Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.11.2017 ПО ДЕЛУ N А39-7480/2015

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 ноября 2017 г. по делу N А39-7480/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 ноября 2017 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Большаковой О.А., судей Наумовой Е.Н., Мальковой Д.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маркеловой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заместителя прокурора Республики Мордовия на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 10.07.2017 по делу N А39-7480/2015, принятое судьей Алехиной М.Н.,
по иску заместителя прокурора Республики Мордовия в интересах Российской Федерации в лице межрегионального территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области (ОГРН 1091326001502, ИНН 1326211305) и неопределенного круга лиц к администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия (ОГРН 1021301063630, ИНН 1315048992), открытому акционерному обществу "Птицефабрика "Атемарская" (ОГРН 1051310017550, ИНН 1315487527),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Верхне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов Российской Федерации, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Мордовия,
о признании недействительным договора аренды земельных участков и о понуждении к освобождению земельных участков и водных объектов,
при участии представителей: от заявителя (прокуратуры) - Денисова А.А. (удостоверение); от иных лиц - не явились, извещены,
установил:

Заместитель прокурора Республики Мордовия обратился в Арбитражный суд Республики Мордовия в интересах Российской Федерации в лице межрегионального территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области и неопределенного круга лиц с иском к администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия и открытому акционерному обществу "Птицефабрика "Атемарская" о признании недействительным договора аренды от 05.10.2011 N 120 земельных участков с кадастровыми номерами 13:15:0205003:471 и 13:15:0205003:458, расположенных соответственно примерно в 4000 м по направлению на юго-восток от дома N 93 по ул. Центральная с. Атемар Лямбирского района Республики Мордовия и в 650 м по направлению на юг от дома N 109 по ул. Синюши с. Атемар Лямбирского района Республики Мордовия, и о понуждении к освобождению земельных участков и расположенных на них водных объектов.
Исковые требования основаны на статьях 167 и 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 102 Земельного кодекса Российской Федерации, статьях 9, 11, 24 - 27 Водного кодекса Российской Федерации и мотивированы отсутствием у Администрации прав по распоряжению отнесенными к федеральной собственности расположенными в границах земельных участков водными объектами посредством заключения указанной сделки.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Верхне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов Российской Федерации, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Мордовия.
Решением от 10.07.2017 Арбитражный суд Республики Мордовии в иске отказал.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, прокурор обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По мнению заявителя, оснований для отказа в иске у суда не имелось.
Спорные земельные участки сформированы с нарушением земельного и водного законодательства, поскольку в их границах расположены водные объекты, относящиеся к федеральной собственности. Местная администрация, распорядившись ими путем предоставления ОАО "Птицефабрика "Атемарская", превысила свои полномочия.
Совокупностью имеющихся в деле доказательств подтверждается нахождение на спорных земельных участках водных объектов - реки Атемарки и двух прудов, образованных на этой реке.
Спорные водные объекты расположены на землях водного фонда, составляющих в силу статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации самостоятельную категорию земель, и необоснованно включены в состав используемых ОАО "Птицефабрика "Атемарская" земель сельскохозяйственного назначения. Перевод земель водного фонда в земли сельскохозяйственного назначения в установленном законом порядке не производился.
Суд первой инстанции сделал несостоятельный вывод о включении занятых водными объектами земель в земли сельскохозяйственного назначения. Также ошибочны выводы суда о том, что спорные земельные участки не разграничены из государственной собственности.
В силу положений части 5 статьи 7 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации", статьи 5, части 2 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации, ГОСТ 19179-73 "Гидрология суши. Термины и определения" в муниципальной собственности могут находиться только такие пруды и покрытые ими земли, которые не имеют гидравлической связи с иными водными объектами и находятся за пределами водотоков, то есть замкнутые водоемы и покрытые ими земли. Если пруд расположен на водотоке (реке, ручье, канале) и включает в себя в качестве составной части такой водоток и покрытые им земли, которые в силу положений Водного кодекса Российской Федерации являются федеральной собственностью, такой водный объект может находиться только в федеральной собственности.
Спорные водные объекты - пруды расположены на водотоке - реке Атемарка и ее притоке и включают в себя такой водоток, составляя гидравлическую связь с другими водными объектами, и покрытые им земли, которые в силу положений Водного кодекса Российской Федерации являются федеральной собственностью, такие водные объекты также находятся только в федеральной собственности.
