Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 02 ноября 2017 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Журко А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11266/2017) Департамента имущественных отношений Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 04.08.2017 по делу N А46-3663/2017 (судья Пермяков В.В.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Майера Александра Рейнгольдовича (ИНН 550702046330, ОГРН 304550707800010)
к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613)
3-е лицо: Зубаревой Эльвиры Александровны
о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 20.12.2016 N Исх-ДИО/4735-ОГ
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: представитель Хоменко В.А. по доверенности N 55 АА 1618922 от 31.03.2017 сроком действия три года;
- от заинтересованного лица: представитель Лукьянова Н.М. по доверенности N Исх-ДИО/12122 от 24.07.2017 сроком действия один год;
- от 3-го лица: представитель не явился.
Индивидуальный предприниматель Майер Александр Рейнгольдович (далее - заявитель, ИП Майер А.Р., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (далее - заинтересованное лицо, Департаменту имущественных отношений) о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 20.12.2016 N Исх-ДИО/4735-ОГ, в определении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:030120:3070, площадью 133 480 кв. м, относящегося к категории земель земли населенных пунктов, местоположение которого установлено относительно 3-этажного здания, имеющего почтовый адрес: Омская область, Советский АО, город Омск, пр. Мира, д. 183, корп. 3.
Определением суда первой инстанции от 11.07.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Зубарева Эльвира Александровна (далее - Зубарева Э.А, третье лицо).
Решением от 04.08.2017 по делу N А46-3663/2017 Арбитражный суд Омской области удовлетворил заявленные требования и признал незаконным отказ Департамента имущественных отношении, выраженный в письме от 20.12.2016 N Исх-ДИО/4735-ОГ, в определении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:030120:3070, площадью 133 480 кв. м, относящегося к категории земель земли населенных пунктов, местоположение которого установлено относительно 3-этажного здания, имеющего почтовый адрес: Омская область, Советский АО, город Омск, пр. Мира, д. 183, корп. 3.
В качестве способа восстановления права суд обязал заинтересованное лицо принять решение об определении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:03 01 20:3070 как "железнодорожный транспорт (7.1), водный транспорт (7.3.)" в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков.
Кроме того, суд взыскал с Департамента имущественных отношений в пользу ИП Майера А.Р. 300 рублей расходов на оплату государственной пошлины.
В обоснование решения суд указал, что на орган местного самоуправления поселений, орган местного самоуправления городского округа в период до 1 января 2020 года возложена обязанность по внесению изменений в правила землепользования и застройки в части проведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков; в перечень полномочий Департамента имущественных отношений входит как первоначальное определение вида разрешенного использования земельного участка, но и его изменение.
В апелляционной жалобе Департамент имущественных отношений просит решение суда 1 инстанции отменить, приняв новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку заинтересованное лицо является органом местного самоуправления, в полномочия которого входят функции по определению вида разрешенного использования земельных участков, изменение уже существующего вида разрешенного использования не входит в компетенцию заинтересованного лица; согласно информационной сети "Интернет" на спорном земельном участке расположены производственные предприятия ООО "Бетонснаб", ООО ПКФ "Омскстройметалл", осуществляющие производственную деятельность, что соответствует виду разрешенного земельного участка "для производственных целей под здания, строения, сооружения, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок"; решение суда не содержит указание на то, чем принятое решение нарушает права и охраняемые интересы заявителя.
ИП Майер А.Р. представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель заявителя - доводы отзыва.
Надлежащим образом уведомленная ИП Зубарева Э.А. отзыв на апелляционную жалобу не представила, явку своего представителя в процесс не обеспечила, в связи с чем, дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие данного лица по имеющимся в деле доказательствам.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителя ИП Майера А.Р. и Департамента имущественных отношений, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее установил следующие обстоятельства.
Майер А.Р., Зубарева Э.Э. и ЗАО "Управляющая компания "ЭкоЮнион" на основании договора аренды от 21.10.2008 N ДГУ-С-13-1064, заключенного с Главным управлением по земельным ресурсам Омской области, являлись арендаторами земельного участка с кадастровым номером 55:36:030120:3070, площадью 133 480 кв. м, местоположение которого установлено относительно 3-этажного здания, имеющего почтовый адрес: Омская область, Советский АО, город Омск, проспект Мира, д. 183, корп. 3 (л.д. 11-15).
Означенный договор был заключен сроком на 25 лет на основании распоряжения Главного управления по земельным ресурсам Омской области от 10.06.2008 N 2774-р "О предоставлении Зубаревой Эльвире Александровне, Майеру Александру Рейнгольдовичу и ЗАО "Управляющая компания "ЭкоЮнион" с множественностью лиц на стороне арендатора земельного участка, государственная собственность на который не разграничена и расположенного в городе Омске" (пункт 1.1. договора).
