Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.10.2016 N 16АП-3890/2016 ПО ДЕЛУ N А15-4540/2015

Разделы:
Земли особо охраняемых территорий и их объектов; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 октября 2016 г. по делу N А15-4540/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 октября 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Жукова Е.В.,
судей: Джамбулатова С.И., Сомова Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Авдыш М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Комитета по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан и Министерства юстиции Республики Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 21.07.2016 по делу N А15-4540/2015
по исковому заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан (ИНН 0562076424, ОГРН 1090562002662)
к Министерству по управлению государственным имуществом Республики Дагестан, после реорганизации - к Комитету по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан (ИНН 0562073430, ОГРН 1080562631236),
о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности на земельный участок, (судья Цахаев С.А.),
в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

установил:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан (далее - истец, территориальное управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с исковым заявлением к Министерству по управлению государственным имуществом Республики Дагестан (далее - министерство) о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности от 16.04.2010 N 05-05-01/016/2010-670 на земельный участок с кадастровым номером 05:08:000066:25 площадью 10862881 кв. м.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции на стороне ответчика привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Дагестан (далее - Росреестр) и ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" (далее - кадастровая палата в лице филиала по Республике Дагестан), Правительство Республики Дагестан (далее - правительство), ФГКУ "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Дагестан" (далее - пограничное управление), ГКУ "Республиканское управление отгонного животноводства", (далее - ГКУ РУОЖ"), администрация муниципального района "Каякентский район", ФГБОУ ВО "Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)" в лице Северо-Кавказского института (филиала) ФГБОУ ВО "Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)" в г. Махачкале (далее - правовая академия), администрация муниципального района "Левашинский район", УФСИН по Республике Дагестан и индивидуальный предприниматель Салаватов Б.А.
Определением суда первой инстанции от 26.02.2016 по ходатайству представителя истца по делу назначена судебная экспертиза.
Определением суда первой инстанции от 24.05.2016 в соответствии со статьей 48 АПК РФ в порядке процессуального правопреемства произведена замена стороны спора - реорганизованного Указом Главы Республики Дагестан N 97 от 12.04.2016 "Вопросы структуры органов исполнительной власти Республики Дагестан" Минимущества РД на его правопреемника - на Комитет по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан (Дагимущество).
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 21.07.2016 по делу N А15-4540/2015 уточненное исковое заявление территориального управления удовлетворено. Судом первой инстанции признано отсутствующим зарегистрированное право собственности Республики Дагестан, уполномоченный орган - Комитет по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан (запись регистрации права в ЕГРП от 16.04.2010 за N 05-05-01/016/2010-670) на земельный участок с кадастровым номером 05:08:000066:25 площадью 10862881 кв. м, с местоположением: Республика Дагестан, Каякентский район, в части наложения (пересечения) площадью 20968 кв. м (2,09 га) на земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, а именно:
- - на земельный участок с кадастровым номером 05:08:000065:27 рекреационного назначения (федеральная собственность, уполномоченный орган - ТУ Росимущества в РД), площадью 41572 кв. м, расположенный по адресу: Республика Дагестан, Каякентский район, побережье Каспийского моря, и находящийся на праве постоянного (бессрочного) пользования муниципального образования "Левашинский район", площадь наложения составляет 5715 кв. м;
- - на земельный участок с кадастровым номером 05:08:000065:71 рекреационного назначения (федеральная собственность, уполномоченный орган -ТУ Росимущества в РД), площадью 22400 кв. м, расположенный по адресу: РД, Каякентский район, побережье Каспийского моря, и находящийся на праве постоянного (бессрочного) пользования у Дагестанского филиала Российской правовой академии при Министерстве юстиции Российской Федерации, площадь наложения, составляет 1408 кв. м;
- - на земельный участок с кадастровым номером 05:08:000065:6 рекреационного назначения (федеральная собственность, уполномоченный орган - ТУ Росимущества в РД), площадью 10000 кв. м, расположенный по адресу: РД, Каякентский район, побережье Каспийского моря, и находящийся на праве постоянного (бессрочного) пользования у Управления ФСИН, площадь наложения составляет 1070 кв. м
- на земельный участок с кадастровым номером 05:08:000065:0032 рекреационного назначения (федеральная собственность, уполномоченный орган - ТУ Росимущества в РД), площадью 60000 кв. м, расположенный по адресу: РД, Каякентский район, побережье Каспийского моря, и находящийся в пользовании у арендатора Салаватова Б.А., площадь наложения составляет 12775 кв. м.