Владение, пользование и распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности, относятся к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации (статья 24 Водного кодекса Российской Федерации, статья 9 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, в полномочия Администрации не входит распоряжение собственностью Российской Федерации. Доказательств того, что государство в лице уполномоченных органов наделяло администрацию района полномочиями по распоряжению спорными земельными участками с расположенными на них водными объектами, судом не установлено.
Неправильными являются выводы суда первой инстанции о недоказанности нарушения ответчиками совершенной сделкой закона, а также публичных интересов.
В заседании суда представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции отменить, исковые требования удовлетворить.
Межрегиональное территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области в отзыве на апелляционную жалобу просит решение отменить, жалобу удовлетворить.
ОАО "Птицефабрика "Атемарская" в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Верхне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов в отзыве на апелляционную жалобу поддерживает позицию заместителя прокурора Республики Мордовия.
Дело рассматривается в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области, ответчиков и третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в нем материалам.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 07.11.2017 объявлялся перерыв до 14.11.2017 до 14 часов 30 минут.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Малого Совета Лямбирского районного Совета народных депутатов Мордовской ССР от 18.12.1992 N 139 за сельскохозяйственными предприятиями в собственность, аренду и временное пользование закреплены земли реорганизуемых сельскохозяйственных предприятий, оставшиеся после передачи земли в собственность коллективов.
Пунктов 3 решения установлено, что земельные площади подлежат передаче государственным сельскохозяйственным предприятия в бессрочное пользование согласно приложению N 2.
Приложением N 2 к решению является список государственных реорганизуемых предприятий, земли которых переходят в постоянное и временное пользование. В числе предприятий указаны совхоз "Искра" (новое наименование - сельскохозяйственное предприятие "Искра") и птицефабрика "Атемарская" (новое наименование - ПТФ "Атемарская").
СХП "Искра" в постоянное пользование подлежало передаче 5726 га, где сельхозугодий - 4937 га, из них пашни - 4475 га, пастбища - 462 га. Во временное пользование предприятию передавалось 4 га, из которых 2 га пашни и 2 га пастбищ.
Птицефабрике "Атемарская" передавалось в постоянное пользование 2761 га: сельхозугодий - 2594 га. В числе сельхозугодий: 2328 га пашни, 13 га сенокосов, 253 га пастбищ. Во временное пользование передавалось 41 га сельхозугодий - пашни.
На основании вышеуказанного решения N 139 СХП "Искра" выдан Государственный акт о праве на землю N МО 2-МР-15-05 (зарегистрирован в Книге записей государственных актов на право пользования землей за N 44), согласно которому в бессрочное (постоянное) пользование предприятию предоставлено 5726 га земель для ведения сельского хозяйства.
Согласно экспликации земель, предоставляемых СХП "Искра" в площадь 5726 га вошли: 4937 га сельхозугодий, из которых 4475 га пашни, 462 га пастбища, 209 га лесокустарников, 117 га под водой, 463 га других земель.
Птицефабрике "Атемарская" выдан Государственный акт N МО 2-15-06 (зарегистрирован в Книге записей государственной актов на право пользования землей за N 46).
Согласно экспликации земель, предоставляемых птицефабрике "Атемарская", в площадь 2761 га вошли: 2594 га сельхозугодий, из которых 2328 га пашни, 13 га сенокосы, 253 га пастбищ, 28 га лесокустарников, 4 га под водой, 135 га других земель.
Согласно акту в числе земель, предоставленных птицефабрике "Атемарская", имеются земельные участки с особым режимом использования:
- - водоохранная зона пруда N 1 площадью 47,32 га, из которых 46,01 га сельхозугодья, где 39,6 га пашни;
- - водоохранная зона пруда N 2 площадью 67,49 га, из них 61,30 га сельхозугодий, где 44,60 га пашня;
- - водоохранная зона пруда N 3 площадью 28,77 га, из них 15,50 га сельхозугодий, где 9,56 га пашня.
Письмом от 28.01.1999 СХП "Искра" обратилось в районный комитет по земельным ресурсам и землеустройству Лямбирского района, где выразило желание передать земли сельскохозяйственных угодий площадью 1387 га, в том числе 1220 га пашни птицефабрике "Атемарская".
29.01.1999 Лямбирским Советом народных депутатов Республики Мордовия принято решение N 208 "О перераспределении земель между сельскохозяйственными предприятиями Лямбирского района".
