Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 июля 2017 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Парфентьевой О.Ю.,
судей: Белан Н.Н., Радзиховской В.В.,
при ведении протокола судебного заседания Лизан Т.Е.,
при участии: от истца - администрации Октябрьского района в городе Красноярске: Семеновой О.В., представителя по доверенности от 29.11.2016 N 3424, паспорт,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Рустамова Фаига Малик оглы
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 25 мая 2017 года по делу N А33-4172/2017, принятое судьей Альтергот М.А.,
муниципальное образование город Красноярск в лице администрации Октябрьского района в городе Красноярске (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к индивидуальному предпринимателю Рустамову Фаигу Малик оглы (далее - ответчик, ИП Рустамов Ф.М.о.) об обязании демонтировать временный торговый павильон общей площадью 40,9 кв. м, расположенный по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, ул. Забобонова - ул. Крупской, торговый ряд БСМП, в двухнедельный срок с момента вступления в силу решения суда; предоставить истцу право самостоятельно осуществить демонтаж временного торгового павильона общей площадью 40,9 кв. м, расположенного по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, ул. Забобонова - ул. Крупской, за счет ответчика, со взысканием с него необходимых расходов в случае, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока.
Представитель истца заявил об уточнении исковых требований, просит обязать индивидуального предпринимателя Рустамова Фаига Малик оглы произвести снос временного торгового павильона, общей площадью 40,99 кв. м, в соответствии с номером 4267 в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска, расположенный по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, ул. Забобонова - ул. Крупской, торговый ряд БСМП, в двухнедельный срок с момента вступления в силу решения суда; предоставить истцу право самостоятельно осуществить снос временного торгового павильона, общей площадью 40,99 кв. м, расположенного по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, ул. Забобонова - ул. Крупской, за счет ответчика со взысканием с него необходимых расходов в случае, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока.
В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменение предмета исковых требований принято судом.
Решением Арбитражного суда Красноярского края исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ответчик указал следующее:
- - досрочное односторонне расторжение договора истцом, не позволили ответчику своевременно продлить договор на размещение временного сооружения;
- - согласно пункту 21 Постановления администрации города Красноярска от 28.11.2014 N 809 "Об утверждении положения о порядке размещения временных сооружений на территории г. Красноярска", ответчик обратился с заявлением в департамент социально-экономического развития администрации г. Красноярска, о предоставлении компенсационного места, однако получил отказ;
- - вывод суда об отсутствии оснований для размещения временного сооружения в связи с расторжением договора аренды земельного участка, договора на размещение временного сооружения не соответствует действующему законодательству.
Истец не представил отзыв на апелляционную жалобу.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 28.06.2017 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 24.07.2017.
В судебном заседании представитель истца письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил. Считает решение Арбитражного суда Красноярского края от 25.05.2017 по делу N А33-4172/2017 законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Ответчик и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копии определения о принятии апелляционной жалобы к производству, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет") явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
На основании изложенного, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие указанных лиц.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, исследовав доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, муниципальное образование город Красноярск является собственником земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:1770 (л.д. 22), площадью 19 626 кв. м, находящегося по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, г. Красноярск, Октябрьский район, ул. Забобонова (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 13.01.2017 N 24/001/004/2017-4709).
Департамент градостроительства администрации города Красноярска (администрация) и ИП Рустамов Ф.М.о. (владелец) заключили договор на размещение временного сооружения N Р/1527 от 13.04.2015 (л.д. 23 - 27).
Согласно пункту 1.1 договора администрация предоставляет владельцу право разместить временное сооружение - павильон (далее - временное сооружение), в соответствии с номером 4267 в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска, утвержденной Постановлением администрации города Красноярска от 27.11.2012 N 595, (далее - схема) по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, ул. Забобонова - ул. Крупской, эксплуатировать его в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, а владелец обязуется установить и эксплуатировать временное сооружение, в установленном законодательством Российской Федерации и договором порядке.
В соответствии с пунктом 1.2. договора срок действия договора устанавливается до 01.01.2017.
Пунктом 3.2.2.4 договора предусмотрено право администрации отказаться в одностороннем порядке от исполнения договора, уведомив об этом владельца в письменной форме не менее чем за 30 дней до даты расторжения договора, в случае если договор аренды земельного участка для размещения временного сооружения расторгнут.
