Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТЬ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.07.2017 N 21АП-821/2017 ПО ДЕЛУ N А84-5319/2016

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 июля 2017 г. по делу N А84-5319/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июля 2017 года
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Градовой О.Г.,
судей Горошко Н.П.,
Карева А.Ю.,
при ведении протокола секретарем Ждера А.Р.,
при участии:
- от заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Дрим Ленд" - Познякова С.А.; Золотухина Е.Л.;
- от заинтересованного лица, Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя - Остапенко В.А;
- от заинтересованного лица, Правительства Севастополя - Белоусова В.С.;
- от заинтересованного лица, Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя - не явился;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 30 марта 2017 года по делу N А84-5319/2016 (судья Архипенко А.М.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дрим Ленд" (299053, ул. Вакуленчука, д. 33-А/3-1, г. Севастополь)
к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (299011, ул. Ленина, д. 2, г. Севастополь)
заинтересованные лица: Правительство Севастополя (299011, ул. Ленина, 2, г. Севастополь)
Главное управление природных ресурсов и экологии города Севастополя (299001, пл. Ластовая, д. 3, г. Севастополь)
о признании незаконным решения и понуждении совершить определенные действия,

установил:

Решением суда первой инстанции удовлетворены заявленные (с уточнениями - л.д. 50 т. 1) обществом с ограниченной ответственностью "Дрим Ленд" (ОГРН 1149204041931, ранее с 01 сентября 2008 года зарегистрированного по законодательству Украины с присвоением регистрационного N 36138423 - л.д. 14-21, 104-107 т. 1, далее - ООО "Дрим Ленд" или заявитель) требования, признано незаконным решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (ОГРН 1149204004025 - л.д. 22-25 т. 1, далее - Департамент) в форме уведомлений от 28 ноября 2016 года N 05-исх./15695/2016 и от 06 декабря 2016 года N 05-исх./16384/2016 об отказе в предоставлении государственной услуги по переоформлению ранее возникшего по законодательству Украины права аренды земельного участка площадью 20.000 кв. м, кадастровый N 91:01:006002:51, расположенного в г. Севастополе, Фиолентовское шоссе, 136; на Департамент возложена обязанность совершить действия, предусмотренные пунктами 9 и 10 Порядка переоформления права постоянного пользования земельными участками, заключения договоров аренды, сервитута в отношении земельных участков, предоставленных в пользование юридическим и физическим лицам до 18 марта 2014 года, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 21 декабря 2015 года N 1250-ПП (ред. от 11 апреля 2016 года), направленные на заключение договора аренды названного земельного участка для строительства и обслуживания рекреационного комплекса; с Департамента в пользу заявителя взысканы судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 3.000 руб. (л.д. 74-83 т. 2).
Судебный акт мотивирован тем, что заявитель имеет право на переоформление ранее возникшего права аренды земельного участка; установленные законодательством основания для отказа в таком переоформлении права отсутствуют; в решении об отказе в переоформлении права аренды земельного участка не указаны основания для его принятия; заявитель использует предоставленный в аренду земельный участок в соответствии с целью разрешенного использования; требований о расторжении договора аренды ввиду неиспользования земельного участка или о признании незаконным предоставления земельного участка из-за нахождения земельного участка на особо охраняемой территории в судебном порядке не заявлено.
Департамент подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что судом первой инстанции решение принято с нарушением норм материального и процессуального права, при неправильном применении норм материального права и неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, изложенные в решении выводы не соответствуют обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе указано на то, что заявитель нарушил условия договора аренды земли - в установленный срок не завершил застройку земельного участка, что является использованием земельного участка с нарушением разрешенного вида использования, то есть основанием для отказа в переоформлении права аренды (л.д. 96-99 т. 2).
Из отзыва на апелляционную жалобу следует, что ООО "Дрим Ленд" не согласно с ее доводами, так как использует земельный участок в соответствии с разрешенным видом использования, что также было установлено при обследовании земельного участка должностным лицом управления земельного контроля (л.д. 112-113 т. 2).
В судебном заседании представитель Департамента просил удовлетворить апелляционную жалобу, представитель Правительства Севастополя согласился с требованиями Департамента, представители заявителя просили отказать в удовлетворении апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Представитель Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя в судебное заседание не явился. О месте и времени судебного заседания извещен определением от 08 июня 2017 года, копию которого получил 20 июня 2017 года (л.д. 123-125 т. 3). Информация о судебном заседании 15 июня 2017 года размещена на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, о чем к делу приобщены доказательства (л.д. 127 т. 3).
