Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.07.2017 N 08АП-7131/2017 ПО ДЕЛУ N А46-1860/2017

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июля 2017 г. N 08АП-7131/2017

Дело N А46-1860/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июля 2017 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.
судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7131/2017) Министерства имущественных отношений Омской области
на решение Арбитражного суда Омской области от 13.04.2017 по делу N А46-1860/2017 (судья Яркова С.В.),
принятое по заявлению Индивидуального предпринимателя Малыгиной Ирины Владимировны (ИНН 550510474564, ОГРНИП 304550527500213)
к Министерству имущественных отношений Омской области (ИНН 5503079101, ОГРН 1045504006822)
о признании незаконным отказа,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Министерства имущественных отношений Омской области - Огневой Е.А. по доверенности N 03-01/12195 от 30.12.2016 сроком действия по 31.12.2017 (удостоверение);
- от Индивидуального предпринимателя Малыгиной Ирины Владимировны - Семиглазова О.И. по доверенности N 55 АА 1333796 от 29.02.2016 сроком действия 15 лет (личность удостоверена паспортом гражданина РФ),
установил:

Индивидуальный предприниматель Малыгина Ирина Владимировна (далее - ИП Малыгина И.В., заявитель) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству имущественных отношений Омской области (далее - Министерство, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа Министерства в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:36:17 01 01: 16695, изложенного в письме от 22.12.2016 N 08-01/11896.
Решением Арбитражного суда Омской области от 13.04.2017 по делу N А46-1860/2017 заявленные ИП Малыгиной И.В. удовлетворены, оспариваемый отказ признан незаконным. В качестве способа восстановления нарушенных прав предпринимателя суд обязал Министерство предоставить предпринимателю в аренду вышеобозначенный земельный участок, заключив с Малыгиной И.В. соответствующий договор аренды земельного участка.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из несоответствия оспариваемого отказа пункту 4 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации, а также из непредставления заинтересованным лицом в материалы дела доказательств, указывающих на наличие оснований для отказа предпринимателю в предоставлении последнему на праве аренды испрашиваемого им земельного участка.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 13.04.2017 по делу N А46-1860/2017 отменить, вынести новый судебный акт.
Податель апелляционной жалобы ссылается на то, что Земельным кодексом Российской Федерации не предусмотрено внесение изменений в ранее заключенные договоры аренды с образованием земельных участков из арендуемых земельных участков, в связи с чем, заключает заинтересованное лицо, у него отсутствовали правовые основания для внесения изменений в договор аренды N АЗ-36-058-2009 в части уменьшения площади земельного участка с кадастровым номером 55:36:170101:71, а также в предоставлении в аренду вновь образованного земельного участка с кадастровым номеров 55:36:170101:16695.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы, представитель ИП Малыгиной И.В. в устном выступлении в суде апелляционной инстанции и в письменном отзыве, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Малыгиной И.В. на праве собственности принадлежит нежилое строение общей площадью 448,1 кв. м, инвентарный номер 510180, литер(а) Б, этажность 1, расположенное по адресу: г. Омск, ул. Новокирпичная, д. 36 (свидетельство о государственной регистрации права от 05.12.2012 серии 55-АА N 713400).
Указанный объект недвижимости располагался на земельном участке с кадастровым номером 55:36:17 01 01:71, площадью 2 700 кв. м, принадлежащем на праве собственности Омской области; вид разрешенного использования: для размещения мини-рынка, местоположение: в 45 м севернее относительно 5-этажного жилого дома, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Ленинский административный округ, ул. Вострецова, д. 1.
В целях размещения мини-рынка сторонами был заключен договор аренды N АЗ-36-058-2009 земельного участка с кадастровым номером 55:36:17 01 01:71.
На основании решения Арбитражного суда Омской области от 26.02.2016 по делу N А46-15112/2015 Министерством 23.09.2016 вынесено распоряжение N 1944-р "О предварительном согласовании предоставления земельного участка и изменении вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности Омской области", которым была утверждена схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в отношении земельного участка, подлежащего образованию из земельного участка с кадастровым номером 55:36:17 01 01:71, находящегося в собственности Омской области, из состава земель населенных пунктов, в границах территориальной зоны жилой застройки смешанного типа (Ж-5). Предварительно согласовано предоставление земельного участка с условным номером 55:36:17 01 01:71:ЗУ1, площадью 2 500 кв. м, местоположение которого установлено относительно нежилого строения, имеющего почтовый адрес: Омская область, город Омск, Ленинский административный округ, улица Новокирпичная, дом 36, образуемого в соответствии с прилагаемой схемой расположения земельного участка, Малыгиной И.В. Изменен вид разрешенного использования земельного участка с условным номером 55:36:17 01 01:71:ЗУ1 с "земли общего пользования, для размещения мини-рынка", на вид разрешенного использования "магазины товаров первой необходимости".
На основании пунктов 4, 5 указанного распоряжения Министерства из земельного участка с кадастровым номером 55:36:17 01 01:71 выделен земельный участок с кадастровым номером 55:36:17 01 01:16695, находящийся в собственности Омской области, площадью 2 500 кв. м, с видом разрешенного использования "магазины товаров первой необходимости".
Малыгина И.В. провела кадастровые работы, поставила на кадастровый учет и зарегистрировала право собственности Омской области на земельный участок с кадастровым номером 55:36:17 01 01:16695.
22.11.2016 предприниматель обратилась в адрес Министерства с заявлением о предоставлении ей земельного участка с кадастровым номером 55:36:17 01 01:16695 в аренду сроком на 49 лет под магазин товаров первой необходимости (для эксплуатации здания).