Согласно пункту 1 решения у сельскохозяйственного предприятия "Искра" изъято из пользования 1387 га земель сельскохозяйственного назначения, в том числе 1220 га пашни с предоставлением земель ГУП птицефабрика "Атемарская".
ГУП "Птицефабрика "Атемарская" обратилось в Учреждение юстиции Республики Мордовия по государственной регистрации на недвижимое имущество и сделок с ним с заявлением о государственной регистрации за ГУП "Птицефабрика "Атемарская" права на земли сельскохозяйственного назначения общей площадью 4156 га в селе Атемар Лямбирского района (площадь угодий уточнена в 1995 году, согласно справке Лямбирского районного комитета по земельным ресурсам и землеустройству Республики Мордовия от 08.12.1999 N 36).
Как следует из свидетельства о государственной регистрации права от 29.12.1999 серии АА N 100947 на основании решения администрации Лямбирского района Республики Мордовия от 29.01.1999 N 208 и решения Малого Совета Лямбирского районного Совета народных депутатов Мордовской ССР от 18.12.1992 N 139 за ГУП РМ птицефабрика "Атемарская" зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 13:15:02 05, общей площадью 41 560 000 кв. м, из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельского хозяйства с местоположением: Республика Мордовия, Лямбирский район, село Атемар, б/н (регистрационная запись от 29.12.1999 N 13:23:12:1999:318.1).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 04.05.2001 серии 13 АА N 726238, на основании решения Лямбирского районного Совета депутатов Республики Мордовия от 26.01.2001 N 74 за ГУП РМ птицефабрика "Атемарская" зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 13:15:02 05 01:0003, общей площадью 43 170 000 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования, с местоположением: Республика Мордовия, Лямбирский район, село Атемар (регистрационная запись от 04.05.2001 N 13:23:4:2001:95.1).
На основании ходатайства ГУП РМ птицефабрика "Атемарская" 25.01.2005 главой администрации Лямбирского района Республики Мордовия вынесено постановление N 5 "О переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки государственного унитарного предприятия Республики Мордовия "Птицефабрика "Атемарская" на право аренды земельных участков.
Пунктом 1 постановления N 5 от 25.01.2005 прекращено право постоянного (бессрочного) пользования ГУП РМ птицефабрика "Атемарская" на земельный участок площадью 41 560 000 кв. м, кадастровый номер 13:15:02 05, с местоположением: Республика Мордовия, Лямбирский район, село Атемар, предоставленный на основании решения Малого Совета Лямбирского районного Совета народных депутатов Мордовской ССР от 18.12.1992 N 139 и решения администрации Лямбирского района Республики Мордовия от 19.01.1999 N 208 (п. 1.1 постановления).
Согласно подпункту 1.2 пункта 1 постановления N 5 от 25.01.2005 прекращено право постоянного (бессрочного) пользования ГУП РМ птицефабрика "Атемарская" на земельный участок площадью 43 170 000 кв. м, кадастровый номер 13:15:02 05 01: 0003, с местоположением: Республика Мордовия, Лямбирский район, село Атемар, предоставленный на основании решения Лямбирского районного Совета депутатов Республики Мордовия от 26.01.2001 N 74.
Пунктом 2 постановления ГУП РМ "Птицефабрика "Атемарская" в аренду сроком на 5 лет предприятию предоставлено 8 земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с местоположением в селе Атемар и в селе Белотроицкое.
Пунктом 3 постановления предприятию в аренду сроком на 11 месяцев предоставлен земельный участок площадью 83 813 807 кв. м.
Постановлением главы администрации Лямбирского района Республики Мордовия от 26.04.2005 N 52 в постановление N 5 от 25.01.2005 внесены изменения.
С учетом изменений, в связи с прекращением права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками предприятию "Птицефабрика "Атемарская" в аренду сроком на пять лет предоставляется 11 земельных участков.
Постановлением главы администрации Атемарского сельского поселения Лямбирского района Республики Мордовия от 04.03.2008 N 10 утвержден проект границ земельного участка площадью 45 028 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения в кадастровом квартале 13:15:02 05 001, с разрешенным использованием для размещения пруда, с местоположением: Республика Мордовия, Лямбирский муниципальный район, примерно в 650 м по направлению на юг от дома N 109 по ул. Синюши села Атемар.