Учитывая эти обстоятельства, необязательность явки в судебное заседание представителей участников дела, достаточность доказательств для рассмотрения дела, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд определил: рассмотреть дело без участия в судебном заседании представителя названного Управления.
На основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Двадцать первый арбитражный апелляционный суд истребовал дополнительные доказательства (л.д. 123-127 т. 2, л.д. 1-4, 7-111, 114, 120 т. 3), проверил законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме и установил следующие обстоятельства, подтвержденные совокупностью доказательств.
28 ноября 2016 года за N 05-исх./15695/2016 и 06 декабря 2016 года за N 05-исх./16384/2016 письменными уведомлениями об отказе в предоставлении государственной услуги первый заместитель Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя Зимин К.В. сообщил заявителю об отказе в предоставлении государственной услуги по переоформлению права аренды земельного участка по договору аренды от 26 марта 2009 года N 040965800015 в связи с неосвоением, неиспользованием земельного участка для строительства в установленный пунктом 9.2.2 договора аренды срок по поданному 11 мая 2016 года заявлению (л.д. 27, 26, 74-75 т. 1).
В названных уведомлениях также сообщено о подготовке иска о расторжении договора аренды. В последующем (на стадии рассмотрения данного дела судом апелляционной инстанции), иск о расторжении договора аренды земельного участка подан, дело N А84-2219/2017 по этому иску находится на рассмотрении Арбитражного суда города Севастополя (л.д. 123-127 т. 2).
Из заявления ООО "Дрим Ленд" от 11 мая 2016 года, зарегистрированного в Департаменте за вх. N 05вх/17947/га, следует, что ООО "Дрим Ленд" обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка, которым просило заключить договор аренды земельного участка площадью 20.000 кв. м, кадастровый N 91:01:006002:51, расположенного в г. Севастополе, Фиолентовское шоссе, 136, ранее предоставленного Севастопольским городским советом в аренду по договору аренды от 26 марта 2009 года N 040965800015. К заявлению приложены (в том числе) оригиналы договора аренды земли и дополнительного соглашения к нему, кадастровый паспорт земельного участка, заверенная копия справки о нормативной цене земельного участка (л.д. 28, 76-77 т. 1).
Из названного договора аренды земельного участка следует, что 26 марта 2009 года Севастопольским городским филиалом государственного предприятия "Центр государственного земельного кадастра при Госкомземе Украины" за N 040965800015 произведена государственная регистрация договора аренды от 26 марта 2009 года между арендодателем - Севастопольским городским советом и арендатором - ООО "Дрим Ленд" (ИНН N 36138423 по ЕГРЮЛ Украины) земельного участка площадью 2,000 га, кадастровый N 85 363 000 00: 06: 002: 0244, расположенного в г. Севастополе, Фиолентовское шоссе, 136, сроком на 25 лет, для строительства и обслуживания рекреационного комплекса, с отнесением земель к категории земель рекреационного назначения (л.д. 29-35, 88-100 т. 1).
20 апреля 2011 года Главным управлением Госкомзема в г. Севастополе в книге регистрации земель за N 853630004000016 учинена запись о государственной регистрации дополнительного соглашения от 15 декабря 2010 года к договору аренды от 26 марта 2009 года, которым изменены преамбула договора, размер, условия и порядок оплаты арендной платы, а также пункт "г" пункта 9.2.2 договора, согласно которому арендатор обязан завершить застройку с целевым назначением по пункту 5.2 договора в срок до 16 января 2014 года (л.д. 36-39, 101-104 т. 1).
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 26 октября 2015 года по делу N А84-1227/2015 отказано в признании недействительным названного договора аренды и решения Севастопольского городского совета, на основании которого заключен договор (л.д. 6-8 т. 2). В апелляционном и кассационном порядках этот судебный акт не обжалован.
Из представленных суду первой инстанции письменных доказательств следует, что названный земельный участок поставлен на кадастровый учет в Российской Федерации (кадастровый N 91:01:006002:51) с выдачей кадастрового паспорта, утвержден план границ этого земельного участка с окончательным установлением категории земли "земли населенных пунктов", право собственности на этот участок зарегистрировано за городом федерального значения Севастополь с категорией земли - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для строительства и обслуживания рекреационного комплекса (л.д. 40-47, 55-62, 64-66, 81-87 т. 1).
Актом от 03 августа 2016 года, составленного инспектором отдела проверок по Гагаринскому району Управления земельного контроля города Севастополя Воробьевым Е.В., установлено, что земельный участок кадастровый N 91:01:006002:51 не огражден, свободен от капитальных и некапитальных объектов, объектов благоустройства, признаки осуществления на земельном участке хозяйственной деятельности отсутствуют (л.д. 78-80 т. 1).
