Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обстоятельства: Предприниматель ссылается на уклонение администрации от опубликования информационного сообщения о планируемом предоставлении в аренду земельного участка, в отношении которого предпринимателем подано заявление о предоставлении для целей, не связанных со строительством.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 апреля 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ракчеевой М.А., судей Сапоткиной Т.И. и Рудницкого Г.М., рассмотрев 06.04.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Приморский муниципальный район" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 29.10.2015 (судья Болотов Б.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2016 (судьи Чередина Н.В., Романова А.В., Шадрина А.Н.) по делу N А05-8212/2015,
установил:
Индивидуальный предприниматель Корчагин Сергей Валерьевич, ОГРНИП 305334031900040, ИНН 332909143751, обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "Приморский муниципальный район", место нахождения: 163000, г. Архангельск, пр. Ломоносова, д. 30, ОГРН 1022901495143, ИНН 2921001682 (далее - Администрация), выразившегося в уклонении от опубликования информационного сообщения о планируемом предоставлении в аренду сроком на 3 года земельного участка площадью 400 кв. м с кадастровым номером 29:17:010101:985, находящегося примерно в 40 м по направлению на северо-запад от ориентира, расположенного по адресу: Архангельская обл., Приморский р-н, пос. Соловецкий, Северная ул., д. 19, в отношении которого предпринимателем подано заявление о предоставлении для целей, не связанных со строительством, а также об обязании Администрации в месячный срок устранить допущенное нарушение путем опубликования соответствующего сообщения в средствах массовой информации.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация и Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Администрации, место нахождения: 163002, г. Архангельск, пр. Ломоносова, д. 30, ОГРН 1022901496551, ИНН 2921001442 (далее - Комитет).
Решением от 29.10.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.01.2016, заявленные к Администрации требования удовлетворены, в удовлетворении заявления к Комитету отказано.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Как указывает податель жалобы, у судов отсутствовали основания для восстановления срока на обжалование бездействия Администрации, предусмотренного статьей 198 АПК РФ, поскольку предприниматель не обосновал уважительность его пропуска; вопреки выводам судов Администрацией давались полные и развернутые ответы на поступавшие от Корчагина С.В. заявления о продлении срока действия договора от 03.12.2013 аренды спорного земельного участка; суды не учли, что обращения не содержат волеизъявления предпринимателя о предоставлении участка в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), а также просьбы об опубликовании информационного сообщения о его планируемом предоставлении.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Администрации от 14.05.2013 N 1095р с учетом изменений, внесенных распоряжением Администрации от 29.11.2013 N 3412р, Комитет (арендодатель) и индивидуальный предприниматель Корчагин С.В. (арендатор) 03.12.2013 заключили сроком на 11 месяцев договор аренды земельного участка площадью 400 кв. м с кадастровым номером 29:17:010101:985 из земель населенных пунктов, находящегося примерно в 40 м по направлению на северо-запад от ориентира, расположенного по адресу: Архангельская обл., Приморский р-н, пос. Соловецкий, Северная ул., д. 19, для размещения летнего кафе.
Письмом от 26.09.2014 N 01-14/756а Комитет сообщил Корчагину С.В. о прекращении договора аренды с 04.11.2014 в связи с окончанием срока его действия, предложив освободить земельный участок и передать его по акту приема-передачи в указанный срок.
В письме от 20.10.2014, полученном Администрацией 29.10.2014, Корчагин С.В. просил продлить срок действия договора аренды земельного участка или заключить новый договор сроком на 3 года.
Администрация в письмах от 30.10.2014 N 01-23/247а, от 12.11.2014 N 01-14/1326 и от 13.11.2014 N 01-23/232а повторно уведомила предпринимателя о расторжении договора аренды с 04.11.2014, указала на необходимость в течение 30 дней после окончания срока его действия освободить арендуемый участок от некапитальных строений (объектов летнего кафе) и подписать направленные в адрес Корчагина С.В. передаточные акты.
Корчагин С.В., ссылаясь на неполучение от Администрации ответа на просьбу, изложенную в письме от 20.10.2014, вновь 19.01.2015 обратился в Администрацию с упомянутой просьбой, приложив к письму заявление о предоставлении спорного земельного участка на указанном праве. Письмо Администрация получила 12.02.2015 (вх. N 01-14/157).
