Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "4" октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен "11" октября 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никольского С.В.,
судей Борисовой Т.С., Шалкина В.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кусаиновой Г.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственности "СЭПО-ЗЭМ" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 24 июля 2017 года по делу N А57-9190/2017 (судья Штремплер М.Г.), по исковому заявлению муниципального унитарного производственного предприятия "Саратовводоканал", город Саратов, (ОГРН 1026403357420, ИНН 6454003331) к обществу с ограниченной ответственностью "СЭПО-ЗЭМ", город Саратов, (ОГРН 1026403046702, ИНН 6453037698), о взыскании платы за сброс загрязняющих веществ в централизованную систему водоотведения за периоды с 01.0.2016 по 25.02.2016, с 26.02.2016 по 05.05.2016, с 06.05.2016 по 09.08.2016, с 10.08.2016 по 29.11.2016, с 01.01.2016 по 31.12.2016 в размере 2 878 090,04 рублей,
при участии в судебном заседании:
от муниципального унитарного производственного предприятия "Саратовводоканал" - Нетреба Н.В., действующей на основании доверенности N 01/25 от 09.01.2017,
от общества с ограниченной ответственности "СЭПО-ЗЭМ" - Зайнышева А.Г., действующего по доверенности N 22-18/16 от 20.01.2016, Бочковой О.В., действующей по доверенности N 22-18/212 от 23.06.2016,
иные лица не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда, уведомления о вручении почтовых отправлений адресатам приобщены к материалам дела,
Муниципальное унитарное производственное предприятие "Саратовводоканал" (далее - МУПП "Саратовводоканал") обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственности "СЭПО-ЗЭМ" (далее - ООО "СЭПО-ЗЭМ") о взыскании платы за сброс загрязняющих веществ в централизованную систему водоотведения за периоды с 01.0.2016 по 25.02.2016, с 26.02.2016 по 05.05.2016, с 06.05.2016 по 09.08.2016, с 10.08.2016 по 29.11.2016, с 01.01.2016 по 31.12.2016 в размере 2 878 090,04 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 24.07.2017 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
С ООО завод электроагрегатного машиностроения "СЭПО-ЗЭМ" акционерного общества "Саратовское электроагрегатное производственное объединение" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 37 390 руб.
ООО "СЭПО-ЗЭМ", не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Дело в арбитражном суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии с требованиями статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 17.12.2015 между МУПП "Саратовводоканал" и ООО "СЭПО-ЗЭМ" заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения N 2383.
Согласно пункту 4.3.17 договора, ответчик обязан соблюдать установленные нормативы допустимых сбросов, принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований, обеспечить реализацию плана снижения сбросов (если для объектов этой категории абонентов в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются нормативы допустимых сбросов, соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на централизованную систему водоотведения. В случае нарушения Абонентом требований настоящего пункта осуществлять оплату в соответствии с п. 3.3. настоящего договора.
Как следует из пункта 8.1. договора контроль состава и свойств сточных вод абонентов, осуществляется в соответствии с "Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525.
Пунктом 8.2. договора и приложением N 1 определены точки отбора проб сточных вод контрольные колодцы N 1, 2, 3, 4 согласно схемы выпусков фекальной и ливневой канализации ООО "СЭПО-ЗЭМ", утвержденной директором ООО "СЭПО-ЗЭМ" Е.П. Резником 03.11.2015.
В рамках осуществления контроля за составом сбрасываемых абонентом сточных вод, в порядке установленном договором и действующим законодательством, МУПП "Саратовводоканал" произвело отборы проб сточных вод. Факты отборов проб сточных вод удостоверены актами N 106 от 25.02.2016, N 263 от 05.05.2016, N 465 от 09.08.2016, N 720 от 29.11.2016 и сопроводительными записками к ним.
Указанные акты отбора проб подписаны ответчиком без возражений и замечаний.
По результатам произведенного количественного химического анализа сточных вод обнаружено превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ.
