Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обстоятельства: По мнению арендатора участка, постановлением изменена категория земель с земель сельскохозяйственного назначения на земли населенных пунктов, фактически изменены границы населенного пункта и уменьшен исходный участок.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июля 2017 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сириной В.В.
судей Демидовой Е.Ю.
Шуйской С.И.
при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эко-Продукт" на решение от 11.01.2017 Арбитражного суда Алтайского края (судья Куличкова Л.Г.) и постановление от 11.04.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Кривошеина С.В., Павлюк Т.В.) по делу N А03-11920/2016 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Эко-Продукт" (658875, Алтайский край, Немецкий национальный р-н, с. Шумановка, ул. Молодежная, д. 9, ОГРН 1142210000052, ИНН 2259007254) к администрации Шумановского сельсовета Немецкого национального района Алтайского края (658875, Алтайский край, Немецкий национальный р-н, с. Шумановка, ул. Ленина, д. 44, ОГРН 1032200950308, ИНН 2259000548) о признании недействительным постановления.
Другие лица, участвующие в деле: сельскохозяйственная артель племзавод "Шумановский", администрация Немецкого национального района Алтайского края, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Алтайскому краю, Федеральное государственное унитарное предприятие "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации".
В заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Эко-Продукт" Мищенко А.Ю. по доверенности от 05.12.2016.
Суд
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Эко-Продукт" (далее - ООО "Эко-Продукт", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к администрации Шумановского сельсовета Немецкого национального района Алтайского края (далее - администрация Шумановского сельсовета, заинтересованное лицо) о признании недействительным постановления от 17.08.2015 N 13 "Об утверждении схемы расположения земельного участка" (далее - постановление N 13).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: сельскохозяйственная артель племзавод "Шумановский" (далее - СХА племзавод "Шумановский"), администрация Немецкого национального района Алтайского края (далее - администрация Немецкого национального района), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Алтайскому краю, Федеральное государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации" (с 05.10.2016 - акционерное общество "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации" (далее - АО "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ") в лице Сибирского филиала.
Решением от 11.01.2017 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 11.04.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Эко-Продукт" обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований общества в полном объеме.
По мнению подателя жалобы, постановлением N 13 изменена категория земель с земель сельскохозяйственного назначения на земли населенных пунктов; администрация Шумановского сельсовета не является органом исполнительной власти субъекта, в связи с чем не обладает полномочиями на изменение категории земель; на дату принятия оспариваемого постановления не утвержден генеральный план населенного пункта село Шумановка; оспариваемым постановлением фактически изменены границы населенного пункта села Шумановское, что невозможно без существования генерального плана населенного пункта; ООО "Эко-Продукт" представило заключение кадастрового инженера Скляра Н.Ф. и межевой план, подготовленный кадастровым инженером Шредером В.А., которые подтверждают, что указанные кадастровые инженеры обследовали земельные участки в натуре, и установили факт наложения границ вновь образованного земельного участка с кадастровым номером 22:29:050211:ЗУ1 (поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 22:29:050211:133) и исходного земельного участка, предоставленного ООО "Эко-Продукт" в аренду; не соответствует обстоятельствам дела вывод суда о наличии генерального плана и Правил землепользования и застройки населенного пункта села Шумановское; о споре о границах земельных участков не заявлено, так как оспаривается конкретный ненормативный правовой акт, нарушающий права и законные интересы заявителя; заявителем представлен документ, свидетельствующий о том, что о существовании оспариваемого постановления ему стало известно 08.06.2016, то есть утверждение администрации Шумановского сельсовета о том, что заявителю стало известно об оспариваемом постановлении в период с 17.08.2015 до 24.08.2015 ничем не подтверждено.
ФГБУ "ФКП Росреестра" представлен отзыв на кассационную жалобу, к которому в нарушение части 1 статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не приложены документы, подтверждающие его направление другим участвующим в деле лицам, на основании чего данный отзыв судебной коллегией не учитывается.
В судебном заседании представитель заявителя доводы кассационной жалобы поддержал.
Изучив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя, проверив в порядке статей 284, 286, 287, 288 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов в указанных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции полагает, что обжалованные решение и постановление подлежат оставлению без изменения в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "Эко-Продукт" является арендатором земельного участка с кадастровым номером 22:29:000000:2, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Северо-западная часть Немецкого национального района Алтайского края (СХА племзавод "Шумановский"), что подтверждается договором аренды земельного участка от 03.10.2005 N 8, соглашением о передаче прав и обязанностей от 19.03.2014, кадастровым паспортом земельного участка от 17.02.2014 N 22/14-134790.
Государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) содержит следующие сведения о данном земельном участке - единое землепользование с кадастровым номером 22:29:000000:2, находящимся на праве аренды у ООО "Эко-Продукт", номер кадастрового квартала: 22:29:000000. Земельный участок относится к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственной деятельности. Площадь земельного участка составляет 101 779 888 кв. м, образован из двух обособленных земельных участков с кадастровыми номерами 22:29:050301:1 (площадь 1 520 000 кв. м) и 22:29:050101:1207 (площадью 100 270 000 кв. м).
Администрация Шумановского сельсовета 17.08.2015 приняла постановление N 13 "Об утверждении схемы расположения земельного участка" из категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером 22:29:050211:ЗУ1 земельный участок ориентировочной площадью 1 273 кв. м, для размещения водонапорной башни, расположенного по адресу: Алтайский край, Немецкий национальный район, с. Шумановка, ул. Титова, 2а.
Согласно данным кадастрового паспорта от 21.10.2015 N 22/15-776797 земельный участок с кадастровым номером 22:29:050211:133, расположенный по адресу: Алтайский край, Немецкий национальный район, с. Шумановка, ул. Титова, 2а, площадью 1 273 кв. м, имеет "временный" статус сведений. Категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения водонапорной башни. Сведения о правах отсутствуют.
В соответствие с кадастровым паспортом сооружения от 19.11.2015 объект недвижимости - водонапорная башня с кадастровым номером 22:29:050211:135, номер кадастрового квартала: 22:29:050211, год ввода в эксплуатацию 1983 год, расположен по адресу: Алтайский край, Немецкий национальный район, с. Шумановка, ул. Титова, 2а, в границах земельного участка с кадастровым номером 22:29:050211:133.
Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет 19.10.2015 на основании заявления от 15.10.2015 и межевого плана, подготовленного в связи с образованием земельного участка из земель находящихся в государственной собственности; межевой план подготовлен на основе схемы расположения, утвержденной постановлением N 13; оснований для отказа, приостановления осуществления кадастрового учета изменений при проверке представленных документов не выявлено.
ООО "Эко-Продукт", считая постановление N 13 незаконным, нарушающим его права и интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции, руководствуясь частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2, 3 статьи 201 АПК РФ, статьями 11.10, 11.2, 83 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), статьей 21 Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 66-ФЗ), учитывая, что при постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 22:29:050211:133 наложений на земельный участок с кадастровым номером 22:29:000000:2 не имелось, более того, из представленных в материалы дела документов из ГКН - кадастровых дел границ населенных пунктов, объектов недвижимости усматривается, что пересечений границ между спорными земельными участками не установлено, контуры границ построены корректно, пришел к выводу, что постановление N 13 соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Доводы заявителя о нарушении пункта 4 статьи 11.2 ЗК РФ, о необходимости согласия арендатора на образование земельного участка с кадастровым номером 22:29:050211:133, суд счел не нашедшими своего подтверждения и противоречащими действующему законодательству, поскольку в указанном случае имеющиеся в ГКН сведения о границах указанных земельных участках не позволяют сделать вывод о том, что данные земельные участки являются смежными, в связи с тем, что они не имеют общей границы.
Суд отметил, что в случае спора о границах земельных участков заявителем выбран неверный способ защиты предполагаемого нарушенного права, поскольку не указано, в чем именно заключается нарушение его прав оспариваемым постановлением и каким образом оно должно быть восстановлено. Заключение кадастрового инженера от 28.06.2016 не является основанием для признания постановления недействительным, так как не подтверждается исследованными материалами дела.
Довод заявителя о том, что администрация фактически уменьшила исходный земельный участок, осуществив вмешательство в отношения по его использованию, суд не принял во внимание, поскольку на вновь образованном земельном участке расположено сооружение водонапорной башни, 1983 года строительства, право собственности на данный объект недвижимости признано за СХА племзавод "Шумановский" решением от 02.09.2016 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-11937/2016.
Доводы заявителя, о том, что оспариваемый ненормативный акт не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, суд посчитал не нашедшими подтверждения в связи отсутствием доказательств.
