Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 01.06.2017 N Ф05-6260/2017 ПО ДЕЛУ N А40-179459/16

Требование: О признании незаконными действий органа исполнительной власти субъекта РФ.

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Орган исполнительной власти субъекта РФ установил запрет на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства на земельном участке общества. Общество обратилось в указанный орган с заявлениями об изменении разрешенного использования участка и снятии запрета на строительство, однако получило отказ, который впоследствии был признан незаконным. Орган исполнительной власти субъекта РФ произвел расчет платы за снятие запрета на строительство, с которым общество не согласно.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июня 2017 г. по делу N А40-179459/16


Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июня 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Григорьевой И.Ю., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
- от заявителя: Елисеев А.И., протокол от 31.10.2014;
- от заинтересованного лица: Долотов Я.Д., доверенность от 30.12.2016;
- рассмотрев 25 мая 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу
заявителя - ООО "ДОР-2006"
на решение от 30 декабря 2016 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Дранко Л.А.,
на постановление от 17 марта 2017 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Поповым В.И., Яковлевой Л.Г., Мухиным С.М.,
по делу N А40-179459/16
по заявлению ООО "ДОР-2006"
о признании незаконными действий
к Департаменту городского имущества города Москвы,

установил:

ООО "ДОР-2006" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - Департамент) о признании незаконными действий Департамента по расчету платы за снятие запрета на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства на принадлежащем обществу по праву собственности земельном участке, общей площадью 639 кв. м, с кадастровым номером 77:08:0004014:1, расположенном по адресу: г. Москва, ул. Сходненская, д. 10, направлению в адрес ООО "ДОР-2006" письма-уведомления от 21.04.2016 N ДГИ-И-17315/16 и письма от 22.07.2016 N ДГИ-1-53386/16-1.
Для восстановления прав общества оно просило обязать Департамент рассчитать и направить в 10-дневный срок в его адрес письмо-уведомление о необходимости внесения платы за снятие запрета на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства на принадлежащем земельном участке в размере 80% от действующей на 12.11.2012 кадастровой стоимости этого земельного участка, соответствующей видам разрешенного использования этого земельного участка, указанным в градостроительном плане земельного участка N RU77-222000-001838.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30 декабря 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 марта 2017 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "ДОР-2006" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, указанный земельный участок принадлежит обществу на основании договора купли-продажи от 06.08.2009 N М-08-С00201, заключенного между обществом и Департаментом земельных ресурсов города Москвы, зарегистрированного 20.11.2009 Управлением Федеральной регистрационной службы по городу Москве за N 77-77-22/023/2009-702, и распоряжения от 16.07.2009 N 485-08 ДЗР Департамента земельных ресурсов города Москвы "О предоставлении в собственность ООО "ДОР-2006" земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Сходненская, вл. 10 (Северо-Западный административный округ города Москвы)".
Распоряжением Департамента от 16.07.2009 N 485-08 ДЗР (пункт 3) установлен запрет на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства на земельном участке, за исключением реконструкции объектов капитального строительства, использование которых предусмотрено частью 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации или реконструкция которых не приведет к изменению вида разрешенного использования земельного участка.
Общество обратилось в Департамент земельных ресурсов города Москвы с заявлением от 29.10.2012 регистрационный N 33-5-21034/12-(0)-0 об изменении разрешенного использования принадлежащего ему по праву собственности земельного участка для последующего снятия запрета на строительство.
В ответ на указанное заявление Департаментом принято решение об отказе в удовлетворении указанного заявления общества, оформленное письмом от 14.11.2012 N 33-5-21034/12-(0)-1.
Также обществом в Департамент было подано заявление от 12.11.2012 регистрационный N 333-5-22182/12-(0)-0 о выдаче распоряжения о снятии запрета на строительство, в ответ на которое Департаментом принято решение об отказе, оформленное письмом от 10.12.2012 N 33-5-22182/12-(0)-1.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 11.12.2013 по делу N А40-169326/12 указанные решения Департамента земельных ресурсов признаны незаконными.
Суд обязал Департамент устранить допущенное нарушение прав общества с ограниченной ответственностью "ДОР-2006".
ООО "ДОР-2006" получило от Департамента письмо-уведомление от 21.04.2016 N ДГИ-И-17315/16 с предложением оплатить 80% действующей в настоящее время кадастровой стоимости (7.888.506,12 руб.) земельного участка, что составляет 6.310.804,90 руб.
Письмом от 06.06.2016 N 0606/16-1 общество сообщило Департаменту о своем несогласии с произведенным расчетом платы за снятие запрета и просило произвести перерасчет размера платы в соответствии с действующим законодательством.
Письмом от 22.07.2016 N ДГИ-1-53386/16-1 Департамент отказал обществу в перерасчете платы за снятие запрета, указав, что судом не была определена кадастровая стоимость земельного участка для расчета платы за снятие запрета на строительство, а также специальный порядок снятия запрета на строительство.