Из расчета истца видно, что плата за сверхнормативный сбор загрязняющих веществ за периоды с 01.01.2016 по 25.02.2016 составляет 327 399,64 руб., с 26.02.2016 по 05.05.2016 на сумму 232 802,00 руб., с 06.05.2016 по 09.08.2016 в сумме 1 846 846,99 руб., с 10.08.2016 по 29.11.2016 в размере 470 299,0 руб., за период с 01.01.2016 по 31.12.2016 в размере 2 878 090,04 руб.
Истец направил ответчику соответствующий счет на оплату задолженности. Однако, до настоящего времени, ответчик не оплатил указанную сумму.
Удовлетворяя исковые требования в размере 2 878 090,04 руб., суд, руководствуясь ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), п. п. 61, 64, 65 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), исходил из доказанности истцом факта и размера превышения ответчиком допустимых концентраций загрязняющих веществ в сброшенных сточных водах, а также отсутствие доказательств исполнения им обязательств по оплате сверхнормативного сброса загрязняющих веществ.
Отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, регулируются Правилами N 167.
С 01.01.2013 вступил в силу Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", главой 5 которого предусмотрена необходимость обеспечения охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения.
В силу п. 10 ст. 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утв. постановлением Правительством Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Пунктом 3 Правил N 644 установлено, что пункты 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69-71 Правил N 167, и постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310) не распространяются на абонентов, в отношении которых устанавливаются лимиты на сбросы и нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосбросные площади.
В соответствии с пунктом 65 Правил N 167 контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах. Пунктом 69 Правил N 167 предусмотрено, что оплата абонентом фактического количества загрязняющих веществ, сброшенных со сточными водами в систему канализации, производится в соответствии с данными учета, полученными на основании лабораторного контроля.
Судом установлено, что МУПП "Саратовводоканал" произвело отборы проб сточных вод, что подтверждается соответствующими актами. Представитель ответчика, отметок о каких-либо нарушениях в актах отбора проб не заявил.
Нарушений процедуры отбора проб, влекущих невозможность использования результатов исследования проб в качестве доказательств, судом не выявлено.
В пункте 70 Правил N 167 установлено, что расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из пункта 61 Правил N 167 следует, что нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах абонентов МУПП "Саратовводоканал" утверждены постановлением администрации Муниципального образования "Город Саратов" N 4378 от 31.12.2014 "Об утверждении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод".
Плата за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в систему коммунальной канализации г. Саратова определяется и взимается в соответствии с Постановлением Правительства Саратовской области от 14.10.2004 N 220-П "Об определении и взимании платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунальной канализации населенных пунктов Саратовской области" и иными нормативными документами.
Согласно пункту 1 "Временного порядка определения и взимании платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунальной канализации населенных пунктов Саратовской области" (Приложение 1 к постановлению Правительства Саратовской области от 14.10.2004 220-П) (далее - Временный порядок) настоящий Порядок распространяется на организации водопроводно-канализационного хозяйства Саратовской области независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности (далее - организации ВКХ), осуществляющие прием сточных вод и загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунальной канализации населенных пунктов, и предприятия, организации, индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, в собственности которых находятся нежилые помещения, занимающихся хозяйственной деятельностью и осуществляющих сброс сточных вод и загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунальной канализации населенных пунктов Саратовской области (далее - абоненты), за исключением абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2013 N 230 "О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов".
Как следует из пункта 2 указанного Временного порядка, настоящий порядок регулирует механизм определения и взимания платы организацией ВКХ за прием загрязняющих веществ со сточными водами от абонентов в системы коммунальной канализации населенных пунктов.
Пунктом 3 Временного порядка предусмотрено, что нормативами водоотведения являются:
- по объему сточных вод - лимиты водоотведения, устанавливаемые органом местного самоуправления или организацией ВКХ;
- по качеству сточных вод - временно согласованные концентрации загрязняющих веществ и (или) предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, устанавливаемые органами местного самоуправления.
Основанием для определения и взимания платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунальной канализации населенных пунктов согласно пункту 4 Временного порядка являются проведенные организацией ВКХ отборы проб сточной воды, а при отсутствии контроля за составом стоков - установленные органами местного самоуправления нормативы по качеству сточных вод.