Согласно кадастровому делу объекта недвижимости на кадастровый учет в ГКН 05.05.2008 поставлен земельный участок с кадастровым номером 13:15:0205003:458, площадью 45 028 кв. м, из земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием для размещения пруда с местоположением примерно 650 м относительно ориентира, расположенного за пределами земельного участка: дом N 109 по ул. Сенюши села Атемар Лямбирского муниципального района Республики Мордовия.
Согласно кадастровому делу от 01.07.2011 (дата открытия дела) на кадастровый учет в ГКН поставлен земельный участок с кадастровым номером 13:15:0205003:471, площадью 27 548 158 кв. м, из земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, с местоположением примерно 4000 м на юго-восток относительно ориентира, расположенного за пределами земельного участка: дом N 93 по ул. Центральная села Атемар Лямбирского муниципального района Республики Мордовия. Согласно материалам кадастрового дела данный земельный участок поставлен на кадастровый учет с уточнением границ земельного участка.
Из кадастровых дел следует, что земельный участок с кадастровым номером 13:15:0205003:471 образован из земельного участка с кадастровым номером 13:15:0205001:62, а земельный участок с кадастровым номером 13:15:0205003:458 образован из земельного участка с кадастровым номером 13:15:0205001:82.
На основании постановления главы администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия от 05.10.2011 N 791 между администрацией Лямбирского муниципального района (арендодатель) и ОАО "Птицефабрика "Атемарская" (арендатор) заключен договор N 120 аренды земельных участков.
Согласно разделу 1 предметом аренды явились:
- земельный участок с кадастровым номером 13:15:0205003:458, площадью 45 028 кв. м, из земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием для размещения пруда с местоположением примерно 650 м относительно ориентира, расположенного за пределами земельного участка: дом N 109 по ул. Сенюши села Атемар Лямбирского муниципального района Республики Мордовия;
- земельный участок с кадастровым номером 13:15:0205003:471, площадью 27 548 158 кв. м, из земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, с местоположением примерно 4000 м на юго-восток относительно ориентира, расположенного за пределами земельного участка: дом N 93 по ул. Центральная села Атемар Лямбирского муниципального района Республики Мордовия.
Пунктом 2.1 договора срок аренды земельных участков установлен с 05.10.2011 по 05.10.2060.
Передаточный акт сторонами не оформлялся, поскольку земельные участки из фактического владения предприятия не выбывали.
Договор аренды прошел государственную регистрацию 26.10.2011 (регистрационная запись N 13-13-01/323/2011-469).
На запрос заместителя прокурора Лямбирского муниципального района в ходе прокурорской проверки ОАО "Птицефабрика "Атемарская" (правопреемник ГУП РМ "Птицефабрика "Атемарская") указало, что земельный участок с кадастровым номером 13:15:0205003:471 площадью 27 548 158 кв. м Птицефабрика использует для сельскохозяйственного производства, земельный участок с кадастровым номером 13:15:0205003:458 площадью 45 028 кв. м - для полива сельскохозяйственных угодий в засушливые периоды.
По результатам проведенной прокурорской проверки установлено, что на участке с кадастровым номером 13:15:0205003:471 площадью 27 548 158 кв. м расположен водный объект - пруд, образованный с помощью плотины с водосбросным сооружением на реке Атемарка, а также русло реки Атемарка и ее притоки.
Земельный участок с кадастровым номером 13:15:0205003:458 площадью 45 028 кв. м имеет разрешенное использование "для размещения пруда". Пруд образован с помощью плотины на реке Атемарка и занимает примерно 80% земельного участка.
Указывая на то, что распоряжение органа местного самоуправления земельными участками, в границах которых находятся водные объекты, отнесенные к федеральной собственности, не соответствует действующему законодательству и нарушает права и публичные интересы, прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
На основании пункта 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) сделка недействительна по основаниям, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Отклоняя исковые требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
В силу пункта 2 статьи 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 января 2008 года в соответствии с правилами статьи 36 Кодекса.
Материалами дела подтверждается, что право землепользования в виде аренды спорных земельных участков Птицефабрика получила в результате переоформления прежнего землепользования землями сельскохозяйственного назначения.
При этом на предоставленных в 1992 году Птицефабрике "Атемарская" в постоянное (бессрочное) пользование землях изначально находилось три пруда.
Истец просит признать ничтожным договор аренды этих земельных участков.
Между тем для использования водных объектов по правилам главы 3 Водного кодекса Российской Федерации заключается договор водопользования, получается лицензия.
