Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 21.11.2017 N Ф09-6697/17 ПО ДЕЛУ N А60-15984/2017

Требование: О признании отсутствующим права собственности РФ на земельный участок, исключении его из состава лесного участка, исключении сведений о нем из государственного лесного реестра.

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Орган местного самоуправления сослался на наложение принадлежащего ему участка на лесной участок, находящийся в собственности РФ.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 ноября 2017 г. N Ф09-6697/17

Дело N А60-15984/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 ноября 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Платоновой Е.А.,
судей Тороповой М.В., Беляевой Н.Г.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Камышловского муниципального района (далее - Администрация) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.05.2017 по делу N А60-15984/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2017 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Администрации - Кулаков О.А. (доверенность от 28.12.2016 N 01-2665).

Администрация обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к Департаменту лесного хозяйства Свердловской области (далее - Департамент), в котором просила:
- - признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 66:13:1601001:900 площадью 183 592 кв. м, расположенный в выделах 7, 9, 12, 13, 17, 18 квартала 6 и выделах 1, 7, 13, 15 квартала 7 урочища АОЗТ "Калиновское" Камышловского участкового лесничества, исключив его из состава единого землепользования участка с кадастровым номером 66:13:0000000:283, декларированной площадью 385 800 000 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская область, Камышловский район, территория лесного фонда ГУСО "Камышловское лесничество" Свердловской области;
- - обязать Департамент исключить из государственного лесного реестра и внести соответствующую запись об исключении из государственного лесного реестра сведения о земельном участке с кадастровым номером 66:13:1601001:900 площадью 183 592 кв. м, расположенном в выделах 7, 9, 12, 13, 17, 18 квартала 6 и выделах 1, 7, 13, 15 квартала 7 урочища АОЗТ "Калиновское" Камышловского участкового лесничества, по адресу: Свердловская область, Камышловский район, территория лесного фонда ГУСО "Камышловское лесничество" Свердловской области;
- - обязать Департамент лесного хозяйства Свердловской области внести изменения в договор аренды с индивидуальным предпринимателем Розиным Алексеем Григорьевичем в части исключения из договора аренды части лесного участка, расположенного в выделах 1, 7, 13, 15 квартала 7 урочища АОЗТ "Калиновское" Камышловского участкового лесничества, имеющего наложение на земельный участок с кадастровым номером 66:13:1601001:900.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции истец заявил отказ от требования об обязании ответчика внести изменения в договор аренды с индивидуальным предпринимателем Розиным А.Г., который принят арбитражным судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, производство по делу в указанной части прекращено в соответствии со ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 24.05.2017 (судья Ванин П.Б.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2017 (судьи Семенов В.В., Дюкин В.Ю., Макаров Т.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация просит указанные судебные акты отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении требований истца в полном объеме. Заявитель полагает, что суд первой инстанции вышел за рамки искового требования и принял решение о наличии признаков оспаривания права муниципальной собственности на земельный участок, что нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предусмотрено. Администрация утверждает, что юридически значимым обстоятельством является природа иска - о признании права отсутствующим и нарушенное право может быть восстановлено лишь путем исключения из реестра записи о праве собственности ответчика на декларативный объект. Заявитель отмечает, что право муниципальной собственности является действующим, никем не оспоренным в установленном порядке, подтверждено правоустанавливающими документами: постановлением главы Камышловского муниципального района от 17.04.2014 N 305, распоряжением Правительства Свердловского области от 23.01.2014 N 54-РП. Администрация полагает, что судами допущено неверное толкование норм материального права, выраженное в том, что суды при рассмотрении настоящего спора исходили из недоказанности истцом наличия оснований для возникновения права муниципальной собственности на земельный участок, в то время как истцом не заявлялось, а ответчиком не оспаривалось право собственности Камышловского муниципального района на спорный земельный участок. Заявитель указывает, что суды, приходя к выводу о доказанности относимости спорного земельного участка к участкам лесного фонда, ссылались на выписку лесного реестра от 17.03.2017 и проект организации и ведения лесного хозяйства АОЗТ "Калиновское" в 2003 году. При этом, по мнению Администрации, судами не учтено, что данных о применимости данного проекта, о наличии АОЗТ "Калиновское" среди действующих субъектов хозяйственной деятельности, о сроке данного проектного решения не представлено, и не установлено, для чего предоставлялись земли АОЗТ "Калиновское".

