Судебные решения, арбитраж
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 16 августа 2017 года
Полный текст решения изготовлен 21 августа 2017 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Е.Ю. Абдрахмановой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.А. Данченко, рассмотрел в судебном заседании дело N А60-24111/2017 по заявлению дачного потребительского кооператива "ХУТОРОК", ИНН 6674371115, ОГРН 1116674002741 (далее - заявитель, ДПК "ХУТОРОК")
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, ИНН 6670073005, ОГРН 1046603570386 (далее - заинтересованное лицо, Управление Росреестра по СО), ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области
о признании недействительным присвоения земельному участку статуса "архивный" и снятия его с государственного кадастрового учета,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: О.А. Бибик - представитель по доверенности от 26.06.2017 г. N 3, предъявлен паспорт; председатель ДПК "ХУТОРОК" В.В. Шабардин, предъявлен паспорт;
- от заинтересованного лица: не явился, извещен;
- от третьих лиц: К.С. Винокурова - представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" по доверенности от 30.01.2017 г. N 21, предъявлен паспорт; В.И. Лешков - председатель ООО "Линия" (протокол N 1 от 05.02.2014 г.), предъявлен паспорт;
- Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Дачный потребительский кооператив "ХУТОРОК" обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, третье лицо: ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области о признании недействительным присвоения земельному участку статуса "архивный" и снятия его с государственного кадастрового учета.
В предварительное судебное заседание заявитель представил дополнительное обоснование требований.
Суд, с учетом ходатайства заявителя, на основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлек ООО "Линия" к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.
ФГБУ "ФКП Росреестра" представило отзыв, который приобщен к материалам дела.
Вновь привлеченное третье лицо ООО "Линия" также представило отзыв на заявление. При этом третье лицо представило квитанции о направлении отзыва лицам, участвующим в деле (приобщены).
В настоящем судебном заседании ДПК "ХУТОРОК" представило возражения на отзыв, в котором он не согласен с обоснованиями и доводами, изложенными в отзыве по основаниям, указанным в возражении.
Кроме того, представил обоснование предъявления требований к Управлению Росреестра по СО (приобщено).
Далее ДПК "ХУТОРОК" заявил ходатайство об уточнении заявленных требований и просит:
1) Признать незаконными действия ФГБУ "ФКП Росреестра" по присвоению земельному участку с кадастровым номером 66:21:1301003:46 статуса "архивный" и снятию его с государственного кадастрового учета;
2) Обязать Управление Росреестра по СО устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ДПК "ХУТОРОК" путем восстановления в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 66:21:1301003:46 (с изменением его статуса с "архивный" на "учтенный", "актуальный") в границах, измененных в результате регистрации вещных прав на образованные из него земельные участки по указанным заявителем координатам;
3) Взыскать с ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области в пользу ДПК "ХУТОРОК" расходы по госпошлине по заявлению. При этом заявитель представил реестр оригиналов предоставляемых суду документов N 3 от 08.08.2017 г. и квитанции об отправке заинтересованному лицу и третьему лицу (приобщены к делу).
Уточнение принято судом на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ФГБУ "ФКП Росреестра" привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области в судебное заседание не явилось, отзыв на заявление не представило.
ФГБУ "ФКП Росреестра" считает, что заявителем пропущен срок подачи заявления в суд.
ООО "Линия" поддерживает доводы отзыва.
Каких-либо дополнительных документов и возражений сторонами не представлено, в связи с чем суд рассматривает дело по имеющимся в нем документам.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд
установил:
ДПК "ХУТОРОК" является собственником недвижимого имущества - земельного участка с кадастровым номером 66:21:1301003:46, площадью 10,3 га, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Дегтярск, ул. Карпинского, 33 (договор купли-продажи N 28 от 29.03.2011 г., свидетельство о государственной регистрации права от 01.06.2011 г.).
26.05.2011 г. Постановлением Администрации городского округа Дегтярск N 426 утвержден проект организации территории и застройки дачного кооператива.
На основании договора N 47/1 от 25.11.2016 г. ООО "Линия" для заявителя проведены кадастровые работы по разделу земельного участка с кадастровым номером 66:21:1301003:46 с образованием 58 земельных участков.
29.06.2011 года на кадастровый учет поставлены участки с кадастровыми номерами 66:21:1301003:49-106 со статусом "временные".
26.11.2016 г. в ходе подготовительных работ к повторному разделу земельного участка с кадастровым номером 66:21:1301003:46 заявителю стало известно, что 22.08.2011 г. указанный земельный участок снят с регистрационного учета.
Полагая, что действия по присвоению земельному участку с кадастровым номером 66:21:1301003:46 статуса "архивный" и снятию его с государственного кадастрового учета незаконны, заявитель обратился с настоящим заявлением в суд и, окончательно уточнив заявленные требования, просит признать незаконными действия ФГБУ "ФКП Росреестра" по присвоению земельному участку с кадастровым номером 66:21:1301003:46 статуса "архивный" и снятию его с государственного кадастрового учета; обязать Управление Росреестра по СО устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ДПК "ХУТОРОК" путем восстановления в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 66:21:1301003:46 (с изменением его статуса с "архивный" на "учтенный", "актуальный") в границах, измененных в результате регистрации вещных прав на образованные из него земельные участки.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд приходит к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению в связи со следующими обстоятельствами.