В силу данного договора и кадастрового паспорта земельного участка от 21.10.2008 N 32/08-42210 (л.д. 16-17), земельный участок относится к землям населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования "для производственных целей под здания, строения, сооружения, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок".
После ликвидации Главного управления по земельным ресурсам Омской области, в силу пункта 4 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", подпункта 2 пункта 20 Решения Омского городского Совета от 26.10.2011 N 452 "О департаменте имущественных отношений Администрации города Омска" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа, осуществляет орган местного самоуправления в лице Департамента имущественных отношений Администрации города Омска, на который перешли все права арендодателя по договору.
Согласно приложению N 4 к договору, техническим паспортам и свидетельствам о праве собственности (л.д. 18-50) в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:030120:3070, площадью 133 480 кв. м находятся следующие объекты недвижимости, которые на момент заключения договора, принадлежали ИП Майеру А.Р., Зубаревой Э.Э. и ЗАО "Управляющая компания "ЭкоЮнион": сооружение: причал, площадью по наружному обмеру 5760,00 кв. м литера AM, расположен по адресу: г. Омск, пр-кт Мира, д. 183, корпус 3; железнодорожный путь Николаевка-ДОК, общей протяженностью 2526,80 м, инвентарный номер 5000382, расположенный по адресу: г. Омск, пр-кт Мира, 183, корпус 3, от СП N 29 до СП N 2, СП N 1 до упора, СП N 2 до упора, СП N 31 до СП N 3, СП N 3 до упора; нежилое одноэтажное здание с двумя одноэтажными пристройками, общей площадью 1423,80 кв. м, инвентарный номер 6664216, литера М, M1, М2, МЗ, расположенное по адресу: г. Омск, пр-кт Мира, д. 183 (назначение объекта по техническому паспорту - здание холодного склада); здание АБК, литеры АБ, АБ1, расположенные по адресу: г. Омск, пр-кт Мира, д. 183, корпус 3; здание бригадира пути (литер Ю), расположенного по адресу: г. Омск, пр-кт Мира, д. 183, корпус 1.
Согласно письму ЗАО "Управляющая компания "ЭкоЮнион" и выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представленным в суд апелляционной инстанции, нежилые помещения N 1П и N 2П были преобразованы в одно помещение N 4П, расположенное по адресу: г. Омск, пр-кт Мира, д. 183, корпус 3, права на которое перешли к ИП Майеру А.Р. по договору купли-продажи имущества от 04.10.2013 N ЭЮ 005/10/13, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 30.11.2010.
Таким образом, собственниками объектов недвижимости, находящихся на земельном участке, являются ИП Майер А.Р. (нежилое помещение N 4П, площадью 577, 3 кв. м, номера на поэтажном плане 1-26, 2 этаж, литера АБ, расположенное по адресу: г. Омск, пр-кт Мира, д. 183, корпус 3; причал, площадью по наружному обмеру 5760,00 кв. м литера AM, расположен по адресу: г. Омск, пр-кт Мира, д. 183, корпус 3; железнодорожный путь Николаевка-ДОК, общей протяженностью 2526,80 м, инвентарный номер 5000382, расположенный по адресу: г. Омск, пр-кт Мира, 183, корпус 3, от СП N 29 до СП N 2, СП N 1 до упора, СП N 2 до упора, СП N 31 до СП N 3, СП N 3 до упора; нежилые помещения N 1П на поэтажном плане: 1 этаж: 1-3, 9-17, 21-26, 32-42; 3 этаж: 1-32 общей площадью 1090,20 кв. м, расположенное по адресу: г. Омск, пр-кт Мира, д. 183, корпус 3; нежилые помещения N 4П на поэтажном плане: 2 этаж: 1-26 Литер АБ общей площадью 577,3 кв. м, расположенное по адресу: г. Омск, пр-кт Мира, д. 183, корпус 3; нежилые помещения 7, 8 на первом этаже, 1, 2, 4-7 на антресольном этаже здания бригадира пути (литер Ю), расположенного по адресу: г. Омск, пр-кт Мира, д. 183, корпус 1) и ИП Зубарева Э.А.
По утверждению заявителя, все перечисленные выше объекты используется для целей разгрузки речных судов и последующей транспортировки грузов посредством железнодорожных путей и автомобильного транспорта.