При рассмотрении спора судами установлено следующее.
За Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 38 580 га с кадастровым номером 66:13:0000000:283 в кадастровом квартале 65:223:11:0026, категория земель: "земли лесного фонда" с местоположением Российская Федерация, Свердловская область, территория лесного фонда ГУ СО "Камышловское лесничество" Свердловской области (свидетельство о государственной регистрации права серии 66 АГ N 340099, запись регистрации от 22.11.2008 N 66-66-20/015/2008-871) (далее - лесной участок).
За муниципальным образованием "Камышловский муниципальный район" зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 183 592 кв. м с кадастровым номером 66:13:1601001:900, категория земель "земли особо охраняемых природных территорий и объектов", разрешенное использование - для строительства лыжной трассы, по адресу: Российская Федерация, Свердловская область, Камышловский район, п. Октябрьский, западная часть кадастрового квартала 66:13:1601001 (запись регистрации от 26.02.2015 N 66-66/020-66/020/661/2015-132/1) (далее - земельный участок).
В обоснование исковых требований истец указывал на то, что в июне 1992 года по решению Камышловского районного Совета народных депутатов в ходе реорганизации совхоза "Калиновский" спортивная (лыжная) база передана в собственность Октябрьского сельсовета народных депутатов.
Постановлением главы Администрации Октябрьского сельсовета от 30.04.1993 N 6 ДЮСШ Камышловского района передан в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 2,75 га, включающий в себя территорию лыжной базы и лыжную трассу.
В 2013 году за счет средств местного бюджета построено новое здание лыжной базы, Администрацией МО Камышловский муниципальный район выполнены инженерные изыскания, разработана проектно-сметная документация на объект "Лыжероллерная трасса лыжной базы ДЮСШ по ул. Новая, 17 в поселке Октябрьский Камышловского района Свердловской области", на которую получено положительное заключение госэкспертизы, разработана рабочая документация на данный объект.
Строительство указанного социально значимого объекта предполагалось на земельном участке площадью 183 592 кв. м с кадастровым номером 66:13:1601001:900, находящемся в муниципальной собственности и переданного на праве постоянного (бессрочного) пользования ДЮСШ Камышловского района.
Указанный земельный участок распоряжением Правительства Свердловской области от 23.01.2014 N 54-РП переведен в категорию земель особо охраняемых природных территорий и объектов с разрешенным использованием - для строительства лыжной базы. 17.03.2015 выдано разрешение на строительство, 26.09.2016 заключен муниципальный контракт на выполнение строительных работ со сроками выполнения до 01.11.2017.
В ходе работ по строительству объекта обнаружено наложение земельного участка площадью 183 592 кв. м с кадастровым номером 66:13:1601001:900 с земельным участком, право на которое зарегистрировано за Российской Федерацией.
Администрация обратилась в Департамент лесного хозяйства Свердловской области с просьбой об исключении из государственного лесного реестра сведений о земельном участке площадью 183 592 кв. м с кадастровым номером 66:13:1601001:900, но в письме от 22.03.2017 получила отказ, что и послужило основанием для обращения в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации защите в арбитражном суде подлежат нарушенные или оспариваемые права и законные интересы.
Способы защиты гражданских прав приведены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Под способами защиты гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав. Таким образом, избранный способ защиты должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации прав) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства (абз. 1 п. 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление Пленумов от 29.04.2010 N 10/22).
В силу абз. 4 п. 52 постановления Пленумов от 29.04.2010 N 10/22, в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (в том числе, если право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Таким образом, иск о признании зарегистрированного права или обременения отсутствующим является исключительным способом защиты, применение данного способа защиты возможно при условии исчерпания иных способов защиты (признание права, виндикация) и установления факта нарушения прав и законных интересов заинтересованного лица.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Судами установлен и материалами дела подтвержден факт регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок с кадастровым номером 66:13:1601001:900.
Так, согласно выписке от 26.04.2017 из Единого государственного реестра недвижимости, лесной участок является актуальным, ранее учтенным, относится к землям лесного фонда, его границы не установлены в соответствии с законодательством, право собственности на этот участок возникло у Российской Федерации 22.11.2008. При этом данный лесной участок включен в лесной реестр, в материалах дела имеется выписка от 17.03.2017 N 25-вн.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с положениями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе разработанный ФГУ "Свердловсксельлес" Министерства сельского хозяйства РФ в 2003 году проект организации и ведения лесного хозяйства АОЗТ "Калиновское" Камышловского сельского лесхоза, приказ Министерства природных ресурсов Свердловской области от 31.12.2008 N 1745, которым утвержден лесохозяйственный регламент Камышловского лесничества Свердловской области, из которого следует, что по своим качественным характеристикам участок должен относиться к лесным участкам, поскольку на участке располагаются лесные насаждения и неразрывно связанные с ними участки, не покрытые лесом, а также не оспоренные истцом выписку из государственного лесного реестра, план лесонасаждений, планшет лесонасаждений, таксационное описание, схему расположения земельного участка, суды установили, что спорный земельный участок полностью входит в состав лесного участка, принадлежащего Российской Федерации, и располагается на землях лесного фонда.
