Судебные решения, арбитраж
Охрана земель; Экономика и управление земельными участками
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 августа 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Смирникова А.В., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горячко Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Опт-Сервис"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17 июня 2016 года по делу N А12-9968/2016 (судья Середа Н.Н.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Опт-Сервис" (ИНН 3442031924, ОГРН 1033400170616, адрес местонахождения: 400007, город Волгоград, проспект Ленина, 93)
к Администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда (ИНН 3442026353, ОГРН 1033400170286, адрес местонахождения: 400105, город Волгоград, проспект Ленина, 119)
с участием Департамента земельных ресурсов администрации Волгограда (ИНН 3444114679, ОГРН 1043400321744, адрес местонахождения: 400066, город Волгоград, улица Гагарина, 12)
о признании незаконными действий,
при участии в судебном заседании:
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены,
установил:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Опт-Сервис" (далее - заявитель, Общество, ООО "Опт-Сервис") с заявлением к Администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда (далее - Администрация) о признании незаконными действий, выразившихся в требовании освободить от нестационарного объекта вагончика - пункта охраны, земельный участок с кадастровым номером 34:34:020049:22 площадью 1455,7 кв. м по адресу: г. Волгоград, ул. Хользунова, МР-317.
В порядке статьи 49 АПК РФ Общество дополнило требования, также просит признать незаконными действия, выразившиеся в принудительном демонтаже строений автостоянки, а именно вагончика пункта охраны, ограждающего забора, шлагбаума, баков для отходов (т. 1 л.д. 55).
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент земельных ресурсов администрации Волгограда (далее - Департамент земельных ресурсов).
Решением от 17 июня 2016 года Арбитражный суд Волгоградской области отказал ООО "Опт-Сервис" в удовлетворении требований к Администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда о признании незаконными действий, выразившихся в требовании освободить от нестационарного объекта вагончика - пункта охраны земельный участок с кадастровым номером 34:34:020049:22 площадью 1455,7 кв. м по адресу: г. Волгоград, ул. Хользунова, МР-317; о признании незаконными действий, выразившихся в принудительном демонтаже строений автостоянки, а именно вагончика пункта охраны, ограждающего забора, шлагбаума, баков для отходов.
ООО "Опт-Сервис" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
Администрация, Департамент земельных ресурсов в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле извещены о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 АПК РФ (уведомления о вручении почтовых отправлений: N 737889, N 737896, N 737902), явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 29.07.2016, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании постановления Администрации г. Волгограда от 16.04.2004 N 457 между Администрацией Волгограда в лице Департамента муниципального имущества администрации Волгограда и ООО "Опт-Сервис" 28.05.2004 заключен договор N 5281 аренды земельного участка площадью 1455,7 кв. сроком действия до 16.04.2005 для эксплуатации временной автостоянки.
Распоряжением Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда от 27.05.2008 N 273-рз срок действия договора продлен на один год (т. 1, л.д. 59, 67, 68).
Департаментом земельных ресурсов администрации Волгограда 17.02.2016 в адрес Администрации района направлено письмо о том, что указанный договор аренды с Обществом расторгнут с 16.01.2015.
Однако при осмотре земельного участка установлено, что на нем по-прежнему размещена автостоянка. В связи с чем, в адрес Администрации района направлены материалы для осуществления мероприятий по демонтажу самовольно установленных нестационарных объектов (т. 1, л.д. 73).
В частности в адрес Администрации направлен акт обследования спорного земельного участка от 15.02.2016 N 2/81-16-ДЗР с приложением схемы земельного участка, фотографий объектов (т. 1, л.д. 76-82).
Уведомлением Администрации о фиксации самовольно установленного объекта от 01.03.2016 N 1/5 ООО "Опт-Сервис" предложено до 09.03.2016 в добровольном порядке освободить земельный участок от самовольно установленного нестационарного объекта.
Не согласившись с действиями Администрации, выразившимися в требовании освободить от нестационарного объекта вагончика - пункта охраны, земельный участок, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В ходе рассмотрения дела, судом первой инстанции установлено, по результатам выполнения мероприятий по демонтажу самовольно установленных нестационарных объектов Администрацией района 21.03.2016 издано распоряжение N 167-р "О демонтаже (переносе) нестационарного объекта - вагончика пункта охраны, расположенного по ул. Хользунова, мкр. 317".