В связи с тем, что, по его мнению, фактическое использование арендуемого земельного участка и назначение объектов капитального строительства, расположенных на данном земельном участке, соответствует видам разрешенного использования "железнодорожный транспорт, водный транспорт", предусмотренным пунктами 7.1., 7.3 Приказа Минэкономразвития России N 540, ИП Майер А.Р. обратился в Департамент имущественных отношений с заявлением об определении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:030120:3070 в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков.
Письмом от 20.12.2016 N Исх-ДИО/4735-ОГ Департамент имущественных отношений отказал в определении вида разрешенного использования спорного земельного участка как "железнодорожный транспорт (7.1), водный транспорт (7.3.)", поскольку такое действие приведет к изменению уже установленного вида разрешенного использования объекта недвижимости, что не входит в компетенцию департамента.
Полагая, что такой отказ нарушает права и законные интересы ИП Майера А.Р., последний обратился в Арбитражный суд Омской области с настоящими требованиями.
Арбитражным судом Омской области 04.08.2017 по делу N А46-3663/2017 было вынесено решение. Указанное решение обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, а решение суда считает законным и обоснованным исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением и подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Частью 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что разрешенное использование земельных участков может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент (часть 2.1. статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (часть 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, действующее земельное и градостроительное законодательство позволяет правообладателю земельного участка выбирать вид разрешенного использования из любого из основных и вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленных градостроительным зонированием и, как следствие, изменять вид разрешенного использования земельного участка.
Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, которыми определено территориальное зонирование, где для каждой территориальной зоны установлены виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно данному нормативному акту в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:030120:3070, площадью 133 480 кв. м были установлены следующие территориальные зоны: зона производственно-коммунальных объектов I-II классов опасности (III-1895), зона производственно-коммунальных объектов IV-V классов опасности (П3I-1968), зона городского наземного транспорта (ИТ2-1373), прибрежная зона отдыха (Р4-2060), имеющие несовпадающие между собой основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Рассмотрение настоящего дела приостанавливалось до рассмотрения судом общей юрисдикции в рамках дела N 3а-30/2017 заявления ИП Майера А.Р. о признании недействующим решения Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области" в части выделения территориальных зон III-1895, П3I-1968, ИТ2-1373, Р4-2060 по отношению к границам земельного участка с кадастровым номером 55:36:030120:3070.
Вступившим в законную силу решением суда от 27.04.2017 заявленные требования были удовлетворены в полном объеме. При этом суд общей юрисдикции сослался на то, что границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
По запросу суда апелляционной инстанции заинтересованным лицом было представлено письмо Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омск от 12.10.2017 N 11/10894, согласно которому в связи с решением Омского областного суда от 27.04.2017 вопрос о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ города Омск Омской области в части изложения в новой редакции территориальных зон III-1895, П3I-1968, ИТ2-1373, Р4-2060 в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:030120:3070 на территориальную зону П. 3 рассмотрен на заседании комиссии по подготовке проекта изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ города Омск Омской области и принято решение: рекомендовать согласиться. Ориентировочное время окончательного решения вопроса - 4 квартал 2017 года.
Таким образом, на момент рассмотрения дела в суде решение о территориальном зонировании в части земельного участка с кадастровым номером 55:36:030120:3070 признано недействующим как принятое без учета требования принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Во исполнение решения суда осуществляются процедуры по внесению в территориальное зонирование сведений о принадлежности земельного участка с кадастровым номером 55:36:030120:3070 в территориальной зоне П3.
Согласно Приложению "Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в территориальных зонах города Омска" к Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ города Омск Омской области в территориальной зоне П. 3 в качестве основного вида использования разрешается, в том числе, размещать: железнодорожные пути, конструктивные элементы железнодорожных сооружений (опоры, путепроводы, автотранспортные переезды, виадуки, речные порты, ремонтно-эксплуатационные базы, осуществляющие обслуживание и отстой плавучих средств.
Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" был утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков. Пунктом 2 Приказа было установлено, что после его вступления в силу виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с пунктом 1 этого Приказа.
Согласно названному нормативному акту пунктами 7.1 и 7.3 предусмотрены такие виды разрешенного использования как "Железнодорожный транспорт" и "Водный транспорт".
В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков к виду разрешенного использования объектов недвижимости в разделе "Железнодорожный транспорт" относятся земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных путей; размещения, зданий и сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов и станций, а также устройств и объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта; размещение погрузочно-разгрузочных площадок, прирельсовых складов (за исключением складов горючесмазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов, не предназначенных непосредственно для обеспечения железнодорожных перевозок) и иных объектов при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами; размещение наземных сооружений метрополитена, в том числе посадочных станций, вентиляционных шахт; размещение наземных сооружений для трамвайного сообщения и иных специальных дорог (канатных, монорельсовых, фуникулеров).