Общество, посчитав, что действия Департамента по расчету платы за снятие запрета на строительство, реконструкцию на принадлежащем обществу земельном участке являются незаконными, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ), до 01.07.2012 коммерческие организации, являющиеся собственниками расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе, в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения, могут приобрести такие земельные участки в собственность по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в пределах двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах, с численностью населения свыше 3 млн. человек.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 названного Федерального закона N 137-ФЗ, в городах с численностью населения свыше 3 млн. человек, одновременно с приобретением указанными в пункте 1 статьи 2 лицами в собственность земельных участков, находящихся в государственной собственности, органы государственной власти могут устанавливать запрет на строительство, реконструкцию зданий, строений, сооружений, расположенных на соответствующем земельном участке. Запрет на строительство, реконструкцию подлежит снятию по заявлению собственника соответствующего земельного участка, которое подается в исполнительный орган государственной власти, в течение месяца после внесения этим собственником платы за снятие такого запрета.
Установление и снятие запрета на строительство, реконструкцию осуществляются в порядке, предусмотренном законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 3 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" (далее - Закон N 48), к полномочиям Правительства Москвы в области землепользования в городе Москве относятся снятие запретов на строительство, реконструкцию зданий, строений, сооружений на земельном участке, расчет размера платы за снятие запрета, определение сроков внесения платы.
Статьей 7 Закона N 48 определен порядок установления и снятия запрета на строительство, реконструкцию зданий, строений, сооружений на земельном участке. Запрет устанавливается решением Правительства Москвы (уполномоченного им органа) о передаче в собственность земельных участков собственникам объектов капитального строительства или обладателям права постоянного (бессрочного) пользования, приобретаемых в соответствии со статьей 6 названного Закона.
Снятие запрета на строительство, реконструкцию осуществляется Правительством Москвы (уполномоченным им органом), принявшим решение о передаче соответствующего земельного участка в собственность, по заявлению собственника земельного участка и при условии оплаты им 80% от кадастровой стоимости такого участка, действующей на момент снятия запрета на строительство, реконструкцию.
Если строительство объектов капитального строительства не приводит к изменению вида разрешенного использования земельного участка, установленного в решении о передаче земельного участка в частную собственность, договоре купли-продажи земельного участка, то снятие запрета на строительство, реконструкцию осуществляется по заявлению собственника земельного участка без оплаты.
Порядок снятия запрета на строительство установлен Административным регламентом предоставления государственной услуги города Москвы "Выдача распоряжения о снятии запрета на строительство", утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы" (далее - Административный регламент).
Согласно указанному Административному регламенту полномочия по предоставлению данной государственной услуги осуществляются Департаментом городского имущества города Москвы; срок предоставления государственной услуги включает срок межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти и организаций в процессе предоставления государственной услуги и не может превышать 30 календарных дней; указанный срок предоставления государственной услуги исчисляется со дня, следующего за днем регистрации запроса, при этом в этот срок не включается срок, на который приостанавливается предоставление государственной услуги.
Учитывая приведенные нормы права, заинтересованное лицо уполномочено на принятие испрашиваемых решений обществом.
В соответствии с пунктом 2.16 Административного регламента, основаниями для приостановления предоставления государственной услуги, являются внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости, в части изменения установленного вида разрешенного использования земельного участка на вид разрешенного использования, предусмотренный градостроительным планом земельного участка, утвержденным в установленном порядке, и внесение заявителем платы за снятие запрета на строительство.
Согласно пункту 2.17 Административного регламента, срок приостановления предоставления государственной услуги по основаниям, указанным в пункте 2.16 Регламента, не превышает 30 дней, срок приостановления исчисляется в календарных днях, с даты принятия решения о приостановлении предоставления государственной услуги.
Решение о приостановлении предоставления государственной услуги подписывается уполномоченным должностным лицом Департамента и выдается заявителю с указанием причин и срока приостановления.
Пунктом 3.9 Административного регламента установлено, что при подтверждении права заявителя на получение государственной услуги должностное лицо Департамента подготавливает проект распоряжения об изменении вида разрешенного использования земельного участка, обеспечивает подписание распоряжения уполномоченным должностным лицом Департамента и направление в установленном порядке документов для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости.
После получения кадастрового паспорта с измененным видом разрешенного использования земельного участка направляет заявителю уведомление о необходимости внесения платы за снятие запрета на строительство в размере 80% от кадастровой стоимости земельного участка, а после подтверждения факта внесения платы за снятие запрета на строительство, подготавливает проект распоряжения о снятии запрета на строительство.
Таким образом, законодательство Российской Федерации и города Москвы не устанавливает, что плата за снятие запрета на строительство, реконструкцию на земельном участке, ранее предоставленном лицу в собственность на основании пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и по цене, установленной пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, уплачивается до подачи заявления о снятии такого запрета.