По общему правилу по условиям лицензии в связи с оформлением водопользования водопользователь обязан не препятствовать лову рыбы местным населением, не запрещать забор воды без применения сооружения, не запрещать культурный отдых населению с соблюдением норм и правил водоохранной зоны.
Пруды могут предоставляться в целях, предполагающих использование акватории; забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов; использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии (часть 1 статьи 11 Водного кодекса).
На основании статей 5, 6 Водного кодекса Российской Федерации пруд, находящийся в государственной или муниципальной собственности, относится к поверхностным общедоступным водным объектам, то есть объектам общего пользования. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно правовой конструкции договора аренды объект аренды подлежит передаче во временное владение и (или) пользование арендатору (статьи 606 и 607 Гражданского кодекса Российской Федерации). В силу части 2 статьи 12 Водного кодекса Российской Федерации положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, применяются к договору водопользования, если иное не установлено Водным кодексом и не противоречит существу договора водопользования.
Таким образом, наличие лицензии на водопользование (использование объекта разрешенным ему способом) не создает правовых оснований для обязательной передачи водопользователю в аренду земельного участка под прудом и в пределах его береговой полосы.
Также само по себе наличие на земельном участке арендатора пруда не влечет собой отмены положений об общедоступности к поверхностным общедоступным водным объектам, то есть объектам общего пользования.
Данный вывод прямо корреспондирует к положениям статей 77 и 79 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В силу статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к выводу, что даже в случае нарушения Птицефабрикой "Атемарская" требований Водного кодекса Российской Федерации об обязательном оформлении прав на водопользование водным объектом, расположенным на землях сельскохозяйственного назначения, пресечение доступа неопределенного круга лиц к водоему, не влечет собой недействительности договора аренды земель сельскохозяйственного назначения, заключенного в порядке переоформления прежнего землепользования - постоянного (бессрочного) пользования.
Суд также отметил, что согласно данным ГКН земельные участки не разграничены из государственной собственности, относятся к землям сельскохозяйственного назначения и полностью отвечают признакам земель сельскохозяйственного назначения, поименованным статьями 77, 79 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Таким образом, оспариваемый договор заключен уполномоченным лицом, в отношении земельный участков из земель сельскохозяйственного назначения, земли используются сельхозпроизводителем.
В нарушение требований статьей 65, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец не доказал факт нарушения ответчиками совершенной сделкой закона, прав Российской Федерации, прав и законных интересов неопределенного круга лиц, публичных интересов.
Решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 10.07.2017 является законным и обоснованным.
Оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы, по приведенным в ней доводам, не имеется.
В силу статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации под водным объектом понимается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима; водопользователем признается физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом; грунт, извлеченный при проведении дноуглубительных, гидротехнических работ (далее - донный грунт), - это грунт дна водного объекта, извлеченный при строительстве, реконструкции, эксплуатации гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах, создании и содержании внутренних водных путей Российской Федерации, предотвращении негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, поддержании надлежащего санитарного состояния водных объектов и благоприятного состояния окружающей среды; под использованием водных объектов (водопользованием) следует понимать использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.
Согласно статье 21 Водного кодекса Российской Федерации предоставление водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации (часть 1). В иных случаях, кроме предусмотренных частью 1 настоящей статьи случаев, предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса (часть 2).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в частности, полномочия по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, указанных в части 1 статьи 21 настоящего Кодекса.
В силу Конституции Российской Федерации условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 3 статьи 36).
Как следует из пункта 1 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, в том числе, могут быть отнесены к землям сельскохозяйственного назначения. Земли, указанные в пункте 1 данной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 названной статьи).
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства) (пункт 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 8 Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны, в числе прочего, осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий, выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
При этом в статье 1 Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" указано, что под плодородием земель сельскохозяйственного назначения следует понимать способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений.
Пунктом 1 статьи 6 названного Закона установлено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В составе земель сельскохозяйственного назначения могут находиться земли, занятые водными объектами (пункт 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом (пункт 1). Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 2).
Согласно подпункту 3 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте.
По смыслу приведенных норм права, само по себе нахождение в границах земельного участка водного объекта (его части) не свидетельствует о невозможности предоставления такого земельного участка в аренду.
В иске отказано правомерно.
Оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 10.07.2017 по делу N А39-7480/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу заместителя прокурора Республики Мордовия - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
О.А.БОЛЬШАКОВА
Судьи
Е.Н.НАУМОВА
Д.Г.МАЛЬКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)