В ответ на заявление Корчагина С.В. Администрация в письме от 11.03.2015 N 01-14/157 еще раз указала на прекращение действия договора аренды земельного участка, просила освободить участок, а также подписать и возвратить передаточные акты.
В письме от 20.04.2015 N 3-15 предприниматель вновь обратился с просьбой о предоставлении ему спорного земельного участка в аренду, указав на отсутствие в полученных от Администрации письмах информации о причине отказа.
Письмами от 22.05.2015 N 01-14/593,594 и от 10.06.2015 N 01-14/593 Администрация сообщила, что до вступления в законную силу решения по делу N А05-8022/2014 по иску Администрации к предпринимателю об обязании освободить земельные участки с кадастровыми номерами 29:17:010101:985 и 29:17:010101:994 и подписания актов приема-передачи принятие решения по заявлению предпринимателя не представляется возможным.
Корчагин С.В., посчитав, что бездействие Администрации нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды первой и апелляционной инстанций, признав оспариваемое бездействие Администрации незаконным и нарушающим права предпринимателя, заявленные требования удовлетворили.
Кассационная инстанция не находит правовых оснований для отмены принятых судебных актов.
Статья 34 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015, определяла порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
В соответствии с абзацами 2 и 4 пункта 1 указанной статьи органы государственной власти и органы местного самоуправления, в собственности и (или) в ведении которых находятся земельные участки, обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений, а также обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Согласно пунктам 2, 4 и 5 той же статьи лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса; орган местного самоуправления на основании этого заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 ЗК РФ, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для выполнения в отношении такого участка кадастровых работ; в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 данной статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта.
Во исполнение требований указанной статьи решением Собрания депутатов муниципального образования "Приморский район" от 24.09.2003 N 218 утверждено положение о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории Приморского муниципального района (далее - Положение).
Пунктом 2.1 Положения предусмотрено, что физические и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, обращаются в администрацию муниципального образования с заявлением о предоставлении земельного участка.
В соответствии с пунктом 2.4 Положения предоставление земельных участков в собственность или аренду для целей, не связанных со строительством, без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 3.3.2 административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством", утвержденным постановлением Администрации от 19.04.2012 N 203 (далее - Административный регламент), в случае отсутствия оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, отдел земельных отношений Комитета в течение месяца информирует население через официальные средства массовой информации (газету "У Белого моря" и интернет-сайт Администрации) о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством.
Суды установили, что предприниматель в установленном порядке 19.01.2015 обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством, однако Администрация указанное заявление не рассмотрела и не осуществила действий, предусмотренных статьей 34 ЗК РФ, названным Положением и Административным регламентом. При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое бездействие Администрации противоречит нормам земельного законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем правомерно возложили на нее обязанность опубликовать сообщение о планируемом предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Довод подателя жалобы о неисполнимости обжалуемого решения ввиду того, что с 01.03.2015 положения статьи 34 ЗК РФ утратили силу, с учетом требований пункта 3 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" обоснованно отклонен апелляционным судом. Из материалов дела следует, что испрашиваемый предпринимателем земельный участок на момент обращения Корчагина С.В. и, соответственно, по состоянию на 01.03.2015 сформирован и поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 29:17:010101:985, поэтому Администрация незаконно уклонилась от проведения процедуры, предусмотренной статьей 34 ЗК РФ, в том числе информирования населения о предстоящем предоставлении участка.
Ссылка подателя жалобы на необоснованное удовлетворение судом ходатайства Корчагина С.В. о восстановлении срока подачи заявления несостоятельна.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации не содержит перечня уважительных причин для восстановления установленного частью 4 статьи 198 данного Кодекса срока, поэтому право установления наличия таких причин и их оценки принадлежит суду первой инстанции.
Индивидуальный предприниматель заявил ходатайство о восстановлении пропущенного по уважительным причинам срока, которое суд первой инстанции удовлетворил.
Поскольку приведенные в ходатайстве Корчагина С.В. причины пропуска срока расценены судом первой инстанции как уважительные, оснований для их иной оценки не имеется.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает обжалуемые решение и постановление правильными и не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены указанных судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 29.10.2015 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2016 по делу N А05-8212/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования "Приморский муниципальный район" - без удовлетворения.