При этом судами выявлено, что какие-либо сведения о том, каким образом указанный земельный участок с кадастровым номером 66:13:1601001:900 исключен из земель государственного лесного фонда, в Департаменте лесного хозяйства Свердловской области отсутствуют и в материалы дела не представлены (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Между тем судами также выявлено, что земельный участок истца ранее был закреплен за АЗОТ "Калиновское" в постоянное (бессрочное) пользование в составе площади 2 585 га решением малого Совета Камышловского районного Совета народных депутатов от 16.06.1992 N 53 за АЗОТ "Калиновское".
При этом судами установлено и подтверждено материалами дела, что земли, отведенные указанному акционерному обществу в постоянное (бессрочное) пользование площадью 2 585 га, могли использоваться для эксплуатации сельских лесов. При этом в состав таких земель включаются земли как покрытые, так и не покрытые лесом.
Постановлением главы Администрации Октябрьского сельсовета от 30.04.1993 N 6 часть этих земель была передана в постоянное (бессрочное) пользование районной ДЮСШ без изъятия из земель лесного фонда.
При таких обстоятельствах суды установили, что земельный участок истца относится к колхозным лесам, составляющим наряду с лесами государственного значения единый государственный лесной фонд (ст. 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17.06.1977 N 5906-IX и ст. 10 Основ лесного законодательства Российской Федерации от 06.03.1993 N 4613-1), и отнесен к землям лесного фонда.
Доказательства того, что земельный участок истца был изъят из земель государственного лесного фонда в соответствии с законодательством, в материалах дела отсутствуют (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). При этом судами обоснованно отмечено, что владение АЗОТ "Калиновское" землями гослесфонда было прямо предусмотрено ранее действующим законодательством, а именно ст. 114 Земельного кодекса РСФСР (1970 г.).
Судами установлено и следует из материалов дела, что письмом от 22.03.2017 N 24-08-14/2503 Департамент лесного хозяйства Свердловской области пояснил главе Администрации Камышловского муниципального района, что кварталы 6 и 7 урочища АЗОТ "Калиновское" Камышловского участкового лесничества входят в состав лесного земельного участка с кадастровым номером 66:13:0000000:283, на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации, изменение документированной информации в государственном лесном реестре осуществляется на основании документов, перечень которых установлен п. 2 Приказа Минприроды России N 496 от 11.11.2013 "Об утверждении перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменении", границы лесничеств и лесопарков, независимо от категории земель, на которой расположены леса, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти - Федеральным агентством лесного хозяйства.
Вопреки позиции заявителя, судами исследованы представленные истцом доказательства (решение малого Совета Камышловского районного Совета народных депутатов N 53 от 16.06.1992, постановление главы Администрации Октябрьского сельсовета N 6 от 30.04.1993, распоряжение Правительства Свердловской области N 54-РП от 23.01.2014 "О переводе земельного участка из категории земель запаса в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов", постановление Правительства Свердловской области N 116-ПП от 16.02.2017, постановление Главы Муниципального образования Камышловский муниципальный район N 305 от 17.04.2014) и отклонены как не относящиеся к документам, перечисленным в п. 2 Приказа Минприроды России от 11.11.2013 N 496 и не являющиеся основаниями для законного возникновения права собственности муниципального образования на земли, которые относятся к собственности Российской Федерации.
При таких условиях, ввиду недоказанности истцом обстоятельств возникновения права муниципальной собственности на спорный участок, судами правомерно отказано в удовлетворении исковых требований.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанции, не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, полномочий для которой у суда кассационной инстанции не имеется (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Обстоятельства настоящего дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством с учетом предмета заявленных требований.
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами по правилам, предусмотренным ст. 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана надлежащая правовая оценка согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 13031/12, а также в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570, от 16.02.2017 N 307-ЭС16-8149.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.05.2017 по делу N А60-15984/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Камышловского муниципального района - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.А.ПЛАТОНОВА

Судьи
М.В.ТОРОПОВА
Н.Г.БЕЛЯЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)