Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.01.2016 ПО ДЕЛУ N А06-6407/2015

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 января 2016 г. по делу N А06-6407/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 26 января 2016 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Каплина С.Ю.,
судей Смирникова А.В., Шараева С.Ю.,
при ведении протокола помощником судьи Спиридоновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Яксатовский сельсовет" (416462, Астраханская область, Приволжский район, с. Яксатово, ул. Кирова, 25; ИНН 3009013828, ОГРН 1053001688178)
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 15 октября 2015 года по делу А06-6407/2015 (судья Сорокин Н.А.)
по заявлению администрации муниципального образования "Яксатовский сельсовет" (416462, Астраханская область, Приволжский район, с. Яксатово, ул. Кирова, 25; ИНН 3009013828, ОГРН 1053001688178)
к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области" по Астраханской области (414014, г. Астрахань, ул. Бабефа, д. 8; ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757)
о признании незаконными действий по постановке на государственный кадастровый учет изменений в части установления границ земельного участка с кадастровым номером 30:09:140103:757, расположенного по адресу: Астраханская область, Приволжский район, с. Яксатово, ул. Правоеричная, 4; об обязании отменить государственную регистрацию изменений в части установления границ земельного участка с кадастровым номером 30:09:140103:757 и исключить соответствующую информацию из государственного кадастра недвижимости,
третьи лица: Шереметова Мунифа Басыровна (Астраханская область, Приволжский район, с. Яксатово), Исаев Рамиль Шамильевич (Астраханская область, Приволжский район, с. Яксатово),
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда, уведомления о вручении почтовых отправлений адресатам приобщены к материалам дела,

установил:

Администрация муниципального образования "Яксатовский сельсовет" (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Астраханской области, орган кадастрового учета) о признании незаконными действий по постановке на государственный кадастровый учет изменений в части установления границ земельного участка с кадастровым номером 30:09:140103:757, расположенного по адресу: Астраханская область, Приволжский район, с. Яксатово, ул. Правоеричная, 4; об обязании отменить государственную регистрацию изменений в части установления границ земельного участка с кадастровым номером 30:09:140103:757 и исключить соответствующую информацию из государственного кадастра недвижимости.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 15.10.2015 в удовлетворении требований отказано.
Администрация муниципального образования "Яксатовский сельсовет", не согласившись с выводами суда первой инстанции, обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просила отменить решение Арбитражного суда Астраханской области от 15.10.2015, удовлетворив заявленные требования.
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Астраханской области в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представил отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просил оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исаев Рамиль Шамильевич также представил отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просил отменить обжалуемое решение, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает решение Арбитражного суда Астраханской области от 15 октября 2015 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Шереметова Мунифа Басыровна является собственником земельного участка площадью 800 кв. м, кадастровый номер 30:09:140103:757, расположенного по адресу: Астраханская область, Приволжский район, с. Яксатово, ул. Правоеричная, 4, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 07.09.2013 (л.д. 106).
Ранее Шереметовой М.Б. администрацией Яксатовского сельсовета Приволжского районного самоуправления Астраханской области выдавалось свидетельство о праве собственности на землю N 817 от 29.03.1993 (л.д. 105).
Согласно чертежу границ, составленному Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам района при первоначальном оформлении документов (л.д. 107) земельный участок Шереметовой М.Б. с одной стороны граничил с земельным участком Махмудовой Р.З., а с других трех сторон с землями Яксатовского сельсовета.
В схеме расположения земельных участков (л.д. 86), представленной ФГБУ "ФКП Росреестра" по Астраханской области возможно определить, что земельные участки с кадастровыми номерами 30:09:140103:757 и 30:09:140107:59 накладываются с одной стороны, при этом с трех других сторон земельный участок с кадастровым номером 30:09:140103:757 граничит с землями сельского поселения и фактически не является смежным по отношению к земельному участку с кадастровым номером 30:09:140107:13, что соответствует первоначальному чертежу, составленному Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам района.
Исходя из отзыва ФГБУ "ФКП Росреестра" по Астраханской области на заявление, в ходе выполнения кадастровых работ по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером 30:09:140103:757, принадлежащего на праве собственности Шереметовой Мунифире Басыровне, было установлено, что в границы уточняемого земельного участка попадает (накладывается) земельный участок с кадастровым номером 30:09:140107:59, расположенный по адресу: Астраханская область, Приволжский район, с. Яксатово, ул. Правоеричная, 2, принадлежащий на праве собственности Исаеву Рамилю Шамильевичу.
При анализе сведений государственного кадастра недвижимости и контрольных топографических измерений установлено, что в отношении смежных земельных участков с кадастровыми номерами 30:09:140107:59 и 30:09:140107:13 были допущены ошибки при определении координат характерных точек границ земельного участка. В результате проведенных кадастровых работ была установлена кадастровая ошибка в ранее постановленном на учет земельном участке с кадастровом номером 30:09:140107:59.
В подтверждение согласования уточненных границ земельных участков с кадастровыми номерами 30:09:140107:59, 30:09:140103:757, 30:09:140107:13 с их собственниками представлены акты (л.д. 87-102).
Требования администрации муниципального образования "Яксатовский сельсовет" основаны на том, что уточненные границы земельного участка Шереметовой М.Б. не были согласованы с администрацией и в материалы межевого дела не представлены доказательства, подтверждающие фактическое местоположение границ ограждения земельного участка 15 и более лет.
В пункте 2.9 Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010-2013 год, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 02.07.2014 разъяснено, что в связи с тем, что судебной защите в силу статьи 11 ГК РФ и статьи 3 ГПК РФ подлежит только нарушенное право, суды правильно проверяют, в какой мере установление границ земельного участка ответчика при проведении кадастровых работ без соответствующего согласования могло нарушить права и законные интересы истца.
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в судебном порядке (часть 5 статьи 40 федерального закона, статья 64 ЗК РФ).
Также Президиум Верховного Суда РФ отметил, что при рассмотрении указанной категории дел судами устанавливается не только факт нарушения закона, выразившегося в отсутствие подписи смежного землепользователя в акте согласования границ при проведении кадастровых работ, но и правовые последствия такого нарушения. Отсутствие согласования границ земельного участка со смежными землепользователями является нарушением закона. Однако данное обстоятельство не всегда рассматривается судами как достаточное основание для удовлетворения требований о признании результатов межевания недействительными.
То есть, сам факт не согласования границ земельного участка со смежным землепользователем не является безусловным основанием для удовлетворения заявленных администрацией муниципального образования "Яксатовский сельсовет" требований.
Согласно частям 1, 3 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:
1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);
2) пожизненного наследуемого владения;
3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);
4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
Из буквального толкования указанной нормы права следует, что согласование местоположения границ должно проводиться с лицами, владеющими смежными земельными участками, обладающими конкретными характеристиками, сведения о которых имеются в кадастре.
Администрацией муниципального образования "Яксатовский сельсовет" не представлено доказательств нахождения в муниципальной собственности земельных участков, непосредственно граничащих с земельным участком Шереметовой М.Б. и являющихся по отношению к нему смежными.
По сути, земельный участок Шереметовой М.Б. с трех сторон граничит не с земельными участками, оформленными в собственности муниципального образования, а землями, находящимися в конкретном муниципальном образовании.
Таким образом, в порядке, установленном Законом о кадастре, должно быть согласовано местоположение границ земельных участков, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ таких земельных участков.
Следовательно, если земельный участок граничит с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности, а не с земельными участками, то согласование местоположения в отношении такой границы в порядке, установленном Законом о кадастре, не проводится.
Подобная позиция неоднократно разъяснялась в письмах Минэкономразвития России от 26.04.2011 N ДОЗ-1742, от 14.06.2011 N Д23-2502, от 14.12.2012 N 27701-ПК/Д23и, от 27.02.2013 N ОГ-Д23-833.
Основания отказа в осуществлении кадастрового учета указаны в статье 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Заявитель апелляционной жалобы со ссылкой на подпункт 5 пункта 25 Требований к подготовке межевого плана, в том числе особенностями подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412, указал на не представление в приложении к межевому плану решения об утверждении схемы расположения земельного участка.
Однако данной нормой предусмотрено, что представление соответствующего решения необходимо в случаях, предусмотренных федеральными законами. По смыслу приведенной нормы такое решение было необходимо при первоначальном формировании земельного участка и постановки его на кадастровый учет.
Тем более, что Приказом Минэкономразвития России от 12.11.2015 N 842 указанная норма утратила силу.
В обоснование нарушения прав и законных интересов Администрация муниципального образования "Яксатовский сельсовет" в своем заявлении также сослалась на самозахват Шереметовой М.Б. территории муниципального образования, по которой проходит питьевой водопровод.
В материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие о нарушении прав и законных интересов администрации действиями кадастровой палаты по постановке на учет земельного участка с кадастровым номером 30:09:140103:757 после исправления ошибок при определении координат характерных точек границ земельного участка, принадлежащего Шереметовой М.Б.
Доказательства расположения в границах вышеуказанного земельного участка питьевого водопровода в суды первой и апелляционной инстанций представлено не было. В отсутствие доказательств надлежащей заинтересованности администрации в разрешение возникшего спора, удовлетворение заявленных требований невозможно.
Имеющиеся в материалах дела документы по земельному участку с кадастровым номером 30:09:140103:757 не содержат сведений об обременениях и ограничениях в использовании в связи с наличием водопровода.
В отзыве на апелляционную жалобу собственник земельного участка 30:09:140107:59 Исаев Р.Ш. заявил возражения относительно согласования с ним границ земельного участка, получении его подписи путем обмана, тогда как подобные возражения в суде первой инстанции заявлены не были.
При этом судебная коллегия учитывает, что в случае возникновения спора относительно согласования границ земельного участка с собственником смежного земельного участка, он может быть разрешен в суде общей юрисдикции.
Ссылка заявителя жалобы на отсутствие в межевом плане сведений о существовании на местности границ спорного земельного участка 15 и более лет не состоятельна, поскольку в соответствии с частью 9 статьи 38 Закона о кадастре подобные сведения необходимо указывать при отсутствии сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
В рассматриваемом случае земельный участок с кадастровым номером 30:09:140103:757 был поставлен на учет еще 1993 году, регистрация права собственности органами Росреестра осуществлена в 2013 году, что исключает необходимость представления сведений о существовании на местности границ спорного земельного участка 15 и более лет.
На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд считает необходимым решение Арбитражного суда Астраханской области от 15.10.2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Оставить решение Арбитражного суда Астраханской области от 15 октября 2015 года по делу N А06-6407/2015 без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
С.Ю.КАПЛИН

Судьи
А.В.СМИРНИКОВ
С.Ю.ШАРАЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)