Согласно пункту 2.2.9. договора владелец обязан в течение 15 дней по окончании срока действия договора либо с момента расторжения договора по иным основаниям демонтировать временное сооружение с восстановлением благоустройства соответствующей территории.
Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (арендодатель) и ИП Рустамов Ф.М.о. (арендатор) 08.05.2015 заключили договор аренды земельного участка N 593 (л.д. 28 - 37), согласно пункту 1.1. которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с категорией земель - земли населенных пунктов, с учетным номером 01 00 229:0046, находящийся по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, ул. Забобонова - ул. Крупской (далее - участок), для использования в целях размещения временного сооружения - павильона в границах, указанных в плане участка, прилагаемом к договору и являющимся его неотъемлемой частью, общей площадью 67,06 кв. м (приложение 1). Земельный участок передается по акту приема-передачи.
Срок аренды участка устанавливается с 13.04.2015 по 12.03.2016 (пункт 2.1. договора).
В силу пункта 6.2 договора по окончании срока действия договора, договор считается соответственно расторгнутым и прекратившим свое действие без соответствующих соглашений. Пользование арендуемым имуществом по окончании указанного срока не допускается. В течение трех дней по окончании срока действия договора арендатор обязан возвратить земельный участок представителю арендодателя по соответствующему акту и в состоянии, аналогичном при составлении договора.
Согласно пункту 6.5 договора продление срока аренды участка возможно по соглашению сторон. Для продления срока аренды арендатор обращается с соответствующим заявлением не позднее, чем за 1 месяц до окончания срока действия договора, с приложением документа, являющегося основанием для продления срока аренды.
Уведомлением от 03.10.2016 N 27788-ги (л.д. 38) Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска известил ИП Рустамова Ф.М.о. о том, что срок действия договора от 08.05.2015 N 593 истекает 31.12.2016, предложил до указанной даты представить документы, являющиеся основанием для продления договора аренды, а также указал, что в противном случае договор аренды считается расторгнутым по окончании срока действия. Согласно сведениям с сайта Почты России заказное письмо от 04.10.2016 с идентификационным номером 66004916689294 получено ответчиком 07.10.2016 (л.д. 39 - 42).
Письмом от 12.01.2017 N 55 (л.д. 43) Администрация Октябрьского района в г. Красноярске уведомила ИП Рустамова Ф.М.о. о необходимости демонтажа нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, ул. Забобонова - ул. Крупской, торговый ряд БСМП, в связи с истечением срока действия договора аренды земельного участка от 08.05.2015 N 593, а также предложила произвести демонтаж объекта в 30-дневный срок с момента получения уведомления. Согласно сведениям с сайта Почты России заказное письмо от 13.01.2017 с идентификационным номером 66006220379540 получено ответчиком 17.01.2017 (л.д. 44 - 47).
Представителями Администрации Октябрьского района в г. Красноярске составлены акты обследования от 16.01.2017 (л.д. 48 - 50), от 17.05.2017 (65-67), с приложением фотоснимков павильона. В актах отражено, что на земельном участке площадью 40,9 кв. м, по адресу: Октябрьский район, ул. Забобонова - ул. Крупской (торговый ряд БСМП), находится павильон "Продукты", на момент обследования павильон функционирует.
Ссылаясь на то, что срок действия договора аренды земельного участка под павильоном истек, а договор на размещение временного сооружения расторгнут в одностороннем порядке в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, ответчик не освободил участок от временного сооружения, Администрация Октябрьского района в городе Красноярске обратилась в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, обоснованно исходил из следующего.
Подпункт 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случаях размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пункт 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации указывает, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Законом N 381-ФЗ.
Согласно статье 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Приказом Министерства промышленности и торговли Красноярского края от 27.11.2012 N 595 "Об установлении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края" определено, что Схема разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в целях повышения доступности товаров для населения.
Схема разрабатывается в соответствии с архитектурными, градостроительными, строительными, пожарными, санитарными и экологическими нормами и правилами, правилами продажи отдельных видов товаров, проектами планировки и благоустройства территории муниципального образования.
Схема утверждается правовым актом органа местного самоуправления, принимаемым в порядке, установленном уставом муниципального образования.