В соответствии с пунктом 5 указанного Временного порядка, взимание платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунальной канализации населенных пунктов производится организацией водопроводно-канализационного хозяйства за валовой сброс (массу) загрязняющих веществ со сточными водами.
Пунктом 6 Временного порядка предусмотрено, что валовой сброс (масса) загрязняющих веществ со сточными водами определяется как произведение объема принимаемых от абонента сточных вод на фактическую (при осуществлении контроля за составом сточных вод со стороны организации ВКХ) или установленную (при отсутствии контроля за составом сточных вод со стороны организации ВКХ) нормативную концентрацию по каждому загрязняющему веществу.
При подсчете валового сброса учитывается (вычитается) фоновое содержание загрязняющих веществ в воде, подаваемой в сети населенного пункта организацией ВКХ.
Согласно пункту 7 Временного порядка расчетным периодом считается период времени, прошедший между двумя последовательно проведенными организацией ВКХ отборами проб сточных вод.
При отсутствии контроля за составом сточных вод абонента со стороны организации ВКХ расчетным периодом считается календарный год.
При установленном факте залпового сброса, расчетным периодом считается период времени, прошедший между двумя последовательно проведенными организацией ВКХ отборами проб сточных вод, но не более трех месяцев.
На основании полученных результатов лабораторных исследований сточной воды ответчику была начислена плата за сброс загрязняющих веществ в централизованную систему водоотведения за периоды с 01.0.2016 по 25.02.2016, с 26.02.2016 по 05.05.2016, с 06.05.2016 по 09.08.2016, с 10.08.2016 по 29.11.2016, с 01.01.2016 по 31.12.2016 в размере 2 878 090,04 руб.
Расчет платы за сброс загрязняющих веществ в централизованную систему водоотведения произведен истцом за валовой сброс (масса) загрязняющих веществ со сточными водами по формулам, указанным в пунктах 10, 11 Временного порядка с применением соответствующих коэффициентов.
Валовый сброс (масса) загрязняющих веществ со сточными водами определен как произведение объема принимаемых от абонента сточных вод на фактическую концентрацию загрязняющих веществ (пункт 6 Временного порядка). Фактическая концентрация загрязняющих веществ установлена по результатам отборов проб сточных вод из контрольных канализационных колодцев, что следует из протоколов результатов исследований (испытаний) и измерений, выписок из журнала контроля состава и свойств сточных вод по каждому отбору проб сточных вод, а также согласована сторонами в соглашениях к протоколам отбора проб сточных вод от 05.05.2016, от 09.08.2016, от 29.11.2016. Масса загрязняющих веществ за спорный период рассчитана истцом по контрольному канализационному колодцу N 2 за вычетом массы загрязняющих веществ по контрольному канализационному колодцу N 4, в который поступают сточные воды от третьих лиц, имеющих прямые договоры холодного водоснабжения и водоотведения с ответчиком.
Как следует из расчетов платы за сброс загрязняющих веществ при подсчете валового сброса учитывается (вычитается) фоновое содержание загрязняющих веществ в воде, подаваемой в сети населенного пункта организацией ВКХ.
С учетом изложенного, довод о том, что истцом при начислении платы за сброс загрязняющих веществ в централизованную систему водоотведения не было учтено фоновое содержание загрязняющих веществ, подаваемых в сети города Саратова, отклоняется судом как несостоятельный и не подтвержденный материалам дела.
Фоновое содержание загрязняющих веществ в технической воде, подаваемой в сети ООО "СЭПО-ЗЭМ", учитывается в расчетах истца.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (ст. 310 ГК РФ).
По правилам ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (ст. ст. 9, 65 АПК РФ).
В материалах дела отсутствуют доказательства предъявления ответчиком истцу претензии относительно объема взятой пробы, неверного выбора емкости для отбора пробы, условий транспортирования или хранения взятой пробы сточных вод у водоканала, что могло бы повлечь недостоверность анализа пробы. Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суд первой инстанции правомерно взыскал задолженность за сброс загрязняющих веществ в централизованную систему канализации в пределах и сверх установленных нормативов за периоды с 01.0.2016 по 25.02.2016, с 26.02.2016 по 05.05.2016, с 06.05.2016 по 09.08.2016, с 10.08.2016 по 29.11.2016, с 01.01.2016 по 31.12.2016 в размере 2 878 090,04 руб.
