Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ОТ 13.11.2017 ПО ДЕЛУ N 33А-8870/2017

Требование: О признании постановления органа местного самоуправления незаконным, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Оспариваемым постановлением истцу было отказано в предоставлении в собственность земельного участка в порядке завершения оформления прав.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 ноября 2017 г. по делу N 33а-8870/2017


Судья Корпачева Л.В.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Кураповой З.И.,
судей Мостовенко Н.Р., Кагитиной И.В.,
при секретаре К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
по апелляционной жалобе Департамента имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялты Республики Крым на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 10 апреля 2017 г., которым административное исковое заявление удовлетворено частично
по административному исковому заявлению Ж. к администрации г. Ялта Республики Крым о признании постановления органа местного самоуправления незаконным, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление Ж. о предоставлении в собственность в порядке завершения оформления прав земельного участка площадью 405 кв. м по адресу: <адрес>.
Заслушав доклад судьи Мостовенко Н.Р., пояснения Ж., судебная коллегия
установила:

Ж. обратился в Ялтинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В обоснование административный истец указал, на то, что 24 марта 2015 г. в порядке завершения оформления прав на земельный участок площадью 495 кв. м по адресу: <адрес> он обратился в Администрацию г. Ялта Республики Крым с заявлением, приложив необходимые документы. Постановлением Администрации г. Ялта Республики Крым от 15 сентября 2015 г. N 1899-п ему было отказано в предоставлении в собственность в порядке завершения оформления прав земельного участка в связи с утратой действия решения Гурзуфского поселкового совета от 09 июля 2005 г. N 13 и несоответствием места расположения земельного участка градостроительной документации населенного пункта. Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 06 июня 2016 г. постановление Администрации г. Ялта Республики Крым от 15 сентября 2015 г. N 1899-п признано незаконным, на Администрацию г. Ялта Республики Крым возложена обязанность повторно рассмотреть заявление истца от 24 марта 2015 г. о предоставлении в собственность в порядке завершения оформления прав земельного участка и принять решение с учетом установленных судом обстоятельств. Данное решение суда вступило в законную силу 21.09.2016 г. 11 октября 2016 г. истец повторно обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялта Республики Крым с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность в порядке завершения оформления прав, приложив решение суда и оригинал кадастрового паспорта. Постановлением Администрации г. Ялта Республики Крым от 26 января 2017 г. N 252-п ему вновь было отказано в предоставлении земельного участка в собственность в порядке завершения оформления прав без указания причин отказа.
Полагая, что указанное постановление органа местного самоуправления является незаконным, административный истец обратился в суд.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 10 апреля 2017 г. административное исковое заявление удовлетворено частично.
Признано незаконным постановление Администрации г. Ялта Республики Крым от 26 января 2017 г. N 252-п об отказе в предоставлении Ж. в собственность в порядке завершения оформления прав земельного участка по адресу: <адрес>.
В удовлетворении остальной части административного искового заявления - отказано.
В апелляционной жалобе Департамент имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялта Республики Крым ставит вопрос об отмене судебного акта ввиду нарушения судом первой инстанции норм материального права.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что согласно заключению отдела экологического контроля управления земельного и градостроительного муниципального контроля Администрации г. Ялта на испрашиваемом земельном участке произрастают восемь крупномерных экземпляров сосны аллепской с полным смыканием крон, так же расположены посадки кипарисов вечнозеленых. Так же произрастающие деревья служат барьером между дорогой и многоквартирными домами. Вследствие передачи земельного участка по адресу: <адрес> для строительства жилого дома, деревья будут уничтожены.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Ж. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель Департамента имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялта Республики Крым и представитель администрации г. Ялта Республики Крым о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены заблаговременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились.
