучковский" (Т. 5 л.д. 186 - 190), был утвержден Устав ОАО "Тучковский" (Т. 1 л.д. 12 - 44).
Из материалов дела следует, что при передаче земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:0009 сначала от АОЗТ "Тучковское" к СПК "Совхоз "Тучковский", а затем от СПК "Совхоз "Тучковский" к ОАО "Тучковский" никакого картографического материала, устанавливающего местоположение границ данного земельного участка и его описание, также не составлялось.
ОАО "Тучковский" оформило право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок общей площадью 11 970 000 кв. м с кадастровым номером 50:19:0000000:0009, о чем 18.02.2005 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана регистрационная запись за номером 50-50-23/2004-161, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17.06.2009 года (Т. 1 л.д. 50).
Решением Арбитражного суда Московской области по делу N А41-10156/12 от 09.08.2012 года на Администрацию Рузского района была возложена обязанность принять решение о предоставлении в собственность ОАО "Тучковский" земельного участка площадью 11 970 000 кв. м с кадастровым номером 50:19:0000000:9 (Т. 5 л.д. 109 - 115).
На основании данного решения суда Администрацией Рузского района было принято постановление от 22.10.2012 года N 3825, в соответствии с которым в собственность ОАО "Тучковский" за плату предоставлялся земельный участок с кадастровым номером 50:19:0000000:9 (Т. 5 л.д. 117).
30.11.2012 года между Администрацией Рузского района и ОАО "Тучковский" был заключен Договор купли-продажи земельного участка N 924, земельный участок с кадастровым номером 50:19:0000000:9 по акту приема-передачи был передан в собственность общества (Т. 5 л.д. 118 - 123).
Право собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:19:0000000:9 было зарегистрировано за ОАО "Тучковский", что подтверждается копией дела правоустанавливающих документов (Т. 5 л.д. 91 - 360).
Границы земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:9 в настоящее время в соответствии с требованиями действующего законодательства не установлены.
В дальнейшем ОАО "Тучковский" стало известно, что постановлением Администрации Рузского муниципального района Московской области от 07.02.2014 года N 536 Панкратову Д.И. предварительно согласовано место размещения промышленных объектов с разворотными площадками на земельном участке площадью 30 000 кв. м из земель государственной неразграниченной собственности, расположенном по адресу: Московская область, Рузский муниципальный район, с/п Колюбакинское, вблизи д. Молодиково, а также утверждена схема расположения данного земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории. Данным постановлением земельный участок, в отношении которого утверждена схема расположения и предварительно согласовано место размещения объекта, отнесен к категории земель - "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" и в отношении него установлен вид разрешенного использования - "под промышленные объекты с разворотными площадками" (Т. 5 л.д. 64 - 65).
Земельный участок общей площадью 30 000 кв. м был поставлен на кадастровый учет и ему был присвоен кадастровый номер 50:19:0050629:51, что подтверждается кадастровой выпиской (Т. 1 л.д. 58 - 61), копией кадастрового дела (Т. 6 л.д. 88 - 96).
Постановлением Администрации Рузского района от 13.02.2014 года N 744 Сальникову Ю.В. предварительно согласовано место размещения промышленных объектов с разворотными площадками на земельном участке площадью 207 520 кв. м из земель государственной неразграниченной собственности, расположенном по адресу: Московская область, Рузский муниципальный район, с/п Колюбакинское, вблизи д. Морево, а также утверждена схема расположения данного земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории. Данным постановлением земельный участок, в отношении которого утверждена схема расположения и предварительно согласовано место размещения объекта, отнесен к категории земель - "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" и в отношении него установлен вид разрешенного использования - "под промышленные объекты с разворотными площадками" (Т. 6 л.д. 28 - 29).
Земельный участок общей площадью 207 520 кв. м был поставлен на кадастровый учет и ему был присвоен кадастровый номер 50:19:0050629:52, что подтверждается кадастровой выпиской (Т. 1 л.д. 62 - 66), копией кадастрового дела (Т. 6 л.д. 97 - 106).