Расчет и размер взысканной суммы задолженности ответчиком не оспорен.
Принимая во внимание, что доказательства уплаты ответчиком задолженности в указанной сумме в материалах дела отсутствуют, суд первой инстанции правомерно признал требования истца обоснованными и удовлетворил их в полном объеме.
Заявляя несогласие с результатами проведенных отборов проб в спорный период, заявитель жалобы ссылается на то, что истец неправомерно применяет в своих расчетах коэффициенты для сброса загрязняющих веществ.
Из материалов дела видно, что при расчете платы за сброс загрязняющих веществ ответчик применяет постановление Правительства Саратовской области от 14.10.2004 N 220-П "Об определении и взимании платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в систему коммунальной канализации населенных пунктов Саратовской области".
В соответствии с п. п. 10, 11 указанного постановления N 220-П (Временного порядка), при расчете платы за сброс загрязняющих веществ применяется коэффициент индексации платы за негативное воздействие на окружающую среду, ежегодно устанавливаемый Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Кроме того, при расчете платы за массу загрязняющих веществ, улавливаемую на очистных сооружениях, согласно п. 10 указанного постановления (Временного порядка), применяется коэффициент для осадка равный 1,9.
При расчете платы за массу загрязняющих веществ, не улавливаемую на очистных сооружениях, согласно п. 11 указанного постановления (Временного порядка), применяется коэффициент для сброса загрязняющих веществ для абонентов организаций ВКХ, сбрасывающих стоки в бассейн реки Волги равного 1,32.
Таким образом, расчет платы за сброс загрязняющих веществ произведен истцом в соответствии с требованиями действующего законодательства, с применением действующих в спорный период коэффициентов.
Кроме того, заявитель жалобы считает, что в спорный период не подлежало применению в отношении него Постановление Правительства Российской Федерации от 14.10.2004 N 220-П (в редакции постановления N 543-П от 06.10.2016), а соответственно, в исковой период ответчик не должен был вносить плату за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ.
Суд апелляционной инстанции отклоняет указанный довод исходя из следующего.
Постановлением Правительства Саратовской области N 543-П от 06.10.2016 были внесены изменения в постановление Правительства Саратовской области от 14.10.2004 N 220-П, согласно которым из пункта 1 приложения N 1 и пункта 1 приложения N 2 исключены слова "за исключением абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, установленных постановлением Правительства РФ от 18.03.2013 N 230 "О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ. Иных веществ и микроорганизмов".
Пункт 1 приложения N 1 и пункт 1 приложения N 2 дополнен частью второй следующего содержания: "С 1 января 2019 года настоящий Порядок не распространяется на абонентов, в отношении которых установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении".
Ответчик относится к абонентам, в отношении которых в соответствии с действующим законодательством установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади.
Пунктом 2 постановления Правительства Саратовской области от 06.10.2016 N 543-П рекомендовано организациям Саратовской области, осуществляющим водоотведение, и их абонентам, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, к правоотношениям, возникшим в период с 1 января 2015 года до вступления в силу настоящего постановления, применять положения пунктов 2 - 22 приложения N 1 и пунктов 2 - 9 приложения N 2 постановления Правительства саратовской области от 14.10.2004 N 220-П "Об определении и взимании платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунальной канализации населенных пунктов Саратовской области".
Таким образом, обязанность ответчика по оплате за сброс загрязняющих веществ в пределах и с превышением установленных нормативов в спорный период, предусмотрены действующим законодательством РФ.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, которые опровергали бы выводы суда первой инстанции и влияли на правильность принятого решения.