На основании статьи 226 и части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав пояснения административного истца, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Представление земельных участков осуществляется с соблюдением территориального зонирования и градостроительных регламентов, а также с учетом категорий земель (ст. 1, п. 4 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Полномочия по представлению земельных участков, возложения на органы, которые указаны в ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, являются властными полномочиями и соответствующие решения подлежат обжалованию в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
На органы власти возложена обязанность доказать законность принятого решения, т.е. наличие соответствующих полномочий, законных оснований для принятия обжалуемого решения и соблюдение установленного порядка (статья 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как усматривается из материалов дела, решением Гурзуфского поселкового совета от 09 июня 2005 г. N 13 во исполнение решения Ялтинского городского суда от 19 ноября 2004 года по делу N 2-41-35 Ж. дано разрешение на составление проекта отвода земельного участка ориентировочной площадью 0,15 га для строительства и обслуживания жилого дома по адресу: <адрес>. Решением Гурзуфского поселкового совета от 15 апреля 2009 года N 45 внесены изменения в вышеуказанное решение в части площади земельного участка - 0,05 га.
Во исполнение решения Гурзуфского поселкового совета от 15 апреля 2009 года N 45 Ж. был заказан, а землеустроительной организацией разработан технический отчет по топографо - геодезическим работам для перенесения в натуру границ земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружения (приусадебный участок) площадью 0,0405 га, расположенного по адресу: <адрес>. При разработке данного отчета 18 мая 2009 года Ж. было получено заключение Управления главного архитектора Ялтинского горисполкома о целевом использовании земельного участка, которым рекомендовано предоставить земельный участок по адресу: <адрес> в частную собственность Ж. В заключение указано, что функциональным назначением земельного участка является "строительство индивидуального жилого дома и хозпостроек"; место расположения участка соответствует градостроительной документации, а именно Генеральному плану "Большая Ялта".
24 марта 2015 года Ж. обратился в Департамент с заявлением о предоставлении в собственность в порядке завершения оформления прав на земельный участок площадью 405 кв. м по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования - малоэтажная жилая застройка, индивидуальное жилищное строительство.
Постановлением Администрации г. Ялты Республики Крым от 15 сентября 2015 года N 1899-п Ж. отказано в предоставлении в собственность в порядке завершения оформления прав указанного земельного участка в связи с утратой действия решения Гурзуфского поселкового совета от 9 июля 2005 года N 13 и несоответствием места расположения земельного участка градостроительной документации населенного пункта.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя административное исковое заявление, пришел к правильному выводу о том, что постановление Администрации г. Ялта Республики Крым от 26 января 2017 г. N 252-п об отказе в предоставлении Ж. в собственность земельного участка в порядке завершения оформления прав не соответствует требованиям нормативных правовых актов и нарушает права административного истца.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.
Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ) установлено, что Республика Крым принимается в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и статьей 4 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 г. N 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации".
Статьей 46 Конституции Российской Федерации установлено, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (статья 15 Конституции Российской Федерации).
Частью 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" установлено, что завершение оформление права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 г. и действовавших на эту дату.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 02 сентября 2014 г. N 313 утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее - Порядок), который устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершении оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон), на основании документов, указанных в абзаце втором части первой статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон) (пункт 1 Порядка).
В силу п. 4. Порядка завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 г.
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 313, возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления (далее - заявление о предоставлении земельного участка), которое заинтересованное лицо подает в соответствующий уполномоченный орган.
Во исполнение вышеуказанного Постановления Совета Министров Республики Крым решением Ялтинского городского Совета от 30 марта 2015 г. N 37 были утверждены Правила предоставления земельных участков в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на территории муниципального образование городской округ Ялта Республики Крым (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 8 Правил, в случае соответствия заявления и прилагаемых к нему документов пунктам 5, 6 Правил, Департамент в течение трех рабочих дней со дня поступления заявления направляет копию поступившего заявления и копию приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка на рассмотрение в Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республики Крым (далее - Департамент архитектуры) (в случае предоставления земельного участка для строительства), который осуществляет проверку на предмет соответствия места расположения объекта документации по планировке территории, градостроительной документации, в том числе утвержденной до вступления в силу Федерального конституционного закона, с указанием вида разрешенного использования.
Согласно п. 12 Правил, решение об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта подготавливается Департаментом и издается главой администрации города Ялты в виде постановления.