ОАО "Тучковский", считая, что границы земельных участков с кадастровыми номерами 50:19:0050629:51 и 50:19:0050629:52 налагаются на часть земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:9, в связи с чем, Администрацией Рузского района незаконно приняты оспариваемые ненормативные правовые акты и осуществлена постановка земельных участков на кадастровый учет, а также в целях установления границ контура площадью 200 205 кв. м многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:9, обратилось в суд с настоящими требованиями.
В обоснование своих доводов о том, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:19:0050629:51 и 50:19:0050629:52 накладываются на границы земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:9, принадлежащего на праве собственности ОАО "Тучковский", заявитель представил в суд Заключение специалиста N 21Э-2014, содержащего в том числе межевой план от 04.06.2014 года в отношении контура N 50:19:0000000:19:ЗУ1 площадью 200 205 кв. м многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:09 (Т. 4 л.д. 26 - 131).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции признал их необоснованными.
Выводы суда являются обоснованным, соответствуют действующему законодательству и представленным в материалы дела доказательствам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными актов (действий, бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемые акты (действия, бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 201 АПК РФ определено, что основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и должностных лиц недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как следует из содержания заявленных требований, предметом заявленных требований является восстановление нарушенного права собственника ранее учтенного объекта недвижимости только в его нарушенной части, ограниченной отдельным контуром многоконтурного земельного участка.
Как указывалось выше, согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
При этом, исходя из положений статей 130 и 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, земельные участки являются объектами недвижимости, права на которые подлежат государственной регистрации.
В этой связи многоконтурным земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с действующим законодательством и представляют собой несколько замкнутых контуров.
Часть земной поверхности в пределах отдельного контура границы многоконтурного земельного участка не является земельным участком (объектом недвижимости).
Образование части земельного участка как объекта кадастрового учета производится по правилам учета изменений объекта недвижимости на основании межевого плана части земельного участка, а также копии документа, подтверждающего установленное или устанавливаемое ограничение (обременение) вещных прав на такой объект недвижимости (пункт 2 статьи 16, подпункт 2, 7 пункта 1 статьи 22 Закона о кадастре).
В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество", абзаце 3 пункта 2 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" указано, что к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, об установлении сервитута, о разделе имущества, находящегося в общей собственности, о признании права, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
Таким образом, требование об установлении местоположения границ земельного участка является спором о праве.
Такой иск представляет собой самостоятельный способ защиты нарушенного права, он направлен на устранение неопределенности в прохождении границ земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Ответчиком по такому иску является смежный землепользователь.
Предметом доказывания по делам об установлении границ земельных участков является в том числе: факт и момент возникновения у истца права на смежный земельный участок; факт наложения границ смежного земельного участка, принадлежащего истцу, и земельного участка, принадлежащего ответчику.
Результатом разрешения судом заявленного требования об установлении границ земельного участка является установление: границ смежного земельного участка, принадлежащего истцу, если судом будет установлено, что истец обладает данным земельным участком на законном праве; границ смежного земельного участка, принадлежащего ответчику.
Таким образом, для разрешения спора об установлении границ земельного участка необходимо:
- - наличие земельного участка, как объекта недвижимого имущества с надлежащим образом, установленными и внесенными в ГКН границами;
- - наличие спора об установленных границах.
В рассматриваемом случае, спорный контур земельного участка в качестве отдельного объекта недвижимого имущества не существует, его границы в установленном законом порядке не установлены и не внесены в ГКН.
Таким образом, установление границ земельного участка по частям не соответствует действующему законодательству. Установление границ должно осуществляться посредством проведения кадастровых работ в отношении всего земельного участка, что не является предметом исковых требований. Отдельный контур многоконтурного земельного участка не отнесен законом к объектам земельных отношений (объектам недвижимости), в связи с чем, требования об установлении границ отдельного контура без установления границ всего многоконтурного земельного участка не подлежат удовлетворению, требования необходимо заявлять в отношении установления границ всего земельного участка.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 27.07.2016 N 305-ЭС16-8319 по делу N А41-55711/14.
