Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.10.2017 N 16АП-3945/2017 ПО ДЕЛУ N А61-1597/2017

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 октября 2017 г. по делу N А61-1597/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко О.В.,
судей: Егорченко И.Н., Казаковой Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Наниковым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу:
ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу Министерства государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 26.07.2017 по делу N А61-1597/2017
по заявлению Государственного унитарного пассажирского автотранспортного предприятия N 3 Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Северная Осетия-Алания (ОГРН 1021500672423, ИНН 1503015037) в лице конкурсного управляющего Дзеранова Б.К.
к Министерству государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания (ОГРН 1021500576426, ИНН 1502008943)
о признании недействительным отказа от 25.04.2017 N 711 в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 15:09:0010309:91 и обязании заключить договор аренды земельного участка,
при участии в судебном заседании:
от Министерства государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания: представитель Дзахоев М.С. (по доверенности от 10.07.2017),
в отсутствие иных участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,

установил:

Государственное унитарное пассажирское автотранспортное предприятие N 3 Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Северная Осетия-Алания (далее по тексту - предприятие) в лице конкурсного управляющего Дзеранова Б.К. обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с заявлением о признании недействительным отказа Министерства государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания (далее по тексту - Министерство) от 25.04.2017 N 711 в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 15:09:0010309:91, площадью 14344 кв. м, расположенного по адресу: РСО-Алания, г. Владикавказ, пер. Керамический, 3, выраженный в письме от 25.04.2017 N 711 и обязании заключить договор аренды земельного участка на вышеуказанный земельный участок сроком на пять лет.
Решением суда от 26.07.2017 требования удовлетворены. Суд признал незаконным отказ Министерства государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания от 25.04.2017 N 711 в предоставлении в аренду Государственному унитарному пассажирскому автотранспортному предприятию N 3 Министерства транспорта и дорожного хозяйства РСО-Алания земельного участка с кадастровым номером 15:09:0010309:91, площадью 14344 кв. м, расположенного по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пер. Керамический, 3.
Суд первой инстанции обязал Министерство государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания в месячный срок с момента вступления настоящего решения в законную силу подготовить и направить в адрес Государственного унитарного пассажирского автотранспортного предприятия N 3 Министерства транспорта и дорожного хозяйства РСО-Алания в лице конкурсного управляющего Дзеранова Б.К. проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 15:09:0010309:91, площадью 14344 кв. м, расположенный по адресу: РСО-Алания, г. Владикавказ, пер. Керамический 3, сроком на пять лет.
В апелляционной жалобе Министерство, ссылаясь на нарушение и неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просило решение суда отменить, исковые требования оставить без рассмотрения.
В представленном в материалы дела отзыве предприятие изложило возражения против удовлетворения апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыв на жалобу, выслушав мнение представителя стороны, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 26.07.2017 по делу N А61-1597/2017 отмене не подлежит по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 17.02.2004 на основании постановления N 943 от 15.12.2003 между администрацией и предприятием заключен договор аренды земельного участка из земель поселений с КН 15:09:010309:0008, площадью 1,6128 га, находящийся по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пер. Керамический 3, для содержания и эксплуатации существующих зданий и сооружений, указанных в кадастровом плане участка. Срок аренды с 01.02.2004 по 01.02.2007.
17.02.2004 земельный участок передан по акту приема-передачи.
01.04.2004 договор зарегистрирован регистрирующим органом.
Распоряжением Министерства государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания N 439 от 30.09.2013 на основании распоряжений Минимущества РСО-Алания от 16.03.2012 N 63 и N 397 от 06.11.2012 зарегистрировано право собственности РСО-Алания на земельный участок с КН 15:09:010309:56 площадью 15725 кв. м, который был разделен на земельный участок с КН 15:09:010309:90 площадью 800 кв. м и земельный участок с КН 15:09:010309:91 площадью 14925 кв. м для содержания и эксплуатации существующих зданий и сооружений.
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 09.12.2016 по делу N А61-3371/16 Государственное унитарное пассажирское автотранспортное предприятие N 3 Министерства транспорта и дорожного хозяйства РСО-Алания по упрощенной процедуре - банкротство ликвидируемого должника признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим назначен Дзеранов Б.К.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества от 21.03.2017 N 15-00-4001/5001/2017-1240 на праве хозяйственного ведения принадлежат следующие объекты недвижимости: нежилое здание, литер "Е", площадь 175,1 кв. м, кадастровый номер 15:09:0010309:170; нежилое здание, литер "В" площадь 279,5 кв. м, кадастровый номер 15:09:0010309:181; нежилое здание, литер "Г", площадь 1364,8 кв. м, кадастровый номер 15:09:0010309:180; нежилое здание, литер "Д", площадь 2103,2 кв. м, кадастровый номер 15:09:0010309:172.
Указанные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером 15:09:0010309:91, площадь 14344 кв. м, по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пер. Керамический, 3.
