Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ ПРИМОРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 28.06.2017 N 3А-126/2017

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 28 июня 2017 г. N 3А-126/2017


Приморский краевой суд,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению С.Д.Б. к Думе города Владивостока, Управлению градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока, заинтересованные лица: департамент градостроительства Приморского края, администрация города Владивостока, Р.В.Б., Н.Е.Б., Б.С.В., являющаяся опекуном и действующая в интересах недееспособной Ф.И.О.19 о признании недействующими со дня вступления в законную силу решения суда Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа", утвержденные решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462, в части
установил:

7 апреля 2010 года Думой города Владивостока принято решение N 462 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа" (далее - Решение Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462), которое было официально опубликовано дд.мм.гггг в газете "...", N.
С.Д.Б. обратился в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующими, со дня вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа (далее - ПЗЗ Владивостокского городского округа), утвержденные решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462, в части установления в границах земельных участков с кадастровыми номерами N, расположенных по адресу: <адрес> территориальной зоны: зоны застройки многоэтажными жилыми домами Ж-3.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ему на праве собственности принадлежит жилой дом N "...", расположенный по улице <адрес>. Дом... года постройки. На основании договоров аренды земельных участков N от дд.мм.гггг и N от дд.мм.гггг С.Д.Б., Р.В.Б., Н.Е.Б. и Ф.И.О.19 являются арендаторами земельных участков: с кадастровым номером N категория земель: __, разрешенное использование: __, площадью __ кв. м, местоположение: <адрес> ориентир находится в границах участка, и с кадастровым номером N, категория земель: __, разрешенное использование: __, площадью __ кв. м, местоположение: <адрес> примыкает к ориентиру с востока. Оба земельных участка были сформированы и поставлены на государственный кадастровый учет в дд.мм.гггг году. Дд.мм.гггг был произведен раздел индивидуального жилого дома с присвоением адресов: <адрес> и <адрес> Для обслуживания каждой части жилого дома и продолжения использования земельных участков по их целевому назначению были проведены кадастровые работы и 21 сентября 2016 года подготовлены межевые планы. В связи с образованием земельных участков, путем раздела земельного участка с кадастровым номером N и земельного участка с кадастровым N, административный истец и заинтересованные лица обратились в орган кадастрового учета с заявлениями, в которых просили поставить на кадастровый учет вновь образованные земельные участки. Однако осуществить государственный кадастровый учет данных земельных участков не представляется возможным в связи с имеющимися противоречиями между сведениями Государственного кадастра недвижимости о территориальной зоне, в которую входят образуемые земельные участки и сведениями в предоставленных для кадастрового учета документах. По данным Государственного кадастра недвижимости земельные участки находятся в Зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3), для которой разрешенные использования "Под жилой дом и хозяйственные постройки" и "Обслуживание жилого дома" отсутствуют в перечне основных видов разрешенного использования в соответствии с решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462. Считает, что существующим положением нарушаются его права и законные интересы как собственника и арендатора объектов недвижимости. Просит суд признать недействующими, со дня вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденные решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462, в части установления в границах земельных участков с кадастровыми номерами N N, расположенных по адресу: <адрес> территориальной зоны: зоны застройки многоэтажными жилыми домами Ж-3.
До рассмотрения дела по существу, суд привлек к участию в деле в качестве заинтересованных лиц департамент градостроительства Приморского края и администрацию города Владивостока.
Административный истец С.Д.Б. и заинтересованные лица Р.В.Б., Н.Е.Б. и Б.С.В. являющаяся опекуном и действующая в интересах недееспособной Ф.И.О.19. в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения административного дела были извещены надлежащем образом.
Представитель административного истца С.Д.Б. и заинтересованных лиц: Б.С.В., Н.Е.Б. - Б.Е.А. в судебном заседании пояснила, что ПЗЗ Владивостокского городского округа для каждой территориальной зоны установлены свои градостроительные регламенты. В соответствии с действующим законодательством Правила землепользования и застройки разрабатываются не только в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципального образования, но и для обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, равно как и прав правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Расположение земельных участков в зоне Ж-3 исключает возможность для их использования в полном объеме, в постановке на кадастровый учет образованных земельных участков административному истцу и заинтересованным лицам было отказано, кроме того, не возможно будет получить разрешение на реконструкцию жилого дома... года постройки.