Истец требования об установлении границ всего многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:09 не заявлял, настаивал на изначально заявленных требованиях, в том числе, об установлении границ части вышеуказанного земельного участка по координатам, установленным экспертным заключением.
При этом, все требования основаны на утверждении заявителя о наложении земельных участков с кадастровыми номерами 50:19:0050629:51 и 50:19:0050629:52 на часть земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:9.
Однако, в материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства наличия пересечений указанных земельных участков, поскольку границы многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:9 в предусмотренном законом порядке не установлены.
Как следует из материалов дела, в целях выяснения установления факта пересечения границ земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:09 с границами земельных участков с кадастровыми номерами 50:19:0050629:51 и 50:19:0050629:52, а также в целях определения возможности установления границ земельного участка, принадлежащего на праве собственности заявителю, судом определением от 23.09.2015 года была назначена судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой было поручено экспертам Автономной некоммерческой организации "Центр Земельных Экспертиз" (Т. 7 л.д. 134 - 135).
Перед экспертами были поставлены следующие вопросы:
1. Возможно ли на основании материалов дела, в том числе на основании ненормативных правовых актов органов местного самоуправления и картографического материала, с учетом изъятия земельных участков, определить изменялась или не изменялась внешняя граница земельного участка, который ранее был закреплен за совхозом "Тучковский" общей площадью 7142,29 га в районе д. Молодиково и д. Морево с/п Колюбакинское Рузского района, определенной на основании проекта внутрихозяйственного землеустройства совхоза "Тучковский" Рузского района Московской области, изготовленного в 1978 году, и планшетов ВИСХАГИ, изготовленных в 1990 году, начиная с 1978 года до момента реорганизации совхоза "Тучковский" в АО "Тучковский" в 1992 году, и возможно ли установить: вошла ли часть земельного участка в районе д. Молодиково и д. Морево с/п Колюбакинское Рузского района, в границы земельного участка, предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования АО "Тучковское" (АОЗТ "Тучковское") в 1992 году?
2. Имеется ли возможность установить часть границы земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:09, общей площадью 11 970 000 кв. м, расположенную в Рузском муниципальном районе Московской области в районе д. Молодиково и д. Морево с/п Колюбакинское, с учетом ненормативных правовых актов органов местного самоуправления об изъятии земельных участков из единого землепользования АО "Тучковское" (АОЗТ "Тучковское"), в соответствии со следующими документами:
- - проектом внутрихозяйственного землеустройства совхоза "Тучковский" Рузского района Московской области, 1978 года, изготовленного Институтом "Центргипрозем";
- - планшетами ВИСХАГИ, изготовленными в 1990 году;
- - картой инвентаризации земель АО "Тучковское", подготовленной МосНИиПИземлеустройства в 1996 году;
- - планшетами ВИСХАГИ, изготовленными в 2004 году;
- с указанием в отдельности для каждого из перечисленных документов о возможности установления границ или об отсутствии такой возможности?
- 3. Если имеется возможность установить границы (местоположение) земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:09, то установить границы части указанного земельного участка, расположенной в районе д. Молодиково и д. Морево с/п Колюбакинское Рузского района (с указанием координат характерных (поворотных) точек с приложением картографического материала);
- 4. После установления границ (местоположения) земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:09 в районе д. Молодиково и д. Морево с/п Колюбакинское Рузского района Московской области, определить имеется ли пересечение данных границ с границами земельных участков с кадастровыми номерами 50:19:0050629:51 и 50:19:0050629:52, если имеется то установить площадь пересечения с указанием координат характерных (поворотных) точек пересечения с приложением картографического материала.
30.10.2015 года в Арбитражный суд Московской области поступило Заключение экспертов N 010033/8/77001/402015/А41-46033/14 от 29.10.2015 года, подготовленное экспертами АНО "Центр Земельных Экспертиз" (Т. 7 л.д. 143 - 190).