Указанные требования заявлены в рамках главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поэтому настоящее дело рассматривается в порядке административного судопроизводства, возникающего из административных и иных публичных правоотношений.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (ч. 5 ст. 200 названного Кодекса).
В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При этом отсутствие одного из указанных условий является основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований.
Согласно п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Законом сведений о недвижимом имуществе (п. 3 ст. 1 Закона "О государственном кадастре недвижимости").
В соответствии со ст. 16 Федерального закона N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. 7, 10 - 21 ч. 2 ст. 7 названного Закона сведений об объекте недвижимости.
Согласно ст. 7 Федерального закона N 221-ФЗ к уникальным характеристикам земельного участка отнесены его кадастровый номер, описание местоположения границ и площадь.
Таким образом, действия регистрирующего органа, связанные со снятием с кадастрового учета объекта недвижимости, являются юридически значимыми, поскольку в результате таких действий земельный участок утрачивает свойства индивидуально-определенной вещи, которая может быть вовлечена в гражданский оборот.
Согласно положениям п. 13 ст. 27, п. 10 ст. 26, п. 10 ст. 14 Федерального закона N 221-ФЗ действия уполномоченного на осуществление кадастрового учета органа могут быть обжалованы.
Частью 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков (п. 4 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 2, 3 ст. 20 Федерального закона N 221-ФЗ с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица. С заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
В данном случае после проведения кадастровых работ по разделу земельного участка с кадастровым номером 66:21:1301003:46 в соответствии с утвержденным проектом с образованием 58 земельных участков 04.06.2011 заинтересованное лицо обратилось с заявлением о постановке земельных участков N 66-0-1-25/3001/2011-293, представив межевой план, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием 58 земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 66:21:1301003:46, расположенного по адресу: Свердловская обл., г. Дегтярск, ул. Карпинского, д. 31.
29.06.2011 г. в порядке ст. 24 Федерального закона от 21.07.2007 г. N 221-ФЗ на кадастровый учет поставлены земельные участки с кадастровыми номерами 66:21:1301003:49, 66:21:1301003:50, 66:21:1301003:51, 66:21:1301003:52, 66:21:1301003:53, 66:21:1301003:54, 66:21:1301003:55, 66:21:1301003:56, 66:21:1301003:57, 66:21:1301003:58, 66:21:1301003:59, 66:21:1301003:60, 66:21:1301003:61, 66:21:1301003:62, 66:21:1301003:63, 66:21:1301003:64, 66:21:1301003:65, 66:21:1301003:66, 66:21:1301003:67, 66:21:1301003:68, 66:21:1301003:69, 66:21:1301003:70, 66:21:1301003:71, 66:21:1301003:72, 66:21:1301003:73, 66:21:1301003:74, 66:21:1301003:75, 66:21:1301003:76, 66:21:1301003:77, 66:21:1301003:78, 66:21:1301003:79, 66:21:1301003:80, 66:21:1301003:81, 66:21:1301003:82, 66:21:1301003:83, 66:21:1301003:84, 66:21:1301003:85, 66:21:1301003:86, 66:21:1301003:87, 66:21:1301003:88, 66:21:1301003:89, 66:21:1301003:90, 66:21:1301003:91, 66:21:1301003:92, 66:21:1301003:93, 66:21:1301003:94, 66:21:1301003:95, 66:21:1301003:96, 66:21:1301003:97, 66:21:1301003:98, 66:21:1301003:99, 66:21:1301003:100, 66:21:1301003:101, 66:21:1301003:102, 66:21:1301003:103, 66:21:1301003:104, 66:21:1301003:105, 66:21:1301003:106 со статусом "временные".
В соответствии с ч. 4 ст. 24 Закона "О государственном кадастре недвижимости" внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости или иного момента, с которого право на образованный объект недвижимости считается возникшим. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, пяти лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 настоящей статьи случае если не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
В связи с истечением срока 29.02.2016 органом кадастрового учета было принято решение N 66/16-16417 об аннулировании и исключении сведений из ГКН в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 66:21:1301003:49, с 66:21:1301003:51 по 66:21:1301003:56, с 66:21:1301003:59 по 66:21:1301003:65, 66:21:1301003:71, с 66:21:1301003:78 по 66:21:1301003:87, 66:21:1301003:93, с 66:21:1301003:95 по 66:21:1301003:102, 66:21:1301003:105, 66:21:1301003:106, в соответствии с ч. 4 ст. 24 - Закона о государственном кадастре недвижимости (221-ФЗ от 24.07.2007 г.), поскольку на указанные земельные участки не были зарегистрированы права или обременения прав.
Ответ филиала ФГБУ ФКП Росреестра по Свердловской области от 27.12.2016 г. N 2.5-06/25016-18032@ содержал разъяснение, что представленный на ГКУ межевой план был подготовлен на образование 58 земельных участков путем раздела исходного, а не раздела с сохранением исходного земельного участка в измененных границах (в титуле межевого плана должно было быть указано "раздел с сохранением исходного участка в измененных границах"). После осуществления государственной регистрации прав собственности за ДПК "Хуторок" на несколько образованных земельных участков, сведениям об исходном земельном участке с кадастровым номером 66:21:1301003:46 в 2011 году был присвоен статус "архивный".
Между тем согласно пункту 1 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пункте 4 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Согласно п. 4 ст. 11.4 Земельного кодекса РФ раздел земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, осуществляется в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. При разделе такого земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков, предназначенных для ведения гражданином садоводства, огородничества или дачного строительства либо относящихся к имуществу общего пользования. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).
