Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 27.06.2017 ПО ДЕЛУ N А60-13176/2017

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 27 июня 2017 г. по делу N А60-13176/2017


Резолютивная часть решения объявлена 20 июня 2017 года
Полный текст решения изготовлен 27 июня 2017 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Г.Н. Подгорновой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания С.М. Удинцевой рассмотрел в судебном заседании дело по иску Администрации города Екатеринбурга (ИНН 6661004661, ОГРН 1046603983800)
к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области (ИНН 6658091960, ОГРН 1036602638588)
об установлении границ земельного участка.
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области.
В судебном заседании участвовали:
- от истца: Л.Р. Мицкович, представитель, доверенность от 29.12.2016 г.;
- от ответчика: С.Н. Еремина, представитель, доверенность от 11.07.2016 г.
от третьего лица: не явились; о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации на сайте суда. В материалах дела имеется ходатайство третьего лица о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено. Истец представил дополнительные письменные доказательства. Третье лицо через канцелярию суда представило отзыв. Суд приобщил представленные документы к материалам дела.
После проведения предварительного заседания суд признал дело подготовленным и с согласия обеих сторон открыл судебное заседание.

Истец просит установить границы земельного участка с кадастровым номером 66:41:0609027:8 площадью 8265,14 кв. м в соответствии с границами, утвержденными проектом межевания территории в квартале улиц Прибалтийской - Центральной - Латвийской, и схемой расположения земельного участка в следующих координатах:






























Кроме того истец просит указать в решении, что оно является основанием для внесения соответствующих сведений о границах земельного участка в сведения государственного кадастра недвижимости.
Ответчик отзыв не представил.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд

установил:

Как следует из материалов дела, МО "город Екатеринбург" является собственником отдельно - стоящего строения (лит. А) нежилого назначения (под образовательное учреждение), расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Латвийская, 20, что подтверждается выпиской из ЕГРП.
Указанное здание находится на земельном участке с кадастровым номером 66:41:0609027:8, декларированной площадью 1700 кв. м.
В отношении указанной территории утвержден проект межевания в квартале улиц Прибалтийской - Центральной - Латвийской (Постановление Администрации города Екатеринбурга от 03.04.2012 г. N 1308, Постановление Администрации города Екатеринбурга от 21.04.2015 г. N 978).
Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 14.10.2013 г. N 3521 утверждена схема расположения земельного участка N 101726 на кадастровом плане территории по адресу: г. Екатеринбург, ул. Латвийская, 20 площадью 8265 кв. м под отдельно стоящее строение (лит. А) нежилого назначения (под образовательное учреждение).
В целях формирования и постановки вышеуказанного земельного участка на государственный кадастровый учет и дальнейшей регистрации права собственности муниципального образования "город Екатеринбург" заключен контракт на проведение кадастровых работ.
30.06.2016 г. кадастровым инженером было подготовлено заключение N 39 о невозможности проведения кадастровых работ в отношении земельного участка в соответствии с вышеуказанными документами в связи с тем, что площадь формируемого земельного участка превышает более чем на 10% площадь учтенного, что в соответствии с подпунктом 32 пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218 "О государственной регистрации недвижимости" будет являться препятствием в осуществлении кадастрового учета.
Кадастровый инженер пришел к выводу о том, что образование земельного участка производится путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 66:41:0609027:8 и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, кадастрового квартала 66:41:0609027.
Администрация города Екатеринбурга обратилась в адрес МУГИСО с заявлением от 23.12.2016 г. N 0132/01-17/002/7471 о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0609027:8, находящегося в муниципальной собственности, и земель кадастрового квартала 66:41:0609027, право государственной собственности в отношении которых не разграничено.
МУГИСО в ответ на обращение в письме от 24.01.2017 г. N 17-01-81/417нз указало, что соглашение о перераспределении не может быть заключено, поскольку границы земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (пп. 3 п. 7 ст. 39.27 ЗК РФ).
Поскольку ответчиком границы земельного участка не согласованы, истец обратился за установлением границ земельного участка в суд.
Согласно ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
На основании ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации осуществление защиты гражданских прав возможно лишь способами, предусмотренными законом, при этом избранный способ защиты в случае удовлетворения исковых требований должен непосредственно привести к восстановлению нарушенных или оспариваемых прав.
Согласно разъяснениям, изложенным п. 2 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", иски об установлении границ земельного участка относятся к искам о правах на недвижимое имущество.
Таким образом, иск об установлении границ земельного участка является самостоятельным способом защиты нарушенного права, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части.
В п. 1 ст. 64 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено рассмотрение земельных споров в судебном порядке.
Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном данным законом порядке обязательному согласованию.
В соответствии с ч. 4 ст. 40 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.
В соответствии с ч. 5 ст. 40 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ в случае, если местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ, при постановке на кадастровый учет совместно с межевым планом представляется копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.
С учетом приведенных норм суд считает избранный истцом способ защиты надлежащим.
В силу ст. 17 Федерального закона от 18.06.2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве" порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2 и п. 3 Правил установления на местности границ объектов землеустройства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 г. N 688, установление на местности границ объектов землеустройства осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости о соответствующих объектах землеустройства.
Установление на местности границ объекта землеустройства (вынос границ на местность) выполняется по координатам характерных точек таких границ (точек изменения описания границ объекта землеустройства и деления их на части), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости.
В соответствии с ч. 7 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.
Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
При проведении кадастровых работ кадастровым инженером Гладких К.В. установлены координаты характерных точек границ земельного участка согласно утвержденному постановлением Администрации города Екатеринбурга от 21.04.2015 г. N 978 проекту межевания территорий в квартале улиц Прибалтийской - Центральной - Латвийской, и схемы расположения земельного участка.
Учитывая, что мотивированных возражений относительно установленных границ земельного участка ответчиком не представлено, принимая во внимание, что местоположение границ указанного земельного участка определено с учетом границ смежных земельных участков, норм действующего земельного законодательства и прав третьих лиц не нарушает, суд считает требования истца подлежащими удовлетворению.
Поскольку в силу п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, суд не считает необходимым указывать об этом в резолютивной части решения.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Исковые требования удовлетворить.
2. Установить границы земельного участка с кадастровым номером 66:41:0609027:8 площадью 8265,14 кв. м в соответствии с границами, утвержденными проектом межевания территории в квартале улиц Прибалтийской - Центральной - Латвийской и схемой расположения земельного участка в следующих координатах:





























3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
Г.Н.ПОДГОРНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)