С целью совершенствования процесса размещения временных сооружений на территории города Красноярска, в соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" постановлением администрации города Красноярска от 28 ноября 2014 года N 809 утверждено Положение о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска, которое устанавливает порядок размещения временных сооружений, в том числе нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Красноярска (пункт 1 Положения N 809).
Согласно пункту 2 Положения N 809 под временными сооружениями понимаются сборно-разборные сооружения, не связанные прочно с земельным участком, вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, перемещение которых возможно без несоразмерного ущерба их назначению, в том числе нестационарные торговые объекты.
Статьей 10 данного Положения предусмотрено, что договор на размещение временного сооружения заключается на срок, определенный схемой размещения временных сооружений на территории города Красноярска, схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска. При продлении срока размещения временного сооружения договор на размещение временного сооружения заключается на срок не более трех лет.
Из материалов дела следует, что договор на размещение временного сооружения N Р/1527 от 13.04.2015, являвшийся основанием для размещения временного сооружения согласно вышеуказанного Положения был заключен на срок до 01.01.2017.
В схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Красноярска, утвержденной постановлением Администрации г. Красноярска N 595 от 27.11.2012 (пункт 4267) предусмотрено временное сооружение сроком до 01.01.2017.
Письмом от 12.01.2017 N 55 Администрация Октябрьского района в г. Красноярске уведомила ИП Рустамова Ф.М.о. о необходимости демонтажа нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, ул. Забобонова - ул. Крупской, торговый ряд БСМП, в связи с истечением срока действия договора аренды земельного участка от 08.05.2015 N 593, а также предложила произвести демонтаж объекта в 30-дневный срок с момента получения уведомления. Согласно сведениям сайта Почты России заказное письмо от 13.01.2017 с идентификационным номером 66006220379540 получено ответчиком 17.01.2017.
Пунктом 3.2.2.4 договора предусмотрено право администрации отказаться в одностороннем порядке от исполнения договора, уведомив об этом владельца в письменной форме не менее чем за 30 дней до даты расторжения договора, в случае если договор аренды земельного участка для размещения временного сооружения расторгнут.
Договор аренды земельного участка N 593 от 08.05.2015 прекратил свое действие в силу следующего.
В силу пункта 1 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды заключается на срок, определенный договором.
Пунктом 6.2 договора предусмотрено, что по окончании срока действия договора договор считается соответственно расторгнутым и прекратившим свое действие без соответствующих соглашений. Пользование арендуемым имуществом по окончании указанного срока не допускается. В течение трех дней по окончании срока действия договора арендатор обязан возвратить земельный участок представителю арендодателя по соответствующему акту и в состоянии, аналогичном при составлении договора.
Договор аренды земельного участка N 593 от 08.05.2015 прекратил свое действие в связи с истечением срока действия.
Кроме того, в материалы дела представлено письмо Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска от 03.10.2016 N 27788-ги об истечении 31.12.2015 срока действия договора аренды земельного участка N 593 от 08.05.2015 и предложением после даты окончания договора аренды освободить земельный участок и передать его по акту приема-передачи.
Согласно статье 622 Гражданского кодекса Российской Федерации при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Поскольку договор аренды земельного участка N 593 от 08.05.2015 прекратил свое действие, договор на размещение временного сооружения N Р/1527 от 13.04.2015 расторгнут в связи с односторонним отказом администрации от договора.
Доказательства наличия у ответчика права на размещение павильона в настоящее время материалы настоящего дела не содержат.
Частью 1 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка.
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действия, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (пункт 4 части 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 62, пункта 1 статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке. Лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре только на основании решения суда.
Как следует из материалов дела, ответчик земельный участок не освободил и не возвратил его муниципальному образованию город Красноярск, что подтверждается актами обследования земельного участка от 16.01.2017, от 17.05.2017.
Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с частью 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 названной статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно пункту 1.1 Положения "Об администрации района в г. Красноярска (утвержденного Распоряжением Главы города от 26.02.2007 N 46-р) Администрация района в городе Красноярске является территориальным подразделением администрации города, осуществляющим функции управления административным районом города. Районная администрация обладает правами юридического лица.