Согласно п. 53 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 N 42 (в редакции 2010 года, действовавшей на момент проведения учета) в отношении образованных объектов недвижимости "временный" статус кадастровых сведений изменяется на "учтенный", а в отношении преобразуемых объектов недвижимости - на "архивный", в случае поступления в порядке информационного взаимодействия от органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, документов о зарегистрированных вещных правах на все образованные объекты недвижимости. Требование о регистрации прав на все образованные объекты было исключено из п. 53 Правил только в 2014 году - приказом Минэкономразвития от 12.03.2014 г. N 121.
В данном же случае сведения о регистрации права на все земельные участки, образованные из спорного земельного участка, в орган кадастрового учета не поступили, что заинтересованным лицом не отрицается и подтверждается в его ответах заявителю, отзыве. вещные права на часть образованных объектов недвижимости не зарегистрированы до настоящего времени.
При этом ссылка заинтересованного лица на то, что межевой план был подготовлен на раздел земельного участка без сохранения исходного в измененных границах, судом отклоняется, поскольку противоречит ч. 4 ст. 11.4 Земельного кодекса РФ.
В результате действий заинтересованного лица земельный участок с кадастровым номером 66:21:1301003:46 прекратил свое существование как объект недвижимости.
При таких обстоятельствах суд полагает, что оспариваемые действия ФГБУ ФКП Росреестра по Свердловской области, в соответствии с которыми с кадастрового учета снят земельный участок, являются незаконными нарушают права и законные интересы заявителя.
Исключение сведений о данном объекте из государственного кадастра недвижимости лишает заявителя возможности распоряжения принадлежащим ему земельным участком. В то же время специфической особенностью земельных участков как объектов недвижимости служит то обстоятельство, что они являются природными объектами, частью поверхности земли, формирование их границ осуществляется посредством землеустройства. При образовании новых земельных участков прежний земельный участок как природный объект не исчезает, меняется лишь описание границ. Государственный кадастр недвижимости позволяет определить спорный земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи.
Существование спорного объекта недвижимости и его принадлежность заявителю подтверждены (договор купли-продажи N 28 от 29.03.2011 г., свидетельство о государственной регистрации права от 01.06.2011 г.).
В связи с этим заявитель просит восстановить в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 66:21:1301003:46 (с изменением его статуса с "архивный" на "учтенный", "актуальный") в границах, измененных в результате регистрации вещных прав на образованные из него земельные участки по указанным заявителем координатам
Законодательством не предусмотрена такая процедура, как восстановление на учете объекта недвижимости, сведения о котором ранее содержались в государственном кадастре недвижимости, поэтому у ФГБУ "ФКП Росреестра" отсутствовали правовые основания для восстановления участка. Но в то же время оснований для постановки объекта на учет в данном случае также не имеется, поскольку эта процедура осуществляется в связи с образованием или созданием объекта.
Поэтому в данном случае с учетом совокупности установленных судом обстоятельств, поскольку заявитель фактически владеет спорным земельным участком в измененных границах, а его право нарушено, не исключается возможность применения для восстановления нарушенных прав избранного заявителем способа защиты нарушенного права, поскольку он является единственно возможным и приведет к восстановлению нарушенных прав.
Права заявителя будут восстановлены в полной мере устранением действий, произведенных заинтересованным лицом, в результате чего сведения о земельном участке с кадастровым номером 66:21:1301003:46 будут восстановлены в ГКН.
В связи с этим суд обязывает Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов дачного потребительского кооператива "ХУТОРОК" путем восстановления в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 66:21:1301003:46 (с изменением его статуса с "архивный" на "учтенный", "актуальный") в границах, измененных в результате регистрации вещных прав на образованные из него земельные участки.
При этом суд не усматривает оснований для указания конкретной площади и координат земельного участка с кадастровым номером 66:21:1301003:46, указанных заявителем в соответствии с подготовленным межевым планом, поскольку с учетом предмета заявления, порядка его рассмотрения - гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вопрос о границах и площади земельного участка не может быть предметом рассмотрения настоящего дела.
Рассматривая вопрос о лице, обязанном произвести действия по восстановлению нарушенных прав заявителя, суд исходил из того Приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета", утратил силу с 01.01.2017. ФГБУ "ФКП Росреестра" наделено отдельными полномочиями органа регистрации прав в соответствии с Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18 октября 2016 г. N П/0515, вступил в силу от 01.01.2017. В Федеральный закон 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" внесены изменения, которые вступили в силу с 01.01.2017, вышеназванный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением кадастровой деятельности, деятельности саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров. Федеральный закон от 13.07.2015 (вступил в силу с 02.01.2017) N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в ЕГРН. ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений. Согласно ст. 3 Федерального закона государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав), т.е. Росреестр в лице его территориальных органов, в данном случае - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области.
При таких обстоятельствах требования заявителя являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
При этом при рассмотрении настоящего дела судом было удовлетворено заявление дачного потребительского кооператива "ХУТОРОК" о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления, о котором было заявлено ФГБУ "ФКП Росреестра", в связи со следующим.
В части 4 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 N 367-О указано, что само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Установленный в части 4 статьи 198 АПК РФ срок для подачи соответствующего заявления не является пресекательным и может быть восстановлен арбитражным судом по ходатайству лица, участвующего в деле, обратившегося с таким заявлением, если суд признает причину пропуска срока уважительной.