Председательствующий
М.А.РАКЧЕЕВА
Судьи
Т.И.САПОТКИНА
Г.М.РУДНИЦКИЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 13.04.2016 N Ф07-1913/2016 ПО ДЕЛУ N А05-8212/2015
Требование: О признании незаконным бездействия администрации района.Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обстоятельства: Предприниматель ссылается на уклонение администрации от опубликования информационного сообщения о планируемом предоставлении в аренду земельного участка, в отношении которого предпринимателем подано заявление о предоставлении для целей, не связанных со строительством.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 апреля 2016 г. по делу N А05-8212/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 апреля 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ракчеевой М.А., судей Сапоткиной Т.И. и Рудницкого Г.М., рассмотрев 06.04.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Приморский муниципальный район" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 29.10.2015 (судья Болотов Б.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2016 (судьи Чередина Н.В., Романова А.В., Шадрина А.Н.) по делу N А05-8212/2015,
установил:
Индивидуальный предприниматель Корчагин Сергей Валерьевич, ОГРНИП 305334031900040, ИНН 332909143751, обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "Приморский муниципальный район", место нахождения: 163000, г. Архангельск, пр. Ломоносова, д. 30, ОГРН 1022901495143, ИНН 2921001682 (далее - Администрация), выразившегося в уклонении от опубликования информационного сообщения о планируемом предоставлении в аренду сроком на 3 года земельного участка площадью 400 кв. м с кадастровым номером 29:17:010101:985, находящегося примерно в 40 м по направлению на северо-запад от ориентира, расположенного по адресу: Архангельская обл., Приморский р-н, пос. Соловецкий, Северная ул., д. 19, в отношении которого предпринимателем подано заявление о предоставлении для целей, не связанных со строительством, а также об обязании Администрации в месячный срок устранить допущенное нарушение путем опубликования соответствующего сообщения в средствах массовой информации.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация и Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Администрации, место нахождения: 163002, г. Архангельск, пр. Ломоносова, д. 30, ОГРН 1022901496551, ИНН 2921001442 (далее - Комитет).
Решением от 29.10.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.01.2016, заявленные к Администрации требования удовлетворены, в удовлетворении заявления к Комитету отказано.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Как указывает податель жалобы, у судов отсутствовали основания для восстановления срока на обжалование бездействия Администрации, предусмотренного статьей 198 АПК РФ, поскольку предприниматель не обосновал уважительность его пропуска; вопреки выводам судов Администрацией давались полные и развернутые ответы на поступавшие от Корчагина С.В. заявления о продлении срока действия договора от 03.12.2013 аренды спорного земельного участка; суды не учли, что обращения не содержат волеизъявления предпринимателя о предоставлении участка в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), а также просьбы об опубликовании информационного сообщения о его планируемом предоставлении.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Администрации от 14.05.2013 N 1095р с учетом изменений, внесенных распоряжением Администрации от 29.11.2013 N 3412р, Комитет (арендодатель) и индивидуальный предприниматель Корчагин С.В. (арендатор) 03.12.2013 заключили сроком на 11 месяцев договор аренды земельного участка площадью 400 кв. м с кадастровым номером 29:17:010101:985 из земель населенных пунктов, находящегося примерно в 40 м по направлению на северо-запад от ориентира, расположенного по адресу: Архангельская обл., Приморский р-н, пос. Соловецкий, Северная ул., д. 19, для размещения летнего кафе.
Письмом от 26.09.2014 N 01-14/756а Комитет сообщил Корчагину С.В. о прекращении договора аренды с 04.11.2014 в связи с окончанием срока его действия, предложив освободить земельный участок и передать его по акту приема-передачи в указанный срок.
В письме от 20.10.2014, полученном Администрацией 29.10.2014, Корчагин С.В. просил продлить срок действия договора аренды земельного участка или заключить новый договор сроком на 3 года.
Администрация в письмах от 30.10.2014 N 01-23/247а, от 12.11.2014 N 01-14/1326 и от 13.11.2014 N 01-23/232а повторно уведомила предпринимателя о расторжении договора аренды с 04.11.2014, указала на необходимость в течение 30 дней после окончания срока его действия освободить арендуемый участок от некапитальных строений (объектов летнего кафе) и подписать направленные в адрес Корчагина С.В. передаточные акты.
Корчагин С.В., ссылаясь на неполучение от Администрации ответа на просьбу, изложенную в письме от 20.10.2014, вновь 19.01.2015 обратился в Администрацию с упомянутой просьбой, приложив к письму заявление о предоставлении спорного земельного участка на указанном праве. Письмо Администрация получила 12.02.2015 (вх. N 01-14/157).