Пунктом 1 распоряжения Муниципальному бюджетному учреждению "Жилищно-коммунальное хозяйство Краснооктябрьского района Волгограда" предписано провести работы по демонтажу указанного объекта не позднее 10 рабочих дней со дня издания распоряжения (т. 1, л.д. 87).
Указанное обстоятельство послужило основанием, для уточнения Обществом заявленных требований.
В порядке статьи 49 АПК РФ Общество дополнило требования, также просило признать незаконными действия, выразившиеся в принудительном демонтаже строений автостоянки, а именно вагончика пункта охраны, ограждающего забора, шлагбаума, баков для отходов (т. 1, л.д. 55).
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований к удовлетворению предъявленных требований.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 2.1.4.8. и 2.1.4.9. Положения об администрации Краснооктябрьского района Волгограда (утв. решением Волгоградской городской Думы от 24.12.2010 N 40/1252) Администрация выявляет самовольно установленные на территории района нестационарные объекты, создает комиссии при Администрации по решению вопросов о демонтаже (переносе) самовольно установленных нестационарных объектов.
Принимает меры по демонтажу (переносу) самовольно установленных на территории района нестационарных объектов.
Постановлением Администрации Волгограда от 12.04.2013 N 764 утверждены Порядок демонтажа (переноса) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда и Положение о комиссиях по решению вопросов о демонтаже (переносе) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда.
Согласно пункту 2 Порядка демонтажа нестационарных объектов освобождению подлежат земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, а также объекты, находящиеся в муниципальной собственности, самовольно занятые киосками, павильонами, прицепами (тонарами) всех типов, лотками, палатками, прилавками и холодильным оборудованием для хранения и реализации скоропортящейся продукции и напитков, объектами общественного питания (кафетерии, закусочные и иные точки общественного питания), оборудованными в некапитальных строениях, торговыми автоматами и платежными терминалами, металлическими контейнерами и гаражами, хозяйственными постройками, не являющимися объектами недвижимости, ограждениями и иными объектами движимого имущества. Демонтажу подлежат объекты, размещенные (смонтированные) на землях, не отведенных для этих целей в установленном порядке, на объектах, находящихся в муниципальной собственности, установленные и (или) эксплуатируемые без правовых оснований на их размещение, а также не демонтированные в установленный срок по окончании права пользования землями, а также объектами, находящимися в муниципальной собственности, в том числе в связи с прекращением действия договора на их размещение.
В соответствии с пунктом 3 Порядка демонтажа нестационарных объектов работу по выявлению объектов на территории Волгограда осуществляют администрации районов Волгограда. Решения о демонтаже объектов на территории Волгограда принимают комиссии по решению вопросов о демонтаже (переносе) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда, создаваемые в администрациях соответствующих районов Волгограда.
Согласно пункту 4 Порядка демонтажа нестационарных объектов при выявлении объекта либо получении сведений о выявленных объектах от подразделений, указанных в пункте 3 Порядка, администрации направляют в комитет земельных ресурсов администрации Волгограда запрос о проведении обследования земельного участка, на котором расположен объект. Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда с привлечением специалистов администраций, департамента по промышленности и торговле администрации Волгограда, а в случае необходимости иных отраслевых структурных подразделений администрации Волгограда в срок не позднее пяти рабочих дней со дня получения запроса проводит обследование земельного участка, составляет акт обследования и направляет его в администрации. В случае установления, что выявленный объект расположен незаконно, администрация составляет уведомление о фиксации самовольно установленного объекта (приложение N 1 к Порядку демонтажа нестационарных объектов) и в срок не позднее пяти рабочих дней доводит предложения о добровольном демонтаже объекта до сведения собственника объекта путем размещения уведомления на объекте с фото- или видеофиксацией. В случае неисполнения собственником предложения о добровольном демонтаже объекта в установленный в уведомлении срок, материалы дела о незаконном размещении объекта передаются администрациями на рассмотрение комиссии в срок не позднее трех рабочих дней. Заседание комиссии проводится в срок не позднее пяти рабочих дней со дня получения материалов (пункт 5 Порядка демонтажа нестационарных объектов). Администрация в срок не позднее десяти рабочих дней со дня издания постановления администрации о демонтаже (переносе) объекта организовывают выполнение работ по демонтажу, перевозке и хранению объекта.