Из пояснений представителей заявителя следует, что ООО "Дрим Ленд" принимает все возможные меры по освоению земельного участка, поэтапное строительство на котором запланировано в рамках совместного участия заявителя и иных юридических лиц в строительстве рекреационного комплекса на мысе Фиолент в г. Севастополе. В рамках этой договорной деятельности на земельном участке возведены коммуникации. Однако чинимые со стороны Департамента препятствия в переоформлении права аренды земельного участка не дают заявителю возможности реализовать запланированное строительство.
В подтверждение этих обстоятельств заявитель представил:
- - договоры от 05 февраля 2014 года с ООО "Порфир" и ООО "Ортостарт" о совместном участии в строительстве, по которому стороны договорились о строительстве рекреационного комплекса на принадлежащих им смежных земельных участках по Фиолентовскому шоссе, 134, 136, 138, 140 (л.д. 111-115 т. 1);
- - утвержденный 23 июля 2015 года распоряжением N 22-ГПЗУ Департамента градостроительный план земельного участка, по которому только на земельном участке по Фиолентовскому шоссе, 134, расположены корпуса рекреационного комплекса, на остальных земельных участках объектов недвижимого имущества не расположено (л.д. 110-118 т. 1);
- - зарегистрированную 03 сентября 2013 года декларацию о начале выполнения строительных работ по Фиолентовскому шоссе, 134, согласно которой планировалось строительство здания общей площадью застройки 3.943,18 кв. м, общей - 16.385,49 кв. м, этажность 3-7 этажей (л.д. 129-131 т. 1);
- - договор от 06 июля 2015 года о разработке проектной документации (л.д. 133-143 т. 1);
- - выданное 30 июня 2016 года разрешение на строительство N 10, которым разрешено строительство II очереди - 4-х этажного здания, общей площадью 1848,28 кв. м (л.д. 132 т. 1).
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (ред. от 23 июня 2016 года, далее - Закон N 6-ФКЗ) до 1 января 2019 года на территории города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Согласно статье 3 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (принят Законодательным Собранием г. Севастополя 22 июля 2014 года, ред. от 29 декабря 2016 года, действовавшая на даты отказа в предоставлении земельного участка в аренду, далее - Закон Севастополя N 46-ЗС):
- - право аренды земельного участка, возникшее до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, соответствует праву аренды, которое предусмотрено законодательством Российской Федерации (часть 8);
- - положения договора аренды земельного участка, заключенного до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ и зарегистрированного в действовавшем на момент заключения таких договоров порядке, применяются в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации и Земельному кодексу Российской Федерации (часть 11);
- - стороны по договору аренды, заключившие такие договоры до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, обязаны до 1 января 2017 внести изменения в соответствующий договор, если не истек срок действия такого договора, в целях его приведения в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации (часть 12);
- - в случае, если земельный участок, в отношении которого до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ заключен в действовавшем на момент его заключения порядке договор аренды, находится в государственной и муниципальной собственности, орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение таким земельным участком, обязан по заявлению лица, с которым заключен соответствующий договор, заключить с таким лицом соответственно договор аренды (часть 13);
- - лица, которым находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки предоставлены до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ в аренду, обязаны подать заявление о заключении договора аренды в срок до 1 января 2017 года (часть 13);
- - при этом, с даты государственной регистрации права аренды заключенный до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ договор аренды считается расторгнутым (часть 13);
- - порядок подачи и рассмотрения заявлений о заключении договора аренды земельного участка в соответствии с настоящей частью, правила определения условий таких договоров устанавливаются Правительством Севастополя (часть 13);
- - в случае несоблюдения требований настоящей статьи о сроках переоформления прав, о недостижении соглашения сторонами, о приведении в соответствие договорных обязательств, любая сторона вправе понудить иную сторону к заключению соответствующих соглашений в судебном порядке (часть 13).
Статьей 5 Закона Севастополя N 46-ЗС установлено:
часть 1 - категории земель, к которым отнесены земельные участки, установленные до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, признаются категориями земель, установленными Земельным кодексом Российской Федерации по следующему правилу:
1) жилой и общественной застройки - землями населенных пунктов;
2) сельскохозяйственного назначения, а также земельные участки, предоставленные для дачного строительства из состава земель рекреационного назначения, - землями сельскохозяйственного назначения, а в границах населенных пунктов - землями населенных пунктов;
3) природно-заповедного фонда и иного природоохранного назначения - землями особо охраняемых территорий и объектов, если данные земельные участки предоставлены организациям, осуществляющим охрану объектов окружающей среды, и находятся вне границ населенного пункта, в границах населенных пунктов - землями населенных пунктов, а в прочих случаях - к категории земель, в границах которой допускается деятельность, осуществляемая на земельном участке;
5) рекреационного назначения - землями особо охраняемых территорий и объектов, если находятся вне границ населенного пункта, а в границах населенных пунктов - землями населенных пунктов;
часть 2 - особенности отнесения земельного участка к соответствующей категории земель на основании настоящей статьи устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Севастополя.