Вместе с тем, законодательство Российской Федерации и города Москвы устанавливает, что такая плата в любом случае, уплачивается до принятия решения о снятии запрета на строительство, реконструкцию, причем законодатель не устанавливает какой-либо срок для внесения этой платы, но и не устанавливает для заявителя запрет на внесение этой платы, например, одновременно с подачей заявления о снятии запрета.
Согласно пункту 3 статьи 7 Закона N 48, цена за снятие запрета устанавливается в размере 20% от кадастровой стоимости на момент внесения платежа.
Согласно публичной кадастровой карте на момент внесения денежных средств кадастровая стоимость земельного участка составляла 7.888.506,12 руб. соответственно 80% от кадастровой стоимости - 6.310.804,90 руб.
Порядок определения кадастровой стоимости земельного участка, в случае изменения вида разрешенного использования, установлен Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222 "Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка" (далее - Методические рекомендации).
Пунктом 1.3 названных Методических рекомендаций установлено, что кадастровая стоимость земельного участка в случае изменения вида разрешенного использования определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, либо на основании решения данного органа - подведомственными ему государственными бюджетными учреждениями.
В соответствии с пунктом 2.3.2 Методических рекомендаций, в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель населенных пунктов его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду, для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Следовательно, законодательством Российской Федерации предусмотрено, что изменение вида разрешенного использования земельного участка влечет изменение кадастровой стоимости участка, которая определяется как произведение двух множителей: 1) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель испрашиваемого заявителем вида разрешенного использования для кадастрового квартала, в котором располагается спорный земельный участок, и 2) площади этого участка.
Более того, точная стоимость снятия запрета на строительство может быть определена после изменения в установленном порядке цели использования земельного участка и получения нового кадастрового паспорта земельного участка.
Довод заявителя о том, что суд неправомерно применил положения Административного регламента, поскольку он не является законом, обоснованно отклонены судом апелляционной инстанции исходя из следующего.
Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" устанавливает, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять эти услуги, в соответствии с административными регламентами (статья 6).
При этом указанным Законом под государственной услугой, предоставляемой федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, понимается деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
Под Административным регламентом понимается нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" устанавливается требование о необходимости наличия административных регламентов при выполнении государственной функции.
В соответствии с указанным Постановлением, административные регламенты исполнения государственных функций должны устанавливать порядок взаимодействия между структурными подразделениями федерального органа исполнительной власти и органа государственного внебюджетного фонда, их должностными лицами, взаимодействия федерального органа исполнительной власти и органа государственного внебюджетного фонда с физическими и юридическими лицами, иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, учреждениями и организациями при исполнении государственной функции.
Как следует из материалов дела и установлено судами, кадастровый паспорт с внесенными изменениями был получен Департаментом только 30.03.2016. Кадастровый паспорт земельного участка N 77/501/16-354199, содержащий сведения о разрешенном использовании земельного участка согласно распоряжению Департамента от 18.03.2016 N 5290, предусматривающее разрешенное использование земельного участка в соответствии с градостроительным планом земельного участка от 27.07.2010 N RU77-222000-0018378.
Исключительно с этого момента была нормативно и достоверно, как указывает Департамент, установлена кадастровая стоимость земельного участка, которая составила 7.888.506,12 руб.
Для снятия запрета и выпуска соответствующего правового акта Департамента заявителю необходимо произвести оплату денежных средств в размере 80% от кадастровой стоимости земельного участка.
Иного расчета и кадастрового паспорта, соответствующего процедуре, по состоянию на 2012 год в материалы дела не представлено.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 11.12.2013 по делу N А40-169326/12 указанная процедура не отменена.
Согласно статье 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", кадастровый учет на основании документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия не в связи с заявлением о кадастровом учете, осуществляется в срок не более чем тридцать рабочих дней, со дня поступления таких документов.
Учитывая приведенные нормы права и обстоятельства спора, кассационная коллегия считает, что суды пришли к правомерному выводу о соответствии оспариваемых действий Департамента нормам законодательства, регулирующего спор и недоказанности, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для удовлетворения требований заявителя.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 30 декабря 2016 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 марта 2017 года по делу N А40-179459/16 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "ДОР-2006" - без удовлетворения.
Председательствующий судья
В.В.КУЗНЕЦОВ

Судьи
И.Ю.ГРИГОРЬЕВА
Р.Р.ЛАТЫПОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)