Как было указано выше, на основании постановления Администрации г. Волгограда от 16.04.2004 N 457 между Администрацией Волгограда в лице Департамента муниципального имущества администрации Волгограда и ООО "Опт-Сервис" 28.05.2004 заключен договор N 5281 аренды земельного участка площадью 1455,7 кв. сроком действия до 16.04.2005 для эксплуатации временной автостоянки.
Распоряжением Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда от 27.05.2008 N 273-рз срок действия договора продлен на один год до 27.05.2009 (т. 1, л.д. 59, 67, 68).
Уведомлением от 10.12.2014 исх. N 21-17/33969 Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области уведомило Общество о прекращении договора аренды от 28.05.2004 N 5281 (т. 1, л.д. 69).
Уведомление от 10.12.2014 исх. N 21-17/33969 направлено в адрес ООО "Опт-Сервис" 12.12.2014 заказным письмом, имеющим почтовый идентификатор N 40097581027715 (т. 1, л.д. 70-71).
Согласно информации с сайта "Почта России" (отслеживание почтовых отправлений) почтовое отправление N 40097581027715 вручено адресату 16.12.2014 (т. 1, л.д. 72).
При таких обстоятельствах, апелляционной коллегией отклоняется довод жалобы о том, что указанное уведомление в адрес Общества не поступало, в связи с чем, договор аренды продолжает свое действие, поскольку является продленным на неопределенный срок и не расторгнут в судебном порядке.
Как правомерно указал суд первой инстанции, при направлении уведомлении о расторжении договора Департамент руководствовался положениями пункта 7.2. договора и статьей 610 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которой в случае, если арендатор продолжает пользоваться участком после истечения срока действия договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считает продленным на тех же условиях. В этом случае стороны вправе в любое время отказаться от договора, предупредив другую сторону за один месяц.
В силу чего, довод заявителя о том, что договор аренды подлежит расторжению только в судебном порядке, не соответствует нормам права и условиям договора.
Департаментом земельных ресурсов администрации Волгограда 17.02.2016 в адрес Администрации района направлено письмо исх. N 2654 о том, что договор аренды от 28.05.2004 N 5281 с Обществом расторгнут с 16.01.2015.
Однако при осмотре земельного участка установлено, что на нем по-прежнему размещена автостоянка. В связи с чем, в адрес Администрации района направлены материалы для осуществления мероприятий по демонтажу самовольно установленных нестационарных объектов (т. 1, л.д. 73).
В частности в адрес Администрации направлены акты осмотра спорного земельного участка от 11.02.2016 N 1/5 и от 15.02.2016 N 2/81-16-ДЗР с приложением схемы земельного участка, фотографий объектов (л.д. 76-82).
Уведомлением о фиксации самовольно установленного объекта от 01.03.2016 Администрацией ООО "Опт-Сервис" предложено до 09.03.2016 в добровольном порядке освободить земельный участок от самовольно установленного нестационарного объекта (т. 1, л.д. 83).
Указанное уведомление размещено на вагончике пункта охраны, расположенном по ул. Хользунова, мкр. 317.
Уведомлением о фиксации самовольно установленного объекта от 03.03.2016 Администрацией ООО "Опт-Сервис" предложено до 14.03.2016 в добровольном порядке освободить земельный участок от самовольно установленного нестационарного объекта (т. 1, л.д. 85).
Указанное уведомление также размещено на вагончике пункта охраны, расположенном по ул. Хользунова, мкр. 317.
Кроме того, информация опубликована в газете "Городские вести" от 03.03.2016 (т. 1, л.д. 91).
На основании решения комиссии по решению вопросов о демонтаже (переносе) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Краснооктябрьского района Волгограда от 16.03.2016 N 5 Администрацией района 21.03.2016 издано распоряжение N 167-р "О демонтаже (переносе) нестационарного объекта - вагончика пункта охраны, расположенного по ул. Хользунова, мкр. 317".
Пунктом 1 распоряжения Муниципальному бюджетному учреждению "Жилищно-коммунальное хозяйство Краснооктябрьского района Волгограда" предписано провести работы по демонтажу указанного объекта не позднее 10 рабочих дней со дня издания распоряжения (т. 1, л.д. 87).
Уведомлением о принудительном демонтаже нестационарного объекта от 22.03.2016 Администрация уведомила ООО "Опт-Сервис" о начале демонтажных работ с 25.03.2016 (т. 1, л.д. 88).
Указанное уведомление также размещено на вагончике пункта охраны, расположенном по ул. Хользунова, мкр. 317.