Исходя из положений части 4 статьи 198 АПК РФ, учитывая, что заявитель обратился с иском 13.07.2016, то есть за пределами трехмесячного срока, ходатайство о восстановлении пропущенного по уважительной причине срока не заявлял, поскольку пропуск срока на обжалование является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления, суд пришел к выводу об оставлении заявленных требований общества без удовлетворения.
Довод заявителя о том, что срок на обжалование постановления им не пропущен, так как о вынесении спорного постановления ему стало известно лишь в начале июня 2016 года, когда СХА племзавод "Шумановский" письмом от 08.06.2016 уведомило о том, что в отношении территории, занимаемой объектом капитального строительства - водонапорная башня, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером 22:29:000000:2, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Северо-западная часть Немецкого национального района Алтайского края (СХА племзавод "Шумановский") вынесено постановление N 13, суд не принял во внимание, поскольку в соответствии с пунктом 48 Устава муниципального образования Шумановский сельсовет Немецкого национального района Алтайского края официальным обнародованием муниципальных правовых актов, к которым согласно статье 42 Устава относятся постановления и распоряжения администрации, считается размещение их полных текстов на информационном стенде администрации сельсовета, где они должны находиться в течение не менее семи дней со дня официального обнародования, датой официального обнародования является первый день официального обнародования на информационном стенде администрации сельсовета, в связи с тем, что постановление обнародовано на информационном стенде 17.08.2015, и до 24.08.2015 оно находилось на информационном стенде, кроме того, с информацией о постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 22:29:050211:133 на сайте http://pkk5.rosreestr.ru можно было ознакомиться с 23.10.2015.
Суд апелляционной инстанции с указанными мотивами и выводами согласился.
Довод о том, что администрация Шумановского сельсовета фактически распорядилась земельным участком при наличии действующего договора аренды со ссылкой на отсутствие согласия со стороны арендатора и представленные доказательства (заключение от 28.06.2016 кадастрового инженера Немецкого производственного участка Славгородского отделения Филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Алтайскому краю "О расположении земельного участка под водонапорной башней, расположенной по адресу: Алтайский край, Немецкий национальный район, с. Шумановка, ул. Титова, 2а"; договор аренды от 03.10.2005 N 8, в редакции соглашения о передаче прав и обязанностей, межевой план от 20.12.2016 земельного участка с кадастровым номером 22:29:000000:2, решение от 02.09.2016 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-11937/2016, тем самым уменьшила размер исходного земельного участка, суд апелляционной инстанции отклонил, поскольку он противоречит установленным по делу обстоятельствам и направлен на переоценку выводов суда первой инстанции. В рассматриваемом случае согласия арендатора на образование земельного участка с кадастровым номером 22:29:050211:133 не требовалось, поскольку содержавшиеся в ГКН сведения о границах вышеуказанных земельных участках не подтверждают того, что данные земельные участки являются смежными (имеют общие границы).
Суд кассационной инстанции, отклоняя доводы кассационной жалобы, исходит из установленных по делу обстоятельств и следующих норм права.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону, а также обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого акта, возлагаются на орган, принявший ненормативный акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В свою очередь, обязанность доказывания наличия факта нарушенных оспариваемым актом (действиями) законных прав лежит на лице, оспаривающем акт (действия).
Согласно пункту 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Подпункт 3 пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ определяет, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в том числе в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
Согласно статье 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1).
В соответствии с пунктами 3 и 13 статьи 11.10 ЗК РФ (в редакции, действующей с 01.03.2015), схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Таким образом, действия по формированию земельного участка, в том числе подготовка и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, отнесены к компетенции исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченного на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселений в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения.
Согласно статье 18 Устава муниципального образования Шумановский сельсовет Немецкого национального района Алтайского края администрация Шумановского сельсовета является органом местного самоуправления поселения - муниципального образования Шумановский сельсовет Немецкого национального района Алтайского края, следовательно, заинтересованное лицо обладает полномочиями по распоряжению земельными участками, расположенными на территории поселения - муниципального образования Шумановский сельсовет Немецкого национального района Алтайского края, вправе совершать действия по формированию земельного участка, в том числе по подготовке и утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории поселения.
В соответствии со статьей 46 Устава муниципального образования Шумановский сельсовет Немецкого национального района Алтайского края глава администрации сельсовета в пределах своих полномочий, установленных настоящим Уставом и решениями Совета депутатов, издает постановления администрации сельсовета по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Алтайского края, а также распоряжения администрации сельсовета по вопросам организации работы администрации сельсовета.
