Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.08.2016 N 04АП-3534/2016 ПО ДЕЛУ N А10-7129/2015

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 августа 2016 г. по делу N А10-7129/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 августа 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Ткаченко Э.В., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Туголуковым И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи, при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия с участием судьи Серебренниковой Т.Г. и секретаря судебного заседания Лхамадиевой Б.Ц. апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 16 мая 2016 года по делу N А10-7129/2015 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Промэнерго" (ОГРН 1110327004369, ИНН 0326497885) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (ОГРН 1040302993598, ИНН 0326023500) о признании незаконным отказа от 21 сентября 2015 года N 03/015/003/2015-3105 в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества,
(суд первой инстанции: судья Мархаева Г. Д-С.),
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Промэнерго" - Разуваевой Ю.П. - представителя по доверенности от 16.11.2015,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия - Назаровой Н.В. - представителя по доверенности от 24.02.2016,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Промэнерго" (далее - заявитель, ООО "Промэнерго" или общество) обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (далее - Управление Росреестра по РБ, Управление или регистрирующий орган) о признании незаконным отказа от 21 сентября 2015 года N 03/015/003/2015-3105 в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества с кадастровым номером 03:24:000000:63434, находящийся по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Иволгинская, ул. Борсоева.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 16 мая 2016 года заявленные требования удовлетворены, признан незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия от 21 сентября 2015 года N 03/015/003/2015-3105 в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества с кадастровым номером 03:24:000000:63434, как не соответствующий Федеральному закону от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Градостроительному кодексу Российской Федерации.
На Управление возложена обязанность осуществить государственную регистрацию права собственности на объект недвижимого имущества с кадастровым номером 03:24:000000:63434, расположенный по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Иволгинская, ул. Борсоева.
Не согласившись с указанным решением, Управление обжаловало его в апелляционном порядке.
Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как незаконного, принятого при неправильном применении норм материального права по мотивам, изложенным в жалобе.
Как следует из апелляционной жалобы, спорное сооружение, возведено в 2011 году.
Действие пункта 5 части 5 статьи 24 Градостроительного устава Республики Бурятия не распространяется на объекты, возведенные (либо строительство которых начато) до 14.03.2014, то есть оснований для применения к спорным правоотношениям положений Градостроительного устава Республики Бурятия у суда не имелось.
Управление указывает, что государственная регистрация права собственности на объект недвижимого имущества в рамках статьи 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) может быть осуществлена только при наличии правоустанавливающих документов на земельный участок.
В ходе проведения правовой экспертизы, как и в ходе судебного заседания, установлено, что спорное сооружение расположено на земельных участках с кадастровыми номерами: 03:24:000000:54803, 03:24:010944:10, 03:24:010944:390, 03:24:000000:51112, 03:24:011101:1967, 03:24:000000:49702, 03:24:011101:12, 03:24:011201:21.
На момент обращения за государственной регистрацией прав, ООО "Промэнерго" подтвердило свои права лишь в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 03:24:000000:54803 и 03:24:011201:286, принадлежащих им на праве аренды.
Публичные сервитуты зарегистрированы лишь в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 03:24:000000:51112, 03:24:000000:49702, 03:24:010944:390. Сведения о государственной регистрации публичных сервитутов в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 03:24:011101:1967 и 03:24:011101:12 отсутствуют.
При наличии изложенных обстоятельств, вывод суда об установлении публичных сервитутов в отношении всех указанных земельных участков является ошибочным.
Также заявитель жалобы отмечает, что в решении суда отсутствует обоснование возможности ООО "Промэнерго" использовать установленные для ремонта и обслуживания инженерных сетей публичные сервитуты, в целях прокладки (строительства) спорного линейного сооружения.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 03:24:010944:10, сведения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.
Из апелляционной жалобы также следует, что указанные в статье 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации вспомогательные сооружения не тождественны указанным в пункте 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации сооружениям вспомогательного использования, не являются объектами капитального строительства, соответственно права на такие объекты не подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом о регистрации.
Более того, в материалы дела заявителем не представлено разрешение уполномоченного органа на использование земельных участков (статья 39.33).