Кроме того, информация опубликована в газете "Городские вести" от 22.03.2016 (т. 1, л.д. 90).
Таким образом, Администрацией соблюдена процедура демонтажа самовольно установленных объектов, предусмотренная Порядком демонтажа нестационарных объектов.
В апелляционной инстанции заявитель указывает, что оспариваемыми действиями нарушены его права в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Апелляционной коллегией отклоняется указанный довод жалобы, поскольку документов, подтверждающих легитимность размещения вагончика и дополнительного оборудования на спорном земельном участке и их эксплуатацию, заявитель суду не представил.
Кроме того, права заявителя не нарушены также и в связи с тем, что демонтаж в соответствии с Порядком демонтажа (переноса) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда не предусматривает порядок изъятия имущества из собственности законного владельца, а регулирует порядок освобождения земельных участков путем демонтажа и временного перемещения самовольно установленных объектов движимого имущества.
В результате демонтажа объект движимого имущества не утрачивает своих свойств и не перестает существовать как объект права, в отличие от последствий, вызванных сносом объекта недвижимого имущества, возведенного с нарушением установленного порядка. Наличие права собственности у лица на самовольно установленный движимый нестационарный объект, при отсутствии прав пользования и владения этим земельным участком, не может быть реализовано в нарушение прав собственника земельного участка. Демонтаж самовольно установленных нестационарных объектов не имеет правовой связи с конституционными нормами, гарантирующими защиту права частной собственности, поскольку демонтаж в отношении указанных объектов не направлен на ограничение или лишение права собственности. Порядком предусмотрена процедура возврата объекта его собственнику.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21.11.2013 по делу N А12-14507/2013.
Принимая во внимание, что у Общества отсутствуют правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором размещен спорный нестационарный объект, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии доказательств нарушения оспариваемым постановлением Администрации прав и законных интересов заявителя и правомерно отказал в удовлетворении требований Общества.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции законным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба общества с ограниченной ответственностью "Опт-Сервис" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17 июня 2016 года по делу N А12-9968/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.08.2016 N 12АП-8241/2016 ПО ДЕЛУ N А12-9968/2016
Разделы:Охрана земель; Экономика и управление земельными участками
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 августа 2016 г. по делу N А12-9968/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 августа 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Смирникова А.В., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горячко Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Опт-Сервис"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17 июня 2016 года по делу N А12-9968/2016 (судья Середа Н.Н.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Опт-Сервис" (ИНН 3442031924, ОГРН 1033400170616, адрес местонахождения: 400007, город Волгоград, проспект Ленина, 93)
к Администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда (ИНН 3442026353, ОГРН 1033400170286, адрес местонахождения: 400105, город Волгоград, проспект Ленина, 119)
с участием Департамента земельных ресурсов администрации Волгограда (ИНН 3444114679, ОГРН 1043400321744, адрес местонахождения: 400066, город Волгоград, улица Гагарина, 12)
о признании незаконными действий,
при участии в судебном заседании:
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены,
установил:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Опт-Сервис" (далее - заявитель, Общество, ООО "Опт-Сервис") с заявлением к Администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда (далее - Администрация) о признании незаконными действий, выразившихся в требовании освободить от нестационарного объекта вагончика - пункта охраны, земельный участок с кадастровым номером 34:34:020049:22 площадью 1455,7 кв. м по адресу: г. Волгоград, ул. Хользунова, МР-317.
В порядке статьи 49 АПК РФ Общество дополнило требования, также просит признать незаконными действия, выразившиеся в принудительном демонтаже строений автостоянки, а именно вагончика пункта охраны, ограждающего забора, шлагбаума, баков для отходов (т. 1 л.д. 55).
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент земельных ресурсов администрации Волгограда (далее - Департамент земельных ресурсов).
Решением от 17 июня 2016 года Арбитражный суд Волгоградской области отказал ООО "Опт-Сервис" в удовлетворении требований к Администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда о признании незаконными действий, выразившихся в требовании освободить от нестационарного объекта вагончика - пункта охраны земельный участок с кадастровым номером 34:34:020049:22 площадью 1455,7 кв. м по адресу: г. Волгоград, ул. Хользунова, МР-317; о признании незаконными действий, выразившихся в принудительном демонтаже строений автостоянки, а именно вагончика пункта охраны, ограждающего забора, шлагбаума, баков для отходов.