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемое решение принято судом на основании полного исследования фактических обстоятельств дела и правильном применении норм права, в связи с чем, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Саратовской области от 24 июля 2017 года по делу N А57-9190/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.10.2017 N 12АП-10325/2017 ПО ДЕЛУ N А57-9190/2017
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 октября 2017 г. по делу N А57-9190/2017
Резолютивная часть постановления объявлена "4" октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен "11" октября 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никольского С.В.,
судей Борисовой Т.С., Шалкина В.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кусаиновой Г.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственности "СЭПО-ЗЭМ" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 24 июля 2017 года по делу N А57-9190/2017 (судья Штремплер М.Г.), по исковому заявлению муниципального унитарного производственного предприятия "Саратовводоканал", город Саратов, (ОГРН 1026403357420, ИНН 6454003331) к обществу с ограниченной ответственностью "СЭПО-ЗЭМ", город Саратов, (ОГРН 1026403046702, ИНН 6453037698), о взыскании платы за сброс загрязняющих веществ в централизованную систему водоотведения за периоды с 01.0.2016 по 25.02.2016, с 26.02.2016 по 05.05.2016, с 06.05.2016 по 09.08.2016, с 10.08.2016 по 29.11.2016, с 01.01.2016 по 31.12.2016 в размере 2 878 090,04 рублей,
при участии в судебном заседании:
от муниципального унитарного производственного предприятия "Саратовводоканал" - Нетреба Н.В., действующей на основании доверенности N 01/25 от 09.01.2017,
от общества с ограниченной ответственности "СЭПО-ЗЭМ" - Зайнышева А.Г., действующего по доверенности N 22-18/16 от 20.01.2016, Бочковой О.В., действующей по доверенности N 22-18/212 от 23.06.2016,
иные лица не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда, уведомления о вручении почтовых отправлений адресатам приобщены к материалам дела,
установил:
Муниципальное унитарное производственное предприятие "Саратовводоканал" (далее - МУПП "Саратовводоканал") обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственности "СЭПО-ЗЭМ" (далее - ООО "СЭПО-ЗЭМ") о взыскании платы за сброс загрязняющих веществ в централизованную систему водоотведения за периоды с 01.0.2016 по 25.02.2016, с 26.02.2016 по 05.05.2016, с 06.05.2016 по 09.08.2016, с 10.08.2016 по 29.11.2016, с 01.01.2016 по 31.12.2016 в размере 2 878 090,04 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 24.07.2017 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
С ООО завод электроагрегатного машиностроения "СЭПО-ЗЭМ" акционерного общества "Саратовское электроагрегатное производственное объединение" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 37 390 руб.
ООО "СЭПО-ЗЭМ", не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Дело в арбитражном суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии с требованиями статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 17.12.2015 между МУПП "Саратовводоканал" и ООО "СЭПО-ЗЭМ" заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения N 2383.
Согласно пункту 4.3.17 договора, ответчик обязан соблюдать установленные нормативы допустимых сбросов, принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований, обеспечить реализацию плана снижения сбросов (если для объектов этой категории абонентов в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются нормативы допустимых сбросов, соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на централизованную систему водоотведения. В случае нарушения Абонентом требований настоящего пункта осуществлять оплату в соответствии с п. 3.3. настоящего договора.
Как следует из пункта 8.1. договора контроль состава и свойств сточных вод абонентов, осуществляется в соответствии с "Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525.
Пунктом 8.2. договора и приложением N 1 определены точки отбора проб сточных вод контрольные колодцы N 1, 2, 3, 4 согласно схемы выпусков фекальной и ливневой канализации ООО "СЭПО-ЗЭМ", утвержденной директором ООО "СЭПО-ЗЭМ" Е.П. Резником 03.11.2015.
В рамках осуществления контроля за составом сбрасываемых абонентом сточных вод, в порядке установленном договором и действующим законодательством, МУПП "Саратовводоканал" произвело отборы проб сточных вод. Факты отборов проб сточных вод удостоверены актами N 106 от 25.02.2016, N 263 от 05.05.2016, N 465 от 09.08.2016, N 720 от 29.11.2016 и сопроводительными записками к ним.
Указанные акты отбора проб подписаны ответчиком без возражений и замечаний.
По результатам произведенного количественного химического анализа сточных вод обнаружено превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ.