Также перечислено с депозитного счета Арбитражного суда Республики Дагестан экспертной организации ООО "Республиканский центр судебной экспертизы" г. Махачкала 50 000 руб. денежных средств (зачислены на депозитный счет истцом по заявке на кассовый расход N 142 от 06.04.2016) за проведение судебной экспертизы по делу N А15-4540/2015 (заключение эксперта от 25.03.2016 N 193/16, счет на оплату N 31 от 28.03.2016 на сумму 100 000 руб.).
Кроме того, судом первой инстанции взыскано с Комитета по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан в пользу Территориального управления Росимущества в Республике Дагестан 50 000 руб. судебных расходов за проведение экспертизы и в пользу экспертной организации ООО "Республиканский центр судебной экспертизы 50 000 руб. денежных средств за проведение экспертизы (заключение эксперта N 193/16 от 25.03.2016, счет на оплату N 31 от 28.03.2016 на сумму 100 000 руб.).
Не согласившись с решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 21.07.2016 по делу N А15-4540/2015, Комитет по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан обратился Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований Территориального управления Росимущества в Республике Дагестан.
Также, не согласившись с решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 21.07.2016 по делу N А15-4540/2015, Министерство юстиции РД обратилось Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований Территориального управления Росимущества в Республики Дагестан к Комитету по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан.
В обоснование жалобы, апеллянты ссылаются на то, что при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права и не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В отзывах на апелляционные жалобы индивидуальный предприниматель Салаватов Б.А., ссылаясь на законность и обоснованность вынесенного судебного акта, просил отказать в удовлетворении апелляционных жалоб комитета и министерства.
В отзывах на апелляционные жалобы Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РД, ссылаясь на законность и обоснованность вынесенного судебного акта, просил отказать в удовлетворении апелляционных жалоб комитета и министерства.
ФГКУ "Пограничное управление Федеральной службы безопасности РФ по Республике Дагестан", ФГБОУ ВО "Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России) в лице Северо-Кавказского института (филиала) ФГБОУ ВО "Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)" в г. Махачкале ходатайствовали о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своих представителей.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились, явку представителей не обеспечили.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Правильность решения Арбитражного суда Республики Дагестан от 21.07.2016 по делу N А15-4540/2015 проверена в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, в отзывах на апелляционные жалобы, изучив и оценив в совокупности материалы дела, считает, что решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 21.07.2016 по делу N А15-4540/2015 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, на основании распоряжения территориального управления N 17-р от 22.02.2008 Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Дагестан (далее - регистрационный орган) за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 6 га с кадастровым номером 05:08:000065:0032, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов - для организации благоустроенного и оборудованного пляжа, с местоположением: Россия, Республика Дагестан, Каякентский район, с. Новокаякент, ж/д ст. Инчхе, о чем в ЕГРП сделана запись регистрации от 16.05.2008 за N 05-05-28/001/2008-301, свидетельство о регистрации права от 15.05.2008 серии 05-АА N 123745).
Данный земельный участок на праве арендного пользования на 49 лет находится во владении ИП Салаватова Б.А. (договор аренды N 18 от 20.01.2009, запись регистрации в ЕГРП от 19.03.2010 за N 05-05-01/016/2010-488).