Таким образом, основным условием восстановления срока для судебного обжалования является уважительность причины его пропуска.
Вместе с тем нормы АПК РФ не содержат перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, поэтому право установления наличия этих причин и их оценки принадлежит суду.
Из материалов дела следует, что об исключении из ГКН земельного участка с кадастровым номером 66:21:1301003:46 заявителю стало известно 26.11.2016 г. С рассматриваемым заявлением общество обратилось в суд 18.05.2017 г., заявив ходатайство о восстановлении срока подачи заявления.
Заявитель в обоснование уважительности причин пропуска срока указывает, что с момента, когда ему стало известно о нарушении прав и интересов, им принимались попытки решить вопрос во внесудебном порядке с участием заинтересованных лиц.
Так, 30 ноября 2016 г. в рамках выполнения договора на повторный раздел специалистом ООО "Линия" кадастровым инженером Лешковым В.И. было подано заявление в ФГБУ ФКП Росреестра по Свердловской области о восстановлении на кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером 66:21:1301003:46, как снятого ошибочно. Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" в ответе на обращение заявил, что правовые основания для восстановления участка отсутствуют, и вместе с тем дал рекомендацию восстановить его путем признания кадастровой ошибки в способе образования, согласно которых ДПК "Хуторок" был подготовлен соответствующий межевой план (дополнительное соглашение от 15.12.2016 г. к договору N 47/1 от 25.11.2016 г. на выполнение кадастровых работ с ООО "Линия") с границами участка 66:21:1301003:46, измененными в соответствии с выделенными из него земельными участками, права на которые зарегистрированы.
29.12.2016 г. заявителем подано заявление (рег. N 66-0-1-161/3001/2016-7918) об исправлении кадастровой ошибки.
23.01.2017 г. регистратором принято решение N 66/17-5906 о приостановлении кадастрового учета в связи с отсутствием участка 66:21:1301003:46 на кадастровом учете.
10.03.2017 г. ДПК "ХУТОРОК" обратился в Управление Росреестра по Свердловской области (вх. 7277) по вопросу восстановления земельного участка с кадастровым номером 66:21:1301003:46.
В письме от 07.04.2017 г. N 03-25/464/05502 Управление Росреестра по Свердловской области сообщило, что на основании ч. 4 ст. 24 Закона о кадастре в редакции Закона от 27.12.2009 г., действующей на период проведения учета, 29.02.2016 г. органом кадастрового учета принято решение об аннулировании и исключении сведений из ГКН N 66/16-16417, в отношении земельных участком с кадастровыми номерами 66:21:1301003:49, с 66:21:1301003:51 по 66:21:1301003:56, с 66:21:1301003:59 по 66:21:1301003:65, 66:21:1301003:71, с 66:21:1301003:78 по 66:21:1301003:87, 66:21:1301003:93, с 66:21:1301003:95 по 66:21:1301003:102, 66:21:1301003:105, 66:21:1301003:106, поскольку на указанные земельные участки не зарегистрированы права собственности или обременения прав, восстановление аннулированных из ГКН земельных участков, в том числе исходного, возможно только в судебном порядке.
В связи с этим заявитель незамедлительно обратился в суд с настоящим заявлением.
Оценив доводы ДПК "ХУТОРОК", приведенные им в обоснование причин пропуска процессуального срока, суд признал их уважительными, поскольку до обращения в суд заявитель с участием заинтересованных лиц предпринимали попытки решить вопрос во внесудебном порядке, итогом данного взаимодействия явилась рекомендация заявителю обратиться в суд, что и было им сделано незамедлительно.
Кроме того, формальное применение заявления о пропуске срока на подачу заявления в суд в данном случае фактически приводит к утрате принадлежащего заявителю объекта, поскольку незаконные действия по снятию земельного участка с кадастрового учета привели к прекращению существования как объекта недвижимости, тем более с учетом предпринятых попыток разрешить сложившуюся ситуацию с участием заинтересованных лиц.
С учетом изложенного суд счел ходатайство ДПК "ХУТОРОК" о восстановлении пропущенного срока обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Расходы заявителя по оплате госпошлины подлежат возмещению заинтересованным лицом (ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. 21 Постановление Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих").
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать незаконными действия ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА Федеральной службы ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) по присвоению земельному участку с кадастровым номером 66:21:1301003:46 статуса "архивный" и снятию его с государственного кадастрового учета.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (ИНН 6670073005, ОГРН 1046603570386) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов дачного потребительского кооператива "ХУТОРОК" (ИНН 6674371115, ОГРН 1116674002741) путем восстановления в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 66:21:1301003:46 (с изменением его статуса с "архивный" на "учтенный", "актуальный") в границах, измененных в результате регистрации вещных прав на образованные из него земельные участки.
3. Взыскать с ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области в пользу дачного потребительского кооператива "ХУТОРОК" (ИНН 6674371115, ОГРН 1116674002741) 3000 (три тысячи) руб. в возмещение расходов по госпошлине по заявлению.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
5. С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе "Картотека арбитражных дел" в карточке дела в документе "Дополнение". В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении. Взыскатель может обратиться в арбитражный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа нарочно в иную дату. Указанное заявление должно поступить в суд не позднее даты, указанной в карточке дела в документе "Дополнение".
В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела "Дополнение".