ООО "Опт-Сервис" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
Администрация, Департамент земельных ресурсов в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле извещены о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 АПК РФ (уведомления о вручении почтовых отправлений: N 737889, N 737896, N 737902), явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 29.07.2016, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании постановления Администрации г. Волгограда от 16.04.2004 N 457 между Администрацией Волгограда в лице Департамента муниципального имущества администрации Волгограда и ООО "Опт-Сервис" 28.05.2004 заключен договор N 5281 аренды земельного участка площадью 1455,7 кв. сроком действия до 16.04.2005 для эксплуатации временной автостоянки.
Распоряжением Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда от 27.05.2008 N 273-рз срок действия договора продлен на один год (т. 1, л.д. 59, 67, 68).
Департаментом земельных ресурсов администрации Волгограда 17.02.2016 в адрес Администрации района направлено письмо о том, что указанный договор аренды с Обществом расторгнут с 16.01.2015.
Однако при осмотре земельного участка установлено, что на нем по-прежнему размещена автостоянка. В связи с чем, в адрес Администрации района направлены материалы для осуществления мероприятий по демонтажу самовольно установленных нестационарных объектов (т. 1, л.д. 73).
В частности в адрес Администрации направлен акт обследования спорного земельного участка от 15.02.2016 N 2/81-16-ДЗР с приложением схемы земельного участка, фотографий объектов (т. 1, л.д. 76-82).
Уведомлением Администрации о фиксации самовольно установленного объекта от 01.03.2016 N 1/5 ООО "Опт-Сервис" предложено до 09.03.2016 в добровольном порядке освободить земельный участок от самовольно установленного нестационарного объекта.
Не согласившись с действиями Администрации, выразившимися в требовании освободить от нестационарного объекта вагончика - пункта охраны, земельный участок, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В ходе рассмотрения дела, судом первой инстанции установлено, по результатам выполнения мероприятий по демонтажу самовольно установленных нестационарных объектов Администрацией района 21.03.2016 издано распоряжение N 167-р "О демонтаже (переносе) нестационарного объекта - вагончика пункта охраны, расположенного по ул. Хользунова, мкр. 317".
Пунктом 1 распоряжения Муниципальному бюджетному учреждению "Жилищно-коммунальное хозяйство Краснооктябрьского района Волгограда" предписано провести работы по демонтажу указанного объекта не позднее 10 рабочих дней со дня издания распоряжения (т. 1, л.д. 87).
Указанное обстоятельство послужило основанием, для уточнения Обществом заявленных требований.
В порядке статьи 49 АПК РФ Общество дополнило требования, также просило признать незаконными действия, выразившиеся в принудительном демонтаже строений автостоянки, а именно вагончика пункта охраны, ограждающего забора, шлагбаума, баков для отходов (т. 1, л.д. 55).
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований к удовлетворению предъявленных требований.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 2.1.4.8. и 2.1.4.9. Положения об администрации Краснооктябрьского района Волгограда (утв. решением Волгоградской городской Думы от 24.12.2010 N 40/1252) Администрация выявляет самовольно установленные на территории района нестационарные объекты, создает комиссии при Администрации по решению вопросов о демонтаже (переносе) самовольно установленных нестационарных объектов.
Принимает меры по демонтажу (переносу) самовольно установленных на территории района нестационарных объектов.
Постановлением Администрации Волгограда от 12.04.2013 N 764 утверждены Порядок демонтажа (переноса) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда и Положение о комиссиях по решению вопросов о демонтаже (переносе) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда.
Согласно пункту 2 Порядка демонтажа нестационарных объектов освобождению подлежат земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, а также объекты, находящиеся в муниципальной собственности, самовольно занятые киосками, павильонами, прицепами (тонарами) всех типов, лотками, палатками, прилавками и холодильным оборудованием для хранения и реализации скоропортящейся продукции и напитков, объектами общественного питания (кафетерии, закусочные и иные точки общественного питания), оборудованными в некапитальных строениях, торговыми автоматами и платежными терминалами, металлическими контейнерами и гаражами, хозяйственными постройками, не являющимися объектами недвижимости, ограждениями и иными объектами движимого имущества. Демонтажу подлежат объекты, размещенные (смонтированные) на землях, не отведенных для этих целей в установленном порядке, на объектах, находящихся в муниципальной собственности, установленные и (или) эксплуатируемые без правовых оснований на их размещение, а также не демонтированные в установленный срок по окончании права пользования землями, а также объектами, находящимися в муниципальной собственности, в том числе в связи с прекращением действия договора на их размещение.