К виду разрешенного использования "водный транспорт" - размещение искусственно созданных для судоходства внутренних водных путей, размещение объектов капитального строительства внутренних водных путей, размещение объектов капитального строительства морских портов, размещение объектов капитального строительства, в том числе морских и речных портов, причалов, пристаней, гидротехнических сооружений, навигационного оборудования и других объектов, необходимых для обеспечения судоходства и водных перевозок.
Как следует из назначения объектов, находящихся в собственности у заявителя и третьего лица (причал, железнодорожные пути, холодный склад, здание бригадира пути), неопровергнутых заинтересованным лицом пояснений заявителя о фактическом виде деятельности, связанном с эксплуатацией речного причала для принятия, хранения и последующей отправки грузов, принятых от речных судов, а также с учетом данных, отраженных в акте проверки целевого использования земельного участка N 201-Ц от 18.05.2014 и приложенных к акту фотографий, следует, что фактическое использование арендуемого земельного участка и назначение объектов капитального строительства, расположенных на данном земельном участке, соответствует видам разрешенного использования, указанным в разделах 7.1 и 7.3 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков "железнодорожный транспорт, водный транспорт".
При этом, не принимается судом во внимание утверждение заинтересованного лица о том, что согласно информационной сети "Интернет" на спорном земельном участке расположены производственные предприятия ООО "Бетонснаб", ООО ПКФ "Омскстройметалл", осуществляющие производственную деятельность, что соответствует виду разрешенного земельного участка "для производственных целей под здания, строения, сооружения, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок" как противоречащее приведенным выше доказательствам.
Как было выше сказано, земельный участок относится к землям, на которые право собственности не разграничено, а заявитель и третье лицо являются арендаторами этого земельного участка и собственниками находящихся там зданий и сооружений, что исключает возможность им самостоятельно выбрать и изменить вид разрешенного использования как уникальную характеристику объекта недвижимости из числа предусмотренных территориальным зонированием.
Вопреки установленной частью 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации возможности правообладателям выбирать разрешенный вид использования из числа установленных градостроительным зонированием, органы государственной власти и органы местного самоуправления, являясь не только собственниками предоставляемых в пользование земельных участков, но и органами власти, осуществляющими планирование использования земельных участков, не выбирают, а утверждают виды разрешенного использования земельных участков, что предусмотрено в письмах Минэкономразвития России, в том числе, от 26.05.2009 N Д23-1570.
В соответствии с частью 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
Согласно Положению о Департаменте имущественных отношений Администрации г. Омска, утвержденному решением Омского городского Совета от 26.10.2011 N 452, Департамент является структурным подразделением Администрации г. Омска, осуществляющим управление и распоряжение землями, расположенными в границах города Омска (пункт 17 Положения).
При этом полномочия Департамента по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, конкретизированы подпунктом 13.2 пункта 20 Положения о департаменте имущественных отношений Администрации г. Омска, согласно которому за департаментом закреплено полномочие определять сведения об уникальных характеристиках и дополнительные сведения о земельных участках, в том числе, определять вид разрешенного использования земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и распоряжение которыми осуществляют органы местного самоуправления города Омска.
Таким образом, к числу функций Департамента имущественных отношений отнесено, определение сведений об уникальных характеристиках и дополнительных сведений о земельных участках, в том числе, определение вида разрешенного использования земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и распоряжение которыми осуществляют органы местного самоуправления города Омска, что предполагает не только их первоначальное утверждение, но и, как следствие, любое изменение.
Более того, органы местного самоуправления и органы государственной власти имеют не только право утверждать изменение вида разрешенного использования, но и обязаны это делать в случаях, когда фактически установленный вид разрешенного использования не соответствует наименованию вида, предусмотренного в Классификаторе видов разрешенного использования земельных участков, что прямо предусмотрено в период до 01.01.2020 пунктом 12 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Не принимается во внимание и довод подателя апелляционной жалобы о том, что его отказ в утверждении изменения вида разрешенного использования не нарушает прав заявителя, поскольку, как верно указывает ИП Майер А.Р., конкретный вид разрешенного использования одним из основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности является принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования.
