Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.11.2016 N 11АП-11506/2016, 11АП-11503/2016 ПО ДЕЛУ N А55-13214/2014

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 ноября 2016 г. по делу N А55-13214/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 ноября 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Рогалевой Е.М., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Резник А.С.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от ответчика - Вирт О.И., доверенность от 18 мая 2016 года N 103,
от третьих лиц:
Администрации г.о. Самара - Низамова Р.Н., доверенность от 18 января 2016 года N Д-05-01/91, доверенность от 13 января 2016 года N 3-01-02/66,
Правительства Самарской области - Вирт О.И., доверенность от 31 мая 2016 года N 1-49/343,
МОСП по особым исполнительным производствам - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства имущественных отношений Самарской области и Правительства Самарской области на определение Арбитражного суда Самарской области от 29 июня 2016 года по делу N А55-13214/2014 (судья Медведев А.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Глобал" о процессуальном правопреемстве в рамках дела N А55-13214/2014,
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Глобал" (ОГРН 1076319023285), город Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, город Самара,
с участием третьих лиц:
Администрации г.о. Самара, город Самара,
Правительства Самарской области, город Самара,
МОСП по особым исполнительным производствам, город Самара,
о признании незаконным решения и обязании,
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Глобал" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - ответчик, Министерство), с привлечением в качестве третьих лиц Администрации городского округа Самара, Правительства Самарской области и МОСП по особым исполнительным производствам, о признании незаконным решения N 12-1/0389/11 от 21.04.2014 г. об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Гагарина, рядом с домом N 175 площадью 80 кв. м под установку временного павильона "Автомойка" без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией и обязании устранить допущенные нарушения прав.
Решением от 06.08.2014 г., оставленным без изменения постановлениями апелляционной и кассационной инстанций, суд признал незаконным решение Министерства имущественных отношений Самарской области N 12-1/0389/11 от 21.04.2014 г. об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Гагарина, рядом с домом N 175, площадью 80 кв. м под установку временного павильона "Автомойка" без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией, и на Министерство по вступлению решения в законную силу возложил обязанность устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя путем возобновления работы по заявлению N 12-1/0389/11 от 21.02.2011 г. и рассмотрения его по существу в установленном законом порядке.
24.04.2015 г. общество обратилось в суд с ходатайством о замене стороны в исполнительном производстве.
Определением от 26.05.2015 г. суд произвел замену должника - Министерства имущественных отношений Самарской области по исполнительному листу серия ФС N 000223278, выданному 03.03.2015 г. по делу N А55-13214/2014 в рамках исполнительного производства N 3172/15/63045-ИП на его правопреемника - Администрацию городского округа Самара (т. 2 л.д. 89-90).
23.10.2015 г. Администрация обратилась в суд с заявлением о пересмотре определения от 26.05.2015 г. по вновь открывшимся обстоятельствам, которое определением суда от 29.12.2015 г. оставлено без удовлетворения.
Постановлением апелляционной инстанции от 29.03.2016 г. определение суда от 29.12.2015 г. отменено, и вопрос направлен на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Определением от 08.06.2016 г. суд заявление Администрации о пересмотре определения от 26.05.2015 г. по делу N А55-13214/2014 по вновь открывшимся обстоятельствам удовлетворил, и отменил определение от 26.05.2015 г. по делу N А55-13214/2014 по вновь открывшимся обстоятельствам.
Определением суда от 29.06.2016 г., при рассмотрении вопроса после отмены по вновь открывшимся обстоятельствам, в удовлетворении заявления о процессуальном правопреемстве по делу N А55-13214/2014 обществу отказано.
Министерство имущественных отношений Самарской области и Правительство Самарской области, не согласившись с определением суда, обратились с апелляционными жалобами, в которых просят определение отменить, заявление ООО "Глобал" о процессуальном правопреемстве по делу N А55-13214/2014 удовлетворить, о чем в судебном заседании просил представитель Министерства и Правительства.
Представитель Администрации в судебном заседании апелляционные жалобы отклонил, по основаниям, приведенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, и просит определение суда оставить без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся представителей заявителя и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся представителей сторон, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает определение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по решению суда от 06.08.2014 г. на Министерство имущественных отношений Самарской области возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав и интересов общества путем возобновления работы по заявлению N 12-1/0389/11 от 21.02.2011 г. и рассмотрения его по существу в установленном законом порядке и сроки.
В целях принудительного исполнения решения суда 06.08.2014 г. выдан исполнительный лист серия ФС N 000223278, на основании которого судебным приставом - исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам по Самарской области возбуждено исполнительное производство N 3172/15/63045-ИП.
