Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 26.10.2017 N Ф06-25310/2017 ПО ДЕЛУ N А49-13173/2016

Требование: О признании незаконными решений уполномоченных органов об отказе в разделе земельного участка; об образовании земельных участков; обязании утвердить схему расположения земельных участков.

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обстоятельства: Отказ мотивирован несоответствием представленной заявителем схемы расположения земельного участка требованиям законодательства.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 октября 2017 г. N Ф06-25310/2017

Дело N А49-13173/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Петрушкина В.А., Карповой В.А.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 27.03.2017 (судья Табаченков М.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2017 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи Юдкин А.А., Попова Е.Г.)
по делу N А49-13173/2016
по заявлению открытого акционерного общества "Пензадизельмаш", г. Пенза (ОГРН 1045803507970, ИНН 5837022880) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области, г. Пенза, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (Росимущество), г. Москва, о признании незаконным решения,

установил:

открытое акционерное общество "Пензадизельмаш" (далее - ОАО "Пензадизельмаш", Общество) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пензенской области (далее - ТУ Росимущества в Пензенской области) и Федеральному агентству по управлению государственным имуществом о признании незаконными и не соответствующими Земельному кодексу Российской Федерации решения ТУ Росимущества в Пензенской области от 21.07.2016 N 01/3026 об отказе в разделе земельного участка площадью 369 007 кв. м с кадастровым номером 58:29:3004003:246, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Калинина, 128А, и решения Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 12.07.2016 об образовании земельных участков, а также об обязании Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) и ТУ Росимущества в Пензенской области утвердить схему расположения десяти земельных участков.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 27.03.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2017, решение Росимущества, оформленное письмом заместителя руководителя от 12.07.2016 N ПП-10/28707, об отказе в принятии решения об утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории земельных участков, образуемых в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 58:29:3004003:246, признано незаконным, Судом на Росимущество возложена обязанность устранить нарушения прав и законных интересов ОАО "Пензадизельмаш", для чего в месячный срок со дня вступления данного судебного решения в законную силу принять решение об утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории земельных участков, образуемых в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 58:29:3004003:246; в удовлетворении требований к ТУ Росимущества в Пензенской области отказано.
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области (далее - МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области) обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит названные судебные акты отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований, мотивируя неправильным применением судами норм материального и процессуального права, произвести замену стороны по данному делу - ТУ Росимущества в Пензенской области на МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области в связи с проведением реорганизационных мероприятий в отношении территориальных органов Росимущества (листы записи из приказа от 19.12.2016 N 460, Единого государственного реестра юридических лиц 30.06.2017).
Учитывая, что часть 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) допускает возможность правопреемства на любой стадии арбитражного процесса, и принимая во внимание документальное подтверждение заявленного ходатайства, судебная коллегия производит процессуальную замену.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами, по результатам рассмотрения заявления ОАО "Пензадизельмаш" от 03.03.2016 N 01/816 по вопросу утверждения схемы расположения на кадастровом плане территории десяти земельных участков с условными номерами 58:29:3004003:3756, 58:29:3004003:3757, 58:29:3004003:3758, 58:29:3004003:3759, 58:29:3004003:3760, 58:29:3004003:3761, 58:29:3004003:3762, 58:29:3004003:3763, 58:29:3004003:3764, 58:29:3004003:3765, образуемых в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 58:29:3004003:246, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Калинина, 128 А, Росимущество приняло решение, оформленное письмом заместителя руководителя от 12.07.2016 N ПП-10/28707 (т. 1, л.д. 46, 47), об отказе в принятии решения об утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории земельных участков, образуемых в результате раздела указанного земельного участка.
Общество, не согласившись с данным отказом, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц. Такое заявление может быть удовлетворено при одновременном наличии двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 2 статьи 201 АПК РФ, пункт 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
На основании статей 9, 65, 198, 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие). Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) образование земельных участков осуществляется путем раздела, объединения, перераспределения земельных участков или выдела земельных участков.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 ЗК РФ.
В силу пункта 2 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1 статьи 11.10 ЗК РФ).
Пунктом 7 статьи 11.4 ЗК РФ предусмотрено, что в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 ЗК РФ, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются: 1) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить; 2) копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП).
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 13 статьи 11.10 ЗК РФ).




















































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)