Для эксплуатации принадлежащих предприятию объектов недвижимости конкурсным управляющим направлено в Министерство заявление N 19к/29 от 24.03.2017 о предоставлении в аренду указанного земельного участка.
Письмом от 25.04.2017 N 711 Министерство отказало в предоставлении земельного участка на праве аренды, указав в качестве обоснования отказа несоразмерность площади указанного земельного участка, площади объектов недвижимости на нем расположенных.
Полагая, что отказ в предоставлении земельного участка в аренду не соответствует закону, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права заинтересованного лица, может быть признан судом недействительным.
Для признания недействительным ненормативного правового акта государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица в силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого ненормативного акта закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды отнесен к числу оснований возникновения прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Статьей 39.6 Земельного кодекса регламентированы случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов.
По общему правилу договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах (пункт 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации).
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них (подпункт 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Согласно закрепленному в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципу единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Делая вывод о необходимости предоставления заявителю земельного участка площадью 14 344 кв. м для эксплуатации принадлежащих, на праве хозяйственного ведения, обществу нежилых зданий, суд первой инстанции не учел следующего.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлениях от 01.03.2011 N 13535/10, от 03.04.2012 N 12955/11 неоднократно разъяснял, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов либо органов местного самоуправления об отказе в предоставлении земельных участков в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, арбитражным судам необходимо исследовать вопрос о том, является ли площадь испрашиваемого заявителем земельного участка объективно необходимой для целей нормальной эксплуатации (использования) по назначению расположенного на нем объекта недвижимости (здания, строения, сооружения).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Положения приведенных норм земельного законодательства направлены на определение площади подлежащего предоставлению на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6 названного Кодекса земельного участка без проведения торгов исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенных на нем объектов.
В соответствии с правовым подходом, сформулированным в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2015 N 309-ЭС15-11394, площадь подлежащего предоставлению земельного участка подлежит определению исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенных на нем объектов и должна быть соразмерна площади объектов недвижимого имущества.
Таким образом, заявитель в рамках настоящего спора должен доказать, что на испрашиваемом им земельном участке расположены принадлежащие заявителю объекты недвижимого имущества, для эксплуатации которых требуется земельный участок заявленной площадью.
Обращаясь с заявлением от 24.03.2017 N 19к/29 конкурсный управляющий предприятия Дзеранов Б.К. просил представить в аренду земельный участок с кадастровым номером 15:09:0010309:91, в связи с тем, что на нем находятся здания площадью 175,1 кв. м, кадастровый номер 15:09:0010309:170, площадью 279,5 кв. м, кадастровый номер 15:09:0010309:181, площадью 1 364,8 кв. м, кадастровый номер 15:09:0010309:180, площадью 2 103,2 кв. м, кадастровый номер 15:09:0010309:172, принадлежащие предприятию на праве хозяйственного ведения.
Вместе с тем, учитывая, что размер земельного участка (14 344 кв. м), на аренду которого претендует заявитель, существенно больше площади объектов недвижимости, при отсутствии доказательств того, что именно весь земельный участок с кадастровым номером 15:09:0010309:91 необходим для цели эксплуатации объектов недвижимости, суд первой апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что отсутствуют законные основания для понуждения Министерства заключить указанный договор аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 15:09:0010309:91.
С учетом изложенного решение суда подлежит отмене на основании пункта 4 (нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права) части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, предприятие не лишено возможности повторного обращения в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка для эксплуатации объектов недвижимости обосновав необходимую площадь.
Доводы апелляционной жалобы о нарушенных процессуальных правах ответчика подлежат отклонению. Министерство извещено о принятии искового заявления к производству суда, получив соответствующую копию определения 16.05.2017 (л.д. 39, т. 1). Ответчик имел возможность реализовать свои процессуальные права, однако необходимых действий не совершил, приняв нас себя риск своего процессуального поведения (бездействия).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,

постановил:

апелляционную жалобу - удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 26.07.2017 по делу N А61-1597/2017 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Взыскать с Государственного унитарного пассажирского автотранспортного предприятия N 3 Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Северная Осетия-Алания (ОГРН 1021500672423, ИНН 1503015037) в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение заявленных требований.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
О.В.МАРЧЕНКО

Судьи
И.Н.ЕГОРЧЕНКО
Г.В.КАЗАКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)