В соответствии с пунктами 2.2.2, 2.2.5. положения основными задачами администрации района в сферах строительства, архитектуры и землепользования, управления муниципальной собственностью определены следующие:
- - выявляет самовольные постройки, временные строения и сооружения, размещенные без разрешительных документов, а также срок действия разрешительных документов на размещение которых истек;
- - выдает разрешения на размещение или согласовывает размещение на территории района временных сооружений, в соответствии с правовыми актами города, осуществляет контроль за их установкой и содержанием;
- - осуществляет контроль за использованием земель на территории района, за недопущением самовольного занятия, захламления земельных участков на территории района.
В соответствии с пунктом 3.8 положения администрации района предоставлено право выступать от имени администрации города Красноярска и в интересах муниципального образования город Красноярск в судах в качестве истцов по вопросам, отнесенным настоящим Положением, другими правовыми актами города Красноярска к компетенции районной администрации.
Принимая во внимание, что на момент обращения с иском временное сооружение - павильон размещен на земельном участке, расположенном в районе ул. Забобонова - ул. Крупской, торговый ряд БСМП, в г. Красноярске ответчиком при отсутствии к тому правовых оснований, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что данный павильон подлежит демонтажу, а земельный участок - возврату муниципальному образованию г. Красноярск и обоснованно удовлетворил исковые требования.
Соглашаясь с вышеизложенными выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции также учитывает, что договор на размещение временного сооружения от 13.04.2015 N Р/1527, являвшийся основанием для размещения временного сооружения, был заключен на срок до 01.01.2017. Доказательств продления действия указанного договора в установленном порядке ответчик в материалы дела не представил. Как и не представлены доказательства продления действия договора аренды земельного участка N 593 от 08.05.2015.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как документально не подтвержденные и основанные на неверном толковании вышеприведенных норм права.
В целом доводы в апелляционной жалобе направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта.
Судом первой инстанции материалы дела исследованы полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Красноярского края от 25 мая 2017 года по делу N А33-4172/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.07.2017 ПО ДЕЛУ N А33-4172/2017
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 июля 2017 г. по делу N А33-4172/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 июля 2017 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Парфентьевой О.Ю.,
судей: Белан Н.Н., Радзиховской В.В.,
при ведении протокола судебного заседания Лизан Т.Е.,
при участии: от истца - администрации Октябрьского района в городе Красноярске: Семеновой О.В., представителя по доверенности от 29.11.2016 N 3424, паспорт,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Рустамова Фаига Малик оглы
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 25 мая 2017 года по делу N А33-4172/2017, принятое судьей Альтергот М.А.,
установил:
муниципальное образование город Красноярск в лице администрации Октябрьского района в городе Красноярске (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к индивидуальному предпринимателю Рустамову Фаигу Малик оглы (далее - ответчик, ИП Рустамов Ф.М.о.) об обязании демонтировать временный торговый павильон общей площадью 40,9 кв. м, расположенный по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, ул. Забобонова - ул. Крупской, торговый ряд БСМП, в двухнедельный срок с момента вступления в силу решения суда; предоставить истцу право самостоятельно осуществить демонтаж временного торгового павильона общей площадью 40,9 кв. м, расположенного по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, ул. Забобонова - ул. Крупской, за счет ответчика, со взысканием с него необходимых расходов в случае, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока.
Представитель истца заявил об уточнении исковых требований, просит обязать индивидуального предпринимателя Рустамова Фаига Малик оглы произвести снос временного торгового павильона, общей площадью 40,99 кв. м, в соответствии с номером 4267 в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска, расположенный по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, ул. Забобонова - ул. Крупской, торговый ряд БСМП, в двухнедельный срок с момента вступления в силу решения суда; предоставить истцу право самостоятельно осуществить снос временного торгового павильона, общей площадью 40,99 кв. м, расположенного по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, ул. Забобонова - ул. Крупской, за счет ответчика со взысканием с него необходимых расходов в случае, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока.
В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменение предмета исковых требований принято судом.