При ответе на первый вопрос, эксперты пришли к выводу, что определить, изменялась ли внешняя граница земельного участка, который ранее был закреплен за совхозом "Тучковский" общей площадью 7142,29 га в районе д. Молодиково и д. Морево с/п Колюбакинское Рузского района на основании ненормативных правовых актов органов местного самоуправления и картографического материала, с учетом изъятия земельных участков не представляется возможным.
Внешняя граница земельного участка, который ранее был закреплен за совхозом "Тучковский" общей площадью 7142,29 га в районе д. Молодиково и д. Морево с/п Колюбакинское Рузского района в период с 1978 года и до момента реорганизации совхоза "Тучковский" в АО "Тучковский" в 1992 году не изменялась согласно картографическим материалам (проект внутрихозяйственного землеустройства совхоза "Аннинский" Рузского района Московской области, планшеты ВИСХАГИ 1991 года), изготовленные в исследуемый период времени.
Определить, вошла ли внешняя граница совхоза "Тучковский", существовавшая в районе д. Молодиково и д. Морево с/п Колюбакинское Рузского района с 1978 года до момента реорганизации совхоза "Тучковский" в АО "Тучковский" в 1992 году в границы земельных участков, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования АО "Тучковский" (АОЗТ "Тучковский"), не представляется возможным.
При ответе на второй вопрос эксперты указали, что возможности установить часть границы земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:09 на основании перечисленных документов не имеется. При этом эксперты отметили, что площадь прочих земель, отображенных в проекте внутрихозяйственного землеустройства составляет 2980,51 га, что на 1747,51 га больше прочих земель, предоставленные в пользование АО "Тучковский" постановлением Рузского района Московской области N 1418/23 от 25.12.1992 года. Площадь прочих земель, отображенных в проекте внутрихозяйственного землеустройства на 1783,51 га больше площади земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:09.
При анализе карты инвентаризации земель АО "Тучковское", подготовленной МосНИиПИземлеустройства в 1996 году, эксперты обратили внимание на то, что на карте инвентаризации земель отсутствуют соответствующие условные обозначения.
При ответе на третий и четвертый вопросы эксперты также пришли к выводу, что установить границы части земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:09, расположенной в районе д. Молодиково и д. Морево с/п Колюбакинское Рузского района (с указанием координат характерных (поворотных) точек с приложением картографического материала) и определить имеется ли пересечение границ земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:09 с границами земельного участка с кадастровым номером 50:19:0050629:52 не представляется возможным.
Для дачи пояснений по проведенным экспертизам в судебное заседание был вызван эксперт АНО "Центр Земельных Экспертиз".
Из пояснений эксперта суд первой инстанции установил, что на всех документах, на основании которых проводилось исследование, в том числе проекта внутрихозяйственного землеустройства совхоза "Тучковский" Рузского района Московской области 1978 года, изготовленного Институтом "Центргипрозем", планшетов ВИСХАГИ, изготовленных в 1990 году, карты инвентаризации земель АО "Тучковское", подготовленной МосНИиПИземлеустройства в 1996 году, схематично отображены границы земельного участка общей площадью 7145,29 га, который ранее был закреплены за совхозом "Тучковский", и на всех указанных картографических материалах границы данного земельного участка по всему внешнему периметру являются неизменными, то есть контур границ на всех указанных картографических материалах неизменен, следовательно, он включает в себя изначальную площадь земельного участка, который находился в пользовании совхоза "Тучковский" до его реорганизации в 1992 году.
Исходя из заключения экспертизы и пояснений эксперта, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что вывод о том, изменялась либо нет часть внешней границы земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:09, общей площадью 11 970 000 кв. м, по сравнению с внешней границей земель, закрепленных за совхозом "Тучковский", общей площадью 71 452 900 кв. м, можно сделать только после проведения кадастровых работ в отношении всего земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:09, а не отдельной части его контура.