24.04.2015 г. ООО "Глобал" обратилось в суд с заявлением о процессуальной замене по делу должника - Министерства на его правопреемника - Администрацию городского округа Самара, а определением от 26.05.2015 г. суд произвел замену должника по исполнительному листу серии ФС N 000223278 по делу N А55-13214/2014 в рамках исполнительного производства N 3172/15/63045-ИП - Министерство имущественных отношений Самарской области на его правопреемника - Администрацию городского округа Самара (т. 2 л.д. 89-90).
23.10.2015 г. Администрация обратилась в суд с заявлением о пересмотре определения суда от 26.05.2015 г. по вновь открывшимся обстоятельствам.
В качестве вновь открывшихся обстоятельств Администрация указывает на то, что согласно полученной выписки из ЕГРП от 03.08.2015 г., на земельный участок площадью 80,00 кв. м с кадастровым номером 63:01:0924005:525, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Гагарина, рядом с домом N 175 зарегистрировано право собственности Самарской области (запись регистрации от 31.03.2015 г.).
Постановлением апелляционной инстанции от 29.03.2016 г. указанное определение отменено, и вопрос направлен на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Определением от 08.06.2016 г. суд заявление Администрации о пересмотре определения от 26.05.2015 г. по делу N А55-13214/2014 по вновь открывшимся обстоятельствам удовлетворил, и отменил указанное определение.
При новом рассмотрении суд, отказывая в удовлетворении заявления о процессуальном правопреемстве, правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Судом установлено, что Законом Самарской области от 26.02.2015 г. N 11-ГД "О внесении изменений в Закон Самарской области "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов РФ, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в ст. 1 Закона Самарской области "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области" и ст. 5.1 Закона Самарской области "О земле" полномочия по распоряжению расположенными в городском округе Самара земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, переданы от исполнительных органов государственной власти Самарской области в органы местного самоуправления городского округа Самара.
Постановлением Правительства Самарской области от 18.03.2015 г. N 124 "О признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Самарской области" признано утратившим силу постановление Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара".
В соответствии с п. 3 ст. 25 Устава городского округа Самара полномочиями по распоряжению земельными участками от имени городского округа Самара наделена Администрация городского округа Самара.
Таким образом, из материалов дела усматривается, что с 01.03.2015 г. полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена для целей, не связанных со строительством, перешли от Министерства имущественных отношений Самарской области к Администрации городского округа Самара.
Вместе с тем, как указывает Министерство в дополнении к апелляционной жалобе, определением ВС РФ от 30.08.2016 г. по делу N 46-АПГ16-10 признана недействительной ч. 1 ст. 6 Закона Самарской области N 134-ГД "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов РФ, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в ст. 1 Закона Самарской области "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области" (далее - Закон Самарской области N 134-ГД), которой органы местного самоуправления наделялись отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области, предусмотренными ч. 1 ст. 3 Закона Самарской области N 134-ГД.
Также суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что Законом Самарской области от 27.10.2016 г. N 108-ГД "О внесении изменений в Закон Самарской области "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов РФ, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в ст. 1 Закона Самарской области "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области", внесении изменения в ст. 1 Закона Самарской области "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области" и признании утратившим силу Закона Самарской области "О наделении органов местного самоуправления городского округа Самара Самарской области отдельными государственными полномочиями в сфере рекламы" внесены изменения в Закон Самарской области N 134-ГД, в частности, изменения затронули ст. 3 указанного закона (п. 3 ст. 1 Закона N 108-ГД), она изложена в новой редакции:
"Статья 3. Перераспределение полномочий в сферах градостроительной деятельности и рекламы:
1. Отнести к полномочиям органов государственной власти Самарской области полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области по выдаче разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства (кроме объектов капитального строительства, в отношении проектной документации которых экспертиза не проводится в соответствии с ГрК РФ) в тех случаях, когда указанные разрешения в соответствии с ГрК РФ должны быть выданы органами местного самоуправления.
2. Отнести к полномочиям органов государственной власти Самарской области следующие полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области, за исключением полномочий органов местного самоуправления городского округа Самара:
1) проведение торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций и заключение данных договоров, за исключением случаев размещения рекламной конструкции на объектах, находящихся в муниципальной собственности;
2) выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций, демонтаж рекламных конструкций, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе";
3) исполнение полномочий, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" и иными нормативными правовыми актами органами государственной власти (органами местного самоуправления), уполномоченными на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в сфере размещения наружной рекламы, в том числе полномочий по осуществлению прав и обязанностей по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена в Самарской области;
4) утверждение схем размещения рекламных конструкций и внесение в них изменений;
5) определение типов и видов рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке, в том числе требований к таким рекламным конструкциям, их внешнему виду;
6) обращение в суд с иском о признании недействительными разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в случае несоответствия установки рекламной конструкции в данном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции определяется схемой размещения рекламных конструкций).