Таким образом, нормы материального права применены судом первой инстанции правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Принятое по делу решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба удовлетворения не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не распределяются, поскольку ее податель был освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
Апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Администрации города Омска оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 04.08.2017 по делу N А46-3663/2017 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.11.2017 N 08АП-11266/2017 ПО ДЕЛУ N А46-3663/2017
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 ноября 2017 г. N 08АП-11266/2017
Дело N А46-3663/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 02 ноября 2017 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Журко А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11266/2017) Департамента имущественных отношений Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 04.08.2017 по делу N А46-3663/2017 (судья Пермяков В.В.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Майера Александра Рейнгольдовича (ИНН 550702046330, ОГРН 304550707800010)
к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613)
3-е лицо: Зубаревой Эльвиры Александровны
о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 20.12.2016 N Исх-ДИО/4735-ОГ
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: представитель Хоменко В.А. по доверенности N 55 АА 1618922 от 31.03.2017 сроком действия три года;
- от заинтересованного лица: представитель Лукьянова Н.М. по доверенности N Исх-ДИО/12122 от 24.07.2017 сроком действия один год;
- от 3-го лица: представитель не явился.
установил:
Индивидуальный предприниматель Майер Александр Рейнгольдович (далее - заявитель, ИП Майер А.Р., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (далее - заинтересованное лицо, Департаменту имущественных отношений) о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 20.12.2016 N Исх-ДИО/4735-ОГ, в определении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:030120:3070, площадью 133 480 кв. м, относящегося к категории земель земли населенных пунктов, местоположение которого установлено относительно 3-этажного здания, имеющего почтовый адрес: Омская область, Советский АО, город Омск, пр. Мира, д. 183, корп. 3.
Определением суда первой инстанции от 11.07.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Зубарева Эльвира Александровна (далее - Зубарева Э.А, третье лицо).
Решением от 04.08.2017 по делу N А46-3663/2017 Арбитражный суд Омской области удовлетворил заявленные требования и признал незаконным отказ Департамента имущественных отношении, выраженный в письме от 20.12.2016 N Исх-ДИО/4735-ОГ, в определении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:030120:3070, площадью 133 480 кв. м, относящегося к категории земель земли населенных пунктов, местоположение которого установлено относительно 3-этажного здания, имеющего почтовый адрес: Омская область, Советский АО, город Омск, пр. Мира, д. 183, корп. 3.
В качестве способа восстановления права суд обязал заинтересованное лицо принять решение об определении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:03 01 20:3070 как "железнодорожный транспорт (7.1), водный транспорт (7.3.)" в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков.
Кроме того, суд взыскал с Департамента имущественных отношений в пользу ИП Майера А.Р. 300 рублей расходов на оплату государственной пошлины.
В обоснование решения суд указал, что на орган местного самоуправления поселений, орган местного самоуправления городского округа в период до 1 января 2020 года возложена обязанность по внесению изменений в правила землепользования и застройки в части проведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков; в перечень полномочий Департамента имущественных отношений входит как первоначальное определение вида разрешенного использования земельного участка, но и его изменение.
В апелляционной жалобе Департамент имущественных отношений просит решение суда 1 инстанции отменить, приняв новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку заинтересованное лицо является органом местного самоуправления, в полномочия которого входят функции по определению вида разрешенного использования земельных участков, изменение уже существующего вида разрешенного использования не входит в компетенцию заинтересованного лица; согласно информационной сети "Интернет" на спорном земельном участке расположены производственные предприятия ООО "Бетонснаб", ООО ПКФ "Омскстройметалл", осуществляющие производственную деятельность, что соответствует виду разрешенного земельного участка "для производственных целей под здания, строения, сооружения, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок"; решение суда не содержит указание на то, чем принятое решение нарушает права и охраняемые интересы заявителя.
ИП Майер А.Р. представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель заявителя - доводы отзыва.
Надлежащим образом уведомленная ИП Зубарева Э.А. отзыв на апелляционную жалобу не представила, явку своего представителя в процесс не обеспечила, в связи с чем, дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие данного лица по имеющимся в деле доказательствам.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителя ИП Майера А.Р. и Департамента имущественных отношений, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее установил следующие обстоятельства.
Майер А.Р., Зубарева Э.Э. и ЗАО "Управляющая компания "ЭкоЮнион" на основании договора аренды от 21.10.2008 N ДГУ-С-13-1064, заключенного с Главным управлением по земельным ресурсам Омской области, являлись арендаторами земельного участка с кадастровым номером 55:36:030120:3070, площадью 133 480 кв. м, местоположение которого установлено относительно 3-этажного здания, имеющего почтовый адрес: Омская область, Советский АО, город Омск, проспект Мира, д. 183, корп. 3 (л.д. 11-15).
Означенный договор был заключен сроком на 25 лет на основании распоряжения Главного управления по земельным ресурсам Омской области от 10.06.2008 N 2774-р "О предоставлении Зубаревой Эльвире Александровне, Майеру Александру Рейнгольдовичу и ЗАО "Управляющая компания "ЭкоЮнион" с множественностью лиц на стороне арендатора земельного участка, государственная собственность на который не разграничена и расположенного в городе Омске" (пункт 1.1. договора).
