Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 26.07.2017 ПО ДЕЛУ N 33А-15072/2017

Требование: О признании незаконным отказа в проведении аукциона по продаже земельного участка, обязании провести аукцион по продаже земельного участка.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Истцу отказано в проведении аукциона по продаже земельного участка, поскольку предоставление земельного участка с указанным истцом видом разрешенного использования повлечет его использование в соответствии с вспомогательным видом разрешенного использования в качестве основного и единственного, что противоречит действующему законодательству.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 июля 2017 г. по делу N 33а-15072/2017


Справка: судья Абдрахманова Н.В.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Науширбановой З.А.,
судей Александровой Н.А. и Куловой Г.Р.,
при секретаре Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску В. к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в проведении аукциона по продаже земельного участка, обязании провести аукцион по продаже земельного участка
по апелляционной жалобе В. на решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 13 апреля 2017 года.
Заслушав доклад судьи Александровой Н.А., объяснения В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан К., считавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

В. обратился в суд с административным иском к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в проведении аукциона по продаже земельного участка, обязании провести аукцион по продаже земельного участка.
В обоснование иска указано, что 30 января 2017 года он обратился в Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением о проведении аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером... на основании п. п. 6 п. 4 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации. В заявлении была указана цель использования земельного участка: "под объекты транспорта автомобильного" в точном соответствии с установленным видом разрешенного земельного участка в соответствии с данными государственного кадастрового учета земельного участка. Производить изменение вида разрешенного использования земельного участка уполномоченный орган не просил.
Из ответа Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан исх. N В-1138 от 13 февраля 2017 года следует, что предоставление земельного участка не представляется возможным, так как испрашиваемый земельный участок имеет вид разрешенного использования, который применительно для зоны размещения земельного участка является вспомогательным, а вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным и условно - разрешенным видам использования и осуществляется совместно с ними.
С указанными основаниями отказа в проведении земельного аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером... В. не согласен, считает их незаконными и не обоснованными. Земельный участок с кадастровым номером... уже имеет установленный вид разрешенного использования, который установлен в соответствии с нормами действующего законодательства на момент его постановки на государственный кадастровый учет.
В связи с изложенным просит признать незаконным отказ Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан исх. N В-1138 от 13 февраля 2017 года в проведении аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером.... Обязать Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан провести аукцион по продаже земельного участка с кадастровым номером... по заявлению от 30 января 2017 года.
Решением Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 13 апреля 2017 года в удовлетворении административных исковых требований В. отказано.
В апелляционной жалобе В. просит решение отменить как незаконное и необоснованное, не соответствующее фактическим обстоятельствам дела, исковые требования удовлетворить. В обоснование доводов указывает, что у административного ответчика не имелось оснований к отказу в проведении аукциона по продаже земельного участка. Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером... полностью соответствует целям, для которых он испрашивался. В соответствии с правилами землепользования и застройки спорный земельный участок с кадастровым номером... расположен на территории жилых зон (индекс Ж-3). Основным видом использования земельного участка под объекты транспорта в зоне Ж-3 являются линейные объекты и сооружения: автодороги, улицы, площади, эстакады, мосты, путепроводы, транспортные развязки в разных уровнях, пешеходные переходы в разных уровнях. При этом считает, что вид разрешенного использования земельного участка "Объекты автомобильного транспорта" также является разрешенным видом использования. Указывает на то, что материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих наличие оснований для того, чтобы земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не мог быть предметом аукциона.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно статье 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (глава 22) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что 30 января 2017 года административный истец В. обратился в Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением о проведении аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером..., площадью 18 кв. м, расположенного по адресу:....
На данное обращение административного истца Управлением земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан дан ответ от 13 февраля 2017 года N В1138, согласно которому указано, что предоставление земельного участка с указанным видом разрешенного использования повлечет его использование в соответствии с вспомогательным видом разрешенного использования в качестве основного и единственного, что противоречит действующему законодательству.
Также сообщено, что предоставление земельных участков для установки и обслуживания металлических гаражей вне гаражных кооперативов допускается только для инвалидов, имеющих в собственности транспортное средство, и регулируется Временным Положением "О порядке предоставления в аренду земельных участков гражданам, являющимся инвалидами с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, под установку временных металлических гаражей для личного автотранспорта в городском округе город Уфа Республики Башкортостан", утвержденным постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 4410 от 7 сентября 2006 года.
Как установлено судом, земельный участок площадью 18 кв. м, кадастровый номер... поставлен на государственный кадастровый учет 10 июня 2005 года с видом разрешенного использования - под объекты транспорта автомобильного. Сведения о земельном участке имеют статус "актуальные, ранее учтенные".
