Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.08.2016 N 13АП-16364/2016 ПО ДЕЛУ N А56-10490/2016

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 августа 2016 г. N 13АП-16364/2016

Дело N А56-10490/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 августа 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Колосовой Ж.В.
судей Баркановой Я.В., Жиляевой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Южаковой В.Д.
при участии:
от истца: представители Васильева Е.В. (доверенность от 11.01.2016) и
- Яковлев А.А. (по доверенности от 18.02.2016);
- от ответчика: не явился (извещен);
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16364/2016) Местной администрации муниципального образования Аннинского сельского поселения муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.04.2016 по делу N А56-10490/2016 (судья Чуватина Е.В.), принятое по заявлению
Местной администрации муниципального образования Аннинское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок
установил:

Местная Администрация муниципального образования Аннинское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный районе Ленинградской области (место нахождения: 188505, Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, п. Аннино, ул. Садовая 10, ОГРН: 1024702184253; далее - Заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (место нахождения: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3 ОГРН: 1037843045734; далее - Управление Росреестра) об отказе в государственной регистрации права, выраженного в уведомлении от 10.12.2015 N 47/021/043/2015-983, и об обязании Управления Росреестра зарегистрировать право собственности муниципального образования Аннинское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области на земельный участок с кадастровым номером 47:14:0000000:37626, расположенный по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, МО Аннинское сельское поселение, поселок Аннино, категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для размещения кладбища, площадью 40000 кв. м.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.04.2016 в удовлетворении требований отказано.
Администрация с решением суда первой инстанции не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой, считая решение незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, просила отменить решение и принять новый судебный акт.
05.08.2016 в адрес суда поступил отзыв заинтересованного лица, согласно которому Управление Росреестра с доводами жалобы не согласно, просит оставить решение от 29.04.2016 без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание явился представитель Администрации, который поддержал изложенные в жалобе доводы, настаивал на отмене решения суда от 29.04.2016, просил приобщить в порядке пункта 2 статьи 268 АПК РФ дополнительные документы. Судом указанное ходатайство удовлетворено.
Заинтересованное лицо, надлежаще извещенное о дате и времени судебного заседания, своего представителя не направило.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения на основании следующего.
Как следует из материалов дела, 28.10.2015 Администрация обратилась в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности муниципального образования Аннинское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области на земельный участок с кадастровым номером 47:14:0000000:37626, расположенный по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, МО Аннинское сельское поселение, поселок Аннино, категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для размещения кладбища, площадью 40000 кв. м (далее - Участок), о чем в книге учета входящих документов внесения запись N 47/021/043/2015-983.
В качестве документа, являющегося основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущества, Администрацией представлено решение Совета депутатов муниципального образования Аннинское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области от 21.10.2015 N 42 "О безвозмездном приеме в собственность муниципального образования Аннинское сельское поселение" (далее - Решение N 42).
Как следует из вышеуказанного документа, органом местного самоуправления принято решение о безвозмездном приеме в муниципальную собственность муниципального образования Аннинское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области (далее - Аннинское сельское поселение) земельных участков, указанных в приложении к данному решению (N 39 Приложения).
Уведомлением от 11.11.2015 N 47/021/043/2015-983 Управление Росреестра сообщило заявителю о приостановлении регистрационных действий на основании пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации).
Сообщением от 10.12.2015 N 47/021/043/2015-983 Управление Росреестра уведомило Администрацию об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности Аннинского сельского поселения на Участок на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации.
В соответствии со статьями 4, 198 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, если полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 13 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов и проверка законности сделки; установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Пунктом 1 статьи 20 Закона о регистрации предусмотрено, что в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом о регистрации для государственной регистрации прав, а также в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства. Согласно пункту 1 статьи 17 Закона о регистрации основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Статьей 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) определена компетенция органов местного самоуправления и органов исполнительной власти по распоряжению земельными участками, на которые государственная собственность не разграничена. В соответствии с положениями данной нормы органы местного самоуправления поселения наделены полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Согласно представленной в составе дела выписке из Правил землепользования и застройки Аннинского сельского поселения, Правила землепользования и застройки данного поселения в последней редакции были утверждены 24.10.2014.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ (в том числе право государственной и муниципальной собственности), возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
Исходя из буквального толкования текста Решения N 42, указанным актом Аннинское сельское поселение распорядилось Участком, как земельным участком из состава неразграниченных земель, путем принятия его в муниципальную собственность соответствующего поселения.
Вместе с тем, такого основания приобретения муниципальным образованием в собственность земельного участка из состава земель, на которые государственная собственность не разграничена, гражданским законодательством Российской Федерации не предусмотрено. Порядок распоряжения земельными участками, находящимся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован главами V.1, V.2, V.3, V.5 ЗК РФ.
Суд первой инстанции в оспариваемом решении сослался на то, что в письменных пояснениях Администрация также указала, что право муниципальной собственности Аннинского сельского поселения могло возникнуть, в том числе в порядке разграничения государственной собственности.
Как обоснованно указано судом первой инстанции и следует из материалов дела, что при обращении в регистрирующий орган Администрация не указывала соответствующее правовое основание. Напротив, в качестве правоустанавливающего документа было представлено Решение от 21.10.2015 N 42, из содержания которого следует, что на основании данного акта осуществлялось распоряжение участками, которые орган местного самоуправления определил как участки, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно пункту 1 статьи 30.1 Закона о регистрации государственная регистрация прав на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица, в котором указывается основание возникновения права собственности соответствующего публично-правового образования на земельный участок.
Во исполнение пункта 2 указанной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404 утвержден перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю (далее - Перечень).
Из материалов дела не следует, что Администрация при обращении в регистрирующий орган с заявлением подавала документы в порядке, предусмотренном статьей 30.1 Закона о регистрации и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404.
Государственная регистрация в силу статьи 16 Закона о регистрации осуществляется в заявительном порядке.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, обязанность по представлению правоустанавливающих документов и определения основания для возникновения прав возлагается на заявителя.
В связи с тем, что с заявлением о регистрации прав на Участок в порядке разграничения государственной собственности с указанием оснований, по которым Администрация полагает Участок разграниченным с отнесением его к муниципальной собственности поселения, Администрация не обращалась, оснований для рассмотрения поданных Администрацией документов в порядке статьи 30.1 Закона о регистрации у Управления Росреестра не имелось.
Поскольку предметом требований по настоящему делу является проверка законности решения Управления Росреестра от 07.12.2015, вынесенного по конкретным правоустанавливающим документам, вопрос о наличии оснований для регистрации права по иным основаниям правомерно не исследовался судом первой инстанции в рамках настоящего дела.
Таким образом, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что отказ Управления Росреестра в государственной регистрации права муниципальной собственности Аннинского сельского поселения на Участок соответствует положениям статей 17, 20 Закона о регистрации, оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.
С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела, решение вынесено в соответствии с действующими нормами права, в силу чего отсутствуют основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.04.2016 по делу N А56-10490/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Ж.В.КОЛОСОВА
Судьи
Я.В.БАРКАНОВА
Е.В.ЖИЛЯЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)