До установления границ населенных пунктов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации границы населенных пунктов определяются в соответствии с документацией по землеустройству, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, а в случае ее отсутствия - в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и детальными планами территории, утвержденными в установленном порядке до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, что установлено частью 3 статьи 5 Закона Севастополя N 46-ЗС.
В соответствии со статьей 6 Закона Севастополя N 46-ЗС разрешенным использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения, определенные документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ. До утверждения правил землепользования и застройки разрешенное использование земельных участков определяется в порядке, установленном Правительством Севастополя с учетом утвержденных документов территориального планирования (при их наличии).
До 1 января 2017 года предоставление земельных участков, перевод земель из одной категории в другую, изъятие земельных участков для государственной собственности, изменение (установление) разрешенного использования земельного участка осуществляется вне зависимости от наличия правил землепользования и застройки, документов территориального планирования, лесохозяйственных регламентов, документации по планировке территории. Правила землепользования и застройки могут быть разработаны до утверждения документов территориального планирования, что предусмотрено статьей 13 Закона Севастополя N 46-ЗС.
В соответствии с пунктами 5, 13 статьи 3 Закона Севастополя N 46-ЗС Постановлением Правительства Севастополя от 21 декабря 2015 года N 1250-ПП (ред. от 11 апреля 2016 года, действовавшая на дату отказа в переоформлении права аренды) утвержден Порядок переоформления права постоянного пользования земельными участками, заключения договоров аренды, сервитута в отношении земельных участков, предоставленных в пользование юридическим и физическим лицам до 18 марта 2014 года (далее - Порядок N 1250-ПП).
Согласно пункту 1 Порядка N 1250-ПП этот Порядок устанавливает условия и порядок переоформления права постоянного пользования, права аренды, права сервитута, возникших в соответствии с земельным законодательством Украины, путем предоставления земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, в аренду, юридическим лицам в соответствии с гражданским и земельным законодательством Российской Федерации.
Переоформление права аренды в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления, которое заинтересованное лицо подает в исполнительный орган государственной власти города Севастополя, уполномоченный распоряжаться земельными участками, находящимися в собственности города Севастополя (далее - уполномоченный орган), что следует из пункта 2 Порядка N 1250-ПП.
Пунктом 7 Порядка N 1250-ПП предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа уполномоченным органом в предоставлении земельного участка. Это наличие в распоряжении уполномоченного органа документов, подтверждающих следующие обстоятельства:
1) с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое не обладает соответствующим правом на земельный участок на момент обращения, в том числе в случае, если уполномоченным органом Украины до 18 марта 2014 года принято решение о прекращении права постоянного пользования испрашиваемым земельным участком, либо решение о предоставлении земельного участка в постоянное пользование, в аренду, во временное пользование, на праве сервитута признано недействительным в судебном порядке, и судебное решение вступило в законную силу;
2) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, принадлежащие иным гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, когда данными лицами в адрес уполномоченного органа направлено заявление о намерении использовать земельный участок под данными объектами на основании договора субаренды, либо если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута, или на земельном участке размещен объект, предусмотренный пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, и это не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием;
3) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута;
4) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка;
5) разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории;
6) фактическое использование земельного участка не соответствует разрешенному использованию земельного участка;
7) предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается;
8) испрашиваемый земельный участок предоставлен в собственность, в постоянное пользование, в аренду, во временное пользование иному лицу до момента принятия уполномоченным органом Украины решения о предоставлении земельного участка в постоянное пользование, в аренду заявителю;
9) в случае отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ испрашиваемого земельного участка.
Также пунктом 7 Порядка N 1250-ПП предусмотрено, что с целью получения информации относительно наличия обстоятельств, указанных в подпункте 6 настоящего пункта, уполномоченный орган направляет запрос в орган исполнительной власти города Севастополя, уполномоченный на осуществление земельного контроля (надзора) в отношении испрашиваемого земельного участка, который обязан провести обследование указанного земельного участка на протяжении 20 дней с момента поступления запроса и направить информацию по результатам обследования в адрес уполномоченного органа; заявитель вправе самостоятельно обратиться в орган исполнительной власти города Севастополя, уполномоченный на осуществление земельного контроля (надзора) в отношении испрашиваемого земельного участка, с заявлением о проведении его обследования; соответствующее решение об отказе в предоставлении земельного участка должно быть принято уполномоченным органом на протяжении 30 дней с момента поступления заявления о предоставлении земельного участка.