Представителями заявителя в судебном заседании подавалось заявление о проведении по делу дополнительной и повторной экспертизы, в котором заявитель просил поставить перед экспертами вопросы, касающиеся установления границ контура N 50:19:0000000:19:ЗУ1 площадью 200 205 кв. м многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:09 исходя из фактического землепользования.
В соответствии с частью 1 статьи 87 АПК РФ при недостаточной ясности или полноте заключения эксперта, а также при возникновении вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств дела может быть назначена дополнительная экспертиза, проведение которой поручается тому же или другому эксперту.
Согласно части 2 статьи 87 АПК РФ в случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличия противоречий в выводах эксперта или комиссии экспертов по тем же вопросам может быть назначена повторная экспертиза, проведение которой поручается другому эксперту или другой комиссии экспертов.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что доказательств того, что представленная в материалы дела экспертиза имеет какие-либо неясности, а экспертное заключение проведено не полно, либо свидетельствующих о возникновении сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличии противоречий в выводах эксперта заявителем в суд не представлено.
Все доводы представителя заявителя о проведении дополнительной экспертизы фактически сводятся к несогласию с выводами экспертов.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно руководствовался выводами экспертов, содержащихся в экспертном заключении.
Принимая во внимание заключение экспертов, учитывая, что ни один из картографических материалов, на основании которых эксперты делали выводы о возможности установления части границ, не содержат описание границ как земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:09, так и земельного участка, в границы которого ранее входил данный земельный участок, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что ОАО "Тучковский" не представлено доказательств, свидетельствующих о возможности на основании представленных документов, установить границы контура N 50:19:0000000:19:ЗУ1 площадью 200 205 кв. м многоконтурного земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:09 по координатам, указанным в заявлении, а также доказательств, свидетельствующих о пересечении границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:19:0050629:51 и 50:19:0050629:52 с земельным участком, принадлежащим на праве собственности заявителю.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Земельного кодекса РФ, земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно положениям статьи 70 Земельного кодекса РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В силу статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закона N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона N 221-ФЗ каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
При этом в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе об описании местоположения границ земельного участка, площади земельного участка (статья 7 Закона N 221-ФЗ).
Исходя из содержания части 3 статьи 25 Закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" следует, что кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.
Согласно части 4 статьи 6 Закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" при ведении государственного кадастра недвижимости применяется единая государственная система координат, установленная Правительством Российской Федерации для использования при осуществлении геодезических и картографических работ.
В соответствии с взаимосвязанными положениями пунктов 1, 4, 5, 6 ст. 38 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" следует, что межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельных участках или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Межевой план состоит из графической и текстовой частей.
В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута.
В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, сведения об использованной при подготовке межевого плана геодезической основе кадастра, а также в установленном частью 1 статьи 39 настоящего Федерального закона случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ (далее - акт согласования местоположения границ).
Согласно пункту 1 статьи 39 Закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 40 Закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая.
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом РФ порядке (п. 5 ст. 40 Закона N 221-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона N 221-ФЗ государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Следовательно, местоположение границ земельного участка и его описание должно производиться в порядке, предусмотренном земельным законодательством, а земельный участок является объектом земельных и гражданских правоотношений при установлении местоположения его границ, в порядке, предусмотренном Законом "О государственном кадастре недвижимости", за исключением случая, если земельный участок является ранее учтенным и его границы не определены.
Суд первой инстанции правомерно указал, что исходя из норм законодательства, многоконтурным земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с действующим законодательством и представляют собой несколько замкнутых контуров.
Действующим законодательством предусмотрены конкретные случаи, когда объектом земельных отношений являются части земельных участков, сведения о которых могут вноситься в государственный кадастр недвижимости:
- - при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник (статья 35 Земельного кодекса РФ, пункт 2.1 статьи 25 Закона N 221-ФЗ);
-




































































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)