Как указывает Управление, все разрешительные документы уполномоченных органов кроме ордера Администрации Советского района г. Улан-Удэ (отдел землепользования и земельного контроля) от 26.04.2011 N 44 на проведение работ по прокладке воздушной и кабельной линии, изданы после возведения спорного сооружения.
Вместе с тем, уполномоченным органом, осуществляющим выдачу разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства на территории г. Улан-Удэ, и соответственно органом, устанавливающим наличие или отсутствие необходимости получения указанного разрешения является Комитет по строительству Администрации г. Улан-Удэ.
Возведение сооружения на земельных участках, не предоставленных в установленном порядке, свидетельствует о самовольности возведения спорного сооружения.
В судебном заседании представитель Управления поддержала доводы апелляционной жалобы.
Общество в представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержала доводы отзыва на апелляционную жалобу.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, выслушав представителя Управления, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Промэнерго" зарегистрировано в качестве юридического лица.
26 мая 2015 года ООО "Промэнерго" обратилось в Управление Росреестра по РБ с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект: сооружение, кадастровый номер 03:24:000000:63434, по адресу Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, улица Иволгинская, улица Борсоева, протяженностью 4507 метров (л.д. 43-46 т. 1).
09 июня 2015 года государственная регистрация права собственности объекта была приостановлена до 09 июля 2015 года в связи с возникшими сомнениями в наличии оснований для проведения государственной регистрации прав (л.д. 76-79 т. 1).
10 июля 2015 года общество обратилось в Управление с заявлением о приостановлении государственной регистрации права собственности на объект на три месяца для доработки документов (л.д. 65-66 т. 1).
07 сентября 2015 года обществом в Управление подано заявление о возобновлении государственной регистрации права собственности на объект (69-71 т. 1).
21 сентября 2015 года Управление Росреестра по РБ сообщением N 03/015/003/2015-3105 отказало обществу в государственной регистрации права на вышеназванный объект недвижимого имущества (л.д. 11-16 т. 1).
В указанном сообщении регистрационный орган указал как на правовое основание для отказа в государственной регистрации абзацы 10 и 13 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Отказ в государственной регистрации мотивирован тем, что заявителем не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав, а также ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.
Не согласившись с вышеназванным отказом от 21 сентября 2015 года N 03/015/003/2015-3105 в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества с кадастровым номером 03:24:000000:63434, расположенный по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Иволгинская, ул. Борсоева, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, а также проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлен главой 3 Закона о регистрации прав.
По правилам пункта 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 5 статьи 2 Закона о регистрации прав заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа от государственной регистрации прав.
На основании статьи 2 указанного Закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданского кодекса.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Пунктом 1 статьи 25 Закона о регистрации предусмотрено, что право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25.3 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, являются документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Пунктом 3 указанной статьи Закона о регистрации установлено, что документом, подтверждающим факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, заявителем в качестве основания для государственной регистрации права собственности на вышеназванный объект недвижимости представлена декларация об объекте недвижимого имущества.
Согласно декларации указан вид объекта недвижимости - сооружение воздушно-кабельная линия ЛЭП, протяженностью 4507 м, с местоположением Республика Бурятия, Советский район, г. Улан-Удэ, улица Иволгинская, улица Борсоева, год создания 2011 год.
Как выше установлено, Управление Росреестра по РБ отказало заявителю в государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости на основании абзацев 10, 13 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации.
Пунктом 1 статьи 20 Закона о регистрации предусмотрено, что в государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе в случаях: если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях если обязанность по представлению таких документов возложено на заявителя (абзац 10 пункта 1 статьи 20).
Ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе (абзац 13 пункта 1 статьи 20).