Разрешая заявленные административные исковые требования В. и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что у Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан имелись законные основания для принятия решения об отказе в проведении аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером..., поскольку вид разрешенного использования земельного участка не соответствует целям, для которых он испрашивался, предоставление земельного участка с указанным видом разрешенного использования повлечет его использование в соответствии со вспомогательным видом разрешенного использования в качестве основного и единственного, что противоречит действующему законодательству.
Судебная коллегия данный вывод суда считает правильным, поскольку он основан на нормах материального права, подлежащего применению к возникшим правоотношениям сторон, и подтвержден исследованными в судебном заседании доказательствами.
Так, в соответствии со ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящем Кодексом (далее - уполномоченный орган).
На основании ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Как указано в ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
В п. 8 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации содержится исчерпывающий перечень оснований, когда земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона.
В силу ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
В силу п. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки, последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
В соответствии со ст. 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным: 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения: 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Порядок проведения градостроительного зонирования территорий установлен Градостроительным кодексом РФ, в п. 7 ст. 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (ч. 1 и 2 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ).
Пунктом 3 ст. 37 Градостроительного кодекса определено, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Таким образом, виды разрешенного использования земельных участков делятся на те, которые самостоятельно определяются землепользователем (основные и условно разрешенные), и те, которые могут определяться землепользователем только дополнительно к основным или условно разрешенным наряду с ними (вспомогательные).
Следовательно, правообладателям земельных участков предоставляется возможность выбора основного вида разрешенного использования из предусмотренных градостроительным регламентом для данной территориальной зоны в качестве основных видов разрешенного использования, а также право пользования земельного участка наряду с основным видом использования по любому из вспомогательных видов.
Выбор вспомогательного вида без выбора основного не предусмотрен федеральным и региональным законодательством и не допустим.
В силу ст. 44 (Таблица N 1) Правил землепользования и застройки городского округа город Уфа, утвержденными решением Совета городского округа город Уфа от 22 августа 2008 года N 7/4 (далее по тексту Правила), к объектам автомобильного транспорта относятся линейные объекты и сооружения (автодороги, улицы, площади, эстакады, мосты, путепроводы, транспортные развязки в разных уровнях, пешеходные переходы в разных уровнях), гаражи, автостоянки, предприятия автосервиса АЗС, автосервисные предприятия, мойки, авторемонтные предприятия.
Указанные Правила являются документом градостроительного зонирования.
В соответствии с Правилами спорный земельный участок с кадастровым номером... расположен на территории жилых зон (индекс Ж-3).
Согласно ст. 43.1 Правил земельный участок на территории указанной зоны предназначен для многоэтажной застройки многоквартирными жилыми домами выше 6 этажей.
Основным видом использования земельного участка под объекты транспорта в зоне Ж-3 являются: речные вокзалы, причалы; линейные объекты и сооружения: автодороги, улицы, площади, эстакады, мосты, путепроводы, транспортные развязки в разных уровнях, пешеходные переходы в разных уровнях.
Вспомогательный вид: гаражи индивидуальных легковых автомобилей, подземные, полуподземные, многоэтажные, встроенные или встроенно-пристроенные, боксового типа, боксового типа для инвалидов, индивидуальные на придомовом участке на 1-2 легковых автомобиля, встроенные в жилой дом на 1-2 легковых автомобиля. Автостоянки для постоянного хранения индивидуальных легковых автомобилей; автостоянки для временного хранения индивидуальных легковых автомобилей, открытые, подземные и полуподземные, многоэтажные.
Вид использования земельного участка "Объекты автомобильного транспорта" является запрещенным.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, пришел к правомерному выводу о законности отказа в проведении аукциона по продаже испрашиваемого земельного участка и об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы В. о том, что земельный участок с кадастровым номером... поставлен на учет в государственный кадастр недвижимости до принятия Правил землепользования и застройки городского округа город Уфа, утвержденных решением Совета городского округа город Уфа от 22 августа 2008 года N 7/4, что позволяет использовать спорный земельный участок с видом разрешенного использования, не соответствующим градостроительному регламенту, не состоятельны. Приоритет документа градостроительного зонирования - правил землепользования и застройки по отношению к фактическому использованию земельных участков установлен пунктами 3, 4 статьи 85 Земельного кодекса РФ. Согласно части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ правовой режим земельных участков определяется градостроительным регламентом.
Подлежат отклонению и доводы апелляционной жалобы о нарушении прав заявителя со ссылкой на часть 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ, согласно которой земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, поскольку обращение В. в Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением о проведении аукциона по продаже земельного участка имело место 30 января 2017 года, то есть после утверждения Правил землепользования и застройки городского округа город Уфа.
В целом, доводы апелляционной жалобы В. основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, правовых оснований к отмене решения суда не содержат, так как по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с действиями суда, связанными с установлением фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, и оценкой представленных по делу доказательств. Оснований для иной оценки установленных судом обстоятельств судебная коллегия не усматривает.
Обстоятельства дела судом исследованы с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, не противоречат фактическим обстоятельствам дела. Материальный закон применен правильно, нарушений норм права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 13 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу В. - без удовлетворения.
Председательствующий
З.А.НАУШИРБАНОВА

Судьи
Н.А.АЛЕКСАНДРОВА
Г.Р.КУЛОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)