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 21.08.2017 ПО ДЕЛУ N А60-24111/2017
Разделы:Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 21 августа 2017 г. по делу N А60-24111/2017
Резолютивная часть решения объявлена 16 августа 2017 года
Полный текст решения изготовлен 21 августа 2017 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Е.Ю. Абдрахмановой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.А. Данченко, рассмотрел в судебном заседании дело N А60-24111/2017 по заявлению дачного потребительского кооператива "ХУТОРОК", ИНН 6674371115, ОГРН 1116674002741 (далее - заявитель, ДПК "ХУТОРОК")
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, ИНН 6670073005, ОГРН 1046603570386 (далее - заинтересованное лицо, Управление Росреестра по СО), ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области
о признании недействительным присвоения земельному участку статуса "архивный" и снятия его с государственного кадастрового учета,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: О.А. Бибик - представитель по доверенности от 26.06.2017 г. N 3, предъявлен паспорт; председатель ДПК "ХУТОРОК" В.В. Шабардин, предъявлен паспорт;
- от заинтересованного лица: не явился, извещен;
- от третьих лиц: К.С. Винокурова - представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" по доверенности от 30.01.2017 г. N 21, предъявлен паспорт; В.И. Лешков - председатель ООО "Линия" (протокол N 1 от 05.02.2014 г.), предъявлен паспорт;
- Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Дачный потребительский кооператив "ХУТОРОК" обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, третье лицо: ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области о признании недействительным присвоения земельному участку статуса "архивный" и снятия его с государственного кадастрового учета.
В предварительное судебное заседание заявитель представил дополнительное обоснование требований.
Суд, с учетом ходатайства заявителя, на основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлек ООО "Линия" к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.
ФГБУ "ФКП Росреестра" представило отзыв, который приобщен к материалам дела.
Вновь привлеченное третье лицо ООО "Линия" также представило отзыв на заявление. При этом третье лицо представило квитанции о направлении отзыва лицам, участвующим в деле (приобщены).
В настоящем судебном заседании ДПК "ХУТОРОК" представило возражения на отзыв, в котором он не согласен с обоснованиями и доводами, изложенными в отзыве по основаниям, указанным в возражении.
Кроме того, представил обоснование предъявления требований к Управлению Росреестра по СО (приобщено).
Далее ДПК "ХУТОРОК" заявил ходатайство об уточнении заявленных требований и просит:
1) Признать незаконными действия ФГБУ "ФКП Росреестра" по присвоению земельному участку с кадастровым номером 66:21:1301003:46 статуса "архивный" и снятию его с государственного кадастрового учета;
2) Обязать Управление Росреестра по СО устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ДПК "ХУТОРОК" путем восстановления в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 66:21:1301003:46 (с изменением его статуса с "архивный" на "учтенный", "актуальный") в границах, измененных в результате регистрации вещных прав на образованные из него земельные участки по указанным заявителем координатам;
3) Взыскать с ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области в пользу ДПК "ХУТОРОК" расходы по госпошлине по заявлению. При этом заявитель представил реестр оригиналов предоставляемых суду документов N 3 от 08.08.2017 г. и квитанции об отправке заинтересованному лицу и третьему лицу (приобщены к делу).
Уточнение принято судом на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ФГБУ "ФКП Росреестра" привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области в судебное заседание не явилось, отзыв на заявление не представило.
ФГБУ "ФКП Росреестра" считает, что заявителем пропущен срок подачи заявления в суд.
ООО "Линия" поддерживает доводы отзыва.
Каких-либо дополнительных документов и возражений сторонами не представлено, в связи с чем суд рассматривает дело по имеющимся в нем документам.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд
установил:
ДПК "ХУТОРОК" является собственником недвижимого имущества - земельного участка с кадастровым номером 66:21:1301003:46, площадью 10,3 га, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Дегтярск, ул. Карпинского, 33 (договор купли-продажи N 28 от 29.03.2011 г., свидетельство о государственной регистрации права от 01.06.2011 г.).
26.05.2011 г. Постановлением Администрации городского округа Дегтярск N 426 утвержден проект организации территории и застройки дачного кооператива.
На основании договора N 47/1 от 25.11.2016 г. ООО "Линия" для заявителя проведены кадастровые работы по разделу земельного участка с кадастровым номером 66:21:1301003:46 с образованием 58 земельных участков.
29.06.2011 года на кадастровый учет поставлены участки с кадастровыми номерами 66:21:1301003:49-106 со статусом "временные".
26.11.2016 г. в ходе подготовительных работ к повторному разделу земельного участка с кадастровым номером 66:21:1301003:46 заявителю стало известно, что 22.08.2011 г. указанный земельный участок снят с регистрационного учета.
Полагая, что действия по присвоению земельному участку с кадастровым номером 66:21:1301003:46 статуса "архивный" и снятию его с государственного кадастрового учета незаконны, заявитель обратился с настоящим заявлением в суд и, окончательно уточнив заявленные требования, просит признать незаконными действия ФГБУ "ФКП Росреестра" по присвоению земельному участку с кадастровым номером 66:21:1301003:46 статуса "архивный" и снятию его с государственного кадастрового учета; обязать Управление Росреестра по СО устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ДПК "ХУТОРОК" путем восстановления в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 66:21:1301003:46 (с изменением его статуса с "архивный" на "учтенный", "актуальный") в границах, измененных в результате регистрации вещных прав на образованные из него земельные участки.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд приходит к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению в связи со следующими обстоятельствами.
