Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.09.2017 N 11АП-10875/2017 ПО ДЕЛУ N А55-13932/2017

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 сентября 2017 г. по делу N А55-13932/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2017 года
В полном объеме постановление изготовлено 18 сентября 2017 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Юдкина А.А., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Скороходовым П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 11.09.2017 в помещении суда апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 12.07.2017 по делу N А55-13932/2017 (судья Лихачев А.А.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мечта-7" (ОГРН 1066367042818, ИНН 6367053706), г. Самара, к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области,
о признании недействительным предписания в части,
в судебном заседании приняли участие:
директор общества с ограниченной ответственностью "Мечта-7" Белов О.П. (лично, паспорт),
представители Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области Малышев И.А. (доверенность от 12.12.2016) и Краснов Д.В. (доверенность от 09.01.2017),
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Мечта-7" (далее - ООО "Мечта-7", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным пункта 2 предписания Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - Министерство) от 02.03.2017 N 8 об устранении нарушения лесного законодательства (с учетом принятого судом уточнения предмета заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 12.07.2017 по делу N А55-13932/2017 заявление общества удовлетворено.
В апелляционной жалобе Министерство просило отменить указанное судебное решение, считая, что оно является незаконным и необоснованным. Министерство также представило дополнение к апелляционной жалобе.
В судебном заседании представители Министерства поддержали апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.
Представитель ООО "Мечта-7" апелляционную жалобу отклонил, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, заслушав объяснения представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как видно из материалов дела, между Департаментом лесного хозяйства Самарской области (арендодатель) и Николаевым А.В. (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 10.01.2008 N 274/12, согласно которому арендатору из земель лесного фонда передан во временное пользование (с 10.01.2006 по 10.01.2055) для осуществления рекреационной деятельности лесной участок общей площадью 1 га с кадастровым номером 63:17:2502012:3, находящийся в государственной собственности и имеющий местоположение: Самарская область, Волжское лесничество, Самарское участковое лесничество, квартал N 66.
Согласно акту приема-передачи участка лесного фонда от 10.01.2006 арендодатель передал, а арендатор принял указанный лесной участок для его использования в культурно-оздоровительных целях.
24.07.2008 между Николаевым А.В. и ООО "Мечта-7" заключен договор уступки прав аренды указанного лесного участка, согласно которому Николаев А.В. передал обществу все права и обязанности по договору аренды от 10.01.2008 N 274/12.
В ходе патрулирования территории лесного фонда 14.02.2017 в 15 час. 00 мин. было установлено, что на указанном лесном участке ООО "Мечта-7" установило забор (частично из сетки Рабица, частично из металлопрофиля) и возвело три металлических гаража, не предусмотренные проектом освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
Данные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 02.03.2017 N 16/2017-35, выкопировкой из планшета, отчетом о патрулировании от 14.02.2017, фототаблицей к отчету о патрулировании от 14.02.2017.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования.
В силу части 2 статьи 12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.
Согласно части 2 статьи 41 ЛК РФ при осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений.
Частью 3 статьи 41 ЛК РФ предусмотрено, что на лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного мира, растительного мира, водные объекты.
Согласно части 5 статьи 41 ЛК РФ правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 6 части 1 статьи 21 ЛК РФ предусмотрено, что строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются, в частности, для осуществления рекреационной деятельности.
В части 1 статьи 26 ЛК РФ указано, что лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
В соответствии с частью 1 статьи 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 ЛК РФ. Частью 1 статьи 89 ЛК РФ установлено, что проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 9 Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 21.02.2012 N 62, лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, обязаны составлять проект освоения лесов в соответствии с частью 1 статьи 88 ЛК РФ, осуществлять использование лесов в соответствии с проектом освоения лесов, соблюдать условия договора аренды лесного участка.
В соответствии с пунктом 3 Состава проекта освоения лесов и порядок его разработки, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69 (далее - Приказ N 69), проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
В пункте 7 Приказа N 69 указано, что раздел "Создание лесной инфраструктуры" содержит, в частности, следующие сведения: характеристика существующих и проектируемых объектов лесной инфраструктуры на лесном участке и их пространственное размещение (тематическая лесная карта). Согласно пункту 8 Приказа N 69 раздел "Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры" составляется только для тех видов использования лесов, где указанная деятельность разрешена лесным законодательством и содержит, в частности, следующие сведения: характеристика существующих и проектируемых объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на лесном участке и их пространственное размещение (тематическая лесная карта).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 13 договора аренды от 10.01.2008 N 274/12 арендатор обязан в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы. Подпунктом "б" пункта 13 данного предусмотрено, что арендатор обязан осуществлять использование лесного участка в строгом соответствии с проектом освоения лесов, правилами использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами и данным договором.
Таким образом, действующее законодательство и заключенный договор устанавливают безусловную обязанность арендатора лесного участка разработать проект освоения лесов, получить на него положительное заключение государственной экспертизы, подать лесную декларацию на текущий календарный год и только после этого приступить к освоению лесного участка точно в соответствие с проектом и лесной декларацией.
Частью 1 статьи 11 ЛК РФ предусмотрено, что граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.
В части 6 статьи 11 ЛК РФ указано, что запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным данной статьей, не допускается.
Согласно части 8 статьи 11 ЛК РФ лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей. Предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены только в случаях, предусмотренных ЛК РФ.