Решением районного Совета депутатов Немецкого национального района Алтайского края от 16.07.2015 N 241 утверждены Правила землепользования и застройки части территории муниципального образования Шумановский сельсовет Немецкого национального района Алтайского края. Администрацией Шумановского сельсовета в отзыве указано, что данные Правила обнародованы на официальном сайте администрации 16.07.2015, достоверность указанной информации заявителем не опровергнута.
В соответствии со статьей 83 ЗК РФ землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий и на основании статьи 21 Закона N 66-ФЗ до 1 ноября 2008 года вместо изготовления, утверждения и использования схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий допускаются изготовление, утверждение и использование проектов границ земельных участков, которые соответственно изготавливались, утверждались и использовались в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на утверждение администрации Шумановского сельсовета была представлена схема расположения земельного участка с кадастровым номером 22:29:050211:ЗУ1, расположенного по адресу: Алтайский край, Немецкий национальный район, с. Шумановка, ул. Титова, 2а, на кадастровом плане территорий. После рассмотрения данного кадастрового плана схема утверждена постановлением N 13.
Исследовав и оценив представленные доказательства, исходя из положений указанных норм, суды пришли к правомерному выводу о том, что постановление N 13 принято в пределах компетенции уполномоченного органа местного самоуправления.
Кроме того, заявитель не доказал, что его права нарушены принятием оспариваемого постановления N 13.
Как установлено судами и не оспорено заявителем, на спорном земельном участке расположен объект недвижимости - сооружение водонапорной башни, 1983 года строительства (кадастровый номер 22:29:050211:135), право собственности на который признано в судебном порядке за иным лицом - СХА племзавод "Шумановский".
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из основных принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно сведениям из ГКН вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 22:29:050211:133 "для размещения водонапорной башни".
Заявитель не представил доказательств, подтверждающих наличие у него прав на объект недвижимости, расположенный на указанном земельном участке, и также не обосновал, что образованием данного земельного участка были нарушены его права как арендатора другого земельного участка с кадастровым номером 22:29:000000:2.
Суды, отклоняя доводы общества о нарушении его прав оспариваемым постановлением N 13, указали, что при постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 22:29:050211:133 сведений о наложении на земельный участок с кадастровым номером 22:29:000000:2 не имелось, так же как и о том, что данные земельные участки являлись смежными.
Указанные выводы соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам, из которых следует, что земельные участки расположены в разных кадастровых кварталах, в межевом плане на земельный участок с кадастровым номером 22:29:000000:2 указано, что на нем отсутствуют какие-либо здания, строения, сооружения.
По правилам статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно статье 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Учитывая, что не установлена недостоверность содержащихся в ГКН сведений относительно характеристик двух указанных выше участков, суды обоснованно отклонили ссылки истца на заключение кадастрового инженера от 28.06.2016, указав, что оно не согласуется со сведения, содержащимися в ГКН.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, учитывая, что заявитель не доказал нарушение его прав оспариваемым постановлением N 13 как собственника объекта недвижимости или арендатора земельного участка с кадастровым номером 22:29:000000:2, в удовлетворении заявления отказано обоснованно. В связи с этим довод о том, что заявителем не пропущен трехмесячный срок для оспаривания, не имеет самостоятельного правового значения как не влияющий на правильность принятого по существу спора решения.
Согласно подпунктам 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, пункту 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" при обжаловании судебных актов в кассационном порядке по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов незаконными государственная пошлина для юридических лиц составляет 1 500 руб.
На основании статьи 104 АПК РФ, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 и подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату заявителю кассационной жалобы.
Поскольку платежное поручение от 07.06.2017 N 352 об уплате государственной пошлины подано в электронном виде, вопрос о возврате излишне уплаченной государственной пошлины из федерального бюджета не может быть разрешен судом без оригинала платежного поручения.
Таким образом, доводы подателя жалобы не опровергают выводы судов, основанные на фактических обстоятельствах, направлены на их переоценку и не свидетельствуют о нарушении норм права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ могут быть основанием для отмены или изменения судебных актов. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 11.01.2017 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 11.04.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-11920/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 14.07.2017 N Ф04-2619/2017 ПО ДЕЛУ N А03-11920/2016
Требование: Об оспаривании постановления об утверждении схемы расположения земельного участка.Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обстоятельства: По мнению арендатора участка, постановлением изменена категория земель с земель сельскохозяйственного назначения на земли населенных пунктов, фактически изменены границы населенного пункта и уменьшен исходный участок.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июля 2017 г. по делу N А03-11920/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июля 2017 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сириной В.В.