Указанные требования заявлены в рамках главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поэтому настоящее дело рассматривается в порядке административного судопроизводства, возникающего из административных и иных публичных правоотношений.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (ч. 5 ст. 200 названного Кодекса).
В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При этом отсутствие одного из указанных условий является основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований.
Согласно п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Законом сведений о недвижимом имуществе (п. 3 ст. 1 Закона "О государственном кадастре недвижимости").
В соответствии со ст. 16 Федерального закона N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. 7, 10 - 21 ч. 2 ст. 7 названного Закона сведений об объекте недвижимости.
Согласно ст. 7 Федерального закона N 221-ФЗ к уникальным характеристикам земельного участка отнесены его кадастровый номер, описание местоположения границ и площадь.
Таким образом, действия регистрирующего органа, связанные со снятием с кадастрового учета объекта недвижимости, являются юридически значимыми, поскольку в результате таких действий земельный участок утрачивает свойства индивидуально-определенной вещи, которая может быть вовлечена в гражданский оборот.
Согласно положениям п. 13 ст. 27, п. 10 ст. 26, п. 10 ст. 14 Федерального закона N 221-ФЗ действия уполномоченного на осуществление кадастрового учета органа могут быть обжалованы.
Частью 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков (п. 4 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 2, 3 ст. 20 Федерального закона N 221-ФЗ с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица. С заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
В данном случае после проведения кадастровых работ по разделу земельного участка с кадастровым номером 66:21:1301003:46 в соответствии с утвержденным проектом с образованием 58 земельных участков 04.06.2011 заинтересованное лицо обратилось с заявлением о постановке земельных участков N 66-0-1-25/3001/2011-293, представив межевой план, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием 58 земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 66:21:1301003:46, расположенного по адресу: Свердловская обл., г. Дегтярск, ул. Карпинского, д. 31.
29.06.2011 г. в порядке ст. 24 Федерального закона от 21.07.2007 г. N 221-ФЗ на кадастровый учет поставлены земельные участки с кадастровыми номерами 66:21:1301003:49, 66:21:1301003:50, 66:21:1301003:51, 66:21:1301003:52, 66:21:1301003:53, 66:21:1301003:54, 66:21:1301003:55, 66:21:1301003:56, 66:21:1301003:57, 66:21:1301003:58, 66:21:1301003:59, 66:21:1301003:60, 66:21:1301003:61, 66:21:1301003:62, 66:21:1301003:63, 66:21:1301003:64, 66:21:1301003:65, 66:21:1301003:66, 66:21:1301003:67, 66:21:1301003:68, 66:21:1301003:69, 66:21:1301003:70, 66:21:1301003:71, 66:21:1301003:72, 66:21:1301003:73, 66:21:1301003:74, 66:21:1301003:75, 66:21:1301003:76, 66:21:1301003:77, 66:21:1301003:78, 66:21:1301003:79, 66:21:1301003:80, 66:21:1301003:81, 66:21:1301003:82, 66:21:1301003:83, 66:21:1301003:84, 66:21:1301003:85, 66:21:1301003:86, 66:21:1301003:87, 66:21:1301003:88, 66:21:1301003:89, 66:21:1301003:90, 66:21:1301003:91, 66:21:1301003:92, 66:21:1301003:93, 66:21:1301003:94, 66:21:1301003:95, 66:21:1301003:96, 66:21:1301003:97, 66:21:1301003:98, 66:21:1301003:99, 66:21:1301003:100, 66:21:1301003:101, 66:21:1301003:102, 66:21:1301003:103, 66:21:1301003:104, 66:21:1301003:105, 66:21:1301003:106 со статусом "временные".
В соответствии с ч. 4 ст. 24 Закона "О государственном кадастре недвижимости" внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости или иного момента, с которого право на образованный объект недвижимости считается возникшим. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, пяти лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 настоящей статьи случае если не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
В связи с истечением срока 29.02.2016 органом кадастрового учета было принято решение N 66/16-16417 об аннулировании и исключении сведений из ГКН в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 66:21:1301003:49, с 66:21:1301003:51 по 66:21:1301003:56, с 66:21:1301003:59 по 66:21:1301003:65, 66:21:1301003:71, с 66:21:1301003:78 по 66:21:1301003:87, 66:21:1301003:93, с 66:21:1301003:95 по 66:21:1301003:102, 66:21:1301003:105, 66:21:1301003:106, в соответствии с ч. 4 ст. 24 - Закона о государственном кадастре недвижимости (221-ФЗ от 24.07.2007 г.), поскольку на указанные земельные участки не были зарегистрированы права или обременения прав.
Ответ филиала ФГБУ ФКП Росреестра по Свердловской области от 27.12.2016 г. N 2.5-06/25016-18032@ содержал разъяснение, что представленный на ГКУ межевой план был подготовлен на образование 58 земельных участков путем раздела исходного, а не раздела с сохранением исходного земельного участка в измененных границах (в титуле межевого плана должно было быть указано "раздел с сохранением исходного участка в измененных границах"). После осуществления государственной регистрации прав собственности за ДПК "Хуторок" на несколько образованных земельных участков, сведениям об исходном земельном участке с кадастровым номером 66:21:1301003:46 в 2011 году был присвоен статус "архивный".
Между тем согласно пункту 1 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пункте 4 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Согласно п. 4 ст. 11.4 Земельного кодекса РФ раздел земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, осуществляется в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. При разделе такого земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков, предназначенных для ведения гражданином садоводства, огородничества или дачного строительства либо относящихся к имуществу общего пользования. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).