Представитель административного ответчика Думы города Владивостока - М.Т.О. в судебном заседании доводы в представленном ранее отзыве поддержала, против удовлетворения заявленных требований возражала, по существу пояснила, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Думой города Владивостока с соблюдением установленного порядка и процедуры, с учетом результатов публичных слушаний в пределах полномочий, в оспариваемой части соответствует требованиям нормативных правовых актов, имеющим большую юридическую силу. С.Д.Б. вправе использовать принадлежащий ему объект недвижимости в соответствии с его назначением, на основании части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и части 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), согласно которым земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Представитель административного ответчика Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока, заинтересованного лица администрации города Владивостока - Б.Е.А. в судебном заседании доводы в представленном ранее отзыве поддержала, против удовлетворения заявленных требований возражала, по существу пояснила, что права и законные интересы административного истца принятием Правил землепользования и застройки и территориальной зоны Ж-3 в границах спорных земельных участков не нарушены. Земельные участки, арендованные С.Д.Б., находятся в территориальной зоне Ж-3 и ни основной, ни вспомогательный, ни условно-разрешенный виды разрешенного использования, не содержит вид разрешенного использования под жилой дом и хозяйственные постройки. Обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением, административный истец не учел положения части 8 статьи 36 ГрК РФ, из которой следует, что в случае, если земельные участки и виды разрешенного использования, которые не соответствуют градостроительному регламенту территориальной зоны, могут использоваться без установления срока приведения в соответствии с градостроительным регламентом. Таким образом, права С.Д.Б. на использование земельных участков не нарушены установлением территориальной зоны Ж-3 в границах земельных участков. Доказательств, свидетельствующих о том, что использование этих участков является невозможным, поскольку опасно для жизни и здоровья человека, окружающей среды и объектов культурного наследия в материалы дела административным истцом не представлены. Решения органа, осуществляющего государственный кадастровый учет об отказе в постановке на кадастровый учет образованных путем раздела земельных участков само по себе не свидетельствуют о невозможности раздела исходных земельных участков и осуществления государственного кадастрового учета.
Представитель заинтересованного лица департамента градостроительства Приморского края - М.М.А. в судебном заседании доводы в представленном ранее отзыве поддержал, против удовлетворения заявленных требований возражал, по существу пояснил, что основания для удовлетворения административного искового заявления отсутствуют, поскольку территориальная зона устанавливается не только с учетом интересов физических и юридических лиц, а также в сочетании с вопросами публичного характера, поэтому установление регламента зон является не только установление приоритета для кого-то, а сочетание приоритетов. Планируется, что территория будет развиваться как многоквартирная жилая застройка. В данном случае права административного истца не нарушены, он может использовать земельный участок, но не сможет провести реконструкцию дома, это напрямую запрещено, однако может произвести капитальный ремонт без получения разрешений и использовать земельный участок без приведения в соответствие с градостроительным регламентом.
Выслушав объяснения представителя административного истца С.Д.Б., заинтересованных лиц Б.С.В., Н.Е.Б. - Б.Е.А., представителя административного ответчика Думы города Владивостока - М.Т.О., представителя административного ответчика Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока, заинтересованного лица администрации города Владивостока - Б.Е.А., представителя заинтересованного лица департамента градостроительства Приморского края - М.М.А., а также заключение прокурора П.И.А., полагавшей, что основания для признания оспариваемого нормативного правового акта представительного органа муниципального образования недействующим в части отсутствуют, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
В соответствии с частью 1 статьи 7, пунктом 26 части 1 статьи 16, Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) утверждение Правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Из содержания пункта 6 статьи 1 ГрК РФ следует, что в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов осуществляется зонирование территорий.
Согласно пункту 8 статьи 1 ГрК РФ документом градостроительного зонирования являются утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правила землепользования и застройки, при этом, под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункт 7 статьи 1 ГрК РФ).
Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (часть 1 статьи 30 ГрК РФ). Правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты (часть 2 статьи 30 ГрК РФ).
Частью 1 статьи 32 ГрК РФ предусмотрено, что правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 ГрК РФ (то есть за исключением утверждения правил землепользования и застройки в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге).
7 апреля 2010 года решением Думы города Владивостока N 462 были утверждены Правила землепользования и застройки, которые вступили в силу со дня их официального опубликования в печатном издании - дд.мм.гггг в газете "...", N. Данные Правила землепользования и застройки в настоящее время действуют в редакции решения Думы города Владивостока от 30 декабря 2014 года N 408 с изменениями от 18 января 2017 года.
Статьей 18 Правил землепользования и застройки определен состав карты градостроительного зонирования, включая "Карту градостроительного зонирования Владивостокского городского округа. Город Владивосток и поселок Трудовое".