Принимая правовые положения закона, судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции о том, что постановление Администрации г. Ялта Республики Крым от 26 января 2017 г. N 252-п об отказе в предоставлении Ж. в собственность земельного участка, не соответствует требованиям нормативных правовых актов, в том числе регионального законодательства, нарушает права, свободы и законные интересы истца.
Кроме того, как было указано выше, решением Гурзуфского поселкового совета от 09 июня 2005 г. N 13 во исполнение решения Ялтинского городского суда от 19 ноября 2004 года по делу N 2-41-35 Ж. дано разрешение на составление проекта отвода земельного участка. Однако решением Гурзуфского поселкового совета от 15 апреля 2009 года N 45 внесены изменения в вышеуказанное решение в части площади земельного участка - 0,05 га.
Во исполнение решения Гурзуфского поселкового совета от 15 апреля 2009 года N 45 Ж. был заказан, а землеустроительной организацией разработан технический отчет по топографо - геодезическим работам для перенесения в натуру границ земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружения (приусадебный участок) площадью 0,0405 га. В заключение указано, что функциональным назначением земельного участка является "строительство индивидуального жилого дома и хозпостроек"; место расположения участка соответствует градостроительной документации, а именно Генеральному плану "Большая Ялта".
Постановлением Администрации г. Ялты Республики Крым от 15 сентября 2015 года N 1899-п Ж. отказано в предоставлении в собственность в порядке завершения оформления прав указанного земельного участка в связи с утратой действия решения Гурзуфского поселкового совета от 9 июля 2005 года N 13 и несоответствием места расположения земельного участка градостроительной документации населенного пункта.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 06 июня 2016 г. постановление Администрации г. Ялта Республики Крым от 15 сентября 2015 г. N 1899-п признано незаконным, на Администрацию г. Ялта Республики Крым возложена обязанность повторно рассмотреть заявление истца от 24 марта 2015 г. о предоставлении в собственность в порядке завершения оформления прав земельного участка и принять решение с учетом установленных судом обстоятельств. Данное решение суда вступило в законную силу.
11 октября 2016 г. истец повторно обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялта Республики Крым с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность в порядке завершения оформления прав, приложив решение суда и оригинал кадастрового паспорта. Постановлением Администрации г. Ялта Республики Крым от 26 января 2017 г. N 252-п ему вновь было отказано в предоставлении земельного участка в собственность в порядке завершения оформления прав без указания причин отказа.
Из содержания оспариваемого постановления следует, что указанное заключение было предметом рассмотрения при принятии решения по заявлению Ж. о предоставлении земельного участка.
Из представленного Департамента имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялта Республики Крым заключения следует, что производился осмотр земельного участка, расположенного на <адрес>, при этом истец просил предоставить земельный участок на <адрес>.
При разработке проекта отвода земельного участка истцом 24 июля 2009 года получено заключение Управления экологической инспекции по Южно-Крымскому региону о согласовании проекта землеустройства по отводу земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, в котором указано, что земельный участок не является объектом природно-заповедного фонда и иного природоохранного назначения, не зарезервирован к заповеданию, к особо ценным землям не относится.
Согласно акту Коммунального предприятия Ялтинского ремонтно-строительного управления "Зеленострой" от 04 июня 2003 г. на данном земельном участке, площадью 0,0405 га, проектируемые к строительству жилой дом и беседка, расположены не в зоне озеленения данного земельного участка.
На основании части 1 статьи 16 КАС РФ вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Вопреки положениям части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административным ответчиком не доказаны обстоятельства, указанные в пунктах 3, 4 части 9 настоящей статьи.
Доводы, изложенные в возражениях на апелляционную жалобу заслуживают внимания.
Мотивы принятого решения подробно изложены в обжалуемом судебном акте, выводы соответствуют нормам, регулирующим возникшие отношения, а также материалам административного дела.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судебной коллегией не установлено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309, статьи 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
определила:

Решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 10 апреля 2017 г. - оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялта Республики Крым - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Верховного Суда Республики Крым в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
З.И.КУРАПОВА
Судьи
Н.Р.МОСТОВЕНКО
И.В.КАГИТИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)