судей Демидовой Е.Ю.
Шуйской С.И.
при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эко-Продукт" на решение от 11.01.2017 Арбитражного суда Алтайского края (судья Куличкова Л.Г.) и постановление от 11.04.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Кривошеина С.В., Павлюк Т.В.) по делу N А03-11920/2016 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Эко-Продукт" (658875, Алтайский край, Немецкий национальный р-н, с. Шумановка, ул. Молодежная, д. 9, ОГРН 1142210000052, ИНН 2259007254) к администрации Шумановского сельсовета Немецкого национального района Алтайского края (658875, Алтайский край, Немецкий национальный р-н, с. Шумановка, ул. Ленина, д. 44, ОГРН 1032200950308, ИНН 2259000548) о признании недействительным постановления.
Другие лица, участвующие в деле: сельскохозяйственная артель племзавод "Шумановский", администрация Немецкого национального района Алтайского края, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Алтайскому краю, Федеральное государственное унитарное предприятие "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации".
В заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Эко-Продукт" Мищенко А.Ю. по доверенности от 05.12.2016.
Суд
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Эко-Продукт" (далее - ООО "Эко-Продукт", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к администрации Шумановского сельсовета Немецкого национального района Алтайского края (далее - администрация Шумановского сельсовета, заинтересованное лицо) о признании недействительным постановления от 17.08.2015 N 13 "Об утверждении схемы расположения земельного участка" (далее - постановление N 13).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: сельскохозяйственная артель племзавод "Шумановский" (далее - СХА племзавод "Шумановский"), администрация Немецкого национального района Алтайского края (далее - администрация Немецкого национального района), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Алтайскому краю, Федеральное государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации" (с 05.10.2016 - акционерное общество "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации" (далее - АО "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ") в лице Сибирского филиала.
Решением от 11.01.2017 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 11.04.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Эко-Продукт" обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований общества в полном объеме.
По мнению подателя жалобы, постановлением N 13 изменена категория земель с земель сельскохозяйственного назначения на земли населенных пунктов; администрация Шумановского сельсовета не является органом исполнительной власти субъекта, в связи с чем не обладает полномочиями на изменение категории земель; на дату принятия оспариваемого постановления не утвержден генеральный план населенного пункта село Шумановка; оспариваемым постановлением фактически изменены границы населенного пункта села Шумановское, что невозможно без существования генерального плана населенного пункта; ООО "Эко-Продукт" представило заключение кадастрового инженера Скляра Н.Ф. и межевой план, подготовленный кадастровым инженером Шредером В.А., которые подтверждают, что указанные кадастровые инженеры обследовали земельные участки в натуре, и установили факт наложения границ вновь образованного земельного участка с кадастровым номером 22:29:050211:ЗУ1 (поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 22:29:050211:133) и исходного земельного участка, предоставленного ООО "Эко-Продукт" в аренду; не соответствует обстоятельствам дела вывод суда о наличии генерального плана и Правил землепользования и застройки населенного пункта села Шумановское; о споре о границах земельных участков не заявлено, так как оспаривается конкретный ненормативный правовой акт, нарушающий права и законные интересы заявителя; заявителем представлен документ, свидетельствующий о том, что о существовании оспариваемого постановления ему стало известно 08.06.2016, то есть утверждение администрации Шумановского сельсовета о том, что заявителю стало известно об оспариваемом постановлении в период с 17.08.2015 до 24.08.2015 ничем не подтверждено.
ФГБУ "ФКП Росреестра" представлен отзыв на кассационную жалобу, к которому в нарушение части 1 статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не приложены документы, подтверждающие его направление другим участвующим в деле лицам, на основании чего данный отзыв судебной коллегией не учитывается.
В судебном заседании представитель заявителя доводы кассационной жалобы поддержал.
Изучив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя, проверив в порядке статей 284, 286, 287, 288 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов в указанных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции полагает, что обжалованные решение и постановление подлежат оставлению без изменения в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "Эко-Продукт" является арендатором земельного участка с кадастровым номером 22:29:000000:2, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Северо-западная часть Немецкого национального района Алтайского края (СХА племзавод "Шумановский"), что подтверждается договором аренды земельного участка от 03.10.2005 N 8, соглашением о передаче прав и обязанностей от 19.03.2014, кадастровым паспортом земельного участка от 17.02.2014 N 22/14-134790.
Государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) содержит следующие сведения о данном земельном участке - единое землепользование с кадастровым номером 22:29:000000:2, находящимся на праве аренды у ООО "Эко-Продукт", номер кадастрового квартала: 22:29:000000. Земельный участок относится к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственной деятельности. Площадь земельного участка составляет 101 779 888 кв. м, образован из двух обособленных земельных участков с кадастровыми номерами 22:29:050301:1 (площадь 1 520 000 кв. м) и 22:29:050101:1207 (площадью 100 270 000 кв. м).
Администрация Шумановского сельсовета 17.08.2015 приняла постановление N 13 "Об утверждении схемы расположения земельного участка" из категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером 22:29:050211:ЗУ1 земельный участок ориентировочной площадью 1 273 кв. м, для размещения водонапорной башни, расположенного по адресу: Алтайский край, Немецкий национальный район, с. Шумановка, ул. Титова, 2а.
Согласно данным кадастрового паспорта от 21.10.2015 N 22/15-776797 земельный участок с кадастровым номером 22:29:050211:133, расположенный по адресу: Алтайский край, Немецкий национальный район, с. Шумановка, ул. Титова, 2а, площадью 1 273 кв. м, имеет "временный" статус сведений. Категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения водонапорной башни. Сведения о правах отсутствуют.
В соответствие с кадастровым паспортом сооружения от 19.11.2015 объект недвижимости - водонапорная башня с кадастровым номером 22:29:050211:135, номер кадастрового квартала: 22:29:050211, год ввода в эксплуатацию 1983 год, расположен по адресу: Алтайский край, Немецкий национальный район, с. Шумановка, ул. Титова, 2а, в границах земельного участка с кадастровым номером 22:29:050211:133.
Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет 19.10.2015 на основании заявления от 15.10.2015 и межевого плана, подготовленного в связи с образованием земельного участка из земель находящихся в государственной собственности; межевой план подготовлен на основе схемы расположения, утвержденной постановлением N 13; оснований для отказа, приостановления осуществления кадастрового учета изменений при проверке представленных документов не выявлено.
ООО "Эко-Продукт", считая постановление N 13 незаконным, нарушающим его права и интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции, руководствуясь частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2, 3 статьи 201 АПК РФ, статьями 11.10, 11.2, 83 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), статьей 21 Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 66-ФЗ), учитывая, что при постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 22:29:050211:133 наложений на земельный участок с кадастровым номером 22:29:000000:2 не имелось, более того, из представленных в материалы дела документов из ГКН - кадастровых дел границ населенных пунктов, объектов недвижимости усматривается, что пересечений границ между спорными земельными участками не установлено, контуры границ построены корректно, пришел к выводу, что постановление N 13 соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Доводы заявителя о нарушении пункта 4 статьи 11.2 ЗК РФ, о необходимости согласия арендатора на образование земельного участка с кадастровым номером 22:29:050211:133, суд счел не нашедшими своего подтверждения и противоречащими действующему законодательству, поскольку в указанном случае имеющиеся в ГКН сведения о границах указанных земельных участках не позволяют сделать вывод о том, что данные земельные участки являются смежными, в связи с тем, что они не имеют общей границы.
Суд отметил, что в случае спора о границах земельных участков заявителем выбран неверный способ защиты предполагаемого нарушенного права, поскольку не указано, в чем именно заключается нарушение его прав оспариваемым постановлением и каким образом оно должно быть восстановлено. Заключение кадастрового инженера от 28.06.2016 не является основанием для признания постановления недействительным, так как не подтверждается исследованными материалами дела.
Довод заявителя о том, что администрация фактически уменьшила исходный земельный участок, осуществив вмешательство в отношения по его использованию, суд не принял во внимание, поскольку на вновь образованном земельном участке расположено сооружение водонапорной башни, 1983 года строительства, право собственности на данный объект недвижимости признано за СХА племзавод "Шумановский" решением от 02.09.2016 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-11937/2016.
Доводы заявителя, о том, что оспариваемый ненормативный акт не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, суд посчитал не нашедшими подтверждения в связи отсутствием доказательств.