19 августа 2009 года на основании распоряжения территориального управления от 08.02.2006 N 03/1-р регистрационным органом за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 41572 кв. м (4,15 га) с кадастровым номером 05:08:000065:0027, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов- для строительства спортивно-оздоровительного лагеря, с местоположением: Россия, Республика Дагестан, Каякентский район, на береговой полосе Каспийского моря, о чем в ЕГРП сделана запись регистрации от 19.08.2009 за N 05-05-01/001/2009-952, свидетельство о регистрации права от 19.08.2009 серии 05-АА N 219438, взамен выдано свидетельство от 28.04.2011 серии 05-АА N 400798). Данный земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользовании находится во владении и пользовании администрации муниципального образования "Левашинский район" Республики Дагестан.
09 сентября 2011 года на основании выписки из реестра федерального имущества N 788 от 20.07.2011 регистрационным органом за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 22400 кв. м с кадастровым номером 05:08:000065:71, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов- для туристско-рекреационной деятельности, с местоположением: Россия, Республика Дагестан, Каякентский район, Прибрежная зона, ЗУ 1, о чем в ЕГРП сделана запись регистрации от 09.09.2011 за N 05-05-01/121/2011-449, свидетельство о регистрации права от 09.09.2011 серии 05-АА N 426609).
Данный земельный участок на основании распоряжения территориального управления N 378-р от 20.12.2011 на праве постоянного (бессрочного) пользовании находится во владении и пользовании Дагестанского филиала Российской правовой академии при Министерстве юстиции Российской Федерации.
19 июня 2013 года на основании распоряжений N 308-р от 12.10.2012 и N 324-р от 01.11.2012 регистрационным органом за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 10000 кв. м (1 га) с кадастровым номером 05:08:000065:6, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов - для туристско-рекреационной деятельности, с местоположением: Россия, Республика Дагестан, Каякентский район, побережье Каспийского моря, о чем в ЕГРП сделана запись регистрации от 19.06.2013 за N 05-05-01/053/2013-127, свидетельство о регистрации права от 19.06.2013 серии 05-АА N 686699). Данный земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользовании находится во владении и пользовании УФСИН по Республике Дагестан.
16 апреля 2010 года на основании выписки из реестра государственного имущества Республики Дагестан от 05.08.2009 N 153/09 регистрационным органом за Республикой Дагестан зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 10862881 кв. м (1086,28 га) с кадастровым номером 05:08:000066:25, категория земель: земли населенных пунктов- скотопрогон сельскохозяйственного использования, с местоположением: Россия, Республика Дагестан, Каякентский район, о чем в ЕГРП сделана запись регистрации от 16.04.2010 за N 05-05-01/016/2010-670, свидетельство о регистрации права от 16.04.2010 серии 05-АА N 279309).
Полагая, что регистрацией права собственности Республики Дагестан на спорный земельный участок с кадастровым номером 05:08:000066:25 в части наложения площадью 20968 кв. м (2,09 га) нарушаются права и законные интересы Российской Федерации как собственника земель рекреационного назначения, расположенных на побережье Каспийского моря, территориальное управление 23 ноября 2015 года обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями (с учетом их уточнения).
Суд первой инстанции правильно определил характер спорных правоотношений и применил нормы права, регулирующие спор.
Оценивая законность и обоснованность заявленных территориальным управлением к комитету требований о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности на земельный участок, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу пункта 1 статьи 2 АПК РФ одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Статья 4 АПК РФ предусматривает, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.
Статьей 65 АПК РФ предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Арбитражный суд обеспечивает равную защиту прав и законных интересов всех лиц, участвующих в деле (часть 2 статьи 7 АПК РФ).
Как правильно установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, с момента государственной регистрации права собственности Республики Дагестан на земельный участок общей площадью 1086,28 га с кадастровым номером 05:08:000066:25 в части наложения (пересечения) земельного участка площадью 2,09 га препятствует собственнику осуществлять права распоряжения всеми земельными участками, расположенными на побережье Каспийского моря, в соответствии с их целевым назначением как землями особо охраняемых территорий и объектов - для туристско-рекреационной деятельности.
Оценка требований и возражений сторон осуществлялась судом первой инстанции правильно с учетом положений статьи 65 АПК РФ о бремени доказывания исходя из принципа состязательности, согласно которому риск наступления последствий несовершения соответствующих процессуальных действий несут лица, участвующие в деле (часть 2 статьи 9 АПК РФ).
Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом N 278 от 29.09.2009 утверждено Положение о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан (ТУ Росимущества в РД).
- Согласно пунктам 1 и 4 данного Положения территориальное управление осуществляет: - функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений;
- - полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением.
- - осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации по вопросам, относящимся к компетенции территориального органа;
- - осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности;
- - проводит в пределах своей компетенции проверку использования имущества, находящегося в федеральной собственности, назначает и проводит документальные и иные проверки, в том числе организует проведение ревизий и принимает решение о проведении аудиторских проверок федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, а также иных юридических лиц по эффективному использованию и сохранности федерального имущества;
- Постановлением Правительства Республики Дагестан N 120 от 06.05.2016 утверждено Положение о Комитете по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан (Дагимущество).
- Согласно пункту 4 Положения Комитет в пределах своей компетенции (в том числе): 4.1. осуществляет полномочия собственника в отношении государственного имущества Республики Дагестан, в том числе земельных участков, имущества государственных унитарных предприятий (далее - унитарные предприятия), государственных учреждений Республики Дагестан (далее - учреждения), акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и товариществ, иного имущества, составляющего государственную казну Республики Дагестан, за исключением случаев, когда осуществление указанных функций отнесено в соответствии с законодательством Республики Дагестан к компетенции других органов;
- 4.3. разрабатывает, в том числе с участием заинтересованных органов исполнительной власти Республики Дагестан, проекты законов и иных нормативных правовых актов по вопросам учета, управления, распоряжения, приватизации и контроля за использованием государственного имущества Республики Дагестан, обращения в соответствии с законодательством в собственность Республики Дагестан имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, а также по вопросам управления земельными ресурсами, находящимися в собственности Республики Дагестан, и в области земельных отношений;
- 4.5. осуществляет в установленном порядке учет государственного имущества Республики Дагестан, ведение реестра государственного имущества Республики Дагестан и выдачу выписок из указанного реестра;
- 4.6. осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, а также иного государственного имущества Республики Дагестан, закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за унитарными предприятиями и учреждениями, а также переданного в установленном порядке иным лицам. При выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.
Судом первой инстанции верно установлено, что аналогичные функции входили в полномочия реорганизованного Министерства по управлению государственным имуществом Республики Дагестан.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно пункту 2 части 1 и пункту 4 части 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка, а действия, нарушающие права на землю, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права.
В силу пункта 2 статьи 62 Земельного кодекса на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными названной статьей, либо иными способами, предусмотренными законом.
Выбор способа защиты права избирается заявителем, при этом он должен соответствовать характеру допущенного нарушения, удовлетворение заявленных требований должно привести к восстановлению нарушенного права или защите законного интереса.
Под способами защиты гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя.
Следовательно, избираемый способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
Подпунктом 3 пункта 4 статьи 170 АПК РФ допускается возможность включения в мотивировочную часть судебного акта ссылок на постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и сохранившие силу постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики, а также на постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и сохранившие силу постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В абзаце четвертом пункта 52 постановления от 29.04.2010 N 10/22 указано, что в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (в том числе в случае, когда право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Предъявление иска о признании права или обременения отсутствующими является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством (признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения).
Судом первой инстанции обоснованно принято во внимание, что соответствующая правовая позиция сформулирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2012 N 12576/11.
Выбор способа защиты вещного права, квалификация спорного отношения судом и разрешение вещно-правового конфликта зависит от того, в чьем фактическом владении находится спорное имущество. Иск о признании права отсутствующим является разновидностью негаторного иска и может быть удовлетворен арбитражным судом в случае, если истец является владеющим собственником (либо обладателем иного вещного права) недвижимости, право которого зарегистрировано в ЕГРП.
Судом первой инстанции также обоснованно учтено, что приведенные разъяснения изложены в пунктах 1 и 12 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.01.2013 N 153 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам защиты прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения".
