Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.09.2017 N 13АП-18957/2017 ПО ДЕЛУ N А56-64234/2015

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 сентября 2017 г. N 13АП-18957/2017

Дело N А56-64234/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 27 сентября 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Желтянникова В.И., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Южаковой В.Д.
при участии:
от истца: представитель Демко А.Н. (по доверенности от 29.04.2016),
от ответчика: представитель не явился, уведомлен,
от 3-го лица: 1) представитель Степанова С.Н. (по доверенности от 09.01.2017), 2) представитель не явился, уведомлен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18957/2017) ООО "Славянка М"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.06.2017 по делу N А56-64234/2015 (судья Герасимова Е.А.), принятое
по иску ООО "Славянка М"
к администрации муниципального образования "Пудомягское сельское поселение" Гатчинского муниципального района Ленинградской области
3-и лица: 1) Комитет по природным ресурсам Ленинградской области, 2) Администрация Муниципального образования "Гатчинский муниципальный район" Ленинградской области
о признании,
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Славянка М" (место нахождения: Россия 188380, дер. Антелево, Ленинградская, Гатчинский р-он, дер. Антелево, д. 2а, ОГРН 1034702088167) (далее - Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Администрации муниципального образования "Пудомягское сельское поселение" Гатчинского муниципального района Ленинградской области (место нахождения: Россия 188348, д. Пудомяги, Ленинградская обл. Гатчинский р-н, 7, ОГРН 1064705000029) (далее - Администрация поселения) с учетом уточненных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требований, принятых арбитражным судом первой инстанции, о признании недействительными подпунктов 4.8., 4.9. и 4.12. пункта 4 Постановления Администрации муниципального образования "Пудомягское сельское поселение" Гатчинского муниципального района Ленинградской области от 17.09.2015 N 519 "О предоставлении земельных участков в собственность за плату и внесение изменений в договор аренды земельного участка с ООО "Славянка М". В качестве восстановления нарушенного права Заявитель просил обязать Администрацию поселения в месячный срок со дня вступления решения в законную силу осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 47:23:0319003:664, площадью 622691 +/- 276 кв. м; 47:23:0319003:671, площадью 1001367+/-350 кв. м; 47:23:0319003:674 390091+/-219 кв. м в трех экземплярах и их подписание, а также направить проект указанного договора для подписания ООО "Славянка М".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по природным ресурсам Ленинградской области (далее - Комитет), Администрация Муниципального образования "Гатчинский муниципальный район" Ленинградской области (далее - Администрация Гатчинского муниципального района).
Решением арбитражного суда от 02.06.2017 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с названным решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило состоявшийся судебный акт отменить, в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права, а также несоответствием изложенных в решении выводов обстоятельствам дела, заявленные требования удовлетворить. Податель жалобы не согласен с результатами проведенной по делу судебной экспертизы, считает, что экспертиза была необоснованно проведена на основании картографических материалов прошлых лет съемки, в связи с чем определение фактического расположения границ участков не представлялось возможным. Кроме того, границы земель лесного фонда не отмежеваны и на местности не установлены, лесоустройство в нарушение положений статьи 92 Лесного кодекса Российской Федерации не проведено, в результате чего достоверно установить факт наложения границ земельных участков также не представляется возможным.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить.
Представитель Комитета против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О времени и месте рассмотрения дела апелляционным судом участвующие в деле лица уведомлены.
Администрация поселения и Администрация Гатчинского муниципального района своих представителей в судебное заседание не направили, дело рассматривалось в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав мнения участвующих в деле лиц, апелляционный суд установил следующее.
12.05.2008 между Обществом (арендатором) и Администрацией Гатчинского муниципального района (арендодателем) заключен договор аренды N 987 (далее - Договор) в отношении земельного участка площадью 8214366 кв. м с кадастровым номером 47:23:03-19-003:0156, находящегося по адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, вблизи д. Антелево, предоставленного под сельскохозяйственное использование, сроком до 25.04.2029 (далее - Договор).
13.10.2014 Общество обратилось к главе Администрации Гатчинского муниципального района с просьбой согласовать проведение кадастровых работ по разделу земельного участка с кадастровым номером 47:23:0319003:156 с целью исправления имеющейся кадастровой ошибки.
Письмом от 22.10.2014 N 4402-20 Администрация Гатчинского муниципального района согласовала проведение кадастровых работ по разделу земельного участка с кадастровым номером 47:23:0319003:156.
Судом первой инстанции было установлено, что в результате кадастровых работ путем раздела земельного участка с кадастровым номером 47:23:0319003:156 было образовано 33 земельных участка, в том числе земельные участки с кадастровыми номерами: 47:23:0319003:664 площадью 622691 +/-276 кв. м; 47:23:0319003:671 площадью 1001367 +/-350 кв. м и 47:23:0319003:674 площадью 390091 +/- 219 кв. м.