В обоснование отказа в государственной регистрации регистрирующий орган в сообщении от 21 сентября 2015 года указал, что заявленный к государственной регистрации объект учтен в Государственном кадастре недвижимости с присвоением кадастрового номера 03:24:000000:63434. Данное линейное сооружение является объектом капитального строительства (объектом недвижимого имущества) и для его строительства необходимо получение разрешения на строительство. Право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения (статья 25 Закона о регистрации). В целях проведения правовой экспертизы 01 июня 2015 года был направлен ведомственный запрос в Комитет по строительству г. Улан-Удэ о получении копии разрешения на ввод в эксплуатацию линии электропередачи. Письмом от 03 июня 2015 года Комитет по строительству г. Улан-Удэ сообщил, что разрешения на строительство указанных сетей не выдавалось. Согласно сведениям Государственного кадастра недвижимости сооружение расположено на земельных участках с кадастровыми номерами 03:24:000000:54803, 03:24:010944:10, 03:24:010944:390, 03:24:011201:21, 03:24:011101:1967, 03:24:000000:49702, 03:24:011101:12, 03:24:000000:51112. В качестве документа, подтверждающего право на земельный участок с кадастровым номером 03:24:000000:54803, на котором расположено данное сооружение, представлен договор аренды N 222 от 30.10.202013, согласно которому земельный участок предоставлен обществу для строительства воздушной и кабельной линии электропередач. В качестве документа, подтверждающего право на земельный участок с кадастровым номером 03:24:011201:286 (выделен из 03:24:011201:21), представлен договор аренды от 20.05.2015 со сроком до 20.08.2015. Указанный земельный участок предназначен для размещения линейного сооружения. На земельные участки с кадастровыми номерами 03:24:010944:390, 03:24:000000:51112, 03:24:000000:49702 имеются публичные сервитуты для ремонта и обслуживания инженерных сетей. Публичный сервитут на данные земельные участки не предоставляет кому-либо право возводить объекты капитального строительства. Сведения на земельные участки с кадастровыми номерами 03:24:011101:1967, 03:24:011101:12 в Едином государственном реестре прав отсутствуют. Таким образом, не представлены документы, подтверждающие право на земельные участки, на котором расположено данное сооружение.
В связи с этим, регистрирующий орган посчитал, что отсутствуют основания для государственной регистрации прав на вышеуказанный объект в порядке статьи 25.3 Закона о регистрации.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
В пункте 11 статьи 1 ГрК РФ дано определение линейных объектов, к которым относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
С учетом вышеприведенных норм градостроительного законодательства суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что сооружение - воздушно-кабельная линия ЛЭП, заявленное к государственной регистрации, относится к линейным объектам и являются объектом капитального строительства.
В силу части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
В соответствии с вышеуказанными нормами строительство линейных объектов осуществляется на основании разрешения на строительство, а ввод в эксплуатацию на основании разрешения на ввод в эксплуатацию.
Вместе с тем, как правильно указал суд, пунктами 1 - 5 части 17 статьи 51 ГрК РФ установлены случаи, когда выдача разрешений на строительство не требуется.
Так, в соответствии с пунктом 3 части 17 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
В силу пункта 5 части 17 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется также в иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что рассматриваемая воздушно-кабельная линия ЛЭП построена на основании проектной документации "Электроснабжение сапоговаляльной фабрики ООО "Производственное объединение "Наран" по ул. Борсоева, 89 в Советском районе г. Улан-Удэ", разработанной в 2011 году ООО "Проектно-строительное бюро".
Данный проект разработан на основании задания на проектирование, технических условий, выданных ОАО "МРСК Сибири" - "Бурятэнерго" и архитектурно-планировочного задания. Проектом предусмотрено: строительство ВЛ-10 кВ воздушная линия ЛЭП - 3100 м; строительство ВЛ-10кВ - кабельная - 2100 м; предусматривается реконструкция существующей подстанции и др. Учет электроэнергии предусмотрен на напряжении 10 кВ в существующей ячейке (л.д. 3-24 т. 2).
27 октября 2011 года исполнителем работ ООО "СибСТРОЙ" сданы работы по объекту "Электроснабжение сапоговаляльной фабрики ООО "Производственное объединение "Наран" по ул. Борсоева, 89 в Советском районе г. Улан-Удэ" заказчику ООО "Промэнерго", о чем составлен акт N 1 приемки законченного строительством объекта (форма N КС-11).
Согласно названному акту предъявленный исполнителем работ к приемке "Электроснабжение сапоговаляльной фабрики ООО "Производственное объединение "Наран" по ул. Борсоева, 89 в Советском районе г. Улан-Удэ", расположенные по адресу: ЛЭП от ул. Кабанская ПС 110/10 кВ "Бурводстрой" до фабрики ООО ПО "Наран" по ул. Борсоева, 89 имеют следующие показатели мощности, производительности, протяженности и т. п: мощность подстанции 630 кВ, ВЛ-10, КЛ-10 кВ протяженность 4,77 км, трансформаторная подстанция 1К.Т, трансформатор силовой 630 кВа, 10/0,4 кВа (л.д. 114-115 т. 1).