Судом первой инстанции верно установлено, что спорный земельный участок в части наложения 2,09 га находится в фактическом владении и пользовании истца (опосредовано через арендатора Салаватова Б.А., администрации МО "Левашинский район", Дагестанского филиала Правовой академии Минюста России и УФСИН по РД на праве постоянного/бессрочного пользования), используется по целевому назначению - для рекреационно-туристской деятельности.
Выбор истцом (как владеющий спорными землями собственник) способа защиты нарушенного права в виде предъявления иска к ответчику как обладателю вещного права (права собственности) и невладеющему спорными землями о признании права собственности ответчика в части наложения (пересечения) площадью 2,09 га земель отсутствующим является верным.
Таким образом, поскольку избранный способ защиты способен привести к восстановлению права истца на спорный земельный участок, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении требования истца в части признания отсутствующим права ответчика в части наложения (пересечения) земель рекреационного назначения площадью 2,09 га.
В соответствии с пунктами 1 Положения о курортах, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 05.09.1973 N 654, и статьей 45 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении, утвержденного Законом СССР от 19.12.1969, признание местности курортом, установление границ округов санитарной охраны курортов и определение их режима производятся Советом Министров СССР или Советом Министров союзной республики по совместному представлению Министерства здравоохранения СССР и ВЦСПС или министерства здравоохранения союзной республики и республиканского совета профсоюзов, согласованному с исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов, на территории которого расположен данный курорт.
Согласно пунктам 5 и 13 Положения о курортах отнесение курортов к курортам республиканского значения производится Советом Министров союзной республики по совместному представлению ВЦСПС и министерства здравоохранения союзной республики.
Установление границ округов санитарной охраны курортов республиканского значения и определение их режима производится Советом Министров союзной республики по совместному представлению министерства здравоохранения союзной республики и республиканского совета профсоюзов (в РСФСР - ВЦСПС), согласованному с исполнительным комитетом соответствующего Совета народных депутатов, на территории которого расположен курорт.
Суд первой инстанции обоснованно посчитал, что доводы ответчика о том, что спорный земельный участок на основании распоряжения Минимущества РД N 263-р от 30.05.2007 в соответствии с материалами землеустроительных дел при разграничении государственной собственности как земельные участки сельскохозяйственного назначения (госскотопрогоны, госскотоплощадки) поставлены на кадастровый учет, затем на них зарегистрировано право собственности Республики Дагестан, не соответствуют законодательству и обстоятельствам спора.
Согласно статье 94 Земельного кодекса к землям особо охраняемых территорий относятся земли особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов; природоохранного назначения, рекреационного назначения; историко-культурного назначения, иные особо ценные земли в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Законы и иные правовые акты законодательства субъектов Российской Федерации применяются постольку, поскольку не противоречат действующему федеральному законодательству.
Побережье Каспийского моря в Дагестанской АССР от г. Махачкалы до границы с Азербайджанской ССР (Махачкалинское, Манасское, Каякентское, Самурское взморья) отнесено к курортам республиканского (РСФСР) значения Постановлением Совета Министров РСФСР от 10.02.1977 N 105 "Об отнесении побережья Каспийского моря в Дагестанской АССР к курортам республиканского значения". Поскольку Правительство Российской Федерации не установило иные границы и режим округа санитарной охраны курорта федерального значения "Побережье Каспийского моря" (пункт 4 статьи 32 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" и пункт 2 статьи 16 Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"), границы округа санитарной охраны данного курорта определяются на основании Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации N 498 от 27.05.93.
В соответствии с пунктом 2 раздела 1 приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27.12.1991 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" курорты, имеющие общереспубликанское значение, являются объектами, относящимися исключительно к федеральной собственности.
В силу пункта 6 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и статьи 1 Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" курорты федерального значения, относящиеся к особо охраняемым природным территориям федерального значения (пункт 1 статьи 95 Земельного кодекса), являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.