Из расчета истца видно, что плата за сверхнормативный сбор загрязняющих веществ за периоды с 01.01.2016 по 25.02.2016 составляет 327 399,64 руб., с 26.02.2016 по 05.05.2016 на сумму 232 802,00 руб., с 06.05.2016 по 09.08.2016 в сумме 1 846 846,99 руб., с 10.08.2016 по 29.11.2016 в размере 470 299,0 руб., за период с 01.01.2016 по 31.12.2016 в размере 2 878 090,04 руб.
Истец направил ответчику соответствующий счет на оплату задолженности. Однако, до настоящего времени, ответчик не оплатил указанную сумму.
Удовлетворяя исковые требования в размере 2 878 090,04 руб., суд, руководствуясь ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), п. п. 61, 64, 65 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), исходил из доказанности истцом факта и размера превышения ответчиком допустимых концентраций загрязняющих веществ в сброшенных сточных водах, а также отсутствие доказательств исполнения им обязательств по оплате сверхнормативного сброса загрязняющих веществ.
Отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, регулируются Правилами N 167.
С 01.01.2013 вступил в силу Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", главой 5 которого предусмотрена необходимость обеспечения охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения.
В силу п. 10 ст. 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утв. постановлением Правительством Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Пунктом 3 Правил N 644 установлено, что пункты 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69-71 Правил N 167, и постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310) не распространяются на абонентов, в отношении которых устанавливаются лимиты на сбросы и нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосбросные площади.
В соответствии с пунктом 65 Правил N 167 контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах. Пунктом 69 Правил N 167 предусмотрено, что оплата абонентом фактического количества загрязняющих веществ, сброшенных со сточными водами в систему канализации, производится в соответствии с данными учета, полученными на основании лабораторного контроля.
Судом установлено, что МУПП "Саратовводоканал" произвело отборы проб сточных вод, что подтверждается соответствующими актами. Представитель ответчика, отметок о каких-либо нарушениях в актах отбора проб не заявил.
Нарушений процедуры отбора проб, влекущих невозможность использования результатов исследования проб в качестве доказательств, судом не выявлено.
В пункте 70 Правил N 167 установлено, что расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из пункта 61 Правил N 167 следует, что нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах абонентов МУПП "Саратовводоканал" утверждены постановлением администрации Муниципального образования "Город Саратов" N 4378 от 31.12.2014 "Об утверждении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод".
Плата за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в систему коммунальной канализации г. Саратова определяется и взимается в соответствии с Постановлением Правительства Саратовской области от 14.10.2004 N 220-П "Об определении и взимании платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунальной канализации населенных пунктов Саратовской области" и иными нормативными документами.
Согласно пункту 1 "Временного порядка определения и взимании платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунальной канализации населенных пунктов Саратовской области" (Приложение 1 к постановлению Правительства Саратовской области от 14.10.2004 220-П) (далее - Временный порядок) настоящий Порядок распространяется на организации водопроводно-канализационного хозяйства Саратовской области независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности (далее - организации ВКХ), осуществляющие прием сточных вод и загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунальной канализации населенных пунктов, и предприятия, организации, индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, в собственности которых находятся нежилые помещения, занимающихся хозяйственной деятельностью и осуществляющих сброс сточных вод и загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунальной канализации населенных пунктов Саратовской области (далее - абоненты), за исключением абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2013 N 230 "О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов".
Как следует из пункта 2 указанного Временного порядка, настоящий порядок регулирует механизм определения и взимания платы организацией ВКХ за прием загрязняющих веществ со сточными водами от абонентов в системы коммунальной канализации населенных пунктов.
Пунктом 3 Временного порядка предусмотрено, что нормативами водоотведения являются:
- по объему сточных вод - лимиты водоотведения, устанавливаемые органом местного самоуправления или организацией ВКХ;
- по качеству сточных вод - временно согласованные концентрации загрязняющих веществ и (или) предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, устанавливаемые органами местного самоуправления.
Основанием для определения и взимания платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунальной канализации населенных пунктов согласно пункту 4 Временного порядка являются проведенные организацией ВКХ отборы проб сточной воды, а при отсутствии контроля за составом стоков - установленные органами местного самоуправления нормативы по качеству сточных вод.