Решением Арбитражного суда Красноярского края исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ответчик указал следующее:
- - досрочное односторонне расторжение договора истцом, не позволили ответчику своевременно продлить договор на размещение временного сооружения;
- - согласно пункту 21 Постановления администрации города Красноярска от 28.11.2014 N 809 "Об утверждении положения о порядке размещения временных сооружений на территории г. Красноярска", ответчик обратился с заявлением в департамент социально-экономического развития администрации г. Красноярска, о предоставлении компенсационного места, однако получил отказ;
- - вывод суда об отсутствии оснований для размещения временного сооружения в связи с расторжением договора аренды земельного участка, договора на размещение временного сооружения не соответствует действующему законодательству.
Истец не представил отзыв на апелляционную жалобу.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 28.06.2017 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 24.07.2017.
В судебном заседании представитель истца письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил. Считает решение Арбитражного суда Красноярского края от 25.05.2017 по делу N А33-4172/2017 законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Ответчик и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копии определения о принятии апелляционной жалобы к производству, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет") явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
На основании изложенного, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие указанных лиц.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, исследовав доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, муниципальное образование город Красноярск является собственником земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:1770 (л.д. 22), площадью 19 626 кв. м, находящегося по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, г. Красноярск, Октябрьский район, ул. Забобонова (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 13.01.2017 N 24/001/004/2017-4709).
Департамент градостроительства администрации города Красноярска (администрация) и ИП Рустамов Ф.М.о. (владелец) заключили договор на размещение временного сооружения N Р/1527 от 13.04.2015 (л.д. 23 - 27).
Согласно пункту 1.1 договора администрация предоставляет владельцу право разместить временное сооружение - павильон (далее - временное сооружение), в соответствии с номером 4267 в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска, утвержденной Постановлением администрации города Красноярска от 27.11.2012 N 595, (далее - схема) по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, ул. Забобонова - ул. Крупской, эксплуатировать его в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, а владелец обязуется установить и эксплуатировать временное сооружение, в установленном законодательством Российской Федерации и договором порядке.
В соответствии с пунктом 1.2. договора срок действия договора устанавливается до 01.01.2017.
Пунктом 3.2.2.4 договора предусмотрено право администрации отказаться в одностороннем порядке от исполнения договора, уведомив об этом владельца в письменной форме не менее чем за 30 дней до даты расторжения договора, в случае если договор аренды земельного участка для размещения временного сооружения расторгнут.
Согласно пункту 2.2.9. договора владелец обязан в течение 15 дней по окончании срока действия договора либо с момента расторжения договора по иным основаниям демонтировать временное сооружение с восстановлением благоустройства соответствующей территории.
Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (арендодатель) и ИП Рустамов Ф.М.о. (арендатор) 08.05.2015 заключили договор аренды земельного участка N 593 (л.д. 28 - 37), согласно пункту 1.1. которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с категорией земель - земли населенных пунктов, с учетным номером 01 00 229:0046, находящийся по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, ул. Забобонова - ул. Крупской (далее - участок), для использования в целях размещения временного сооружения - павильона в границах, указанных в плане участка, прилагаемом к договору и являющимся его неотъемлемой частью, общей площадью 67,06 кв. м (приложение 1). Земельный участок передается по акту приема-передачи.
Срок аренды участка устанавливается с 13.04.2015 по 12.03.2016 (пункт 2.1. договора).
В силу пункта 6.2 договора по окончании срока действия договора, договор считается соответственно расторгнутым и прекратившим свое действие без соответствующих соглашений. Пользование арендуемым имуществом по окончании указанного срока не допускается. В течение трех дней по окончании срока действия договора арендатор обязан возвратить земельный участок представителю арендодателя по соответствующему акту и в состоянии, аналогичном при составлении договора.
Согласно пункту 6.5 договора продление срока аренды участка возможно по соглашению сторон. Для продления срока аренды арендатор обращается с соответствующим заявлением не позднее, чем за 1 месяц до окончания срока действия договора, с приложением документа, являющегося основанием для продления срока аренды.
Уведомлением от 03.10.2016 N 27788-ги (л.д. 38) Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска известил ИП Рустамова Ф.М.о. о том, что срок действия договора от 08.05.2015 N 593 истекает 31.12.2016, предложил до указанной даты представить документы, являющиеся основанием для продления договора аренды, а также указал, что в противном случае договор аренды считается расторгнутым по окончании срока действия. Согласно сведениям с сайта Почты России заказное письмо от 04.10.2016 с идентификационным номером 66004916689294 получено ответчиком 07.10.2016 (л.д. 39 - 42).