Исходя из положений части 4 статьи 198 АПК РФ, учитывая, что заявитель обратился с иском 13.07.2016, то есть за пределами трехмесячного срока, ходатайство о восстановлении пропущенного по уважительной причине срока не заявлял, поскольку пропуск срока на обжалование является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления, суд пришел к выводу об оставлении заявленных требований общества без удовлетворения.
Довод заявителя о том, что срок на обжалование постановления им не пропущен, так как о вынесении спорного постановления ему стало известно лишь в начале июня 2016 года, когда СХА племзавод "Шумановский" письмом от 08.06.2016 уведомило о том, что в отношении территории, занимаемой объектом капитального строительства - водонапорная башня, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером 22:29:000000:2, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Северо-западная часть Немецкого национального района Алтайского края (СХА племзавод "Шумановский") вынесено постановление N 13, суд не принял во внимание, поскольку в соответствии с пунктом 48 Устава муниципального образования Шумановский сельсовет Немецкого национального района Алтайского края официальным обнародованием муниципальных правовых актов, к которым согласно статье 42 Устава относятся постановления и распоряжения администрации, считается размещение их полных текстов на информационном стенде администрации сельсовета, где они должны находиться в течение не менее семи дней со дня официального обнародования, датой официального обнародования является первый день официального обнародования на информационном стенде администрации сельсовета, в связи с тем, что постановление обнародовано на информационном стенде 17.08.2015, и до 24.08.2015 оно находилось на информационном стенде, кроме того, с информацией о постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 22:29:050211:133 на сайте http://pkk5.rosreestr.ru можно было ознакомиться с 23.10.2015.
Суд апелляционной инстанции с указанными мотивами и выводами согласился.
Довод о том, что администрация Шумановского сельсовета фактически распорядилась земельным участком при наличии действующего договора аренды со ссылкой на отсутствие согласия со стороны арендатора и представленные доказательства (заключение от 28.06.2016 кадастрового инженера Немецкого производственного участка Славгородского отделения Филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Алтайскому краю "О расположении земельного участка под водонапорной башней, расположенной по адресу: Алтайский край, Немецкий национальный район, с. Шумановка, ул. Титова, 2а"; договор аренды от 03.10.2005 N 8, в редакции соглашения о передаче прав и обязанностей, межевой план от 20.12.2016 земельного участка с кадастровым номером 22:29:000000:2, решение от 02.09.2016 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-11937/2016, тем самым уменьшила размер исходного земельного участка, суд апелляционной инстанции отклонил, поскольку он противоречит установленным по делу обстоятельствам и направлен на переоценку выводов суда первой инстанции. В рассматриваемом случае согласия арендатора на образование земельного участка с кадастровым номером 22:29:050211:133 не требовалось, поскольку содержавшиеся в ГКН сведения о границах вышеуказанных земельных участках не подтверждают того, что данные земельные участки являются смежными (имеют общие границы).
Суд кассационной инстанции, отклоняя доводы кассационной жалобы, исходит из установленных по делу обстоятельств и следующих норм права.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону, а также обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого акта, возлагаются на орган, принявший ненормативный акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В свою очередь, обязанность доказывания наличия факта нарушенных оспариваемым актом (действиями) законных прав лежит на лице, оспаривающем акт (действия).
Согласно пункту 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Подпункт 3 пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ определяет, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в том числе в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
Согласно статье 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1).
В соответствии с пунктами 3 и 13 статьи 11.10 ЗК РФ (в редакции, действующей с 01.03.2015), схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Таким образом, действия по формированию земельного участка, в том числе подготовка и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, отнесены к компетенции исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченного на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселений в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения.
Согласно статье 18 Устава муниципального образования Шумановский сельсовет Немецкого национального района Алтайского края администрация Шумановского сельсовета является органом местного самоуправления поселения - муниципального образования Шумановский сельсовет Немецкого национального района Алтайского края, следовательно, заинтересованное лицо обладает полномочиями по распоряжению земельными участками, расположенными на территории поселения - муниципального образования Шумановский сельсовет Немецкого национального района Алтайского края, вправе совершать действия по формированию земельного участка, в том числе по подготовке и утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории поселения.
В соответствии со статьей 46 Устава муниципального образования Шумановский сельсовет Немецкого национального района Алтайского края глава администрации сельсовета в пределах своих полномочий, установленных настоящим Уставом и решениями Совета депутатов, издает постановления администрации сельсовета по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Алтайского края, а также распоряжения администрации сельсовета по вопросам организации работы администрации сельсовета.