В соответствии с пунктом 5 указанного Временного порядка, взимание платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунальной канализации населенных пунктов производится организацией водопроводно-канализационного хозяйства за валовой сброс (массу) загрязняющих веществ со сточными водами.
Пунктом 6 Временного порядка предусмотрено, что валовой сброс (масса) загрязняющих веществ со сточными водами определяется как произведение объема принимаемых от абонента сточных вод на фактическую (при осуществлении контроля за составом сточных вод со стороны организации ВКХ) или установленную (при отсутствии контроля за составом сточных вод со стороны организации ВКХ) нормативную концентрацию по каждому загрязняющему веществу.
При подсчете валового сброса учитывается (вычитается) фоновое содержание загрязняющих веществ в воде, подаваемой в сети населенного пункта организацией ВКХ.
Согласно пункту 7 Временного порядка расчетным периодом считается период времени, прошедший между двумя последовательно проведенными организацией ВКХ отборами проб сточных вод.
При отсутствии контроля за составом сточных вод абонента со стороны организации ВКХ расчетным периодом считается календарный год.
При установленном факте залпового сброса, расчетным периодом считается период времени, прошедший между двумя последовательно проведенными организацией ВКХ отборами проб сточных вод, но не более трех месяцев.
На основании полученных результатов лабораторных исследований сточной воды ответчику была начислена плата за сброс загрязняющих веществ в централизованную систему водоотведения за периоды с 01.0.2016 по 25.02.2016, с 26.02.2016 по 05.05.2016, с 06.05.2016 по 09.08.2016, с 10.08.2016 по 29.11.2016, с 01.01.2016 по 31.12.2016 в размере 2 878 090,04 руб.
Расчет платы за сброс загрязняющих веществ в централизованную систему водоотведения произведен истцом за валовой сброс (масса) загрязняющих веществ со сточными водами по формулам, указанным в пунктах 10, 11 Временного порядка с применением соответствующих коэффициентов.
Валовый сброс (масса) загрязняющих веществ со сточными водами определен как произведение объема принимаемых от абонента сточных вод на фактическую концентрацию загрязняющих веществ (пункт 6 Временного порядка). Фактическая концентрация загрязняющих веществ установлена по результатам отборов проб сточных вод из контрольных канализационных колодцев, что следует из протоколов результатов исследований (испытаний) и измерений, выписок из журнала контроля состава и свойств сточных вод по каждому отбору проб сточных вод, а также согласована сторонами в соглашениях к протоколам отбора проб сточных вод от 05.05.2016, от 09.08.2016, от 29.11.2016. Масса загрязняющих веществ за спорный период рассчитана истцом по контрольному канализационному колодцу N 2 за вычетом массы загрязняющих веществ по контрольному канализационному колодцу N 4, в который поступают сточные воды от третьих лиц, имеющих прямые договоры холодного водоснабжения и водоотведения с ответчиком.
Как следует из расчетов платы за сброс загрязняющих веществ при подсчете валового сброса учитывается (вычитается) фоновое содержание загрязняющих веществ в воде, подаваемой в сети населенного пункта организацией ВКХ.
С учетом изложенного, довод о том, что истцом при начислении платы за сброс загрязняющих веществ в централизованную систему водоотведения не было учтено фоновое содержание загрязняющих веществ, подаваемых в сети города Саратова, отклоняется судом как несостоятельный и не подтвержденный материалам дела.
Фоновое содержание загрязняющих веществ в технической воде, подаваемой в сети ООО "СЭПО-ЗЭМ", учитывается в расчетах истца.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (ст. 310 ГК РФ).
По правилам ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (ст. ст. 9, 65 АПК РФ).
В материалах дела отсутствуют доказательства предъявления ответчиком истцу претензии относительно объема взятой пробы, неверного выбора емкости для отбора пробы, условий транспортирования или хранения взятой пробы сточных вод у водоканала, что могло бы повлечь недостоверность анализа пробы. Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суд первой инстанции правомерно взыскал задолженность за сброс загрязняющих веществ в централизованную систему канализации в пределах и сверх установленных нормативов за периоды с 01.0.2016 по 25.02.2016, с 26.02.2016 по 05.05.2016, с 06.05.2016 по 09.08.2016, с 10.08.2016 по 29.11.2016, с 01.01.2016 по 31.12.2016 в размере 2 878 090,04 руб.