Письмом от 24.07.2015 N 3211-20 Администрация Гатчинского муниципального района уведомила Общество о том, что 01.03.2015 вступил в силу Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации", согласно пункту "к" части 1 статьи 11 которого полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляются органами местного самоуправления городских и сельских поселений, в связи с этим Договор был передан Администрации поселения.
30.06.2015 Общество обратилось к Администрации поселения с просьбой принять решение о предоставлении Обществу в собственность за плату земельных участков с кадастровыми номерами 47:23:0319003:664, 47:23:0319003:671 и 47:23:0319003:674.
17.09.2015 Администрацией издано постановление N 519 о предоставлении Обществу части земельных участков, являвшихся предметом Договора, за исключением участков с кадастровыми номерами 47:23:0319003:664, 47:23:0319003:671 и 47:23:0319003:674, а также ряда иных участков, в собственность за плату и внесении изменений в Договор (далее - Постановление N 519), согласно пункту 4 которого были внесены изменения в Договор и принято решение считать объектом аренды земельные участки общей площадью 5860128 кв. м, в том числе земельные участки с кадастровыми номерами 47:23:0319003:664, 47:23:0319003:671 и 47:23:0319003:674 (подпункты 4.8, 4.9 и 4.12 пункта 4 Постановления N 519).
Ссылаясь на то, что подпункты 4.8, 4.9 и 4.12 пункта 4 Постановления N 519 являются недействительными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления, апелляционный суд не усматривает оснований для его отмены или изменения в связи со следующим.
Из положений статей 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оценив правомерность заявленных требований применительно к положениям 24 главы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд первой инстанции обоснованно посчитал указанные требования не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с положениями подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Между тем, согласно пункту 6 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
К таким участкам в силу подпункта 2 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации относятся земельные участки из состава земель лесного фонда. В соответствии с пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 1.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в составе земель лесного фонда не подлежат отчуждению в частную собственность.
Судом первой инстанции на основании заключения судебной землеустроительной экспертизы ООО "Северо-Западный лесохозяйственный проектно-изыскательский институт "Севзаплесхозпроект" (л.д. 8 т. 2), а также данных в судебном заседании пояснений эксперта А.В.Лазаренко и письменных пояснений (л.д. 69 т. 2), было установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 47:23:0319003:664, 47:23:0319003:671, 47:23:0319003:674 имеют наложение на лесной участок из категории земель лесного фонда с кадастровым номером 47:23:0000000:79. Площадь наложения составляет: для земельного участка с кадастровым номером 47:23:0319003:671-987992+/-2028 м кв. (99% от площади участка); для земельного участка с кадастровым номером 47:23:0319003:674-383339+/-1178 м кв. (98% от площади участка); в территорию, занимаемую земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 47:23:0319003:664, включены лесные и не лесные земли. Поэтому наложение для этого земельного участка составляет 392051+/-1762 м кв. (63% от площади участка). Общая площадь наложения лесного участка Гатчинского лесничества с кадастровым номером 47:23:0000000:79 в кварталах N 302, 303, 304 Минского участкового лесничества на земельные участки из категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 47:23:0319003:664, 47:23:0319003:671, 47:23:0319003:674, составляет по данным геодезических измерений 1763382+/-4968 м кв. (88% от площади участков). При этом указал, что возможно, имеет место наложение земельных участков с кадастровыми номерами 47:23:0319003:664 и 47:23:0319003:671 на лесной участок Гатчинского лесничества, Минского участкового лесничества, в квартале N 1702.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что земли лесного фонда являются ограниченными в обороте и не подлежат передаче в частную собственность, в связи с чем, установив факт наложения границ земельных участков с кадастровыми номерами 47:23:0319003:664, 47:23:0319003:671, 47:23:0319003:674 на земельный участок из категории земель лесного фонда с кадастровым номером 47:23:0000000:79, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отказ Администрации поселения в выкупе указанных земельных участков является законным и прав Общества не нарушает.
В нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Общество не доказало недостоверности выводов судебной экспертизы, не указало на наличие объективных противоречий, позволивших бы усомниться в сделанном экспертом выводе, а равно не изложило на основании каких альтернативных материалов и каким методом следовало бы, по мнению Заявителя, провести исследование в целях исключения возможных погрешностей, возникших вследствие давности картографического материала.
Учитывая изложенное, следует признать, что оснований усомниться в достоверности заключения судебной экспертизы не имеется, а сделанные на его основе выводы суда о наложении границ соответствующими фактическим обстоятельствам дела.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.06.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Е.В.ЖИЛЯЕВА
Судьи
В.И.ЖЕЛТЯННИКОВ
И.А.ТИМУХИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)