Согласно п. 53 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 N 42 (в редакции 2010 года, действовавшей на момент проведения учета) в отношении образованных объектов недвижимости "временный" статус кадастровых сведений изменяется на "учтенный", а в отношении преобразуемых объектов недвижимости - на "архивный", в случае поступления в порядке информационного взаимодействия от органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, документов о зарегистрированных вещных правах на все образованные объекты недвижимости. Требование о регистрации прав на все образованные объекты было исключено из п. 53 Правил только в 2014 году - приказом Минэкономразвития от 12.03.2014 г. N 121.
В данном же случае сведения о регистрации права на все земельные участки, образованные из спорного земельного участка, в орган кадастрового учета не поступили, что заинтересованным лицом не отрицается и подтверждается в его ответах заявителю, отзыве. вещные права на часть образованных объектов недвижимости не зарегистрированы до настоящего времени.
При этом ссылка заинтересованного лица на то, что межевой план был подготовлен на раздел земельного участка без сохранения исходного в измененных границах, судом отклоняется, поскольку противоречит ч. 4 ст. 11.4 Земельного кодекса РФ.
В результате действий заинтересованного лица земельный участок с кадастровым номером 66:21:1301003:46 прекратил свое существование как объект недвижимости.
При таких обстоятельствах суд полагает, что оспариваемые действия ФГБУ ФКП Росреестра по Свердловской области, в соответствии с которыми с кадастрового учета снят земельный участок, являются незаконными нарушают права и законные интересы заявителя.
Исключение сведений о данном объекте из государственного кадастра недвижимости лишает заявителя возможности распоряжения принадлежащим ему земельным участком. В то же время специфической особенностью земельных участков как объектов недвижимости служит то обстоятельство, что они являются природными объектами, частью поверхности земли, формирование их границ осуществляется посредством землеустройства. При образовании новых земельных участков прежний земельный участок как природный объект не исчезает, меняется лишь описание границ. Государственный кадастр недвижимости позволяет определить спорный земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи.
Существование спорного объекта недвижимости и его принадлежность заявителю подтверждены (договор купли-продажи N 28 от 29.03.2011 г., свидетельство о государственной регистрации права от 01.06.2011 г.).
В связи с этим заявитель просит восстановить в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 66:21:1301003:46 (с изменением его статуса с "архивный" на "учтенный", "актуальный") в границах, измененных в результате регистрации вещных прав на образованные из него земельные участки по указанным заявителем координатам
Законодательством не предусмотрена такая процедура, как восстановление на учете объекта недвижимости, сведения о котором ранее содержались в государственном кадастре недвижимости, поэтому у ФГБУ "ФКП Росреестра" отсутствовали правовые основания для восстановления участка. Но в то же время оснований для постановки объекта на учет в данном случае также не имеется, поскольку эта процедура осуществляется в связи с образованием или созданием объекта.
Поэтому в данном случае с учетом совокупности установленных судом обстоятельств, поскольку заявитель фактически владеет спорным земельным участком в измененных границах, а его право нарушено, не исключается возможность применения для восстановления нарушенных прав избранного заявителем способа защиты нарушенного права, поскольку он является единственно возможным и приведет к восстановлению нарушенных прав.
Права заявителя будут восстановлены в полной мере устранением действий, произведенных заинтересованным лицом, в результате чего сведения о земельном участке с кадастровым номером 66:21:1301003:46 будут восстановлены в ГКН.
В связи с этим суд обязывает Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов дачного потребительского кооператива "ХУТОРОК" путем восстановления в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 66:21:1301003:46 (с изменением его статуса с "архивный" на "учтенный", "актуальный") в границах, измененных в результате регистрации вещных прав на образованные из него земельные участки.
При этом суд не усматривает оснований для указания конкретной площади и координат земельного участка с кадастровым номером 66:21:1301003:46, указанных заявителем в соответствии с подготовленным межевым планом, поскольку с учетом предмета заявления, порядка его рассмотрения - гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вопрос о границах и площади земельного участка не может быть предметом рассмотрения настоящего дела.
Рассматривая вопрос о лице, обязанном произвести действия по восстановлению нарушенных прав заявителя, суд исходил из того Приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета", утратил силу с 01.01.2017. ФГБУ "ФКП Росреестра" наделено отдельными полномочиями органа регистрации прав в соответствии с Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18 октября 2016 г. N П/0515, вступил в силу от 01.01.2017. В Федеральный закон 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" внесены изменения, которые вступили в силу с 01.01.2017, вышеназванный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением кадастровой деятельности, деятельности саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров. Федеральный закон от 13.07.2015 (вступил в силу с 02.01.2017) N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в ЕГРН. ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений. Согласно ст. 3 Федерального закона государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав), т.е. Росреестр в лице его территориальных органов, в данном случае - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области.
При таких обстоятельствах требования заявителя являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
При этом при рассмотрении настоящего дела судом было удовлетворено заявление дачного потребительского кооператива "ХУТОРОК" о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления, о котором было заявлено ФГБУ "ФКП Росреестра", в связи со следующим.
В части 4 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 N 367-О указано, что само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Установленный в части 4 статьи 198 АПК РФ срок для подачи соответствующего заявления не является пресекательным и может быть восстановлен арбитражным судом по ходатайству лица, участвующего в деле, обратившегося с таким заявлением, если суд признает причину пропуска срока уважительной.