Решением районного Совета депутатов Немецкого национального района Алтайского края от 16.07.2015 N 241 утверждены Правила землепользования и застройки части территории муниципального образования Шумановский сельсовет Немецкого национального района Алтайского края. Администрацией Шумановского сельсовета в отзыве указано, что данные Правила обнародованы на официальном сайте администрации 16.07.2015, достоверность указанной информации заявителем не опровергнута.
В соответствии со статьей 83 ЗК РФ землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий и на основании статьи 21 Закона N 66-ФЗ до 1 ноября 2008 года вместо изготовления, утверждения и использования схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий допускаются изготовление, утверждение и использование проектов границ земельных участков, которые соответственно изготавливались, утверждались и использовались в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на утверждение администрации Шумановского сельсовета была представлена схема расположения земельного участка с кадастровым номером 22:29:050211:ЗУ1, расположенного по адресу: Алтайский край, Немецкий национальный район, с. Шумановка, ул. Титова, 2а, на кадастровом плане территорий. После рассмотрения данного кадастрового плана схема утверждена постановлением N 13.
Исследовав и оценив представленные доказательства, исходя из положений указанных норм, суды пришли к правомерному выводу о том, что постановление N 13 принято в пределах компетенции уполномоченного органа местного самоуправления.
Кроме того, заявитель не доказал, что его права нарушены принятием оспариваемого постановления N 13.
Как установлено судами и не оспорено заявителем, на спорном земельном участке расположен объект недвижимости - сооружение водонапорной башни, 1983 года строительства (кадастровый номер 22:29:050211:135), право собственности на который признано в судебном порядке за иным лицом - СХА племзавод "Шумановский".
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из основных принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно сведениям из ГКН вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 22:29:050211:133 "для размещения водонапорной башни".
Заявитель не представил доказательств, подтверждающих наличие у него прав на объект недвижимости, расположенный на указанном земельном участке, и также не обосновал, что образованием данного земельного участка были нарушены его права как арендатора другого земельного участка с кадастровым номером 22:29:000000:2.
Суды, отклоняя доводы общества о нарушении его прав оспариваемым постановлением N 13, указали, что при постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 22:29:050211:133 сведений о наложении на земельный участок с кадастровым номером 22:29:000000:2 не имелось, так же как и о том, что данные земельные участки являлись смежными.
Указанные выводы соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам, из которых следует, что земельные участки расположены в разных кадастровых кварталах, в межевом плане на земельный участок с кадастровым номером 22:29:000000:2 указано, что на нем отсутствуют какие-либо здания, строения, сооружения.
По правилам статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно статье 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Учитывая, что не установлена недостоверность содержащихся в ГКН сведений относительно характеристик двух указанных выше участков, суды обоснованно отклонили ссылки истца на заключение кадастрового инженера от 28.06.2016, указав, что оно не согласуется со сведения, содержащимися в ГКН.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, учитывая, что заявитель не доказал нарушение его прав оспариваемым постановлением N 13 как собственника объекта недвижимости или арендатора земельного участка с кадастровым номером 22:29:000000:2, в удовлетворении заявления отказано обоснованно. В связи с этим довод о том, что заявителем не пропущен трехмесячный срок для оспаривания, не имеет самостоятельного правового значения как не влияющий на правильность принятого по существу спора решения.
Согласно подпунктам 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, пункту 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" при обжаловании судебных актов в кассационном порядке по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов незаконными государственная пошлина для юридических лиц составляет 1 500 руб.
На основании статьи 104 АПК РФ, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 и подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату заявителю кассационной жалобы.
Поскольку платежное поручение от 07.06.2017 N 352 об уплате государственной пошлины подано в электронном виде, вопрос о возврате излишне уплаченной государственной пошлины из федерального бюджета не может быть разрешен судом без оригинала платежного поручения.
Таким образом, доводы подателя жалобы не опровергают выводы судов, основанные на фактических обстоятельствах, направлены на их переоценку и не свидетельствуют о нарушении норм права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ могут быть основанием для отмены или изменения судебных актов. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 11.01.2017 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 11.04.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-11920/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
В.В.СИРИНА
Судьи
Е.Ю.ДЕМИДОВА
С.И.ШУЙСКАЯ
В.В.СИРИНА
Судьи
Е.Ю.ДЕМИДОВА
С.И.ШУЙСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)