В соответствии с пунктом 3 Порядка демонтажа нестационарных объектов работу по выявлению объектов на территории Волгограда осуществляют администрации районов Волгограда. Решения о демонтаже объектов на территории Волгограда принимают комиссии по решению вопросов о демонтаже (переносе) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда, создаваемые в администрациях соответствующих районов Волгограда.
Согласно пункту 4 Порядка демонтажа нестационарных объектов при выявлении объекта либо получении сведений о выявленных объектах от подразделений, указанных в пункте 3 Порядка, администрации направляют в комитет земельных ресурсов администрации Волгограда запрос о проведении обследования земельного участка, на котором расположен объект. Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда с привлечением специалистов администраций, департамента по промышленности и торговле администрации Волгограда, а в случае необходимости иных отраслевых структурных подразделений администрации Волгограда в срок не позднее пяти рабочих дней со дня получения запроса проводит обследование земельного участка, составляет акт обследования и направляет его в администрации. В случае установления, что выявленный объект расположен незаконно, администрация составляет уведомление о фиксации самовольно установленного объекта (приложение N 1 к Порядку демонтажа нестационарных объектов) и в срок не позднее пяти рабочих дней доводит предложения о добровольном демонтаже объекта до сведения собственника объекта путем размещения уведомления на объекте с фото- или видеофиксацией. В случае неисполнения собственником предложения о добровольном демонтаже объекта в установленный в уведомлении срок, материалы дела о незаконном размещении объекта передаются администрациями на рассмотрение комиссии в срок не позднее трех рабочих дней. Заседание комиссии проводится в срок не позднее пяти рабочих дней со дня получения материалов (пункт 5 Порядка демонтажа нестационарных объектов). Администрация в срок не позднее десяти рабочих дней со дня издания постановления администрации о демонтаже (переносе) объекта организовывают выполнение работ по демонтажу, перевозке и хранению объекта.
Как было указано выше, на основании постановления Администрации г. Волгограда от 16.04.2004 N 457 между Администрацией Волгограда в лице Департамента муниципального имущества администрации Волгограда и ООО "Опт-Сервис" 28.05.2004 заключен договор N 5281 аренды земельного участка площадью 1455,7 кв. сроком действия до 16.04.2005 для эксплуатации временной автостоянки.
Распоряжением Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда от 27.05.2008 N 273-рз срок действия договора продлен на один год до 27.05.2009 (т. 1, л.д. 59, 67, 68).
Уведомлением от 10.12.2014 исх. N 21-17/33969 Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области уведомило Общество о прекращении договора аренды от 28.05.2004 N 5281 (т. 1, л.д. 69).
Уведомление от 10.12.2014 исх. N 21-17/33969 направлено в адрес ООО "Опт-Сервис" 12.12.2014 заказным письмом, имеющим почтовый идентификатор N 40097581027715 (т. 1, л.д. 70-71).
Согласно информации с сайта "Почта России" (отслеживание почтовых отправлений) почтовое отправление N 40097581027715 вручено адресату 16.12.2014 (т. 1, л.д. 72).
При таких обстоятельствах, апелляционной коллегией отклоняется довод жалобы о том, что указанное уведомление в адрес Общества не поступало, в связи с чем, договор аренды продолжает свое действие, поскольку является продленным на неопределенный срок и не расторгнут в судебном порядке.
Как правомерно указал суд первой инстанции, при направлении уведомлении о расторжении договора Департамент руководствовался положениями пункта 7.2. договора и статьей 610 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которой в случае, если арендатор продолжает пользоваться участком после истечения срока действия договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считает продленным на тех же условиях. В этом случае стороны вправе в любое время отказаться от договора, предупредив другую сторону за один месяц.
В силу чего, довод заявителя о том, что договор аренды подлежит расторжению только в судебном порядке, не соответствует нормам права и условиям договора.
Департаментом земельных ресурсов администрации Волгограда 17.02.2016 в адрес Администрации района направлено письмо исх. N 2654 о том, что договор аренды от 28.05.2004 N 5281 с Обществом расторгнут с 16.01.2015.
Однако при осмотре земельного участка установлено, что на нем по-прежнему размещена автостоянка. В связи с чем, в адрес Администрации района направлены материалы для осуществления мероприятий по демонтажу самовольно установленных нестационарных объектов (т. 1, л.д. 73).