В силу данного договора и кадастрового паспорта земельного участка от 21.10.2008 N 32/08-42210 (л.д. 16-17), земельный участок относится к землям населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования "для производственных целей под здания, строения, сооружения, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок".
После ликвидации Главного управления по земельным ресурсам Омской области, в силу пункта 4 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", подпункта 2 пункта 20 Решения Омского городского Совета от 26.10.2011 N 452 "О департаменте имущественных отношений Администрации города Омска" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа, осуществляет орган местного самоуправления в лице Департамента имущественных отношений Администрации города Омска, на который перешли все права арендодателя по договору.
Согласно приложению N 4 к договору, техническим паспортам и свидетельствам о праве собственности (л.д. 18-50) в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:030120:3070, площадью 133 480 кв. м находятся следующие объекты недвижимости, которые на момент заключения договора, принадлежали ИП Майеру А.Р., Зубаревой Э.Э. и ЗАО "Управляющая компания "ЭкоЮнион": сооружение: причал, площадью по наружному обмеру 5760,00 кв. м литера AM, расположен по адресу: г. Омск, пр-кт Мира, д. 183, корпус 3; железнодорожный путь Николаевка-ДОК, общей протяженностью 2526,80 м, инвентарный номер 5000382, расположенный по адресу: г. Омск, пр-кт Мира, 183, корпус 3, от СП N 29 до СП N 2, СП N 1 до упора, СП N 2 до упора, СП N 31 до СП N 3, СП N 3 до упора; нежилое одноэтажное здание с двумя одноэтажными пристройками, общей площадью 1423,80 кв. м, инвентарный номер 6664216, литера М, M1, М2, МЗ, расположенное по адресу: г. Омск, пр-кт Мира, д. 183 (назначение объекта по техническому паспорту - здание холодного склада); здание АБК, литеры АБ, АБ1, расположенные по адресу: г. Омск, пр-кт Мира, д. 183, корпус 3; здание бригадира пути (литер Ю), расположенного по адресу: г. Омск, пр-кт Мира, д. 183, корпус 1.
Согласно письму ЗАО "Управляющая компания "ЭкоЮнион" и выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представленным в суд апелляционной инстанции, нежилые помещения N 1П и N 2П были преобразованы в одно помещение N 4П, расположенное по адресу: г. Омск, пр-кт Мира, д. 183, корпус 3, права на которое перешли к ИП Майеру А.Р. по договору купли-продажи имущества от 04.10.2013 N ЭЮ 005/10/13, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 30.11.2010.
Таким образом, собственниками объектов недвижимости, находящихся на земельном участке, являются ИП Майер А.Р. (нежилое помещение N 4П, площадью 577, 3 кв. м, номера на поэтажном плане 1-26, 2 этаж, литера АБ, расположенное по адресу: г. Омск, пр-кт Мира, д. 183, корпус 3; причал, площадью по наружному обмеру 5760,00 кв. м литера AM, расположен по адресу: г. Омск, пр-кт Мира, д. 183, корпус 3; железнодорожный путь Николаевка-ДОК, общей протяженностью 2526,80 м, инвентарный номер 5000382, расположенный по адресу: г. Омск, пр-кт Мира, 183, корпус 3, от СП N 29 до СП N 2, СП N 1 до упора, СП N 2 до упора, СП N 31 до СП N 3, СП N 3 до упора; нежилые помещения N 1П на поэтажном плане: 1 этаж: 1-3, 9-17, 21-26, 32-42; 3 этаж: 1-32 общей площадью 1090,20 кв. м, расположенное по адресу: г. Омск, пр-кт Мира, д. 183, корпус 3; нежилые помещения N 4П на поэтажном плане: 2 этаж: 1-26 Литер АБ общей площадью 577,3 кв. м, расположенное по адресу: г. Омск, пр-кт Мира, д. 183, корпус 3; нежилые помещения 7, 8 на первом этаже, 1, 2, 4-7 на антресольном этаже здания бригадира пути (литер Ю), расположенного по адресу: г. Омск, пр-кт Мира, д. 183, корпус 1) и ИП Зубарева Э.А.
По утверждению заявителя, все перечисленные выше объекты используется для целей разгрузки речных судов и последующей транспортировки грузов посредством железнодорожных путей и автомобильного транспорта.