28 марта 2012 года между филиалом ОАО "МРСК Сибири" - "Бурятэнерго" и ООО "Промэнерго" подписан акт балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон.
В соответствии с указанным актом на балансе ООО "Промэнерго" находятся ВЛ-10 кВ, КЛ-10 кВ, ТП-10/0,4 кВ (л.д. 121-124 т. 1).
10 апреля 2014 года сооружение поставлено на кадастровый учет. Постановка на кадастровый учет объекта недвижимости осуществлена на основании технического плана (л.д. 98 т. 1).
Из кадастрового паспорта на рассматриваемый объект недвижимости следует, что сооружение расположено на земельных участках с кадастровыми номерами 03:24:000000:54803, 03:24:010944:10, 03:24:010944:390, 03:24:011201:21, 03:24:011101:1967, 03:24:000000:49702, 03:24:011101:12, 03:24:000000:51112.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, рассматриваемые электрические сети представляют собой кабельно-воздушные линии напряжением 10 киловольт и построены для обеспечения электрической энергией сапоговаляльной фабрики ООО "Производственное объединение "Наран".
В обоснование настоящего заявления общество указало, что представление разрешений на строительство и ввод объекта в эксплуатацию на рассматриваемое сооружение не требуется в силу положений пункта 5 части 5 статьи 24 Градостроительного устава Республики Бурятия.
В рамках предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий по определению иных случаев, когда не требуется получение разрешения на строительство, Народным Хуралом Республики Бурятии принят Закон Республики Бурятия от 10.09.2007 N 2425-III "О Градостроительном уставе Республики Бурятия" (далее по тексту - Градостроительный устав РБ).
Пунктом 5 части 5 статьи 24 Градостроительного устава РБ (в редакции Закона Республики Бурятия от 07.03.2014 N 386-V) установлено, что выдача разрешения на строительство не требуется, в том числе в случае строительства, реконструкции кабельных, воздушных, кабельно-воздушных линий электропередачи, а также электроустановок напряжением до 10 киловольт включительно.
Учитывая, что в настоящем случае заявленные к государственной регистрации кабельно-воздушные линии электропередачи не превышают напряжение 10 киловольт, следовательно, в силу пункта 5 части 5 Градостроительного устава РБ выдача разрешения на строительство не требуется, как и получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в соответствии с частью 1 статьи 55 ГрК РФ.
Судом первой инстанции правомерно отклонены доводы Управления о том, что вышеуказанные положения Градостроительного устава РБ противоречат федеральному законодательству, в частности ГрК РФ.
Как правильно указал суд, в рассматриваемом случае у государственного регистратора отсутствовали основания для неприменения положений пункта 5 части 5 статьи 24 Градостроительного устава РБ.
Градостроительный устав Республики Бурятия (в редакции Закона Республики Бурятия от 07.03.2014 N 386-V) принят уполномоченным органом субъекта Российской Федерации в пределах предоставленных субъектам Российской Федерации полномочиям. Данный закон Республики Бурятия до настоящего времени никем не оспорен и является действующим.
Следовательно, вышеуказанные положения названного закона подлежат применению во взаимосвязи и в исполнение статьи 51 ГрК РФ.
Общество обратилось в Управление Росреестра по РБ за государственной регистрацией в мае 2015 года, следовательно, в настоящем случае применимы нормы законодательства, действующие в рассматриваемый период.
Как следует из материалов дела, 29 мая 2015 года в процессе государственной регистрации государственный регистратор сделал запрос в Комитет по строительству Администрации г. Улан-Удэ (далее - Комитет по строительству), в котором просил сообщить следующее:
- - является ли вышеперечисленное сооружение объектом вспомогательного назначения, то есть объектом пониженного уровня ответственности, для строительства которого не требуется выдача разрешения на строительство;
- - в случае если выдача разрешения не требуется в соответствии с пунктами 5, 8, 9 части 5 статьи 24 ГрК сообщить о соблюдении ООО "Промэнерго" условий, установленных частью 6 статьи 24 ГрК РФ, а также дату начала строительства (л.д. 72-73 т. 1).