В ответ на заявление Корчагина С.В. Администрация в письме от 11.03.2015 N 01-14/157 еще раз указала на прекращение действия договора аренды земельного участка, просила освободить участок, а также подписать и возвратить передаточные акты.
В письме от 20.04.2015 N 3-15 предприниматель вновь обратился с просьбой о предоставлении ему спорного земельного участка в аренду, указав на отсутствие в полученных от Администрации письмах информации о причине отказа.
Письмами от 22.05.2015 N 01-14/593,594 и от 10.06.2015 N 01-14/593 Администрация сообщила, что до вступления в законную силу решения по делу N А05-8022/2014 по иску Администрации к предпринимателю об обязании освободить земельные участки с кадастровыми номерами 29:17:010101:985 и 29:17:010101:994 и подписания актов приема-передачи принятие решения по заявлению предпринимателя не представляется возможным.
Корчагин С.В., посчитав, что бездействие Администрации нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды первой и апелляционной инстанций, признав оспариваемое бездействие Администрации незаконным и нарушающим права предпринимателя, заявленные требования удовлетворили.
Кассационная инстанция не находит правовых оснований для отмены принятых судебных актов.
Статья 34 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015, определяла порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
В соответствии с абзацами 2 и 4 пункта 1 указанной статьи органы государственной власти и органы местного самоуправления, в собственности и (или) в ведении которых находятся земельные участки, обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений, а также обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Согласно пунктам 2, 4 и 5 той же статьи лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса; орган местного самоуправления на основании этого заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 ЗК РФ, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для выполнения в отношении такого участка кадастровых работ; в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 данной статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта.
Во исполнение требований указанной статьи решением Собрания депутатов муниципального образования "Приморский район" от 24.09.2003 N 218 утверждено положение о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории Приморского муниципального района (далее - Положение).
Пунктом 2.1 Положения предусмотрено, что физические и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, обращаются в администрацию муниципального образования с заявлением о предоставлении земельного участка.
В соответствии с пунктом 2.4 Положения предоставление земельных участков в собственность или аренду для целей, не связанных со строительством, без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 3.3.2 административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством", утвержденным постановлением Администрации от 19.04.2012 N 203 (далее - Административный регламент), в случае отсутствия оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, отдел земельных отношений Комитета в течение месяца информирует население через официальные средства массовой информации (газету "У Белого моря" и интернет-сайт Администрации) о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством.
Суды установили, что предприниматель в установленном порядке 19.01.2015 обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством, однако Администрация указанное заявление не рассмотрела и не осуществила действий, предусмотренных статьей 34 ЗК РФ, названным Положением и Административным регламентом. При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое бездействие Администрации противоречит нормам земельного законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем правомерно возложили на нее обязанность опубликовать сообщение о планируемом предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Довод подателя жалобы о неисполнимости обжалуемого решения ввиду того, что с 01.03.2015 положения статьи 34 ЗК РФ утратили силу, с учетом требований пункта 3 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" обоснованно отклонен апелляционным судом. Из материалов дела следует, что испрашиваемый предпринимателем земельный участок на момент обращения Корчагина С.В. и, соответственно, по состоянию на 01.03.2015 сформирован и поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 29:17:010101:985, поэтому Администрация незаконно уклонилась от проведения процедуры, предусмотренной статьей 34 ЗК РФ, в том числе информирования населения о предстоящем предоставлении участка.
Ссылка подателя жалобы на необоснованное удовлетворение судом ходатайства Корчагина С.В. о восстановлении срока подачи заявления несостоятельна.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации не содержит перечня уважительных причин для восстановления установленного частью 4 статьи 198 данного Кодекса срока, поэтому право установления наличия таких причин и их оценки принадлежит суду первой инстанции.
Индивидуальный предприниматель заявил ходатайство о восстановлении пропущенного по уважительным причинам срока, которое суд первой инстанции удовлетворил.
Поскольку приведенные в ходатайстве Корчагина С.В. причины пропуска срока расценены судом первой инстанции как уважительные, оснований для их иной оценки не имеется.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает обжалуемые решение и постановление правильными и не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены указанных судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 29.10.2015 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2016 по делу N А05-8212/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования "Приморский муниципальный район" - без удовлетворения.
Председательствующий
М.А.РАКЧЕЕВА
Судьи
Т.И.САПОТКИНА
Г.М.РУДНИЦКИЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)