Как видно из кадастрового паспорта и свидетельства о государственной регистрации права собственности Республики Дагестан от 16.04.2010, земельный участок площадью 1086,28 га с кадастровым номером 05:08:000066:25 отнесен к землям населенных пунктов - скотопрогону сельскохозяйственного использования.
В соответствии с пунктом 3 части 7 статьи 95 Земельного кодекса на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещается прогон скота вне автомобильных дорог.
Частью 5 статьи 98 Земельного кодекса предусмотрено, что на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
Согласно статье 8 Земельного кодекса перевод земель, находящихся в федеральной собственности, из одной категории в другую осуществляется Правительством Российской Федерации.
Как правильно установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, факт наложения земельного участка с кадастровым номером 05:08:000066:25 и площадью 10862881 кв. м, на который зарегистрировано право собственности Республики Дагестан, уполномоченный орган - Комитет по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан (запись регистрации права в ЕГРП от 16.04.2010 за N 05-05-01/016/2010-670), с местоположением: Республика Дагестан, Каякентский район, на земли рекреационного назначения в части наложения (пересечения) площадью 20968 кв. м (2,09 га), находящиеся в собственности Российской Федерации, с местоположением: Республики Дагестан, Каякентский район, побережье Каспийского моря, а именно:
- - на земельный участок с кадастровым номером 05:08:000065:27 рекреационного назначения (федеральная собственность, уполномоченный орган - ТУ Росимущества в РД), площадью 41572 кв. м, расположенный по адресу: Республика Дагестан, Каякентский район, побережье Каспийского моря, и находящийся на праве постоянного (бессрочного) пользования муниципального образования "Левашинский район", площадь наложения составляет 5715 кв. м;
- - на земельный участок с кадастровым номером 05:08:000065:71 рекреационного назначения (федеральная собственность, уполномоченный орган -ТУ Росимущества в РД), площадью 22400 кв. м, расположенный по адресу: РД, Каякентский район, побережье Каспийского моря, и находящийся на праве постоянного (бессрочного) пользования у Дагестанского филиала Российской правовой академии при Министерстве юстиции Российской Федерации, площадь наложения, составляет 1408 кв. м;
- - на земельный участок с кадастровым номером 05:08:000065:6 рекреационного назначения (федеральная собственность, уполномоченный орган - ТУ Росимущества в РД), площадью 10000 кв. м, расположенный по адресу: РД, Каякентский район, побережье Каспийского моря, и находящийся на праве постоянного (бессрочного) пользования у Управления ФСИН, площадь наложения составляет 1070 кв. м
- на земельный участок с кадастровым номером 05:08:000065:0032 рекреационного назначения (федеральная собственность, уполномоченный орган - ТУ Росимущества в РД), площадью 60000 кв. м, расположенный по адресу: РД, Каякентский район, побережье Каспийского моря, и находящийся в пользовании у арендатора Салаватова Б.А., площадь наложения составляет 12775 кв. м, подтверждается материалами дела и экспертным заключением от 25.03.2016 N 193/16.
Указанным заключением эксперта также установлено, что земельные участки заинтересованных сторон, расположенные в Каякентском районе, от уреза воды на побережье Каспийского моря находятся:
- - земли госскотопрогона (в границах исследуемой части), с кадастровым номером 05:08:000066:25, на расстоянии от 90 м до 210 м;
- - территория, находящиеся в пользовании администрации МО "Левашинский район, с КН 05:08:000065:27 на расстоянии от 60 м до 91 м;
- - территория, находящиеся в пользовании арендатора Салаватова Б.А., с КН 05:08:000065:32 на расстоянии от 12 до 24 м;
- - территория, находящиеся в пользовании Правовой академии, с КН 05:08:000065:71 на расстоянии от 31 м до 29 м;
- - территория, находящиеся в пользовании УФСИН по РД, с КН 05:08:000065:6 на расстоянии 210 м.
Судом первой инстанции верно учтено, что в материалах дела не содержатся документы, свидетельствующие о переводе спорного земельного участка площадью 2,09 га, относящегося к землям рекреационного назначения, в соответствии со статьей 8 Земельного кодекса в другую категорию (земли скотопрогона), а также нет доказательств утраты собственником (территориальным управлением) владения спорным земельным участком.