Письмом от 12.01.2017 N 55 (л.д. 43) Администрация Октябрьского района в г. Красноярске уведомила ИП Рустамова Ф.М.о. о необходимости демонтажа нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, ул. Забобонова - ул. Крупской, торговый ряд БСМП, в связи с истечением срока действия договора аренды земельного участка от 08.05.2015 N 593, а также предложила произвести демонтаж объекта в 30-дневный срок с момента получения уведомления. Согласно сведениям с сайта Почты России заказное письмо от 13.01.2017 с идентификационным номером 66006220379540 получено ответчиком 17.01.2017 (л.д. 44 - 47).
Представителями Администрации Октябрьского района в г. Красноярске составлены акты обследования от 16.01.2017 (л.д. 48 - 50), от 17.05.2017 (65-67), с приложением фотоснимков павильона. В актах отражено, что на земельном участке площадью 40,9 кв. м, по адресу: Октябрьский район, ул. Забобонова - ул. Крупской (торговый ряд БСМП), находится павильон "Продукты", на момент обследования павильон функционирует.
Ссылаясь на то, что срок действия договора аренды земельного участка под павильоном истек, а договор на размещение временного сооружения расторгнут в одностороннем порядке в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, ответчик не освободил участок от временного сооружения, Администрация Октябрьского района в городе Красноярске обратилась в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, обоснованно исходил из следующего.
Подпункт 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случаях размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пункт 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации указывает, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Законом N 381-ФЗ.
Согласно статье 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Приказом Министерства промышленности и торговли Красноярского края от 27.11.2012 N 595 "Об установлении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края" определено, что Схема разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в целях повышения доступности товаров для населения.
Схема разрабатывается в соответствии с архитектурными, градостроительными, строительными, пожарными, санитарными и экологическими нормами и правилами, правилами продажи отдельных видов товаров, проектами планировки и благоустройства территории муниципального образования.
Схема утверждается правовым актом органа местного самоуправления, принимаемым в порядке, установленном уставом муниципального образования.
С целью совершенствования процесса размещения временных сооружений на территории города Красноярска, в соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" постановлением администрации города Красноярска от 28 ноября 2014 года N 809 утверждено Положение о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска, которое устанавливает порядок размещения временных сооружений, в том числе нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Красноярска (пункт 1 Положения N 809).
Согласно пункту 2 Положения N 809 под временными сооружениями понимаются сборно-разборные сооружения, не связанные прочно с земельным участком, вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, перемещение которых возможно без несоразмерного ущерба их назначению, в том числе нестационарные торговые объекты.
Статьей 10 данного Положения предусмотрено, что договор на размещение временного сооружения заключается на срок, определенный схемой размещения временных сооружений на территории города Красноярска, схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска. При продлении срока размещения временного сооружения договор на размещение временного сооружения заключается на срок не более трех лет.
Из материалов дела следует, что договор на размещение временного сооружения N Р/1527 от 13.04.2015, являвшийся основанием для размещения временного сооружения согласно вышеуказанного Положения был заключен на срок до 01.01.2017.
В схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Красноярска, утвержденной постановлением Администрации г. Красноярска N 595 от 27.11.2012 (пункт 4267) предусмотрено временное сооружение сроком до 01.01.2017.
Письмом от 12.01.2017 N 55 Администрация Октябрьского района в г. Красноярске уведомила ИП Рустамова Ф.М.о. о необходимости демонтажа нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, ул. Забобонова - ул. Крупской, торговый ряд БСМП, в связи с истечением срока действия договора аренды земельного участка от 08.05.2015 N 593, а также предложила произвести демонтаж объекта в 30-дневный срок с момента получения уведомления. Согласно сведениям сайта Почты России заказное письмо от 13.01.2017 с идентификационным номером 66006220379540 получено ответчиком 17.01.2017.
Пунктом 3.2.2.4 договора предусмотрено право администрации отказаться в одностороннем порядке от исполнения договора, уведомив об этом владельца в письменной форме не менее чем за 30 дней до даты расторжения договора, в случае если договор аренды земельного участка для размещения временного сооружения расторгнут.
Договор аренды земельного участка N 593 от 08.05.2015 прекратил свое действие в силу следующего.