В Определениях от 29.05.2012 N 1147-О и от 20.08.2014 N 33-АПГ14-5 Конституционный Суд Российской Федерации указал, что лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим. В порядке развития указанных конституционных гарантий законодатель, устанавливая специальный правовой режим лесного фонда, закрепил в статье 11 ЛК РФ как право граждан свободно и бесплатно пребывать в лесах (часть 1), так и гарантии для реализации этого права, запретив лицам, которым предоставлены лесные участки, препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также огораживать их, за исключением случаев, предусмотренных этим ЛК РФ (часть 8). Таким образом, ЛК РФ устанавливает право граждан свободно и бесплатно пребывать в лесах для собственных нужд, не допускает запрета или ограничения пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным статьей 11 ЛК РФ, и вводит запрет на огораживание лесных участков в случаях, не предусмотренных ЛК РФ.
В случае необходимости размещения на лесном участке объектов, не предусмотренных проектом освоения лесов, арендатор лесного участка вправе подать в уполномоченный орган заявление о внесении соответствующих изменений в проект освоения лесов в порядке, установленном частью 2 статьи 88 ЛК РФ и Приказом N 69.
Как уже указано, на лесном участке ООО "Мечта-7" установило забор и возвело три металлических гаража, не предусмотренные проектом освоения лесов. Данное обстоятельство обществом не опровергается.
Суд апелляционной инстанции отклоняет ссылку ООО "Мечта-7" на то, что между ним и Департаментом туризма Самарской области заключено соглашение от 21.02.2017 N 7 относительно использования помещений гостиницы по случаю проведения чемпионата мира по футболу при условии размещения болельщиков, волонтеров, ведомств, обеспечивающих общественную безопасность, технического персонала подрядчиков, маркетинговых партнеров и иных категорий групп, обслуживающих проведение чемпионата мира по футболу.
Согласно части 1 статьи 35 Федерального закона от 07.06.2013 N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедерации FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" для размещения объектов инфраструктуры допускается использование лесов.
При этом в соответствии с пунктом 25 статьи 2 данного закона объектами инфраструктуры признаются предназначенные для подготовки и проведения спортивных соревнований объекты спорта (в том числе стадионы и тренировочные базы) и необходимые для осуществления мероприятий объекты социальной, транспортной, инженерной и иных инфраструктур, которые включены в Программу подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу.
Между тем объекты, возводимые ООО "Мечта-7" на вышеуказанном лесном участке, не включены в Программы подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 N 518 и Постановлением Правительства Самарской области от 29.11.2013 N 704, и, таким образом, не относятся к объектам инфраструктуры чемпионата мира по футболу.
Следует также отметить, что в соответствии со статьей 53 Федерального закона от 07.06.2013 N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедерации FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" дополнен статьей 39.3 следующего содержания: использование лесов для строительства и реконструкции объектов, необходимых для осуществления мероприятий, предусмотренных Федеральным законом "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедерации FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", регулируется ЛК РФ, если иное не установлено указанным Федеральным законом.
Ссылки ООО "Мечта-7" на пункт 1.3 СНиП 3.01.01-85 "Организация строительного производства", согласно которому к основным работам по строительству объекта или его части разрешается приступать только после отвода в натуре площадки для его строительства и устройства необходимых ограждений строительной площадки (охранных, защитных или сигнальных), и ГОСТ 23407-78 "Ограждения инвентарные строительных площадок и участков производства строительно-монтажных работ", которым установлены требования к инвентарным ограждениям, предназначенным для выделения территорий строительных площадок и участков производства строительно-монтажных работ, суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку данные нормы могут быть применены с учетом вышеприведенных требований ЛК РФ и учтены при внесении изменений в проект освоения лесов. Кроме того, указанным пунктом предписания на общество не возложена обязанность демонтировать забор и три металлических гаража или привести забор в соответствие с требованиями вышеуказанных СНиП и ГОСТ.
В силу положений статьи 6 АПК РФ при принятии судебных актов арбитражные суды не могут исходить из целесообразности действий лица, участвующего в деле, если к тому же такие действия не соответствуют закону.
Таким образом, пунктом 2 оспариваемого предписания Министерство обоснованно обязало ООО "Мечта-7" привести использование арендованного участка в соответствие с проектом освоения лесов.
Доказательств принятия надлежащих мер к исполнению этого пункта предписания общество не представило.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 32 Октябрьского судебного района г. Самары от 06.07.2017 ООО "Мечта-7" привлечено к административной ответственности по статье 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неисполнение предписания, оспариваемого по настоящему делу.
Частью 3 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку пункт 2 оспариваемого предписания соответствуют законам и иным нормативным правовым актам, оснований для его признания недействительным не имеется.
Выводы, сделанные судом апелляционной инстанции, согласуются с правоприменительной практикой (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 06.06.2017 по делу N А55-20920/2016, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.11.2015 по делу N А66-17766/2014, решение Арбитражного суда Самарской области от 08.12.2016 по делу N А55-22758/2016 и др.).
На основании изложенного суд апелляционной инстанции удовлетворяет апелляционную жалобу Министерства, отменяет обжалуемое судебное решение в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права и несоответствием сделанных им выводов обстоятельствам дела (пункты 3, 4 части 1, часть 2 статьи 270 АПК РФ) и, руководствуясь пунктом 2 статьи 269 АПК РФ, принимает новый судебный акт об отказе ООО "Мечта-7" в удовлетворении заявления об оспаривании пункта 2 предписания Министерства от 02.03.2017 N 8 об устранении нарушения лесного законодательства.
С учетом положений частей 1 и 5 статьи 110 АПК РФ суд апелляционной инстанции относит на общество расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб., понесенные им при подаче заявления в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 12 июля 2017 года по делу N А55-13932/2017 отменить.
Принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявления отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
В.С.СЕМУШКИН
Судьи
А.А.ЮДКИН
Е.Г.ПОПОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)