Таким образом, основным условием восстановления срока для судебного обжалования является уважительность причины его пропуска.
Вместе с тем нормы АПК РФ не содержат перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, поэтому право установления наличия этих причин и их оценки принадлежит суду.
Из материалов дела следует, что об исключении из ГКН земельного участка с кадастровым номером 66:21:1301003:46 заявителю стало известно 26.11.2016 г. С рассматриваемым заявлением общество обратилось в суд 18.05.2017 г., заявив ходатайство о восстановлении срока подачи заявления.
Заявитель в обоснование уважительности причин пропуска срока указывает, что с момента, когда ему стало известно о нарушении прав и интересов, им принимались попытки решить вопрос во внесудебном порядке с участием заинтересованных лиц.
Так, 30 ноября 2016 г. в рамках выполнения договора на повторный раздел специалистом ООО "Линия" кадастровым инженером Лешковым В.И. было подано заявление в ФГБУ ФКП Росреестра по Свердловской области о восстановлении на кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером 66:21:1301003:46, как снятого ошибочно. Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" в ответе на обращение заявил, что правовые основания для восстановления участка отсутствуют, и вместе с тем дал рекомендацию восстановить его путем признания кадастровой ошибки в способе образования, согласно которых ДПК "Хуторок" был подготовлен соответствующий межевой план (дополнительное соглашение от 15.12.2016 г. к договору N 47/1 от 25.11.2016 г. на выполнение кадастровых работ с ООО "Линия") с границами участка 66:21:1301003:46, измененными в соответствии с выделенными из него земельными участками, права на которые зарегистрированы.
29.12.2016 г. заявителем подано заявление (рег. N 66-0-1-161/3001/2016-7918) об исправлении кадастровой ошибки.
23.01.2017 г. регистратором принято решение N 66/17-5906 о приостановлении кадастрового учета в связи с отсутствием участка 66:21:1301003:46 на кадастровом учете.
10.03.2017 г. ДПК "ХУТОРОК" обратился в Управление Росреестра по Свердловской области (вх. 7277) по вопросу восстановления земельного участка с кадастровым номером 66:21:1301003:46.
В письме от 07.04.2017 г. N 03-25/464/05502 Управление Росреестра по Свердловской области сообщило, что на основании ч. 4 ст. 24 Закона о кадастре в редакции Закона от 27.12.2009 г., действующей на период проведения учета, 29.02.2016 г. органом кадастрового учета принято решение об аннулировании и исключении сведений из ГКН N 66/16-16417, в отношении земельных участком с кадастровыми номерами 66:21:1301003:49, с 66:21:1301003:51 по 66:21:1301003:56, с 66:21:1301003:59 по 66:21:1301003:65, 66:21:1301003:71, с 66:21:1301003:78 по 66:21:1301003:87, 66:21:1301003:93, с 66:21:1301003:95 по 66:21:1301003:102, 66:21:1301003:105, 66:21:1301003:106, поскольку на указанные земельные участки не зарегистрированы права собственности или обременения прав, восстановление аннулированных из ГКН земельных участков, в том числе исходного, возможно только в судебном порядке.
В связи с этим заявитель незамедлительно обратился в суд с настоящим заявлением.
Оценив доводы ДПК "ХУТОРОК", приведенные им в обоснование причин пропуска процессуального срока, суд признал их уважительными, поскольку до обращения в суд заявитель с участием заинтересованных лиц предпринимали попытки решить вопрос во внесудебном порядке, итогом данного взаимодействия явилась рекомендация заявителю обратиться в суд, что и было им сделано незамедлительно.
Кроме того, формальное применение заявления о пропуске срока на подачу заявления в суд в данном случае фактически приводит к утрате принадлежащего заявителю объекта, поскольку незаконные действия по снятию земельного участка с кадастрового учета привели к прекращению существования как объекта недвижимости, тем более с учетом предпринятых попыток разрешить сложившуюся ситуацию с участием заинтересованных лиц.
С учетом изложенного суд счел ходатайство ДПК "ХУТОРОК" о восстановлении пропущенного срока обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Расходы заявителя по оплате госпошлины подлежат возмещению заинтересованным лицом (ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. 21 Постановление Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих").
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать незаконными действия ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА Федеральной службы ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) по присвоению земельному участку с кадастровым номером 66:21:1301003:46 статуса "архивный" и снятию его с государственного кадастрового учета.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (ИНН 6670073005, ОГРН 1046603570386) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов дачного потребительского кооператива "ХУТОРОК" (ИНН 6674371115, ОГРН 1116674002741) путем восстановления в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 66:21:1301003:46 (с изменением его статуса с "архивный" на "учтенный", "актуальный") в границах, измененных в результате регистрации вещных прав на образованные из него земельные участки.
3. Взыскать с ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области в пользу дачного потребительского кооператива "ХУТОРОК" (ИНН 6674371115, ОГРН 1116674002741) 3000 (три тысячи) руб. в возмещение расходов по госпошлине по заявлению.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
5. С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе "Картотека арбитражных дел" в карточке дела в документе "Дополнение". В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении. Взыскатель может обратиться в арбитражный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа нарочно в иную дату. Указанное заявление должно поступить в суд не позднее даты, указанной в карточке дела в документе "Дополнение".
В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела "Дополнение".
Судья
Е.Ю.АБДРАХМАНОВА
Е.Ю.АБДРАХМАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)