В силу пункта 1 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды заключается на срок, определенный договором.
Пунктом 6.2 договора предусмотрено, что по окончании срока действия договора договор считается соответственно расторгнутым и прекратившим свое действие без соответствующих соглашений. Пользование арендуемым имуществом по окончании указанного срока не допускается. В течение трех дней по окончании срока действия договора арендатор обязан возвратить земельный участок представителю арендодателя по соответствующему акту и в состоянии, аналогичном при составлении договора.
Договор аренды земельного участка N 593 от 08.05.2015 прекратил свое действие в связи с истечением срока действия.
Кроме того, в материалы дела представлено письмо Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска от 03.10.2016 N 27788-ги об истечении 31.12.2015 срока действия договора аренды земельного участка N 593 от 08.05.2015 и предложением после даты окончания договора аренды освободить земельный участок и передать его по акту приема-передачи.
Согласно статье 622 Гражданского кодекса Российской Федерации при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Поскольку договор аренды земельного участка N 593 от 08.05.2015 прекратил свое действие, договор на размещение временного сооружения N Р/1527 от 13.04.2015 расторгнут в связи с односторонним отказом администрации от договора.
Доказательства наличия у ответчика права на размещение павильона в настоящее время материалы настоящего дела не содержат.
Частью 1 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка.
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действия, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (пункт 4 части 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 62, пункта 1 статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке. Лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре только на основании решения суда.
Как следует из материалов дела, ответчик земельный участок не освободил и не возвратил его муниципальному образованию город Красноярск, что подтверждается актами обследования земельного участка от 16.01.2017, от 17.05.2017.
Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с частью 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 названной статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно пункту 1.1 Положения "Об администрации района в г. Красноярска (утвержденного Распоряжением Главы города от 26.02.2007 N 46-р) Администрация района в городе Красноярске является территориальным подразделением администрации города, осуществляющим функции управления административным районом города. Районная администрация обладает правами юридического лица.
В соответствии с пунктами 2.2.2, 2.2.5. положения основными задачами администрации района в сферах строительства, архитектуры и землепользования, управления муниципальной собственностью определены следующие:
- - выявляет самовольные постройки, временные строения и сооружения, размещенные без разрешительных документов, а также срок действия разрешительных документов на размещение которых истек;
- - выдает разрешения на размещение или согласовывает размещение на территории района временных сооружений, в соответствии с правовыми актами города, осуществляет контроль за их установкой и содержанием;
- - осуществляет контроль за использованием земель на территории района, за недопущением самовольного занятия, захламления земельных участков на территории района.
В соответствии с пунктом 3.8 положения администрации района предоставлено право выступать от имени администрации города Красноярска и в интересах муниципального образования город Красноярск в судах в качестве истцов по вопросам, отнесенным настоящим Положением, другими правовыми актами города Красноярска к компетенции районной администрации.
Принимая во внимание, что на момент обращения с иском временное сооружение - павильон размещен на земельном участке, расположенном в районе ул. Забобонова - ул. Крупской, торговый ряд БСМП, в г. Красноярске ответчиком при отсутствии к тому правовых оснований, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что данный павильон подлежит демонтажу, а земельный участок - возврату муниципальному образованию г. Красноярск и обоснованно удовлетворил исковые требования.
Соглашаясь с вышеизложенными выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции также учитывает, что договор на размещение временного сооружения от 13.04.2015 N Р/1527, являвшийся основанием для размещения временного сооружения, был заключен на срок до 01.01.2017. Доказательств продления действия указанного договора в установленном порядке ответчик в материалы дела не представил. Как и не представлены доказательства продления действия договора аренды земельного участка N 593 от 08.05.2015.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как документально не подтвержденные и основанные на неверном толковании вышеприведенных норм права.
В целом доводы в апелляционной жалобе направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта.
Судом первой инстанции материалы дела исследованы полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 25 мая 2017 года по делу N А33-4172/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий
О.Ю.ПАРФЕНТЬЕВА
О.Ю.ПАРФЕНТЬЕВА
Судьи
Н.Н.БЕЛАН
В.В.РАДЗИХОВСКАЯ
Н.Н.БЕЛАН
В.В.РАДЗИХОВСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)