Одновременно Малыгина И.В. просила внести изменение в договор аренды земельного участка N АЗ-36-058-2009 в части площади предоставленного земельного участка.
Письмом от 22.12.2016 N 08-01/11896 заинтересованное лицо уведомило предпринимателя об отказе во внесении изменений в действующий договор аренды, и, как следствие, отказала в заключении договора аренды на выделенный земельный участок, сославшись, при этом, на часть 4 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного пользования, осуществляющее такое использование лицо имеет право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Полагая, что отказ Министерства нарушает права и законные интересы Малыгиной И.В. в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последняя обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
13.04.2017 Арбитражным судом Омской области принято решение, обжалуемое в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 6 Постановления от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в предмет доказывания по настоящему делу входит совокупность следующих обстоятельств: наличие полномочий у органа, действия которого оспариваются, несоответствие оспариваемых действий закону и иному нормативному правовому акту, нарушение такими действиями прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Частью 3 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка.
Из статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1). Любой из заинтересованных правообладателей здания, сооружения или помещений в них вправе обратиться самостоятельно в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду (пункт 6).
Согласно пункту 4 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного пользования, осуществляющее такое использование лицо имеет право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
В соответствии со статьей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (пункт 1). Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, в том числе в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления (подпункт 9 пункта 2).
Статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В силу части 16 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.
В силу пункта 3 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.
Из пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации определены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Как уже было отмечено выше, на основании распоряжения Министерства от 23.09.2016 N 1944-р "О предварительном согласовании предоставления земельного участка и изменении вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности Омской области" из земельного участка с кадастровым номером 55:36:17 01 01:71 выделен земельный участок с кадастровым номером 55:36:17 01 01:16695, находящийся в собственности Омской области, площадью 2 500 кв. м, с видом разрешенного использования "магазины товаров первой необходимости".
Этим же распоряжением предварительно согласовано предоставление земельного участка с условным номером 55:36:17 01 01:71:ЗУ1, площадью 2 500 кв. м, местоположение которого установлено относительно нежилого строения, имеющего почтовый адрес: Омская область, город Омск, Ленинский административный округ, улица Новокирпичная, дом 36, образуемого в соответствии с прилагаемой схемой расположения земельного участка, Малыгиной И.В.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что из земельного участка с кадастровым номером 55:36:17 01 01:71 выделен земельный участок с кадастровым номером 55:36:17 01 01:16695 с видом разрешенного использования "магазины товаров первой необходимости".
В пункте 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Законом, за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, установленных другими федеральными законами.
Следовательно, ИП Малыгина И.В., учитывая наличие на испрашиваемом земельном участке нежилого строения, принадлежащего ей на праве собственности, а также положения пункта 4 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации, вправе претендовать на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 55:36:17 01 01:16695 без проведения торгов.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает необходимым в рассматриваемой ситуации поддержать позицию суда первой инстанции о неправомерном указании в оспариваемом отказе в качестве правового основания пункта 4 статьи 11.8 Земельного кодекса, как не основанном на буквальном содержании указанного пункта.
Ссылка заявителя жалобы на иную судебную практику не может быть принята апелляционным судом во внимание при рассмотрении настоящего дела, так как какого-либо преюдициального значения для настоящего дела не имеет, принята судами по конкретным делам, фактические обстоятельства которых отличны от фактических обстоятельств настоящего дела.
При таких обстоятельствах, поскольку заинтересованным лицом в материалы дела не представлены доказательства наличия оснований для отказа в предоставлении предпринимателю в аренду земельного участка, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о несоответствии оспариваемого отказа действующему законодательству Российской Федерации.
Кроме того, обжалуемый отказ создает препятствия в приобретении предпринимателем земельного участка на испрашиваемом праве для эксплуатации принадлежащего ей здания.
Согласно части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Признавая требования ИП Малыгиной И.В. обоснованными, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что единственным возможным способом восстановления нарушенных прав заявителя является понуждение к заключению договора аренды испрашиваемого земельного участка.
Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ Министерство освобождено от уплаты государственной пошлины, в связи с чем государственная пошлина по апелляционной жалобе заинтересованного лица взысканию не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:

Апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 13.04.2017 по делу N А46-1860/2017 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Л.А.ЗОЛОТОВА
Судьи
О.А.СИДОРЕНКО
Н.А.ШИНДЛЕР




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)