Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 09.06.2017 N Ф09-2779/17 ПО ДЕЛУ N А50-21219/2016

Требование: О признании незаконным бездействия территориального органа по управлению государственным имуществом, выразившегося в неподготовке, неподписании и ненаправлении проекта договора аренды земельного участка, об обязании устранить нарушения.

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Государственное предприятие указало на нарушение процедуры предоставления в аренду земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему здание.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июня 2017 г. N Ф09-2779/17

Дело N А50-21219/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июня 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Беляевой Н.Г.,
судей Полуяктова А.С., Тороповой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Копаневой М.В., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае на решение Арбитражного суда Пермского края от 21.11.2016 по делу N А50-21219/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2017 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Пермского края. Материальный носитель видеозаписи приобщен к материалам дела.
В судебном заседании принял участие представитель государственного предприятия Птицесовхоз "Жебреи" - Панфилова Д.А. (доверенность от 24.05.2017).

Государственное предприятие Птицесовхоз "Жебреи" (далее - заявитель, предприятие "Жебреи") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (далее - заинтересованное лицо, Управление Росимущества), выразившееся в неподготовке, неподписании и ненаправлении в адрес заявителя проектов договора аренды земельного участка с кадастровым номером 59:32:1820001:15, площадью 901,0 кв. м, адрес: Пермский край, Пермский р-н, с/п Фроловское, д. Жебреи, ул. Советская, 8; возложении обязанности на Управление Росимущества устранить допущенное нарушение прав и законных интересов предприятия "Жебреи" путем подготовки, подписания и направления в адрес заявителя (614077, г. Пермь, Бульвар Гагарина, 46-701) проектов договора аренды (в трех экземплярах) земельного участка с кадастровым номером 59:32:1820001:15, площадью 901,0 кв. м, адрес: Пермский край, Пермский р-н, с/п Фроловское, д. Жебреи, ул. Советская, 8, в течение трех дней с момента вступления решения в законную силу (с учетом уточнения исковых требований принятых судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечено общество с ограниченной ответственностью "Центр имущественных торгов" (далее - общество "Центр имущественных торгов", третье лицо).
Решением суда от 21.11.2016 (судья Вихнина М.А.) заявление удовлетворено.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2017 (судьи Полякова М.А., Жукова Т.М., Макаров Т.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росимущества просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального процессуального права.
Заявитель жалобы указал, что судами не было учтено, что для заключения договора аренды спорного земельного участка в целях определения арендной платы было необходимо определить рыночную стоимость спорного земельного участка путем проведения работ по его оценке. Между тем, как следует из письма от 10.10.2016 N 08-16-8717, направленного предприятию "Жебреи" денежные средства, выделенные в 2016 финансовом году на проведение работ по оценке земельных участков, отсутствуют, в связи с чем данные работы могут быть проведены исключительно по получению финансирования в 2017 году, после окончания которых Управление Росимущества направит проект договора аренды для рассмотрения и подписания.
Управление Росимущества полагает, что при отсутствии рыночной стоимости земельного участка оно не может подготовить, подписать и направить договор аренды земельного участка, а ст. 39.6, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации являются для него невыполнимыми в условиях отсутствия денежных средств для определения размера арендной платы.
В отзывах на кассационную жалобу предприятие "Жебреи", общество "Центр имущественных торгов" просят оставить оспариваемые судебные акты без изменения.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов заявителя кассационной жалобы в порядке, предусмотренном ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что предприятию "Жебреи" на праве хозяйственного ведения принадлежит здание магазина, что подтверждено выданным 29.06.2010 свидетельством серии 59ББ N 662360.
В целях оформления прав на земельный участок, на котором расположено недвижимое имущество, заявитель 01.08.2016 представил в Управление Росимущества заявление о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 59:32:1820001:15 в аренду на 4 года 11 мес.
Письмом от 05.10.2016 N 08-16-8509 Управление Росимущества указало, на то, что испрашиваемый земельный участок является собственностью Российской Федерации, признано право заявителя на предоставление земельного участка в аренды на основании положений ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, при этом сообщено, что проект договора находится на стадии согласования, проводятся работы по оценке рыночной стоимости участка.
Полагая процедуру предоставления земельного участка нарушенной, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2, 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказать соответствие обжалуемых ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону лежит на принявшем их государственном органе, органе местного самоуправления, ином органе, должностном лице.
В соответствии с п. 2 ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Подпунктом 2.2 Административного регламента по предоставлению федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по предоставлению земельных участков, находящихся в федеральной собственности, на которых расположены объекты недвижимости, в аренду, безвозмездное, срочное пользование или постоянное (бессрочное) пользование, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 03.10.2013 N 569 (далее - Административный регламент), предусмотрена возможность подачи заявления для получения земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, в аренду как в Росимущество непосредственно, так и в его Территориальное управление. При этом Территориальное управление Росимущества является полномочным лицом по принятию решения о предоставлении земельного участка в аренду, по подготовке и направлению договора аренды такого земельного участка.
В соответствии с ч. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Пунктом 9 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них.
Судами установлено и материалами дел подтверждается факт нахождения объекта недвижимости, принадлежащего заявителю на праве хозяйственного ведения, на испрашиваемом заявителем для целей аренды земельном участке, наличие у заявителя права на получение земельного участка в аренду заинтересованным лицом не оспорено.
Процедура подачи и рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирована ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
В п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора аренды (подп. 1 п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации) либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и направить принятое решение заявителю.
Статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Согласно п. 6 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка.
Из положений п. 2,4 2.5 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является, в частности заключение договоров аренды; государственная услуга предоставляется в течение 2 месяцев со дня регистрации заявления в Росимуществе или территориальном органе Росимущества.
Отклоняя довод Управления Росимущества об отсутствии денежных средств, выделенных в 2016 финансовом году на проведение работ по оценке земельных участков, суды обоснованно указали, что данное обстоятельство не является законным основанием для уклонения Управления Росимущества от завершения процедуры представления земельного участка и документально не подтверждено, отметив, что направленное заявителю предложение в письме Управления Росимущества от 10.10.2016 N 08-16-8717 о передаче полномочий по проведению оценки не является достаточным доказательством указанного факта.
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные инстанции, установив неисполнение Управлением Росимущества предусмотренных положениями ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации действий по подготовке проекта договора аренды земельного участка, его подписанию, а также направлению проекта договора для подписания заявителю в тридцатидневный срок со дня поступления, пришли к правомерному выводу о незаконном бездействии заинтересованного лица.
Обстоятельства, на которые ссылается податель жалобы, не влияют на обязанность уполномоченного органа по соблюдению предусмотренного законом срока для принятия решения по заявлению о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Кроме того, как усматривается из приложенного к отзыву предприятия "Жебреи" проекта договора аренды, размер арендной платы определен исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, нарушения процессуальных норм, являющихся в силу ч. 3, 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено, обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Пермского края от 21.11.2016 по делу N А50-21219/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Н.Г.БЕЛЯЕВА

Судьи
А.С.ПОЛУЯКТОВ
М.В.ТОРОПОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)