03 июня 2015 года Комитет по строительству сообщил государственному регистратору, что разрешение на строительство указанных сетей не выдавалось.
Наряду с этим, Комитет по строительству сообщил, что в запросе не указано напряжение сети для отнесения его к статье 24 Градостроительного устава Республики Бурятия, в соответствии с которой разрешение на строительство сетей электроснабжения напряжением 10 кВ включительно не требуется (л.д. 75 т. 1).
17 июня 2015 года Комитет по строительству по запросу представителя ООО "Промэнерго" о необходимости получения разрешения на строительство линейного объекта - воздушно-кабельная линия электропередачи протяженностью 4507 м, расположенный по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Иволгинская, ул. Борсоева, сообщил обществу, что данный объект является объектом вспомогательного использования, поскольку выполняет вспомогательную и обслуживающую функции по отношению к объекту "Цех по производству шерсти ООО "Наран", расположенный по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Борсоева, 89. В соответствии с пунктом 3 части 17 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования (л.д. 94 т. 1).
28 августа 2015 года Комитет по строительству также письмом сообщил государственному регистратору, что по обращению ООО "Промэнерго" в связи с приостановлением государственной регистрации права на сооружение электроэнергетики был дан ответ об отсутствии необходимости получения разрешения на строительство линии электропередачи в связи с тем, что данное сооружение является объектом вспомогательного назначения (л.д. 75 т. 1).
В соответствии с пунктом 3.1 Положения о Комитете по строительству Администрации г. Улан-Удэ, утвержденного постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 30.11.2011 N 523, Комитет по строительству в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет выдачу разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства на территории г. Улан-Удэ; выдачу разрешения на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства на территории г. Улан-Удэ.
Из вышеприведенных ответов уполномоченного органа следует, что необходимость в получении разрешения на строительство на рассматриваемый линейный объект отсутствует, поскольку данный объект является объектом вспомогательного использования.
Как выше установлено, строительство воздушно-кабельной линия ЛЭП осуществлено на основании проекта "Электроснабжение сапоговаляльной фабрики ООО "Производственное объединение "Наран" по ул. Борсоева, 89 в Советском районе г. Улан-Удэ".
Учитывая назначение воздушно-кабельной линии по обеспечению электроснабжения цеха по производству шерсти ООО ПО "Наран" - основного объекта, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в рассматриваемом случае строительство указанного сооружения осуществлено как объекта вспомогательного использования.
Следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, в силу положений пункта 3 части 17 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство сооружения вспомогательного использования не требовалось, что по существу подтверждено Комитетом по строительству.
Заявитель обратился за государственной регистрацией права собственности на созданный объект недвижимого имущества на основании пункта 1 статьи 25.3 Закона о регистрации, то есть в случае, когда для строительства объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдача разрешения на строительство.
Управление в сообщении об отказе в государственной регистрации права собственности на рассматриваемый объект также указал, как на основание отказа, что заявителем не представлены документы, подтверждающие право общества на земельные участки, на котором расположено данное сооружение.
Как выше установлено судом первой инстанции, по сведениям Государственного кадастра недвижимости сооружение расположено на земельных участках с кадастровыми номерами 03:24:000000:54803, 03:24:010944:10, 03:24:010944:390, 03:24:011201:21, 03:24:011101:1967, 03:24:000000:49702, 03:24:011101:12, 03:24:000000:51112.
Между тем в указанном сообщении отражено, что в качестве документа, подтверждающего право на земельный участок с кадастровым номером 03:24:000000:54803, на котором расположено данное сооружение, представлен договор аренды N 222 от 30 октября 2013 года.
Как видно из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 03:24:000000:54803 является многоконтурным (47 контуров) земельным участком площадью 3266 +/- 20 кв. м с разрешенным использованием под строительство воздушной и кабельной линии электропередачи.
Решением Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ от 28 октября 2013 года N З-2285 указанный земельный участок предоставлен обществу для строительства воздушной и кабельной линии электропередач и заключен вышеуказанный договор аренды (л.д. 51-61 т. 1).