В связи с тем, что, по его мнению, фактическое использование арендуемого земельного участка и назначение объектов капитального строительства, расположенных на данном земельном участке, соответствует видам разрешенного использования "железнодорожный транспорт, водный транспорт", предусмотренным пунктами 7.1., 7.3 Приказа Минэкономразвития России N 540, ИП Майер А.Р. обратился в Департамент имущественных отношений с заявлением об определении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:030120:3070 в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков.
Письмом от 20.12.2016 N Исх-ДИО/4735-ОГ Департамент имущественных отношений отказал в определении вида разрешенного использования спорного земельного участка как "железнодорожный транспорт (7.1), водный транспорт (7.3.)", поскольку такое действие приведет к изменению уже установленного вида разрешенного использования объекта недвижимости, что не входит в компетенцию департамента.
Полагая, что такой отказ нарушает права и законные интересы ИП Майера А.Р., последний обратился в Арбитражный суд Омской области с настоящими требованиями.
Арбитражным судом Омской области 04.08.2017 по делу N А46-3663/2017 было вынесено решение. Указанное решение обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, а решение суда считает законным и обоснованным исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением и подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Частью 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что разрешенное использование земельных участков может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент (часть 2.1. статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (часть 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, действующее земельное и градостроительное законодательство позволяет правообладателю земельного участка выбирать вид разрешенного использования из любого из основных и вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленных градостроительным зонированием и, как следствие, изменять вид разрешенного использования земельного участка.
Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, которыми определено территориальное зонирование, где для каждой территориальной зоны установлены виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно данному нормативному акту в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:030120:3070, площадью 133 480 кв. м были установлены следующие территориальные зоны: зона производственно-коммунальных объектов I-II классов опасности (III-1895), зона производственно-коммунальных объектов IV-V классов опасности (П3I-1968), зона городского наземного транспорта (ИТ2-1373), прибрежная зона отдыха (Р4-2060), имеющие несовпадающие между собой основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Рассмотрение настоящего дела приостанавливалось до рассмотрения судом общей юрисдикции в рамках дела N 3а-30/2017 заявления ИП Майера А.Р. о признании недействующим решения Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области" в части выделения территориальных зон III-1895, П3I-1968, ИТ2-1373, Р4-2060 по отношению к границам земельного участка с кадастровым номером 55:36:030120:3070.
Вступившим в законную силу решением суда от 27.04.2017 заявленные требования были удовлетворены в полном объеме. При этом суд общей юрисдикции сослался на то, что границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
По запросу суда апелляционной инстанции заинтересованным лицом было представлено письмо Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омск от 12.10.2017 N 11/10894, согласно которому в связи с решением Омского областного суда от 27.04.2017 вопрос о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ города Омск Омской области в части изложения в новой редакции территориальных зон III-1895, П3I-1968, ИТ2-1373, Р4-2060 в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:030120:3070 на территориальную зону П. 3 рассмотрен на заседании комиссии по подготовке проекта изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ города Омск Омской области и принято решение: рекомендовать согласиться. Ориентировочное время окончательного решения вопроса - 4 квартал 2017 года.
Таким образом, на момент рассмотрения дела в суде решение о территориальном зонировании в части земельного участка с кадастровым номером 55:36:030120:3070 признано недействующим как принятое без учета требования принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Во исполнение решения суда осуществляются процедуры по внесению в территориальное зонирование сведений о принадлежности земельного участка с кадастровым номером 55:36:030120:3070 в территориальной зоне П3.
Согласно Приложению "Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в территориальных зонах города Омска" к Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ города Омск Омской области в территориальной зоне П. 3 в качестве основного вида использования разрешается, в том числе, размещать: железнодорожные пути, конструктивные элементы железнодорожных сооружений (опоры, путепроводы, автотранспортные переезды, виадуки, речные порты, ремонтно-эксплуатационные базы, осуществляющие обслуживание и отстой плавучих средств.
Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" был утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков. Пунктом 2 Приказа было установлено, что после его вступления в силу виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с пунктом 1 этого Приказа.
Согласно названному нормативному акту пунктами 7.1 и 7.3 предусмотрены такие виды разрешенного использования как "Железнодорожный транспорт" и "Водный транспорт".
В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков к виду разрешенного использования объектов недвижимости в разделе "Железнодорожный транспорт" относятся земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных путей; размещения, зданий и сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов и станций, а также устройств и объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта; размещение погрузочно-разгрузочных площадок, прирельсовых складов (за исключением складов горючесмазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов, не предназначенных непосредственно для обеспечения железнодорожных перевозок) и иных объектов при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами; размещение наземных сооружений метрополитена, в том числе посадочных станций, вентиляционных шахт; размещение наземных сооружений для трамвайного сообщения и иных специальных дорог (канатных, монорельсовых, фуникулеров).