Суд первой инстанции обоснованно признал, что у ответчика (и Правительства РД) отсутствовало право распоряжаться земельными участками рекреационного назначения, находящимися в границах округа санитарной охраны курорта федерального значения "Побережье Каспийского моря", поставить их на кадастровый учет и зарегистрировать на эти земли право собственности Республики Дагестан для использования в целях скотопрогона и сельскохозяйственного использования. Изданные для выполнения указанных действий ненормативные акты министерства и правительства в соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса не подлежат применению судом как акты государственных актов, противоречащих закону.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, признав, что ссылка ответчика, заявленного в отзыве на иск, о пропуске истцом срока исковой давности в три года, предусмотренного статьей 196 Гражданского кодекса, и о применении срока исковой давности, отказав истцу в удовлетворении исковых требований, является неосновательной.
Суд первой инстанции правильно посчитал, что указанный довод ответчика не соответствует закону, в связи с этим не может быть принят во внимание.
Суд первой инстанции также правомерно посчитал, что требование о признании права или обременения отсутствующим является разновидностью негаторного иска.
Согласно статье 208 Гражданского кодекса на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя эти нарушения не были связаны с лишением владения (статья 304 Кодекса) исковая давность не распространяется.
Пунктом 57 Постановления N 10/22 от 29.04.2010 предусмотрено, что "течение срока исковой давности по искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о соответствующей записи в ЕГРП. При этом сама по себе запись в ЕГРП о праве или обременении недвижимого имущества не означает, что со дня ее внесения в ЕГРП лицо знало или должно было знать о нарушении права.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку законом не установлено иное, к искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, применяется общий срок исковой давности, предусмотренный статьей 196 ГК РФ.
Вместе с тем в силу абзаца пятого статьи 208 ГК РФ в случаях, когда нарушение права истца путем внесения недостоверной записи в ЕГРП не связано с лишением владения, на иск, направленный на оспаривание зарегистрированного права, исковая давность не распространяется".
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно посчитал, что к спорным правоотношениям пропуск срока исковой давности не применяется.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку исковые требования истца подтверждены достоверными и допустимыми доказательствами (в том числе и заключением эксперта), то они подлежат удовлетворению.
Изложенные в апелляционной жалобе комитета доводы об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований Территориального управления Росимущества в Республике Дагестан не обоснованы и противоречат закону, исследовались судом первой инстанции, им дана надлежащая оценка и обоснованно отклонены как не соответствующие закону и противоречащие материалам дела.
Доводы жалобы Министерства юстиции РД об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта, которым отказать в удовлетворении заявленных требований Территориального управления Росимущества в Республики Дагестан к Комитету по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан также не обоснованы и противоречат закону, исследовались судом первой инстанции, им дана надлежащая оценка и обоснованно отклонены как не соответствующие закону и противоречащие материалам дела.
Результаты оценки этих доводов заявителя отражены в принятом по делу судебном акте. Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции сделал правильный вывод об удовлетворении заявленных требований территориального управления.
Суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела в порядке апелляционного производства по представленным доказательствам считает, что решение суда первой инстанции при рассмотрении дела не имеет нарушений процессуального характера. Судом правильно применены нормы материального права, верно дана оценка доказательствам с точки зрения относимости, допустимости и достоверности. Исходя из сложившейся судебной практики по единообразию в толковании и применении норм права, вынесено законное и обоснованное решение.
Поскольку в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления от уплаты государственной пошлины освобождены, то государственная пошлина с Комитета по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан и Министерства юстиции Республики Дагестан за подачу апелляционных жалоб не подлежит взысканию.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 ст. 270 АПК РФ) не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 21.07.2016 по делу N А15-4540/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы Комитета по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан и Министерства юстиции Республики Дагестан - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Республики Дагестан.
Председательствующий
Е.В.ЖУКОВ

Судьи
С.И.ДЖАМБУЛАТОВ
Е.Г.СОМОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)