В качестве документа, подтверждающего право на земельный участок с кадастровым номером 03:24:011201:286 представлен договор аренды от 20 мая 2015 года со сроком до 20 августа 2015 года.
Указанный земельный участок является многоконтурным (4 контура) площадью 10 +/-1 кв. м, выделен из земельного участка с кадастровым номером 03:24:011201:21 (л.д. 25-38 т. 2).
Вышеназванный договор аренды заключен между ООО ПО "Наран" и ООО "Промэнерго" и предназначен для использования в целях размещения линейного сооружения электроэнергетики (л.д. 105-106 т. 1).
В соответствии с постановлениями от 09 февраля 2015 года N N 27, 28, 29, 30, 32 Администрации г. Улан-Удэ на земельные участки с кадастровыми номерами 03:24:000000:51112, 03:24:011101:1967, 03:24:000000:49702, 03:24:010944:390, 03:24:011101:12 установлены постоянные публичные сервитуты для обеспечения интересов местного населения для ремонта и обслуживания инженерных сетей (л.д. 107-110 т. 1).
В отношении земельного участка с кадастровым номером 03:24:010944:10 заявителем представлено уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества (л.д. 103 т. 1).
В соответствии пунктом 2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.
Публичный сервитут может устанавливаться, в том числе для использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры (подпункт 2 пункта статьи 23 ЗК РФ).
В соответствии с абзацем 2 подпункта 2 пункта 2 статьи 89 Земельного кодекса Российской Федерации для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2014 года N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В пункте 5 указанного перечня включены линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
В материалах дела отсутствуют какие-либо сведения о разграничении права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 03:24:000000:51112, 03:24:011101:1967, 03:24:000000:49702, 03:24:010944:390, 03:24:011101:12, 03:24:010944:10, следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, данные земельные участки находятся в государственной собственности.
В силу положений вышеназванного постановления Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2014 года N 1300 размещение рассматриваемых линий электропередачи на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, возможно без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
С учетом положений статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2014 года N 1300, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что частичное размещение воздушных линий ЛЭП на земельных участках с кадастровыми номерами 03:24:000000:51112, 03:24:011101:1967, 03:24:000000:49702, 03:24:010944:390, 03:24:011101:12, 03:24:010944:10 возможно без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
При таких обстоятельствах, как правильно указал суд первой инстанции государственная регистрация спорного объекта должна быть осуществлена на основании документов, предусмотренных пунктом 3 статьи 25.3 Закона о регистрации, то есть на основании декларации об объекте недвижимого имущества и представленных заявителем договоров аренды земельных участков, без истребования от заявителя правоустанавливающих документов на все земельные участки.
При этом суд учел особое значение построенного объекта, обеспечивающего электрической энергией цех по производству шерсти сапоговаляльной фабрики ООО "ПО "Наран", наличием потребности в поставке по рассматриваемым сетям электрической энергии иным потребителям.
Заявителем на государственную регистрацию права собственности на сооружение представлены предусмотренные пунктом 3 статьи 25.3 Закона о регистрации документы, в том числе декларация об объекте недвижимого имущества по форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 03.11.2009 года N 447.
С учетом изложенных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что у регистрирующего органа не имелось законных оснований, предусмотренных абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации, для отказа в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества: объект недвижимого имущества с кадастровым номером 03:24:000000:63434, расположенные по адресу Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, улица Иволгинская, улица Борсоева.
Следовательно, Управление Росреестра по РБ необоснованно и незаконно вынесло решение, оформленное сообщением N 03/015/003/2015-3105, об отказе обществу в государственной регистрации права собственности на вышеназванный объект по основаниям, указанным в названном сообщении.
Оспариваемое решение противоречит требованиям Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и Градостроительного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя в предпринимательской деятельности, поскольку препятствует распоряжению и пользованию указанным объектом в предпринимательских целях.
Согласно части 2 статьи 201 АРК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований заявителя.
При таких фактических обстоятельствах и правовом регулировании у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 16 мая 2016 года по делу N А10-7129/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.

Председательствующий судья
В.А.СИДОРЕНКО

Судьи
Д.В.БАСАЕВ
Э.В.ТКАЧЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)