Вступившим в законную силу решением Приморского краевого суда от 15 декабря 2015 года делу NN, которым в порядке главы 21 КАС РФ проверялся в другой части указанный нормативный правовой акт представительного органа муниципального образования на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, было установлено, что при принятии решения от 7 апреля 2010 года N 462 Думой города Владивостока соблюдены требования действующего законодательства, определяющие полномочия данного представительного органа муниципального образования, форму и вид нормативного правового акта, процедуру его принятия, правила введения его в действие, включая порядок опубликования.
При указанных обстоятельствах, суд в рамках рассмотрения настоящего дела повторно не устанавливает обстоятельства, перечисленные в подпунктах "а", "б", "в", "г" пункта 2 части 8 статьи 213 КАС РФ, применительно к решению Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462.
Как установлено в суде и подтверждается материалами дела, административный истец С.Д.Б. на основании договоров аренды земельных участков N от дд.мм.гггг, N от дд.мм.гггг и соглашений о передаче прав и обязанностей от дд.мм.гггг является арендатором земельных участков: с кадастровым номером N категория земель: __, разрешенное использование: __, площадью __ кв. м, местоположение: <адрес>, и с кадастровым номером N, категория земель: __, разрешенное использование: __, площадью __ кв. м, местоположение: __.
Дд.мм.гггг был произведен раздел индивидуального жилого дома на части жилого дома с присвоением адреса: <адрес> и <адрес>.
С.Д.Б. является собственником части жилого дома, расположенной по адресу: <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним дд.мм.гггг сделана запись регистрации N.
Непосредственно жилой дом, принадлежащий на праве собственности административному истцу и заинтересованным лицам, полностью расположен в границах земельного участка с кадастровым номером N.
По делу установлено, что данные земельные участки, имеющие вид разрешенного использования "Под жилой дом и хозяйственные постройки" и для "обслуживания жилого дома", располагаются в территориальной зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3), что подтверждается фрагментами карт градостроительного зонирования, представленными суду представителем департамента градостроительства Приморского края, а также пояснениями представителей административных ответчиков и заинтересованных лиц.
Согласно части 2 статьи 25 Правил землепользования и застройки градостроительный регламент территориальной зоны застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3) не предусматривает в качестве основного или условно разрешенного вида использования "Под жилой дом и хозяйственные постройки" и для "Обслуживания жилого дома.
В соответствии с частью 1 статьи 33 ГрК РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 ГрК РФ.
Согласно части 2 статьи 33 ГрК РФ основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений.
В силу части 3 статьи 31 ГрК РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
Пунктом 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 ГрК РФ), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района.
Таким образом, решение Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 в части установления в пределах территории, на которой расположены земельные участки с кадастровыми номерами N и N, территориальной зоны застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3) принято административным ответчиком в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ, то есть с учетом функциональной зоны, установленной Генеральным планом Владивостокского городского округа, а также исходя из возможного состава земель населенных пунктов, определенного пунктом 1 статьи 85 ЗК РФ.
В оспариваемой административным истцом части Правила землепользования и застройки (в редакции решения Думы города Владивостока от 30 декабря 2014 года N 408) нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречат.
Суд считает необоснованным довод административного истца о нарушении его прав как арендатора земельных участков, поскольку в силу части 8 статьи 36 ГрК РФ и пункта 4 статьи 85 ЗК РФ земельные участки с кадастровыми номерами N и N могут использоваться для целей эксплуатации жилого дома без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование данных земельных участков опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Исходя из приведенных выше положений Градостроительного и Земельного кодексов Российской Федерации, С.Д.Б. вправе использовать земельные участки с кадастровыми номерами N и N в целях под жилой дом и хозяйственные постройки и в целях обслуживания жилого дома.
Ссылка С.Д.Б. на созданные оспариваемым нормативным правовым актом препятствия в образовании, в связи с разделом жилого дома, земельных участков с целью использования под частью жилого дома, хозяйственными постройками и для обслуживания части жилого дома, не подтверждается материалами дела. Вступивших в законную силу судебных актов, свидетельствующих о законности принятых Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Приморскому краю решений об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета объектов недвижимости, суду не представлено.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления С.Д.Б. в соответствующей части, суд, с учетом положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, считает необходимым обязать Думу города Владивостока опубликовать сообщение о принятом решении суда в официальном печатном издании данного представительного органа муниципального образования в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178, 179, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:

В удовлетворении административного искового заявления С.Д.Б. о признании недействующими, со дня вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденные Решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462, в части установления в границах земельных участков с кадастровыми номерами N и N, расположенными по адресу: <адрес> территориальной зоны: зоны застройки многоэтажными жилыми домами Ж-3 - отказать.
Обязать Думу города Владивостока опубликовать сообщение о принятом решении в официальном печатном издании данного представительного органа муниципального образования в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение суда могут быть поданы апелляционные жалобы, апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)