Расчет и размер взысканной суммы задолженности ответчиком не оспорен.
Принимая во внимание, что доказательства уплаты ответчиком задолженности в указанной сумме в материалах дела отсутствуют, суд первой инстанции правомерно признал требования истца обоснованными и удовлетворил их в полном объеме.
Заявляя несогласие с результатами проведенных отборов проб в спорный период, заявитель жалобы ссылается на то, что истец неправомерно применяет в своих расчетах коэффициенты для сброса загрязняющих веществ.
Из материалов дела видно, что при расчете платы за сброс загрязняющих веществ ответчик применяет постановление Правительства Саратовской области от 14.10.2004 N 220-П "Об определении и взимании платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в систему коммунальной канализации населенных пунктов Саратовской области".
В соответствии с п. п. 10, 11 указанного постановления N 220-П (Временного порядка), при расчете платы за сброс загрязняющих веществ применяется коэффициент индексации платы за негативное воздействие на окружающую среду, ежегодно устанавливаемый Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Кроме того, при расчете платы за массу загрязняющих веществ, улавливаемую на очистных сооружениях, согласно п. 10 указанного постановления (Временного порядка), применяется коэффициент для осадка равный 1,9.
При расчете платы за массу загрязняющих веществ, не улавливаемую на очистных сооружениях, согласно п. 11 указанного постановления (Временного порядка), применяется коэффициент для сброса загрязняющих веществ для абонентов организаций ВКХ, сбрасывающих стоки в бассейн реки Волги равного 1,32.
Таким образом, расчет платы за сброс загрязняющих веществ произведен истцом в соответствии с требованиями действующего законодательства, с применением действующих в спорный период коэффициентов.
Кроме того, заявитель жалобы считает, что в спорный период не подлежало применению в отношении него Постановление Правительства Российской Федерации от 14.10.2004 N 220-П (в редакции постановления N 543-П от 06.10.2016), а соответственно, в исковой период ответчик не должен был вносить плату за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ.
Суд апелляционной инстанции отклоняет указанный довод исходя из следующего.
Постановлением Правительства Саратовской области N 543-П от 06.10.2016 были внесены изменения в постановление Правительства Саратовской области от 14.10.2004 N 220-П, согласно которым из пункта 1 приложения N 1 и пункта 1 приложения N 2 исключены слова "за исключением абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, установленных постановлением Правительства РФ от 18.03.2013 N 230 "О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ. Иных веществ и микроорганизмов".
Пункт 1 приложения N 1 и пункт 1 приложения N 2 дополнен частью второй следующего содержания: "С 1 января 2019 года настоящий Порядок не распространяется на абонентов, в отношении которых установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении".
Ответчик относится к абонентам, в отношении которых в соответствии с действующим законодательством установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади.
Пунктом 2 постановления Правительства Саратовской области от 06.10.2016 N 543-П рекомендовано организациям Саратовской области, осуществляющим водоотведение, и их абонентам, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, к правоотношениям, возникшим в период с 1 января 2015 года до вступления в силу настоящего постановления, применять положения пунктов 2 - 22 приложения N 1 и пунктов 2 - 9 приложения N 2 постановления Правительства саратовской области от 14.10.2004 N 220-П "Об определении и взимании платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунальной канализации населенных пунктов Саратовской области".
Таким образом, обязанность ответчика по оплате за сброс загрязняющих веществ в пределах и с превышением установленных нормативов в спорный период, предусмотрены действующим законодательством РФ.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, которые опровергали бы выводы суда первой инстанции и влияли на правильность принятого решения.
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемое решение принято судом на основании полного исследования фактических обстоятельств дела и правильном применении норм права, в связи с чем, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 24 июля 2017 года по делу N А57-9190/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
С.В.НИКОЛЬСКИЙ
С.В.НИКОЛЬСКИЙ
Судьи
Т.С.БОРИСОВА
В.Б.ШАЛКИН
Т.С.БОРИСОВА
В.Б.ШАЛКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)