3. Отнести к полномочиям органов государственной власти Самарской области следующие полномочия органов местного самоуправления городского округа Самара:
- выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций, демонтаж рекламных конструкций, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", в границах автомобильных дорог регионального значения в Самарской области на территории городского округа Самара;
- исполнение полномочий, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" и иными нормативными правовыми актами органами государственной власти (органами местного самоуправления), уполномоченными на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, в сфере размещения наружной рекламы в отношении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, заключенных до 01.01.2015 г.
4. Предусмотренное настоящей статьей перераспределение полномочий устанавливается на срок по 31.12.2021 г.
5. Предусмотренные настоящей статьей полномочия осуществляет Правительство Самарской области или органы исполнительной власти Самарской области, определяемые Правительством Самарской области.
6. Органы местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области обязаны передать в уполномоченные органы исполнительной власти Самарской области документы и информацию, необходимые для осуществления полномочий, указанных в ч. 2 и 3 настоящей статьи, в течение одного месяца с момента поступления соответствующего запроса".
Также п. п. 4 и 5 ст. 1 Закона Самарской области N 108-ГД признаны утратившими силу ст. ст. с 4 по 15, ч. 2 ст. 16 Закона Самарской области N 134-ГД.
В дополнении к апелляционной жалобе Министерство также ссылается на п. 9 ч. 1 ст. 3 Закона Самарской области N 134-ГД согласно которому распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, отнесено к полномочиям органов государственной власти Самарской области, и Постановление Правительства Самарской области от 19.09.2016 г. N 539 "О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 31.10.2007 г. N 225 "Об утверждении Положения о министерстве строительства Самарской области" в соответствие с которым полномочия, отнесенные к полномочиям органов государственной власти Самарской области в соответствии с п. 1 - 10 ч. 1 ст. 3 Закона Самарской области N 134-ГД, за исключением полномочий, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" и иными нормативными правовыми актами органами государственной власти (органами местного самоуправления), уполномоченными на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в сфере размещения наружной рекламы, переданы Министерству строительства Самарской области, однако данная ссылка подлежит отклонению апелляционным судом, поскольку как было указано выше Законом Самарской области от 27.10.2016 г. N 108-ГД были внесены изменения в Закон Самарской области N 134-ГД, в соответствии с которыми ч. 1 ст. 3 данного закона изложена в иной редакции, отличной от той на которую ссылается Министерство в дополнении к апелляционной жалобе.
Таким образом, суд апелляционной инстанции находит правильными выводы суда первой инстанции о том, что заявление общества о замене стороны должника - Министерство имущественных отношений Самарской области на правопреемника Администрацию городского округа Самара по исполнительному листу, выданному на основании вступившего в законную силу судебного акта по делу N А55-13214/2014 от 06.08.2014 г. Арбитражным судом Самарской области в исполнительном производстве N 3172/15/63045-ИП не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно полученной выписке из ЕГРП от 03.08.2015 г., на земельный участок площадью 80,00 кв. м с кадастровым номером 63:01:0924005:525, расположенный по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Гагарина, рядом с домом N 175 зарегистрировано право собственности Самарской области (запись от 31.03.2015 г.).
В материалы дела Администрацией представлена выписка из ЕГРП от 03.08.2015 г. N 63/01/01/2015-32152 (т. 3 л.д. 110), а также свидетельство о государственной регистрации права от 31.03.2015 г. на вышеуказанный земельный участок (т. 3 л.д. 144).
Таким образом, согласно представленным Администрацией доказательствам, земельный участок оформлен на праве собственности за Самарской областью 31.03.2015 г., то есть до вынесения 26.05.2015 г. судом первой инстанции определения о процессуальной замене Министерства на Администрацию.
Следовательно, полномочия Администрации по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, не распространяются на земельный участок площадью 80,00 кв. м с кадастровым номером 63:01:0924005:525, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Гагарина, рядом с домом N 175, поскольку он находится в собственности Самарской области, а поэтому Администрация не является уполномоченным органом в отношении земельных участков, находящихся в собственности Самарской области.
Кроме того, признание неуполномоченного органа правопреемником заинтересованного лица не приведет к исполнению ранее принятого решения суда.
Вышеизложенное в совокупности и взаимосвязи свидетельствует о том, что судом первой инстанции сделан правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявления о процессуальном правопреемстве по делу N А55-13214/2014.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого определения, из апелляционных жалоб не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая заявление, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу заявления, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, определение суда является законным и обоснованным, а апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:

Определение Арбитражного суда Самарской области от 29 июня 2016 года по делу N А55-13214/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в месячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
П.В.БАЖАН
Судьи
Е.М.РОГАЛЕВА
А.Б.КОРНИЛОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)