В частности в адрес Администрации направлены акты осмотра спорного земельного участка от 11.02.2016 N 1/5 и от 15.02.2016 N 2/81-16-ДЗР с приложением схемы земельного участка, фотографий объектов (л.д. 76-82).
Уведомлением о фиксации самовольно установленного объекта от 01.03.2016 Администрацией ООО "Опт-Сервис" предложено до 09.03.2016 в добровольном порядке освободить земельный участок от самовольно установленного нестационарного объекта (т. 1, л.д. 83).
Указанное уведомление размещено на вагончике пункта охраны, расположенном по ул. Хользунова, мкр. 317.
Уведомлением о фиксации самовольно установленного объекта от 03.03.2016 Администрацией ООО "Опт-Сервис" предложено до 14.03.2016 в добровольном порядке освободить земельный участок от самовольно установленного нестационарного объекта (т. 1, л.д. 85).
Указанное уведомление также размещено на вагончике пункта охраны, расположенном по ул. Хользунова, мкр. 317.
Кроме того, информация опубликована в газете "Городские вести" от 03.03.2016 (т. 1, л.д. 91).
На основании решения комиссии по решению вопросов о демонтаже (переносе) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Краснооктябрьского района Волгограда от 16.03.2016 N 5 Администрацией района 21.03.2016 издано распоряжение N 167-р "О демонтаже (переносе) нестационарного объекта - вагончика пункта охраны, расположенного по ул. Хользунова, мкр. 317".
Пунктом 1 распоряжения Муниципальному бюджетному учреждению "Жилищно-коммунальное хозяйство Краснооктябрьского района Волгограда" предписано провести работы по демонтажу указанного объекта не позднее 10 рабочих дней со дня издания распоряжения (т. 1, л.д. 87).
Уведомлением о принудительном демонтаже нестационарного объекта от 22.03.2016 Администрация уведомила ООО "Опт-Сервис" о начале демонтажных работ с 25.03.2016 (т. 1, л.д. 88).
Указанное уведомление также размещено на вагончике пункта охраны, расположенном по ул. Хользунова, мкр. 317.
Кроме того, информация опубликована в газете "Городские вести" от 22.03.2016 (т. 1, л.д. 90).
Таким образом, Администрацией соблюдена процедура демонтажа самовольно установленных объектов, предусмотренная Порядком демонтажа нестационарных объектов.
В апелляционной инстанции заявитель указывает, что оспариваемыми действиями нарушены его права в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Апелляционной коллегией отклоняется указанный довод жалобы, поскольку документов, подтверждающих легитимность размещения вагончика и дополнительного оборудования на спорном земельном участке и их эксплуатацию, заявитель суду не представил.
Кроме того, права заявителя не нарушены также и в связи с тем, что демонтаж в соответствии с Порядком демонтажа (переноса) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда не предусматривает порядок изъятия имущества из собственности законного владельца, а регулирует порядок освобождения земельных участков путем демонтажа и временного перемещения самовольно установленных объектов движимого имущества.
В результате демонтажа объект движимого имущества не утрачивает своих свойств и не перестает существовать как объект права, в отличие от последствий, вызванных сносом объекта недвижимого имущества, возведенного с нарушением установленного порядка. Наличие права собственности у лица на самовольно установленный движимый нестационарный объект, при отсутствии прав пользования и владения этим земельным участком, не может быть реализовано в нарушение прав собственника земельного участка. Демонтаж самовольно установленных нестационарных объектов не имеет правовой связи с конституционными нормами, гарантирующими защиту права частной собственности, поскольку демонтаж в отношении указанных объектов не направлен на ограничение или лишение права собственности. Порядком предусмотрена процедура возврата объекта его собственнику.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21.11.2013 по делу N А12-14507/2013.
Принимая во внимание, что у Общества отсутствуют правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором размещен спорный нестационарный объект, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии доказательств нарушения оспариваемым постановлением Администрации прав и законных интересов заявителя и правомерно отказал в удовлетворении требований Общества.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции законным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба общества с ограниченной ответственностью "Опт-Сервис" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17 июня 2016 года по делу N А12-9968/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Ю.А.КОМНАТНАЯ
Судьи
А.В.СМИРНИКОВ
М.Г.ЦУЦКОВА
Ю.А.КОМНАТНАЯ
Судьи
А.В.СМИРНИКОВ
М.Г.ЦУЦКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)