К виду разрешенного использования "водный транспорт" - размещение искусственно созданных для судоходства внутренних водных путей, размещение объектов капитального строительства внутренних водных путей, размещение объектов капитального строительства морских портов, размещение объектов капитального строительства, в том числе морских и речных портов, причалов, пристаней, гидротехнических сооружений, навигационного оборудования и других объектов, необходимых для обеспечения судоходства и водных перевозок.
Как следует из назначения объектов, находящихся в собственности у заявителя и третьего лица (причал, железнодорожные пути, холодный склад, здание бригадира пути), неопровергнутых заинтересованным лицом пояснений заявителя о фактическом виде деятельности, связанном с эксплуатацией речного причала для принятия, хранения и последующей отправки грузов, принятых от речных судов, а также с учетом данных, отраженных в акте проверки целевого использования земельного участка N 201-Ц от 18.05.2014 и приложенных к акту фотографий, следует, что фактическое использование арендуемого земельного участка и назначение объектов капитального строительства, расположенных на данном земельном участке, соответствует видам разрешенного использования, указанным в разделах 7.1 и 7.3 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков "железнодорожный транспорт, водный транспорт".
При этом, не принимается судом во внимание утверждение заинтересованного лица о том, что согласно информационной сети "Интернет" на спорном земельном участке расположены производственные предприятия ООО "Бетонснаб", ООО ПКФ "Омскстройметалл", осуществляющие производственную деятельность, что соответствует виду разрешенного земельного участка "для производственных целей под здания, строения, сооружения, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок" как противоречащее приведенным выше доказательствам.
Как было выше сказано, земельный участок относится к землям, на которые право собственности не разграничено, а заявитель и третье лицо являются арендаторами этого земельного участка и собственниками находящихся там зданий и сооружений, что исключает возможность им самостоятельно выбрать и изменить вид разрешенного использования как уникальную характеристику объекта недвижимости из числа предусмотренных территориальным зонированием.
Вопреки установленной частью 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации возможности правообладателям выбирать разрешенный вид использования из числа установленных градостроительным зонированием, органы государственной власти и органы местного самоуправления, являясь не только собственниками предоставляемых в пользование земельных участков, но и органами власти, осуществляющими планирование использования земельных участков, не выбирают, а утверждают виды разрешенного использования земельных участков, что предусмотрено в письмах Минэкономразвития России, в том числе, от 26.05.2009 N Д23-1570.
В соответствии с частью 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
Согласно Положению о Департаменте имущественных отношений Администрации г. Омска, утвержденному решением Омского городского Совета от 26.10.2011 N 452, Департамент является структурным подразделением Администрации г. Омска, осуществляющим управление и распоряжение землями, расположенными в границах города Омска (пункт 17 Положения).
При этом полномочия Департамента по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, конкретизированы подпунктом 13.2 пункта 20 Положения о департаменте имущественных отношений Администрации г. Омска, согласно которому за департаментом закреплено полномочие определять сведения об уникальных характеристиках и дополнительные сведения о земельных участках, в том числе, определять вид разрешенного использования земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и распоряжение которыми осуществляют органы местного самоуправления города Омска.
Таким образом, к числу функций Департамента имущественных отношений отнесено, определение сведений об уникальных характеристиках и дополнительных сведений о земельных участках, в том числе, определение вида разрешенного использования земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и распоряжение которыми осуществляют органы местного самоуправления города Омска, что предполагает не только их первоначальное утверждение, но и, как следствие, любое изменение.
Более того, органы местного самоуправления и органы государственной власти имеют не только право утверждать изменение вида разрешенного использования, но и обязаны это делать в случаях, когда фактически установленный вид разрешенного использования не соответствует наименованию вида, предусмотренного в Классификаторе видов разрешенного использования земельных участков, что прямо предусмотрено в период до 01.01.2020 пунктом 12 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Не принимается во внимание и довод подателя апелляционной жалобы о том, что его отказ в утверждении изменения вида разрешенного использования не нарушает прав заявителя, поскольку, как верно указывает ИП Майер А.Р., конкретный вид разрешенного использования одним из основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности является принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования.
Таким образом, нормы материального права применены судом первой инстанции правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Принятое по делу решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба удовлетворения не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не распределяются, поскольку ее податель был освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Администрации города Омска оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 04.08.2017 по делу N А46-3663/2017 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Н.А.ШИНДЛЕР
Н.А.ШИНДЛЕР
Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
О.А.СИДОРЕНКО
Л.А.ЗОЛОТОВА
О.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)