Пунктами 8 - 10 Порядка N 1250-ПП предусмотрено:
- - при отсутствии оснований для отказа в предоставлении земельного участка уполномоченный орган в течение 60 дней с момента поступления заявления о предоставлении земельного участка совершает необходимые юридические действия с целью государственной регистрации права собственности города Севастополя на испрашиваемый земельный участок;
- - в течение 30 дней с момента государственной регистрации права собственности города Севастополя на испрашиваемый земельный участок уполномоченный орган принимает решение о передаче земельного участка в аренду (в собственность, о заключении договора об установлении сервитута) и подготавливает проект договора аренды (купли-продажи, договора об установлении сервитута) земельного участка с соблюдением особенностей, установленных статьей 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации;
- - после принятия решения о заключении договора уполномоченным органом и подписания проекта договора проект договора аренды (купли-продажи, договора об установлении сервитута) направляется на подписание заявителю.
Административный регламент предоставления государственной услуги "Переоформление права постоянного пользования земельными участками, заключения договоров аренды, сервитутов в отношении земельных участков, предоставленных в пользование юридическим и физическим лицам до 18 марта 2014 года" был утвержден Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 19 января 2017 года N 526-РДЗ, то есть после отказа Департаментом заявителю в предоставлении государственной услуги.
Положения этого Административного регламента в части оснований отказа в предоставлении государственной услуги совпадают с перечисленными в пункте 7 Порядка N 1250-ПП.
Так, согласно подпункту 6 раздела 2.9 названного Административного регламента основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является (в том числе) фактическое использование земельного участка, которое не соответствует разрешенному использованию земельного участка.
Результатом предоставления государственной услуги, согласно разделу 2.3 этого регламента, является:
- - договор аренды (купли-продажи, договор об установлении сервитута), подписанный директором Департамента по имущественным и земельным отношениям и переданный заявителю для подписания и регистрации;
- - письменный мотивированный отказ в предоставлении государственной услуги.
В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ (ред. от 01 июля 2017 года) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе земли населенных пунктов; правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов; любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования; виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Статья 42 названного Кодекса предписывает лицам, не являющимся собственниками земельных участков, обязанность использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами.
Статья 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ (ред. от 18 июня 2017 года) предусматривает, что видами разрешенного использования земельных участков являются основные, условно разрешенные и вспомогательные (дополнительные по отношению к основным и условно разрешенным, осуществляемым совместно с ними); виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне.
Из установленных обстоятельств и приведенных норм материального права следует, что разрешенным видом использования земельного участка заявителя является строительство и обслуживание рекреационного комплекса; доказательств использования заявителем арендованного земельного участка по иному виду использования не представлено; нарушение обязанности по освоению арендованного земельного участка может быть только основанием для расторжения договора аренды земли и не является основанием для отказа в переоформлении права аренды земельного участка.
Департамент не выполнил установленную частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения. А именно не доказал использование земельного участка не для строительства рекреационного комплекса. Позиция Департамента о равнозначности неиспользования (неосвоения) земельного участка и использования с нарушением разрешенного вида использования является ошибочной.
Доводы представителя Правительства Севастополя о незаконности использования земельного участка для строительства рекреационного комплекса из-за нахождения в зоне особо охраняемых территорий - комплексного памятника природы регионального значения "Мыс Фиолент", гидрологического памятника природы регионального значения "Прибрежный аквальный комплекс у мыса Фиолент", государственного природного ландшафтного заказника регионального значения "Мыс Фиолент" (л.д. 22-23, 49-50 т. 2, л.д. 147-151 т. 1), не влияют на рассмотрение данного дела, так как такие обстоятельства могут быть основанием для оспаривания предоставления земельного участка в аренду. При этом, из пояснения представителя Правительства Севастополя следует, что таких требований в судебном порядке не заявлено.
На основании изложенного Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято без нарушений норм материального и процессуального права, при правильном применении норм материального права и полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела; изложенные в решении выводы соответствуют обстоятельствам дела. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Севастополя от 30 марта 2017 года по делу N А84-5319/2016 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Днем принятия постановления считается изготовление постановления в полном объеме. Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в полномочный арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
О.Г.ГРАДОВА

Судьи
Н.П.ГОРОШКО
А.Ю.КАРЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)